- Немного истории
- Ку́коль русского патриарха
- Богослужебные облачения архиереев
- Клобу́к
- Повседневная одежда священнослужителей
- Символическое значение
- Употребление в христианстве
- Кто удостаивается права ношения этого головного убора в Русской Православной Церкви?
- Из истории рясы
- Камилавка в церкви
- Камилáвка
- Ку́коль схимника
Немного истории
Слово митра очень старое, его корни уходят во времена культа божественности Солнца и гармонии. Этот древний восточный культ затем распространился по всей Римской империи, с I века до н.э до I века нашей эры и дольше среди воинов и широких масс.
Одежды священников в иудаизме
Жрецы этого божества носили высокий головной убор, похожий на голову рыбы. Затем в измененном виде его стали использовать иудейские первосвященники, а затем и христианские епископы.
Здесь необходимо отметить сходство и различие между двумя понятиями, очень похожие слова, которые иногда путают. Мегаполис – это государство или его столица, за пределами которой находятся зависимые города или территории. Это концепция светского использования.
Метро – это тоже большой город, столица, но главной особенностью является наличие в нем офиса метрополитена, центра региона – столичного округа, где находится главный собор.
История этих названий восходит к Древней Греции, Риму, где так назывался великий город. Именно оттуда христианская церковь заимствовала их для своего использования. В дальнейшем центр столичного округа часто располагался именно в центральных мегаполисах, что способствовало некоторой путанице этих понятий.
Таким образом получается логическая связь: митра – головной убор митрополита, главы мегаполиса, часто находящегося в столице мегаполиса.
Ку́коль русского патриарха
Традиционно шапку русского патриарха еще называют кукол. Марионетка патриарха представляет собой сплошную круглую белую шапку с изображениями крылатых серафимов – «сионов» – на лбу и на обоих концах шлейфа, с небольшим крестом наверху. Это повседневный головной убор.
Богослужебные облачения архиереев
Епископы во время богослужений носят призник, епитрахелий, ковер, пояс, булаву и саккос (верхнюю одежду без рукавов). Саккос символически напоминает о царском достоинстве Иисуса Христа. В епископском облачении есть особая деталь: омофор (от греч. – «носимый на плечах»), очень широкая лента, которая специально надевается на плечи епископа. Это признак высшей иерархической службы.
Символически гомофор указывает на заблудшую овцу, то есть на людей, которых Иисус, как добрый пастырь, «взял» на свои плечи, чтобы привести их обратно к Богу (Евангелие от Иоанна 10:11). У епископов также есть знак церковной власти: жезл. Напомните верующим, что все люди – паломники на земле. Жезл также является атрибутом пастыря: по примеру Христа епископ является пастырем, а верующие – агнцами Бога, которых он ведет.
Богослужебный головной убор архиерея – митра.
Клобу́к
(Турецкий – шапка)
Клобук – камилавка черного монаха с длинным шлейфом из трех частей. Монахи священства носят капюшон как во время богослужений, так и в повседневной жизни. Архиепископы носят черный капюшон с вышитым крестом, митрополиты – белый капюшон с крестом.
Читайте также: Из чего и как можно сделать сумку для пылесоса своими руками
Повседневная одежда священнослужителей
Независимо от чина священства, все священники в общественных местах носят одну и ту же одежду. Для белого (женатого) духовенства это сутана и сутана. Платье представляет собой довольно длинную, почти до земли, рубашку с узкими рукавами. Ряса – длинная, в пол, верхняя одежда с широкими рукавами, преимущественно черного цвета. Однако цвет церковного статута строго не установлен. Головной убор – скуфия, тряпичная или бархатная шапочка черного цвета (у почетных священников – пурпурная).
установлено, что черное духовенство (монахи) носят ту же одежду, что и белое духовенство. Единственное отличие для них – использование накидки (длинного плаща без рукавов) в особых случаях. Головной убор – капюшон с наметкой (покрывалом).
священники обязаны носить наперсный крест на своей одежде. Для епископов предусмотрено дополнительное использование панагии (маленькой иконы, украшенной цепочкой).
Символическое значение
Прежде всего, это символическое изображение тернового венца Господа. Это также царская корона, венец небесного венчания, высшее достоинство архипастыря по подобию Спасского Царства.
Употребление в христианстве
Первая митра появилась в 4 веке в тогда еще неразделенной церкви. Их носили папы и напоминали короны земных царей. Это засвидетельствовал Теодоро Валсомон в 12 веке и благословил. Симеон Солунский в 15.
Эти головы, подобные короне, имели патриархи после пап в Александрии (до 12 века), а затем в Константинополе.
Кто удостаивается права ношения этого головного убора в Русской Православной Церкви?
В настоящее время это такие степени духовенства, как:
- Патриарх.
- Митрополиты.
- Архиепископы.
- Епископы.
- Архимандриты (с 1705 г).
- Протоиерей Митрати.
Последние две категории не относятся к высшим иерархам, но архимандриты неизменно занимают значительные должности, это высший чин черного (монашеского) духовенства, именно от них назначаются новые епископы. Митра был награжден всеми архимандритами не по личным заслугам, а по чину.
Архиереи – единственная категория белого духовенства (не монахи, женатые священники), представители которой могут быть награждены использованием митры. В этом случае награда дается конкретному протоиерею, за личные достижения он становится автоматом и во время службы носит пистолет-пулемет.
Право ношения митры архиереем ввел император Павел I своим указом. Митра могла быть дарована священнику только по личному приказу императора.
Широкое использование такой награды началось только после революции 1917 г. До этого она была не очень распространена.
Из истории рясы
До 17 века русское духовенство носило не мантии, а односторонние кафтаны. Их можно было шить из тканей разного цвета – малинового, пурпурного, зеленого и, в отличие от появившегося позже русского платья, имели узкие рукава.
Формирование русской рясы произошло под влиянием проникновения греческой одежды для духовенства в нашу страну. При этом русская ряса стала не копией одежды греческих священников, а своеобразным «гибридом» отечественного и зарубежного вариантов.
До революции 1917 года русское духовенство любило ярко раскрашенные мантии, например, малиновые. В наше время постоянно в приоритете черная одежда, но используются и другие тона – темно-синий, серый, бежевый, кремовый, особенно в теплое время года.
Камилавка в церкви
В Греческой Православной Церкви шапка является неотъемлемой частью одежды священника и снимается при рукоположении. В составе церковных облачений русская камилавка появилась в конце 17 века. В облачениях служителей Русской Православной Церкви этот головной убор заменял скуфию. Нововведение, изменившее привычный облик священника, не было принято духовенством. Долго отказывались носить камилавки.
Сегодня камилавка – это неотъемлемый элемент одежды священников, имеющий определенные отличия в зависимости от ранга священника.
Камилáвка
(гр. – из верблюжьей шерсти)
Сплошной прямой цилиндр расширен вверх черного, пурпурного или темно-синего цвета. Он вошел в обиход в Русской Церкви после реформ Никона во второй половине 17 века. Священники и протодиаконы белого духовенства могут получить право ношения камилавки в качестве литургической награды. Белое духовенство носит камилавку только во время богослужений.
Ку́коль схимника
Мягкий заостренный капюшон черного цвета с двумя длинными полосками ткани, покрывающими спину и грудь. Белыми нитками на кукле вышиты изображения креста, крылатых серафимов и текст Трисвятения. Головной убор монаха большой схемы. Подходит к пальто.