Отдание Пасхи

Русская вера и русские традиции: старообрядчество и староверы вчера и сегодня

Подарок Пасхи

Пасху отмечают в среду, на шестой неделе после Пасхи. В этот день подходят к концу сорок дней празднования светлого воскресения Христа, и мы в последний раз приветствуем друг друга словами пасхальной радости: «Христос воскрес!» и готовимся к предстоящему празднику Вознесения Господня.
Содержание:

  • Подарок Пасхи. История
  • Явления воскресшего Иисуса через 40 дней после Пасхи
  • Дар пасхального богослужения

Отдание Пасхи. История

«Дар» праздника — это последний день празднования большого или двенадцати великих праздников, который имеет свои отличительные черты в богослужении. Из истории церкви известно, что празднование важнейших христианских праздников, таких как Пасха, Рождество и Троица, стали отмечать еще в 4 веке, позже соответствующий уставный порядок был принят в его нынешнем виде форма. Послеродовой праздник Пасхи имеет самый длительный период по сравнению со всеми остальными двумя-двенадцатью праздниками и длится сорок дней, потому что, согласно Преданию Церкви, Господь после Своего воскресения из мертвых все еще находился на земле в эти дни и неоднократно являлся своей Пречистой Матери, а также S ученикам и апостолам.

Явления воскресшего Исуса в течение 40 дней после Пасхи

День отречения от праздника Пасхи был последним днем ​​земной жизни Иисуса Христа, когда воскресший Господь явился своим ученикам, чтобы сказать последние слова о Царстве Небесном. Мы находим рассказы о явлениях воскресшего Господа в сорокадневный период от Пасхи до Вознесения у всех четырех евангелистов:

«Согласно Иоанну, Иисус впервые явился ученикам в тот самый день воскресения, когда двери были закрыты; затем — через восемь дней, когда Фома тоже поверил. Затем, когда они подумали о поездке в Галилею, а они еще не все собрались, но некоторые из них ловили рыбу в Тиберии, тогда Господь явился только семерым рыбакам. То, о чем говорит Матфей, ​​произошло позже, как раз тогда, когда впервые произошло то, о чем рассказывает Иоанн, поскольку он часто являлся им в течение сорока дней, иногда приходя, а затем уходя, но не всегда и не везде присутствуя с ними »[1].

Подарок Пасхи

Явление Христа апостолам на берегу Тивериадского моря. Фреска Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове. XII век

Св. Иоанн Богослов пишет здесь особенно подробно, последняя 21-я глава Евангелия целиком посвящена описанию третьего явления Спасителя, которое произошло у Тивериадского моря. На этот раз Господь не только явился ученикам, но и разделил с ними трапезу, хотя после своего воскресения он не нуждался в укреплении телесных сил, но сделал это для большей безопасности, чтобы показать, что он воскрес во плоти, в которой он пострадал на кресте. В то же время произошло одно из самых значительных событий в истории зарождающейся Церкви Христовой, с поручением S апостолу Петру заботиться об общем порядке церкви:

«Пока они ужинали, Иисус сказал Симону Петру: Симон Ионин! Ты любишь меня больше, чем их? Петр говорит ему: итак, Господи! Ты знаешь, что я люблю тебя. Иисус говорит ему: паси моих ягнят. И еще раз говорит ему: Симон Ионин! Ты любишь меня? Петр говорит ему: итак, Господи! Ты знаешь, что я люблю тебя. Иисус говорит ему: паси моих овец. Говорит с ним в третий раз: Симон Ионин! Ты любишь меня? Питер был опечален тем, что спросил его в третий раз: ты меня любишь? И он сказал ему: Господи! Ты знаешь все; Ты знаешь, что я люблю тебя. Иисус говорит ему: паси моих овец. Истинно, истинно говорю вам: когда вы были молоды, вы препоясывались и ходили, куда хотели; но когда ты состаришься, ты протянешь руки, и другой опоясывает тебя и ведет туда, куда ты не хочешь. Он сказал это, показывая, какой смертью Петр прославит Бога »(Иоанна 21: 15-19).

«Поскольку ужин имел для Него цель, он доверил Петру заботу об овцах всей вселенной, доверил эту заботу не кому-либо другому, а ему, в первую очередь, потому что он был избранным из всех и были устами всего лица апостолов; затем, чтобы показать, что он должен обладать смелостью, поскольку его отречение установлено. Он не помнит отречения и не винит ее, но говорит: если вы любите меня, позаботьтесь о своих братьях и покажите мне сейчас ту пылкую любовь, которую вы сказали, что готовы умереть за меня. Он спрашивает его трижды, также чтобы показать, что он так сильно заботится о верующих и так сильно любит своих овец, что забота о своих овцах является признаком любви к самому себе; отчасти тройным вопросом и исповедью он исцеляет тройное отречение и словом исправляет падение, которое было в словах.

После этого возник обычай — от желающих креститься просили тройную исповедь.

После первого и второго вопросов Петр призывает засвидетельствовать самому себе, знающему сердце; он больше не полагается на себя, он не отвечает поспешно, но каждый раз добавляет: «Вы знаете». Когда Питера спросили в третий раз, он был смущен, если он ошибочно думал о себе, что любит, когда, возможно, он действительно не любил, потому что раньше он много думал о себе и своей силе, однако последствия опровергал его. И теперь он боялся того же самого. На это он благоговейно отвечает: «Господи! Вы знаете все », и настоящее, и будущее; Вы знаете, что я люблю вас сейчас, как мне кажется; но если моя любовь останется в следующий раз, знаете ли, но я не защищаюсь от себя. Господь, поговорив с Петром о любви к себе, предсказывает мучения, которые он перенесет. Он говорит это, чтобы показать, что если он просит у него любви, то он просит ее не из-за недоверия, а из-за веры в то, что он любит, потому что как он не любит того, кто будет замечен для него? Он просил лучше раскрыть любовь самого Петра и научить всех, что если мы хотим любить его, мы должны чувствовать нашу любовь к нему, заботясь о наших братьях.

Возможно, новички предназначены для «ягнят», а более продвинутые — для «овец». Следовательно, тот, кто любит Христа, должен заботиться об ягнятах и ​​овцах, должен «кормить» ягнят, то есть иметь более простой надзор за ними, и «кормить» овец, что указывает на высшее руководство. Иногда, однако, нужно заботиться даже о самых безупречных, и сторожу приходится их кормить. «Прошлое» выражает более строгий контроль, а «воспитание» — добрее. Чем же наградим мы Господа, который так любил нас, что заботился о своих овцах в знак любви к себе? ». [2].

Последующее появление Воскресшего, согласно толкованию бл. Феофилак Болгарский, описанный святым Матфеем Евангелистом, когда он повелел своим одиннадцати апостолам собраться в Галилее и повелел им идти на всемирную проповедь. Здесь Спаситель дает торжественное обещание о своем нераздельном постоянстве в христианской расе: «И вот, Я с вами всегда до скончания веков. Аминь »(Матфея, 28, 20).

Ободряя своих учеников (поскольку он послал их к язычникам для резни и опасностей), он говорит: не бойтесь, потому что я буду с вами до скончания веков. Смотрите и на это, как напомнил конец, чтобы они еще больше презирали опасность. Не бойтесь, говорит он, всему придет конец, и мирская боль, и процветание; поэтому не впадайте в боли, потому что они проходят, и не обольщайтесь хорошими вещами, потому что они кончатся. Однако это относилось не только к апостолам: быть с ними, но и ко всем его ученикам в целом, потому что, без сомнения, апостолам не нужно было дожить до конца мира. Следовательно, это обещано нам и тем, кто придет после нас; однако дело не в том, что это будет до конца, а после конца оно уйдет. Нет! Тогда это будет особенно у нас и, более того, самым ясным и очевидным образом, потому что слово «до», где бы оно ни использовалось в Священном Писании, не исключает того, что произойдет после [3].

Явление Христа апостолам на Галилее. Монастырь Дечаны, 14 век, Сербия

Явление Христа апостолам на Галилее. Монастырь Дечаны, 14 век, Сербия

Евангелисты Марк и Лука, святой Марк передает слова прощания и заповеди для апостолов, которые указал им Спаситель:

«И он сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всему творению. Всякий, кто верует и крестится, будет спасен; а кто не верит, тот будет осужден. Эти знамения будут сопровождать верующих: именем Моим будут изгонять бесов; они будут говорить на новых языках; будут ловить змей; и если они выпьют что-нибудь смертоносное, им не повредит; возложат руки на больных и исцелят. И поэтому Господь, поговорив с ними, вознесся на небеса и сел одесную Бога. И они пошли и проповедовали повсюду с помощью Господа и подтверждения слова следующими знамениями. Аминь »(Марка 16: 15-20).

Явление Христа апостолам на берегу Тивериадского моря. Фреска Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове. XII век

Подарок Пасхи

Апостольские проповеди. В ПОРЯДКЕ. 1668 г. Великий Устюг

Соблюдайте заповедь Господа: проповедуйте всему творению. Он сказал не «только послушным», но всему существу, слушает он или нет. Кто поверит — мало, но — и крестится. Потому что всякий, кто уверовал, но не крестился и пока остается публичным, еще не спасется. Он говорит, что верующих будут сопровождать знамения: изгнание демонов, говорение на новых языках, истребление змей — как чувственных, так и умственных, как в других местах говорят: даю вам силу попирать змей и скорпионов (Луки 10: 19), — очевидно, что психическое. Однако выражение «поймать змею» можно понимать буквально; так, например, Павел взял змею в руку, не причинив себе вреда (ср. Деян. 28: 3-5). И если они выпьют что-нибудь смертельное, им это не повредит. Это происходило много раз, как мы находим в рассказах, когда многие, выпивая яд, не пострадали от силы креста. Господь, поговорив с ними, вознесся на небеса и сел одесную Бога. И они пошли и проповедовали повсюду с помощью Господа и подтверждения Слова следующими знамениями… Видите? Везде сначала наши действия, а затем Божья помощь, потому что Бог сотрудничает с нами, когда мы действуем и устанавливаем начало, а когда мы не действуем, Он не сотрудничает. Заметьте также, что дела следуют за словами, а слово подтверждается делами, как и в случае с апостолами, последующие действия и знамения подтверждали слово. О, если бы только Христос Слово, наши слова, о которых мы говорим о добродетели, были подтверждены делами и делами, чтобы мы казались совершенными Тебе, Который помогает нам во всех делах и во всех словах! Потому что слава подходит и на словах, и на делах. Аминь [4].

Отдание Пасхи. Богослужение

Церковная служба на Пасху проводится с особой торжественностью, в этот день совмещаются три уставные службы: праздник Пасхи, Неделя слепых и Префеста Вознесения Господня. 3-й, 6-й и 9-й часы, а также антифоны к литургии поются по пасхальному обряду. Это день поста, но в Триодах есть особый рецепт, согласно которому «братья утешают себя во время еды»: «кладут масло и рыбу и пьют вино, благодаря Богу». Затем верующие приветствуют до следующего года пасхальными гимнами и переходят (кроме чтения молитвы «Царь Небесный») к ежегодной ежедневной молитвенной карточке.

В дни после Пасхи есть свои послабления в отношении поста в среду и пятницу и освобождение верующих от поклонов до земли. Это дни духовной радости, когда, следуя за нашим Спасителем, мы обращаем свой искренний взор в будущее, в вечную Пасху, где мы получим утешение и вечный мир, если мы этого достойны.

Церковные песнопения, предназначенные для этого периода, по большей части говорят об одном и том же. «Сияй, сияй новых Иеросалимов, слава Господня восходит на тебя. Теперь радуйся и будь счастлив, Сион. Ты, Чистая, выпендриваешься. Богородица, в свой рождественский бунт »- постпасхальный плакат, составленный святым Иоанном Дамаскинским, который мы читаем каждый день в церкви и в домашней молитве, всегда мысленно ведет нас в новый мир и к небесным Иеросалимам. Преподобный Никодим Святорец в толковании пасхального канона подробно раскрывает духовное значение этой знаменитой возвышенной молитвы:

«Богодухновенный певец услышал, что пророк Исайя сказал:« Черпай воду из источника спасения »(Ис. 12: 3) (а источники спасения означают Божественные Писания, согласно толкователям), поэтому он сам взял заимствованное много мыслей из Священного Писания до сих пор и напоил их из духовных садов своих песенных канонов, и теперь он также черпает из того же пророка поговорку, которая гласит: «Сияй, сияй, Иеросалим, твой свет пришел и слава Господа восходит на вас »(Ис 60,1) и делает это истинным ирмосом, слегка изменяя поговорку, и говорит следующее:« О новые Иеросалимы, Католическая Церковь Христа, сияй, сияй ». Поэт удваивает это слово, во-первых, для подтверждения просветления, а во-вторых, для избытка радости, потому что и для тех, кто утверждает одно, и для тех, кто в восторге, принято удваивать одно и то же слово, как сказал великий Григорий: «Обновление, обновление нашего отпуска, братья; пусть с удовольствием повторяется! «(Слово о новой неделе). Итак сияйте, потому что слава Господня воссияла на вас, и слава Господня, по словам Феодора, есть Крест Христов, потому что Писание говорит:» Теперь Сын человек прославлен »(Иоанна 13:31); и, согласно Григорию Богослову, это Божественное Христа, также подтвержденное Павлом:« Отец славы »(Еф. 1:17), то есть Божественное, или, согласно другим, слава Господа — это божественный свет и сияние Его лица, согласно тому, что было сказано: «И слава Господа кабанов их (то есть пастырей)» (Лк. 2: 9), поскольку эти трое светили вам, или Церкви язычников.

Так что становится ясно, что евреи, видящие, не видят, согласно пророчеству Исайи, и люди, сидящие во тьме (то есть язычники), видели великий свет познания Бога, потому что среди тех же евреев Солнце правды , Христос, сокрытый из-за их неверия, потому что убитый ими, Он спрятался и царствовал в глубинах гробницы и ада, и среди нас, которые верили язычниками, он сиял, потому что мы признали восхождение Его божественности и сияли светом благочестия и добродетели. Кантор повелевает новому Сиону танцевать духовно и радоваться воскресению Жениха Христа, потому что радость и ликование Христа также принадлежат нам. Затем он обращается свое слово к Богородице не зря и не мимоходом, делая это, а с целью показать, что этот ирмос принадлежит девятой песне, автором песен которой стал правитель и создательница Богородицы, а потому говорит ей: «А ты, Матерь Божия, радуйся и радуйся воскресению Сына твоего, потому что, как прежде меч боли вошел в твое сердце из-за страданий и смерти Сына твоего, согласно пророчеству Симеона, так и теперь стоит от вас зависит прежде всего радоваться и радоваться, больше, чем другие, о воскресении вашего Сына, как вы и она пророчествовали в ее песне, говоря: «Радуйтесь духом Моим в Боге, Спасителе моем» (Луки 1:47) 32».

Источники:

[1] Блаженный Феофилакт Болгарский, «Комментарий к Евангелию».
[2] Там же.
[3] Там же.
[4] Там же.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Adblock
detector