Святые отцы определяют различные болезни души понятием страсти. Существуют разные классификации страстей. Человек объединяет в себе плотское и духовное начало. Поэтому в соответствии с этим страсти делятся на физические и умственные.
Первые основаны на телесных потребностях, вторые – на ментальных. Между ними сложно провести четкую грань, так как «эпицентр» всех страстей находится в душе. Самые распространенные телесные страсти: «жадность, обжорство, роскошь, пьянство, тайное поедание, различные виды сладострастия, блуд, прелюбодеяние, разврат, нечистота, инцест, жестокое обращение с детьми, зоофилие, дурные желания и всевозможные неестественные и постыдные страсти». “.2, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993, с. 371). Курение – неестественная страсть, потому что хроническое самоотравление не связано с естественными потребностями организма.
Все страсти – это камни преткновения на нашем пути к спасению. По своему происхождению природа человека как творения мудрого Бога, его образа и подобия совершенна. Цель всей нашей христианской жизни – соединиться с Богом и только в Нем одном найти блаженство вечной жизни. Выполняя дело спасения, мы должны восстановить в себе образ Бога, искаженный множеством разных грехов, и обрести подобие нашего Небесного Родителя.
Пока человек находится в плену страсти, его душа не может восстановить искаженный образ и восстановить изначальную божественность. Если человека побеждают страсти, его душа оскверняется, его разум умирает, его воля оказывается бессильной. Святые отцы называют это состояние вторым идолопоклонством. Человек, как идолы, обожает свои страсти. Идолопоклонник не может унаследовать Царство Небесное (Еф. 5: 5). «Без чистоты страстей душа не исцелится от болезней греховных и не приобретет славы, утраченной беззаконием» (св. Исаак Сирин).
Любая страсть, являясь болезнью души, невидимой связью связана с другими недугами. В душевой кабине нет непроходимых стен. Глубоко укоренившаяся страсть способствует образованию других пороков. Эгоизм проявляется грубо. Мать, которая курит во время прогулки по коляске, в которой спит ребенок, ставит удовлетворение страсти выше здоровья своего ребенка. Курящие родители склонны учить этому своих детей.
Дети не являются их собственностью. Заражая их на всю оставшуюся жизнь этой деструктивной привычкой, они действуют не только против христианской совести, но и против общечеловеческой морали.
Если человек осознал вред курения, он часто разочаровывается, так как стал пленником этой привычки и лишен свободы. Грех самооправдания, притупление нравственных чувств тоже тесно связан с курением. Смирившись с этой страстью, человек прощает себя и другие слабости, потому что сила первых велика.
Курение – это еще и грех, потому что оно разрушает здоровье. По общему учению святых отцов жизнь и здоровье даны нам Богом в дар. Укорачивать жизнь с помощью зависимостей и нездорового образа жизни – тяжкий грех. Курящий человек вредит своему здоровью и здоровью окружающих. Наверное, нет ни одного порока и извращения, которые бы они не пытались оправдать. Попытки говорить о «положительных» сторонах курения кажутся жалкими по сравнению с данными, имеющимися в медицине. Табак содержит никотин (до 2%) – сильный яд.
Сульфат никотина используется для уничтожения вредителей сельскохозяйственных растений. Когда табак курят, никотин всасывается в организм и вскоре попадает в мозг. Человек курит каждый день много лет. В среднем курильщик делает около 200 затяжек в день. Это примерно 6000 в месяц, 72000 в год и более 2 миллионов затяжек для 45-летнего курильщика, который начал курить в 15 лет.
Такая продолжительная никотиновая атака приводит к тому, что яд со временем находит слабое звено в организме и вызывает серьезные заболевания. За 30 лет курильщик выкуривает около 20 000 сигарет или около 160 кг табака, поглощая в среднем 800 г никотина. Одна сигарета содержит около 6-8 мг никотина, из которых 3-4 мг попадает в кровоток. Для человека смертельная доза никотина колеблется в пределах 50-100 мг (2-3 капли). В табачном дыме был обнаружен ряд канцерогенов. Огромное количество табака и радиоактивных веществ.
При выкуривании пачки сигарет в день человек получает дозу радиации, в 7 раз превышающую дозу, признанную максимальной дозой, разрешенной Международным соглашением о радиационной защите. Было показано, что излучение от источников табака является основной причиной рака.
Страсть – это результат сложения греховной человеческой воли и деятельности демонических сил, пусть и невидимых, но вполне реальных. Демонические силы стараются скрыть свою причастность к гибели людей. Однако есть виды разрушительного порока, в которых очевидна особая роль дьявола. История курения табака является наиболее впечатляющей иллюстрацией.
Испанский римский Пано в 1496 году, после второго плавания Х. Колумба, привез семена табака из Америки в Испанию. Оттуда табак попадает в Португалию. В 1560 году посол Франции в Лиссабоне Жан Нико (от его имени он получил название никотин) в 1560 году представил табак как лекарство королеве Катерине Медичи (1519–1589), страдавшей от мигрени.
Страсть к табаку вскоре начала распространяться сначала в Париже, затем по всей Франции. Затем началось триумфальное шествие табака по Европе. Дьявол пытается навязать людям все разрушительное для человека под видом «полезного». Многие врачи шестнадцатого века считали табак лекарством. Когда появились доказательства вредного воздействия курения, мания зашла так далеко, что остановить инфекцию стало уже невозможно. Сначала курение преследовалось, а курильщики сурово наказывались.
В Англии курильщиков выводили на улицу с петлей на шее, а упрямых даже казнили. В 1604 году английский король Яков I написал труд «О вреде табака», в котором писал: «Курение отвратительно для глаз, отвратительно для запаха, вредно для мозга и опасно для легких». Папа Урбан VII отлучил верующих от церкви. Были приняты и другие меры. Однако каждый раз победителями оказывались курильщики, производители табака, торговцы табаком – все, кто сделал распространение деструктивной привычки своей профессией.
Кнута, казни были бессильны перед этой разрушительной страстью, стремительное распространение которой сильно напоминает эпидемию (точнее, пандемию). Своеобразная сила, превосходящая человеческую, порабощает людей самой вредной привычкой, от которой подавляющее большинство не расстается до самой смерти.
В России дым появился в начале 17 века в Смутное время. Его привезли поляки и литовцы. Царь Михаил Романов жестоко преследовал любителей зелья дьявола. В 1634 году был издан указ, согласно которому курильщики получали шестьдесят ударов палками по подошвам. Во второй раз отрезали нос. По уложению царя Алексея Михайловича 1649 года для обнаруживших табак было предусмотрено наказание: взбивать венчиком, пока не узнают, откуда табак. Против купцов были суровые меры: отрезать им носы и сослать в далекие города.
Ввоз табака в страну запрещен. Попытки остановиться не увенчались успехом. Царь Петр I был курильщиком. Все запреты были сняты в 1697 году. Петр I предоставил британцам монополию на торговлю табаком в России. Стремительность, с которой этот разрушительный порок стал распространяться среди людей, наводит на самые печальные мысли. Сейчас в России производится около 250 миллиардов сигарет в год, еще 50 миллиардов импортируются. Следовательно, страна потребляет 300 миллиардов. В настоящее время Россия занимает первое место в мире по росту табачного дыма. Значительное количество курильщиков – подростки. И еще одна печальная особенность нашей страны – феминизация курения.
По данным Всемирной организации здравоохранения, в России курят 70% мужчин и 30% женщин. Особенно пагубно действует на женский организм курение. Согласно материалам ежегодной конференции Радиологического общества Северной Америки, курящие женщины при прочих равных условиях (исследователи учитывали возраст пациентов, историю курения, тип используемых табачных изделий и другие факторы).), примерно в два раза чаще заболевают раком легких, чем мужчины. Канадские врачи, основываясь на статистике, собранной в Ванкувере и Квебеке, говорят, что у женщин, которые начинают курить до 25 лет, вероятность развития рака груди на 70% выше.
Специалисты в области социальной психологии прекрасно осознают силу воздействия на человека окружающей среды. Сегодня значительная часть нашей городской среды состоит из огромных рекламных щитов, рекламирующих разрушительный яд. Хотя бы на секунду, хоть на мгновение, причастные к массовому отравлению людей люди думают, что Страшный суд должен будет ответить на все.
можно ли бросить курить? Жестяная банка. В Англии около 10 миллионов человек бросили курить за последние 10-15 лет. Почти 2000 человек бросают курить каждый день! По общему учению святых отцов, с Божьей помощью человек может преодолеть всякую страсть. Великий старец Амвросий Оптинский дает совет в борьбе с курением: «Вы пишете, что не можете бросить курить табак.
Невозможное для человека возможно с Божьей помощью; только нужно твердо решить уйти, осознавая вред, который он приносит душе и телу, поскольку табак расслабляет душу, умножает и обостряет страсти, омрачает разум и разрушает здоровье тела медленной смертью. – Раздражительность и меланхолия – последствия душевной болезни от курения.
Я советую вам использовать духовное исцеление против этой страсти: исповедовать подробно все грехи, начиная с семилетнего возраста и на протяжении всей вашей жизни, и участвовать в Святых Таинствах, и читать каждый день, стоя, Евангелие по главе или больше; а когда наступает меланхолия, перечитывайте, пока меланхолия не пройдет; он снова нападет и снова прочитает Евангелие. «Или вместо этого сделайте только 33 больших поклона в память о земной жизни Спасителя и в честь Пресвятой Троицы».
Почему так мало людей расстаются с «дьявольским даром»? Потому что большинство курильщиков не хотят отказываться от этой привычки. А у тех, кто этого желает и движется к этому, на самом деле нет внутренней решимости.
Несмотря на импульсивные усилия, люди, неоднократно бросавшие курить, прониклись этой страстью в сердце. Бог всегда готов помочь человеку в этом спасительном деле, но ожидает от него подвига. «Когда из любви к Богу вы хотите совершить действие, поставьте смерть пределом этого желания; и таким образом, фактически, вам будет позволено подняться до степени мученичества в борьбе со всей страстью, и вы не понесете никакого ущерба от того, что произойдет на вашем пути в пределах этого предела, если вы будете сопротивляться до конца и не будете опуститесь.
Мысль о слабом интеллекте делает слабого силой терпения; и твердый ум тем, кто следует его мысли, также дает силу, которой нет в природе »(Святой Исаак Сирин).