жадный, согласно Ветхому Завету, второй царь объединенного царства Израиля и Иудеи. Предположительно правил с 1010 по 970 год до нашей эры. Его изображают доблестным воином, талантливым поэтом и музыкантом, составителем многих (или всех) псалмов, содержащихся в Псалтири. Согласно библейским источникам, царь Давид – справедливый и мудрый правитель, эксперт в области гражданского и уголовного правосудия. Библия говорит о нем:
Господь найдет мужа согласно Своему сердцу, и Господь повелит ему стать главой Своего народа… (Первая книга Царств, глава 13)
Еврейские пророки воспринимали его как предка будущего Мессии. В Новом Завете царь Давид упоминается как предок Иисуса.
Семья царя Давида
Первая Книга Царств повествует о семье царя Давида. Он был младшим из восьми сыновей Иессея из Вифлеема (в 1 Паралипоменон, младшим из семи сыновей). Ее мать не упоминается ни в одной книге Библии, но Талмуд определяет ее как Ницевет, дочь Адаэля. В книге Руфи его генеалогия восходит к моавитянке Руфи.
Жены царя Давида.
У царя Давида было много жен. Благодаря браку Дэвид укрепил свои отношения с различными политическими и этническими группами. Очень вероятно, что у него было 8 жен:
- Михал, вторая дочь царя Саула;
- Вирсавия, изначально жена одного из военачальников Давида6
- Ахиноам;
- Абигейл Кармитей, бывшая жена Флотского;
- Маахи, дочь Фалмая, царя Гессура;
- Добавлять;
- Витал;
- Эгле.
Дети царя Давида.
У Давида было много сыновей и дочерей от жен и наложниц. В Хевроне у Давида было шесть сыновей: Амнон из Ахиноама; Даниил, Авигея, Авессалом из Маахи; Адони из Аггифы; Сафатия Авитала; Хиефераам из Эгла. От любимой жены Вирсавии – Шима, Шовав, Натан и Соломон. Сыновья Давида, родившиеся в Иерусалиме: Евеар, Элисуа, Элифалеф, Нафек, Иафия, Элисам и Элиад. Иеримот, который не упоминается ни в одной из родословных, также упоминается как сын Давида во 2 Паралипоменон.
Генеалогия царя Давида
Царствование царя Давида
Бог разгневан, когда Саул, царь Израиля, не исполняет его волю, и поэтому он посылает пророка Самуила помазать молодого Давида, младшего сына Иессея из Вифлеема, в царство. Так Господь показал свое намерение.
… Он был блондин, с красивыми глазами и красивым лицом. И сказал Господь: встань, помажь его, ибо это он. И взял Самуил рог с маслом и помазал его среди своих братьев, и Дух Господень почил на Давиде с того дня и после…
После этого случая в жизни Давида ничего не изменилось, он тоже пас скот и играл со своими стадами на лире.
Давид и Саул
Дух Господа отвернулся от Саула, и злой дух Господа перевернул его. Придворные Саула советуют ему найти талантливого музыканта, чтобы успокоить Саула своей музыкой. Итак, Давид, прекрасно игравший на лире, становится придворным музыкантом и играет музыку, чтобы успокоить царя, которого иногда беспокоит злой дух.
Между Израилем и филистимлянами идет война, и гигант Голиаф бросает вызов израильтянам, предлагая дуэль один на один. Давид заявляет, что сможет победить Голиафа. Отказавшись от предложения носить королевские доспехи, он убивает Голиафа пращей. Узнайте больше о Давиде и Голиафе.
П.П. Рубенс Давид и Голиаф. 1616 год
Саул назначает Давида руководить армией. Весь Израиль любит Давида, но Саул боится и ненавидит его популярность. Он планирует убить Давида, но сын Саула Ионафан предупреждает Давида о коварных планах своего отца, и Давид сбегает. Сначала он бежит в Номв, где ему помогает священник Ахимелех, затем бежит в филистимский город Гат, намереваясь укрыться у царя Ако. Через некоторое время Дэвид понимает, что снова в опасности, и прячется в пещере Адоллама со своей семьей.
Давид намеревался найти убежище у царя Моава, но пророк Гад дает ему повеление Бога отправиться в лес Ерет, а затем в Кейла, где Давид принимает участие в дальнейшей битве с филистимлянами. Саул намеревается завоевать Кейла и захватить Давида, поэтому Давид покидает город, чтобы защитить его жителей. Давид укрывается в горах, а затем в пустыне Негев.
Карта бегства Давида от Саула
Местные жители рассказывают Саулу, где прячется Давид. Саул входит в пещеру, где прятались Давид и его люди. Давид понимает, что у него есть способность убить Саула, но этого не происходит. Вместо этого он тайно отрезал край одежды Саула, и когда Саул вышел из пещеры, Давид поклонился Саулу и показал кусок разрезанной одежды, тем самым дав Саулу понять, что он не претендует на Царство и не будет сражаться против Саула. Таким образом, эти двое примирились, и Саул признал Давида своим преемником. Богослов Дональд Спенс-Джонс считает, что «одной из самых прекрасных черт многогранной натуры Давида является его преданность Саулу и дому Саула».
Давид выходит из пещеры, чтобы поклониться Саулу
У Давида была возможность убить царя Саула и позже, но он также не воспользовался ею. Этот случай описан в 3 Царств, глава 26. Давид застал Саула спящим, но он не послушался совета Авессы, не ударил спящего Саула копьем и не позволил Абиссосу сделать это.
После смерти Саула и его сына старейшины Израиля прибыли в Хеврон, чтобы навестить Давида, которого считали помазанником Бога. Давид вскоре завоевывает Иерусалим и делает его своей столицей. Он берет Ковчег Завета в Иерусалим, намереваясь построить здесь храм, но пророк Натан (Натан) запрещает ему, пророчествуя, что Храм должен быть построен одним из сыновей Давида. На протяжении всей своей жизни Давид готовил все необходимое для строительства Храма, чтобы упростить задачу сына.
Нафан также пророчествует, что Бог заключил завет с домом Давида:
твой трон будет стоять вечно
Давид регулярно побеждал филистимлян. Моавитяне, эдомитяне, амаликитяне и аммонитяне платили ему дань. Почти все войны, которые первоначально вел Давид, носили оборонительный характер: Давид в основном защищал свое Царство. Однако эти войны закончились созданием империи Давида, которая простиралась по обоим берегам реки Иордан до Средиземного моря.
Давид разделил страну на двенадцать округов, каждый со своими гражданскими, военными и религиозными учреждениями. Он также сделал Иерусалим светским и религиозным центром двух королевств. Люди из других районов начали ежегодно совершать паломничества в Иерусалим на праздники.
Давид и Вирсавия.
Марко Шагал. Давид и Вирсавия, 1956 год
Давид соблазняет Вирсавию, жену своего военачальника, и желает смерти ее мужа. В ответ Нафан пророчествует о наказании, которое постигнет Давида.
. этим поступком вы дали повод врагам Бога хулить его, сын, который у вас родился, умрет…
Сын Давида Авессалом восстал против своего отца. Давид подавляет восстание, но приказывает воинам, преследовавшим Авессалома в лесу Ефремова, спасти жизнь его сына. Авессалом цепляется за деревья своими длинными волосами и становится жертвой трех стрел Иоава. Давид долго оплакивает смерть любимого сына.
Грешные отношения Давида с Вирсавией также считаются причиной многих печальных событий в семье царя Давида. Например, изнасилование его дочери Фомы его старшим сыном Амноном, а также убийство Амнона руками его брата Авессалома.
Старость и смерть царя Давида.
В преклонном возрасте Дэвид был прикован к постели. Ему постоянно было холодно, и он никак не мог согреться. Он вверил свой престол Соломону, сыну Вирсавии. Адония, старший сын Давида, объявил себя царем. Однако в ответ на это Давид публично помазал царство Соломона. Опасаясь мести, Адония убежал к жертвеннику в Иерусалиме, но Соломон сжалился над ним. Давид умер в возрасте 70 лет после 40 лет правления. На смертном одре Давид приказывает Соломону идти путями Бога и отомстить своим врагам.
Царь Давид был похоронен на горе Сион. Согласно Новому Завету, именно в этом месте проводилась Тайная вечеря.
Царь Давид в истории и археологии
Вопрос о том, является ли царь Давид истинной исторической фигурой, актуален и сегодня. До недавнего времени не было подтверждения историчности Давида. Однако некоторые недавние археологические находки позволяют предположить, что Давид, вероятно, является настоящей исторической фигурой.
Стела Тель Дан
Стела Тель Дан (камень, покрытый надписями), воздвигнутая в Дамаске в конце 9 – начале 8 веков до нашей эры и ознаменовывающая победу правителя над вражескими царями, содержит фразу bytdwd, которую ученые переводят как «дом Давида». Вполне вероятно, что это отсылка к династии Иудейского царства.
Меша Стела
На сетчатой стеле Моава, датируемой примерно тем же периодом, также в двух местах содержится имя Давид. Помимо двух стел, имя Давида также встречается на барельефе в Египте. Все другие рассказы о жизни и царствовании Давида взяты из библейской литературы. В то же время многие исследователи Библии считают, что библейская история единой израильской монархии – это всего лишь идеологическая пропаганда, созданная в VI веке до нашей эры, и что фигура Давида не является исторической.
Археологические данные свидетельствуют о том, что в 10 веке до нашей эры (во времена Давида) Иудея была малонаселенной, а Иерусалим был небольшой деревней. В следующем столетии возникло Иудейское царство. Иудея постепенно превратилась из места, населенного различными племенами, в небольшое государство. Эти факты не подтверждают, но не отрицают возможность существования царя Давида как реальной исторической личности.
Некоторые ученые верят в историчность Давида, но не в его статус. Например, Барух Гальперн считает, что Давид был пожизненным вассалом Ако, царя филистимлян. Исраэль Финкельштейн и Нил Ашер Зильберман описывают Давида как харизматичного лидера банды воров, взявших под свой контроль Иерусалим и сделавших его своей столицей. Исраэль Финкельштейн и Нил Ашер Зильберман отвергают идею о том, что Давид правил двумя королями. Они предполагают, что он был маленьким лидером Южного Королевства (Иудеи). В то же время они указывают, что во времена Давида Иудея была политеистическим государством, а библейские рассказы о Давиде были созданы согласно легендам намного позже и представляют собой попытку изобразить прошлое как золотой век монархии чтобы отстаивать современные интересы.
Стивен Маккензи, автор биографии царя Давида, считает, что Давид происходил из богатой семьи и был «амбициозным и безжалостным» тираном, убившим своих противников, в том числе собственных детей, на пути к власти.
Псалмопевец Давид
Давид считается автором всех или большинства псалмов в Псалмах. По другой версии, он только редактировал Псалтирь. Многие псалмы относятся к конкретным событиям из жизни Давида (например, псалмы 3, 7, 18, 34, 51, 52, 54, 56, 57, 59, 60, 63 и 142).
Фигура Давида в Христианстве
Представление о Мессии занимает центральное место в христианстве. Первым земным царем, правившим по божественному назначению («помазанником»), был царь Давид. История Давида является предысторией концепции мессианства в раннем христианстве. Таким образом, Давид, как глава и царь, был посредником между Богом и людьми. В ранней церкви жизнь Давида считалась предзнаменованием жизни Христа: они родились в одном месте, Давид был пастырем, что указывает на Христа.
Память Давида.
Римско-католическая и лютеранская церкви празднуют память Давида 29 декабря. Восточная Православная Церковь отмечает День Святого Справедливого Пророка и царя Давида в Воскресенье Святых Предков (два воскресенья перед великим праздником Рождества Христова). Память Давида также отмечается в воскресенье после Рождества Христова вместе с Иосифом и Иаковом, братом Господа.