Глубокая личность с аскетическими взглядами, кроткий и смиренный характер, с железной волей – так можно охарактеризовать преподобного Симеона, получившего за свое пастырское служение людям имя Нового Богослова.
- Житие
- Уход в монастырь
- Изгнание из монастыря
- Детские и юношеские годы
- Учение преподобного Симеона Нового Богослова
- Житие преподобного Симеона говорит о том, что он непрестанно молился Иисусовой молитвой и почитал Симеона Благоговейного
- Духовное наследие
- Творения преподобного Симеона Нового Богослова
- «Слова» и «Гимны» ― это наиболее известные произведения преподобного Симеона Нового Богослова
- Молитва к причастию
- Молитвословия
- Перед смертью преподобный Симеон Новый Богослов основал новый монастырь
- День памяти
- Иконография
Житие
Святой Симеон Новый Богослов происходил из провинциальной знатной семьи, проживавшей в Пафлагонии (Малая Азия). Родился в 949 году, в связи с чем его часто называют ровесником князя Владимира, равного апостолам. Отец пророчил сыну светскую карьеру, но служба при императорском дворе юношу не понравилась. С ранних лет он чувствовал склонность к уединению и монашеской жизни. Он изучал курсы грамматики (средние), но отказался от продолжения обучения риторике и философии. Большую часть времени он проводил за чтением духовной литературы. Достигнув двадцати пяти лет, он покинул свой дом и отправился в монастырь Студиано, известный во всем регионе своим строгим уставом.
Уход в монастырь
В монастыре юноша нашел духовного пастыря – Симеона благоговейного, за которого он цеплялся всей душой. Братья-монахи были искушаемы, видя его глубочайшую привязанность к своему наставнику. Монахам казалось, что будущий святитель слишком усердствует в своем подвижничестве. Настоятель студитского монастыря был настолько недоволен поведением юноши, что выгнал его из монастыря.
Позже Симеона Нового Богослова неоднократно ругали за то, что он слишком ревностно чтит память своего духовного отца…
Преподобный Симеон нашел убежище в близлежащем монастыре Ксерокерк во имя святого Мамаса. Здесь в 980 году он принял монашество, а через три года был возведен в сан игумена.
За двадцать пять лет деятельности на посту игумена преподобный Симеон значительно наладил хозяйственные и административные дела обители, находившиеся в плачевном состоянии. Особое внимание он уделял духовной и нравственной жизни монастыря. Не всем понравились введенные им строгие правила, и через некоторое время братья начали ворчать. Дошло даже до открытого восстания.
Собравшись группой примерно из тридцати человек, монахи написали коллективную жалобу Константинопольскому Патриарху Сисинию, но тот, рассмотрев дело, не принял прошение о смещении настоятеля. Но сами смутьяны были наказаны изгнанием из монастыря. Согласно житию преподобного Симеона, написанному келейником Никитой Стифатом, игумен принял живое участие в судьбе ссыльных и благодаря его стараниям позорные братья вернулись в монастырь.
Спустя десять лет после этого случая, около 1005 года, тот же монах Симеоне попросил пенсию. Он передал управление монастырем своему преемнику Арсению, продолжая жить в монастыре.
Изгнание из монастыря
Духовная практика, основанная на личном опыте (как утверждал сам монах Симеон) общения с Богом, и обширная проповедническая деятельность привлекли внимание церковных властей к богослову-философу. В конце концов он был изгнан из Константинополя и, уединившись на берегу Босфора, удалился в молитвенный дом Санта-Марина, где позже основал монастырь.
Духовные последователи старца всеми силами старались осветлить имя своего господина в глазах высшего духовенства. И по их уговорам, и по личным причинам преподобный Симеон послал книгу своих писаний Константинопольскому Патриарху. Содержание книги было рассмотрено на заседании Священного Синода и признано православным, то есть полностью соответствует догматам и декларациям Православной Церкви. Излишний мистицизм решено было отнести к особенностям характера пожилых людей. Инока Симеона пригласили в столицу, где патриарх сделал ему предложение вернуться в родной монастырь, но он уже придерживается более умеренных взглядов. Кроме того, он также обещал сан епископа. Святитель отклонил предложение патриарха и предпочел жить в монастыре св. Марины. Здесь он написал значительную часть своих произведений – «Гимны», здесь он принял праведную смерть.
Детские и юношеские годы
Сан-Симеон Новый Богослов родился в 949 году в Пафлагонии (Малая Азия) в богатой семье провинциальной знати.
Родители постарались дать сыну хорошее образование. С этой целью, когда Симеону исполнилось одиннадцать лет, отец отвез его в Константинополь. В соответствии с планами отца, после получения образования Симеон должен был поступить на службу имперскому государству.
Дядя Симеона Базилион, занимавший важный пост и пользовавшийся некоторым влиянием при дворе, пообещал просить своего племянника и лично представить его императору. Однако построение светской карьеры не было главным желанием Симеона. Окончив курс на уровне среднего образования, он даже не хотел переходить на более высокий уровень, хотя такие возможности у него были.
В этот период, вероятно, под влиянием духовной литературы, Симеон уже хотел посвятить себя Богу, но как это сделать? Какие шаги нужно предпринять? И Симеон начал искать святого человека, который наставлял бы его и наставлял его на правильный путь. У многих в окружении Симеона такое желание, учитывая его положение и возможности в светской жизни, вызывало недоумение. Кто-то сказал ему, что святого, которого он искал, не существует, что он никогда его не найдет. Симеон молился и просил Бога о помощи.
В конце концов она встретила того мужчину, которого искала, пожилого монаха из студитского монастыря. Его еще звали Симеоне. Сначала Симеон продолжал жить цивилизованной жизнью, но регулярно советовался со своим духовным отцом. Постепенно он вырос в духовный век, научился молиться. Однажды во время ночной молитвы ему выпала честь созерцать необыкновенное сияние. Внутри его переполняла неописуемая радость. Считается, что в этом мистическом опыте Симеон стал очевидцем божественного света.
Сразу после периода религиозного подъема, как и у других подвижников, Симеон немного остыл и вернулся к повседневной жизни. Правда, в то же время по молитвам старца он еще избегал греховных желаний без стыда, грязных и греховных дел и поступков. В таком состоянии Симеоне оставался несколько лет.
Учение преподобного Симеона Нового Богослова
Сформулируя мысль Симеона максимально кратко, можно сказать, что главное для него в христианской вере – это личный и непосредственный опыт общения с Богом, продолжающий традицию преподобного Макария Великого. Симеон на основании своего опыта свидетельствует, что Бог открывается человеку и становится видимым, причем не в будущей жизни, а уже на земле.
Подвижник св. Симеоне предвосхитил исихазм XIV века
Житие преподобного Симеона говорит о том, что он непрестанно молился Иисусовой молитвой и почитал Симеона Благоговейного
В житии преподобного Симеона он говорит, что с Божьей помощью Симеон Новый Богослов решил отказаться от суетной мирской жизни и вступить в Студинский монастырь.
В монастыре он познакомился со своим духовным отцом Симеоном Благочестивым, под руководством которого готовился стать монахом. Святой ревностно исполнял любые пожелания наставника, так как искренне его уважал.
Святые Симеон Новый Богослов и Симеон Благочестивый. Симеон Новый Богослов отличался особой любовью к своему духовному отцу Симеону Преподобному
В обители, которую они изучают, преподобный Симеон прославился таким духовным подвигом, как непрекращающееся чтение краткой Иисусовой молитвы: «Господи, помилуй!» В то же время он всегда стремился к уединению, чтобы достичь сосредоточения в молитве.
Даже во время литургии он расстался со своими братьями. Чтобы привыкнуть к памяти о смерти, он часто останавливался на кладбище, ночевал в церкви.
В монастыре Студии преподобный Симеон прославился постоянным чтением Иисусовой молитвы.
В результате таких усилий он смог достичь особого восхищения. В этот момент на него сошел Святой Дух и закрыл его от глаз всех, кто его окружал. Особенно состояние его просветления проявилось, когда он служил литургию.
Студитский монастырь. Константинополь (19 век). Сан-Симеоне был настоятелем монастыря Студия, но оставил его к огорчению строгим порядком, который он там установил
К сожалению, монахи монастыря плохо приписывали привязанность преподобного Симеона его духовному отцу. Они сказали, что такая чрезмерная привязанность к духовнику противоречит уставу монастыря. Святитель в ответ на это решил покинуть монастырь, не желая ослаблять свое послушание и полагая, что Бог дал ему духовного отца.
Духовное наследие
Преподобный отец Симеоне оставил много трудов. Некоторые из них даже переведены на русский язык и изданы в России. Среди его самых известных работ мы помним:
- «Катехизические слова»;
- «Богословско-созерцательная глава»;
- Мероприятия и богословские главы;
- «Гимны» – стихи, выражающие личный опыт созерцания святого;
- Проповеди по богословским и нравственным вопросам.
Творения преподобного Симеона нового богослова
Верный Богу и его заповедям, Симеон Новый Богослов не всегда находил поддержку и понимание со стороны современников. Однако это не помешало ему вести достойную и преданную жизнь и помогать другим людям проникнуться христианством.
Творения преподобного Симеона Нового Богослова
- Творения, том 1. Слова. Москва: 1892 г
- Сотворения, т. 2. Слова. Москва: 1890 г
- Божественные гимны. Сергиев Посад: 1917 г
- «Катехизические слова» (адресованные не оглашенным, а монахам, так как, по его мнению, постриг в монашестве равносилен второму крещению).
- «Богословско-созерцательная глава»
- Мероприятия и богословские главы.
- «Гимны» – это стихотворения, в которых поэтические образы служат для выражения личного христианского созерцания и духовного опыта.
- «Гимны в поэтическом переводе с греческого»
- “Симеон новый богослов»
- Слова очень полезны. – 1852 г.
- Проповеди по богословским и нравственным вопросам.
«Слова» и «Гимны» ― это наиболее известные произведения преподобного Симеона Нового Богослова
В богословии монах Симеон Новый Богослов известен прежде всего как богослов-проповедник, отличительной чертой его богословия является применение христианского теоретического учения к христианской жизни.
К сожалению, произведения святого изданы на славянском и русском языках в очень ограниченном количестве. Так, например, в «Добротолюбии» (напечатана книга православных духовных сочинений: «Действительная и богословская глава» (числом 152; в русском переводе они напечатаны в «Христианских чтениях» 1823 г под заголовком «Сотня») и пятьдесят две действующие и богословские главы »),« Слово о вере »(русский перевод в« Христианских чтениях », 1821 г.) и« Слово о трех образах молитвы».
Книга. «Слова Симеона Нового Богослова». Перевод епископа Феофана. 1890 г. В своих трудах монах пытался применить теоретическое богословие на практике
В 1852 г в Москве были изданы 12 «Слов» Симеона Нового Богослова в славянском переводе, взятых из 35; эти 12 «слов» были переведены на русский язык после тщательного сравнения с греческой рукописью, хранящейся в Синодальной библиотеке в Москве.
Другие произведения преподобного Симеона (девяносто два «слова», «Деяния и богословские главы» и «Подвижное слово старца Симеона Преподобного» были переведены новым греческим епископом Феофаном.
Преподобный Симеон Новый Богослов считается основоположником учения о небесном озарении души.
Все работы Монако Симеоне отличаются простотой и дружелюбием. Поэтому они произвели на современников большое впечатление. В то же время его когда-то сильно критиковали именно за такую простоту.
Дело в том, что в Византии всегда ориентировались на риторическое искусство Древней Греции, каноны которого не соответствовали творчеству святого.
Преображение Господне (икона Андрея Рублева, 1405 г.). Учение святого Симеона Нового Богослова привело к спору о свете Фавора (спору между Паламити и Вралаамити)
Православная церковь назвала святого Симеона Новым Богословом, потому что в его сочинениях есть сходство с произведениями Григория Богослова. Так, например, им свойственна глубина созерцания истин христианского благочестия.
Сам святой Симеон считается основоположником учения о небесном озарении души. Позже это привело к спору между паламитами и варлаамитами. Стоит отметить, что монах Симеон Новый Богослов был очень почитаем монахом Нилом Сорским, который часто упоминал его в своих сочинениях.
Молитва к причастию
Если открыть молитвенник по главе «Следование Святому Причастию», шестым или седьмым (в зависимости от издания) будет молитва святителя Симеона Нового Богослова. Складной, необычно поражающий ухо вид искусства, не всегда ясный в своих отдельных выражениях, например в гимнах, во многом основан на мистическом опыте автора. Он постоянно использует метод противодействия: с одной стороны, осознание собственной греховной незначительности, с другой – желание осмелиться и прикоснуться к Христу. Страх и смелость одновременно. Страх вызывается благоговением перед Господом и неудержимой смелостью, стремящейся соединиться с Ним – любовью к Нему. Основная нить молитвы – важность и необходимость причащения Святых Тайн Христовых, потому что без причастия невозможно Придите к Богу… Вот как об этом говорит сам преподобный Симеон:
«Причащайтесь без осуждения, а затем оставайтесь, как вы объявляете, со мной драгоценным: кроме того, пусть он не найдет для меня вашей милости, заклинатель доставит мне удовольствие, а обман приведет тех, кто обожает ваши слова».
То есть, если Господь не гарантирует Святое Причастие, то «прелесть», то есть Дьявол, отвратит человека от учения Христа.
Вообще тема причастия занимает важное место в апологетике Симеона Нового Богослова. Известно, например, что он сам ежедневно причащал Тело и Кровь Спасителя, со слезами исповедуя свои грехи. Участие во всех церковных таинствах, и особенно в таинстве Евхаристии, необходимо человеку для участия во Христе.
Молитвословия
Тропарь, поз.3
Божественный свет, отец Симеон, / получив его в свою душу, / вы явились самым ярким светилом в мире, / рассеяв это мракобесие / и уверив всех ищущих, вы разрушили благодать Духа / усердно молились // ибо даруй нам великую милость.
В тропарии, п.1
Внешняя мудрость, невинность, / Божественный, ты был полон мудрости / и Новый Богослов был поистине известен всем, Симеон. / Ради твоей памяти, Мудрый Отец, с благоговением к тебе плачем: / слава тебе, прославившему Христа, / слава чудесному, что Он явил тебе, // слава исцелению, действующему через тебя на всех.
В тропарии, п.4
Как зритель Света Три-Солнца / и таинственный повествователь Богословия, / освятил нашего Отца Симеона, / просит наши души о просветлении свыше / и отгоняет от нас туман, / как бы слуга великого Христа , // сделать полезным для всех, преподобный.
Кондак, д.3
Освещенный Светом Троицы, Мудрый Бог / Богослов явился как Божественная Троица. / Ты свыше обогатился мудростью слов, / ты источал божественные потоки божественной мудрости, / из них пили, плакали: // Радуйся, ты благословлен Симеоном из Науки о Боге.
Инь кондак, предмет 2 (Похож на: Your Blood)
Поскольку Божественный Богослов Божий / и наш молитвенник велик для Господа, / всегда, Симеон, молись, чтобы Он дал нам прощение грехов // и исправление чрева, преподобный.
Перед смертью преподобный Симеон Новый Богослов основал новый монастырь
Преподобный Симеон Новый Богослов очень сильно любил своего духовного отца Симеона Преподобного. Поэтому каждый год он чествовал свою память, писал в его честь хвалебные слова, песни и каноны, а также свою икону.
Патриарх Серджио Манулит одобрил поступок святителя, но митрополит Никомидийский Стефан с некоторыми приходскими священниками и мирянами восстал против этого обычая. Они сочли это ненавистным церковному порядку, а также соблазнительным.
Резиденция Константинопольских Патриархов в Константинополе (Стамбул). Гравировка. 1737 года. В 1009 году Константинопольский патриарх Серджио Манулит решил изгнать из Константинополя монаха Симеона Нового Богослова
Чтобы успокоить братьев и удовлетворить Стефана, Патриарх вместе с Синодом решил удалить Симеона из Константинополя. Произошло это до начала 1009 г.
Святой удалился на берег Босфора, в местность, принадлежавшую его ученику и почитателю Христофоро Фагуру, патрицию по происхождению. Здесь Патриарх передал руководству Сан-Симеоне молитвенный дом Санта-Мария, на базе которого впоследствии создал монастырь Санта-Мария.
Преподобный Симеон Новый Богослов прожил в монастыре Святой Марии 13 лет. Здесь он написал большую часть своих гимнов. В 1022 году он мирно скончался в монастыре от болезни желудка.
Еще при жизни святителя было известно, что он получил от Бога дар чудес. Так, например, после его кончины чудом была найдена икона святого. В Православии память святителя отмечается 12 (25.
День памяти
Святой Симеон Богослов почил 12 марта, но день его поминовения перенесен на 12 октября, так как 12 марта приходится на Великий пост.
Иконография
Святые обычно изображаются на иконах такими, какими они были при жизни, с атрибутами, указывающими на их род занятий. Так, Симеон Новый Богослов представлен на иконах в виде старика в монашеских одеждах, держащего свиток – символ учения, которое он оставил нам в назидание.
Иногда его правая рука обращена к верующим с раскрытой ладонью в знак простоты и изобретательности святого Бога.
Преподобный Симеон Новый Богослов
Не реже святой изображается благословляющим правой рукой или держащим крест, символически обозначающим выбор духовного пути («возьми крест свой и иди за Мною» (Мк 8:34; Лк 9:23)), а также как апостольское служение. Некоторые иконы иллюстрируют эпизоды из жизни святителя: здесь Иисус Христос является Симеону в молитве при солнечном свете, здесь он пишет другое произведение в рабочей обстановке.