Святые отцы, Вселенский и Поместный Соборы постоянно заботились о соблюдении церковной литургической дисциплины. Помня евангельский пример Спасителя, который изгнал купцов из церкви, а также наставление апостола «изгоняйте злых из среды вас» (1 Кор. 5:13), они руководствовались ими в наказании духовенство и мирян за нарушение устава церкви и, прежде всего, литургической дисциплины.
В Церкви все должно основываться на предписаниях церковных канонов и литургическом Правиле: все должно делаться «хорошо и по порядку» (1 Кор. 14:40).
Пасторы и миряне должны ревностно следовать канонам и Правилам, чтобы не отклоняться от пути изящного послушания к пути воли и личных интересов.
Создав Церковь Христову в разных частях света на принципах, завещанных Спасителем, святые апостолы потребовали от пастырей и всех христиан безоговорочного повиновения их наставлениям и наставлениям, но всегда были проникнуты духом христианской любви и отцовской заботы, о чем свидетельствуют послания Верховного Апостола Павла.
Предстоятели и архипастыри Русской Православной Церкви строго контролировали соблюдение литургической дисциплины. Святейший Патриарх Алексий (1877-1970) сказал в одном из своих выступлений перед студентами духовных школ: «У пастыря две священные обязанности: это молитва и действие… Молитва и действие подобны двум крыльям, которые поднимают пастыря из земля в область неба. Он сопровождает молитвой каждый свой священный обряд в храме; молитвой он дома готовится к совершению богослужения. И чем глубже становится эта уединенная молитва, чем ярче пастырь выполняет свое келейное правило, чем точнее он выполняет требования, установленные Церковью, тем действеннее сила его священных обрядов, это записано в книгах».
Православному христианину нужен пастор молитвенника. Искренность пастырской молитвы всегда приветствуется с благодарностью молящимися.
Совершать богослужения, разговаривать с Самим Господом Богом, перед которым ангелы стоят в страхе и трепете, следует с большим почтением и рвением, так как служение совершается Богу. Все мысли священника во время служения Божественное должно быть адресовано Учителю и Господу, которым он является и служит, и чей образ он несет в себе. Поэтому священники должны читать молитвы со всем вниманием и благоговением, ничего не упуская и не добавляя, и читать из книги, чтобы не сомневаться.
Сердце пастыря, когда молится за живых и мертвых, должно быть посвящено молитве, нежно и искренне с добротой желая тем, за кого возносятся молитвы. И чем больше людей просят у Господа благословений и чем выше эти благословения, тем больше противостоит ему враг спасения. Пастор должен бороться с искушением, терпеливо оставаясь в молитве, побеждая бестелесного врага силой Божьей.
Все движения священнослужителей во время службы должны быть спокойными, походки свободными и неторопливыми. Прижигание благовоний нужно делать плавно, медленно, но рыхло. Согласно церковному уставу, во время молитв священник должен серьезно креститься, а также кланяться и кланяться до земли.
Пастор должен обращать особое внимание на свое поведение у алтаря. Непосвященных нельзя допускать к жертвеннику, а его очищение следует доверить диаконам или псалмопевцам. По каноническим правилам, только епископы и старейшины могут сидеть у алтаря во время чтения паримей и апостола. Не допускаются прогулки по алтарю, а также выходы из алтаря, не предусмотренные Уставом. После причастия духовенства открываются святые врата и расходуются Святые Дары для причащения верующих. На алтаре слышны только слова Священного Писания и церковных книг.
Пастор призван знать древние литургические традиции, соблюдать их и наставлять паству вести себя в храме с благоговением. Нельзя допускать этого во время службы и прикрепления к святыням. Священник должен объяснить, что при вечернем входе с кадильницей, шестью псалмами, полиеле, акафистом, пением «Всевышнего», великим славословием и евхаристическим каноном литургии запрещено ходить по храму.
Серьезность богослужения, его духовная красота как внешняя, так и внутренняя зависят в основном от самих священнослужителей. Простота и строгость культа – лучшие украшения, способствующие его полному пониманию. Все должно быть просто, но с теплотой и трепетом.
Ревностное поклонение возвышает пастыря в глазах верующих и приносит им их любовь. «Стадо простит другому пастырю какую-то, может быть, сухость и суровость .. простят ему даже его слабости, но русский православный человек никогда не простит священнику его неверия и неразумного, небрежного, внешне формального совершения действия его пастырские обязанности»
Аббревиатуры в богослужении недопустимы: красота православного богослужения полностью раскрывается только при соблюдении его структуры, проникнутой глубоким духовным смыслом. Нельзя произвольно изменять слова молитв, ектений и восклицаний. Нет необходимости вводить нецерковные гимны в повседневную жизнь во вне-литургические часы, так как наши церковные гимны были созданы святым Иоанном Дамаскином (7-8 века), святым Андреем Критским (7-8 века) и многими другими церковные трактирщики.
Поминовение во время Великого входа, особенно в Великую субботу, когда «вся человеческая плоть молчит, ничего не думая о себе земном» при виде своего Господа и Спасителя в могиле, духовенство должно сказать тихо, благоговейно, «чтобы услышать себя» много ». Не может и не должно быть разделения богослужений на торжественные и простые: каждой православной службе, как служению Богу, по самой своей идее присуща торжественность, за каждой православной службой почитаемое имя Бога нашего торжественно прославляется, поэтому ежедневные службы должны совершаться в соответствии с Уставом, без сокращений и без спешки.
Убранство храма должно способствовать молитвенному духу верующего: «Святые отцы, установившие в храмах не только литургический порядок, но и внешний вид, и их внутреннее устройство, все было продумано, все предусмотрено и устроено создать у прихожан особое настроение, чтобы ничто в церкви не оскорбляло ни слух, ни взор, и чтобы ничто не отвлекало от напряжения к небу, к Богу, к небесному миру, отражением которого должен быть храм Божий. Если в больнице телесных болезней предусмотрено все для создания пациенту условий, необходимых ему по состоянию здоровья, то как все предусмотреть в духовной лечебнице, в храме Божьем », – написал Святейший Патриарх Алексий.
Электрическое освещение храма не имеет символического значения. Электричество не может заменить лампы и свечи в церкви. Масло и воск имеют в Православной Церкви символическое значение: по объяснению Симеона, архиепископа Салоникского (XIV-XV вв.), Масло – в образе божественного милосердия; воск, состоящий из множества цветов, как наше совершенное приношение и жертва со стороны всех. Поэтому нельзя заменять свечи и лампы перед иконами, на троне и алтаре электрическими лампочками, а в люстрах и канделябрах использовать разноцветные лампочки. Допускаются люстры, горящие искусственным светом; но ни в коем случае нельзя ставить электрические лампочки в семисвечник и освещать чтимые иконы множеством лампад. Любой свет, а тем более электрические эффекты во время обслуживания недопустимы. Перед подачей на стол лампы следует хорошо заправить.
Согласно уставу, на всех вечернях «уместно зажигать свечи с самого начала» перед образом Спасителя, Богородицы и иконой храма «правее страны» от г иконостас, а малым и на великой вечерни зажигают свечу перед аналогом, на котором стоит праздничная икона. Кроме того, на Великой вечерне зажигается еще одна свеча «перед образом Спасителя на чайной табличке» – часть иконостаса над царскими вратами, где раньше перед Деисисом (икона с изображением Спасителя в в центре – Богоматерь и Иоанн Креститель – по бокам) – подсвечник, спускающийся и поднимающийся на веревке.
В алтаре зажигаются свечи на алтаре и «по первому антифону кафизмы», в начале слова «Господь, я воскликнул», зажигаются все остальные светильники. На ежедневной вечерне светильники зажигаются «по поэзии» перед аналогией, на столе и на алтаре у алтаря, в начале гимна «Господь, я воскликнул», а на Великой вечерне в на этот раз «нужно зажечь больше свечей». Светильники гаснут на малой вечерне, на вечернем прощании и на другой вечерне – согласно заключительному Трисвятению (Устав, главы 24-25). При повечерии, полуночном служении и часах лампады зажигаются перед образами Спасителя и Богородицы, а в начале утрени лампады зажигаются также перед храмовой иконой.
При пении «Бог Господь» зажигаются светильники перед кафедрой и на табурете, в начале полиелея зажигаются «все огни», горящие «до конца 3-го канона», приводятся уставные чтения в песнях они гаснут, а 8-го они загораются и снова горят до конца великого славословия.
Во многих церквях в начале службы задувают свечи, а во время наиболее важных частей службы горят одна или две свечи. Зажигание свечей должно быть распределено таким образом, чтобы их было достаточно для полиэлея, пения «Наивысшего», великого славословия – наиболее важных частей утрени в Всенощном бдении и всегда для Евхаристии. Канон в литургии. Согласно предписаниям «Известий Учительного» по Богослужебной книге, на престоле необходимо зажигать не менее двух свечей во время основных служб дневного литургического круга: вечерней, утренней и литургии.
Неотъемлемой частью православного богослужения является икона. Иконы и фрески в церкви должны быть написаны древней православной письменностью и размещаться по правилам, давно принятым в Православной церкви. В XI веке в Византии был установлен определенный порядок размещения иконографических изображений в алтаре и храме. Этот порядок в основных его чертах был принят на Руси, и в древних храмах его можно соблюдать по сей день. С точки зрения иконографии и литургии этот порядок очень важен, так как он органично отражает идею Церкви в формах иконографии. Следует избегать украшения икон искусственными цветами, оскорбляющими честь святилища: «В церковном обиходе они предосудительны не потому, что малоценны, а потому, что содержат ложь», – сказал Святейший Патриарх Алексий. Живые цветы можно ставить или ставить рядом с иконами, но в умеренных количествах. Горшки или кадки с комнатными растениями нельзя ставить на алтарь и храм.
Русская Православная Церковь неустанно заботится о сохранении храмов. Он бережно относится к наследию своих предков: храмам античной архитектуры. Любой ремонт храма проводится с ведома и разрешения местных властей, а реставрационные работы в церквях – памятниках древней архитектуры – с разрешения и под контролем государственных органов по охране памятников старины и Общества охраны памятников старины охрана памятников реставраторами-специалистами.
В сферу церковно-литургической дисциплины входят предписания, касающиеся повседневной жизни приходского священника: приходской священник всегда должен иметь опрятный вид, он должен носить только одежду, соответствующую его церковному титулу. Одежда из дорогих тканей не достойна духовенства. По старинным традициям предпочтение отдается темной одежде.
Во время службы необходимо следить за тем, чтобы облачение не смещалось с плеч и в сторону, а штаны и ботинки не были видны из-под рясы и накидки. Во время богослужений иподиаконы и чтецы должны быть покрыты капюшоном того же цвета, что и облачения священнослужителей, и такой же, и не хуже, тканью. Выбирая цвет облачения в праздничные дни, необходимо руководствоваться традициями, давно принятыми в церковной практике.
Если каждое богослужение для священника – это смелое открытие будущего Царства Славы, то Божественная литургия, когда совершается великое таинство бескровной Жертвы, в которое хотят проникнуть только святые ангелы, для священника величайшая открытие будущего Королевства. И какой святостью, чистотой и чистотой души и тела должен обладать священник, который стоит перед святым престолом, что означает Престол Божий, и совершает дерзкое приношение бескровной Жертвоприношения во время Божественной литургии.
Поэтому перед совершением Божественной литургии священник должен обратить особое внимание на чистоту своей души и тела, чтобы с чистой совестью предстать перед Престолом Божиим и получить то, что просит Господь. В противном случае он должен немедленно очистить свою совесть в таинстве Покаяния. Священник Ветхого Завета из страны Оз был наказан смертью только за то, что недостойно прикоснулся к Святому Кивоту (4 Царств 6, 6-7).
Все священники должны приходить на богослужение полностью подготовленными, трезвыми, прилично и опрятно одетыми и хорошо выглядящими. Каждый из них кланяется с молитвой перед входом в храм и, войдя, перед иконостасом, чтимыми иконами и другими святынями. Перед началом службы псалмопевец должен убедиться, что все готово для начала службы. Священник делает то же самое. Чтобы в церковной службе не было остановок и беспорядков, псалмопевец должен не только хорошо знать Правило, но и тщательно готовиться к каждой службе: найти понятие дня апостола, кафизма, просмотреть стихиры, которые он буду петь, делать все ноты и расстановку основных строф. Чтобы попросить о помощи, он должен обратиться к настоятелю или другому священнику. После молитвы перед царскими вратами священник поворачивается лицом к паломникам и кланяется им, затем проходит через южные врата к жертвеннику, и псалмопевец и диакон кланяются ему, и когда он поклоняется престолу, они получают благословение от него.
Нет необходимости смотреть на людей, когда открыты двери и завесы алтаря. Вы не можете опираться на престол и жертвенник. Во время богослужения священник не должен никому вслух отдавать приказы, а тем более перебивать, даже если в клиросе допущена какая-то ошибка. Наблюдение или наставление должны осуществляться незаметно, чтобы ошибка не стала искушением для тех, кто молится. При благовонии священника с дьяконом вокруг алтаря, стола для освящения воды, вселенского заупокойства и гроба усопшего, курение следует начинать, когда дьякон со свечой стоит на противоположной стороне. При этом они оба одновременно кланяются. Ни диаконы, стоя на амвоне, ни псалмопевцы клироса не должны оборачиваться и смотреть на находящихся в церкви. Псалмопевцы и певцы клиросов должны читать или петь, не опираясь на кафедру.
Руководители церкви следят за поддержанием порядка во время богослужений, во всех своих действиях призваны неукоснительно соблюдать порядочность и порядочность.
Согласно действующему положению об устройстве и управлении Русской Православной Церкви, старейшина церкви является президентом исполнительного органа церкви, в который входит старший помощник, если таковой имеется, бухгалтер, председатель церкви комитет по аудиту и казначей. Исполнительный орган отвечает за ведение всей финансово-хозяйственной деятельности храма.
Каждую церковную службу пастырь обязан сопровождать проповедью Слова Божьего для духовного руководства в спасении верующих, а отходу от требований должна предшествовать беседа пастыря, разъясняющая суть и смысл предстоящего священные службы и молитвы.
православному пастырю важно соблюдать трепетное отношение к литургическому правилу Церкви.
И Иерусалимское, и Студийское издания Православного литургического правила создавались в монастырях: первое – в Лавре Святого Саввы Освященного, недалеко от Иерусалима, второе – в монастыре Студия, недалеко от Константинополя. В Русской Православной Церкви издавна сформировалось высокое уважение к Правилу богослужения, подпитываемое святостью его составителей.
Долгое время неукоснительно соблюдались требования Устава Церкви. Чтобы приблизить выполнение Правила к условиям приходской жизни, со временем был применен особый литургический прием, известный как полифония, одновременное чтение и пение различных частей богослужения одна за другой. Но само содержание Устава осталось неизменным. Указания Устава о порядке совершения литургических последовательностей и их количестве, как и прежде, были соблюдены и выполнялись.
Полифония была запрещена в конце 17 века. Тогда возник новый метод приближения Хартии к практике, существенно отличавшийся от полифонии: перечень требований Хартии стал сокращаться. Произошло это не сразу. Традиция пунктуального отношения к Хартии соблюдается давно. Но постепенно они стали свободно относиться к Хартии, и о высоких целях Хартии стали забывать.
Литургия Православной Церкви, в соответствии с догматическим учением о связи торжествующей Небесной Церковью и воинствующей Земной Церковью, придает особое значение мысли верующих быть постоянно ориентированными на укрепление этой связи в религиозном сознании. В содержании богослужения постоянно упоминается о нем как о непреложном пути к спасению. Об этом говорится в ектениях, увольнениях и других частях наследования. Для усвоения этой мысли верующими введена молитва «Спаси, Боже, народ твой и благослови наследие твое», которая является евкологической (гр. «Евхи» – молитва, «логос» – слово = молитва), распространение молитвы догмат, также направлен на ночное бдение о связи небесной и земной Церквей. За них ходатайствует перед Богом Небесная Церковь, по заступничеству которой верующие молятся в молитве, в которой в обязательной части содержится литургический каталог святых. Без него в первую очередь ослабляется догматический характер молитвы. Однако в этом каталоге сохраняется тематическая связь между молитвой и последующим содержанием (канонического) ночного бдения, раскрывая святоотеческую мысль, которая «дорога ангелам и людям памяти святых» (Святой Ефрем Сирийский ; † 373). Все это определяет догматическую и литургическую сущность молитвы, даже если она иногда полностью отвергается нашей литургической практикой. Каталог святых обычно пропускается, а текст молитвы иногда укорачивается настолько, что остаются только вступительное и заключительное предложения.
можно привести факты, когда отклонение от предписаний Правила не сокращает, а увеличивает продолжительность культа. Практика, например, включала пение молитв «Даруй меня, Господи, в этот вечер», «А теперь отпусти» и стихов перед шестью псалмами «Слава Богу в высших небесах и мир на земле» и «Господи, открой мой рот”. В последнем случае не только откладывается чтение Шести псалмов, но и голосовые прелюдии полностью противоречат намерению автора представить психологическую сторону чтения Шести псалмов – «беседу души человеческой с Богом», как Церковь называет Шесть Псалмов, – достижение глубокой концентрации верующих при слушании чтения Псалмов Шести Псалмов… Песня, которую мы слышим перед псалмами, приносит с собой элемент развлечения. Основа молитвенного сосредоточения рушится и не может быть восстановлена, пока чтение не будет завершено.
Несомненно, существуют трудности в уставном богослужении, поскольку существующий Статут, когда он был составлен, предназначался для монастырей, а не для приходов. Но когда они их разрешают, необходимо помнить, что православное богослужение оказывает большое влияние на религиозное настроение тех, кто молится, и особенно сильно проявляется в установленном законом служении.
Православный культ привлекает своим словом верующих. Монахи Сава Освященный († 532) и Теодоро Студита († 829) вместе с продолжателями начатой ими работы по редактированию Устава использовали богатство древнехристианской литературы. Что можно сравнить с канонами святого Андрея, архиепископа Крита († 712), святого Космы, епископа Майума († ок. 787), святого Феофана, епископа Никейского († 850), создавшего ” корона »в честь своего брата, святого Феодора Зачисленного, духовника († ок. 840 г.), или со стихирами монахини Кассии (9 век) и других гимнографов, с чудесными молитвенными текстами, включенными в православные литургические последовательности ?! Все это – неисчерпаемое литургическое богатство православного богословия, которым Правило привлекает верующих в храм.
И этот нравственный аспект православного богослужения особенно ярко проявляется при упорном совершении богослужений по Уставу.
Устав Православной церкви предписывает определенные правила внешнего выражения молитвенного состояния христианина во время публичного богослужения и в частной молитве. Это выражение христианской молитвы – совершение крестного знамения, различных подношений и поклонения святилищу.
В индивидуальной молитве, совершаемой наедине, каждый христианин, движимый своим личным религиозным чувством и состоянием своего ума в данный момент, волен использовать тот или иной внешний знак. Но поведение прихожанина, и тем более священника, во время публичного богослужения строго определяется уставом Церкви, который служит одновременно и законом о служении и внешнем поведении в церкви, и правилом для воспитание дисциплины, внутренней духовности православного христианина. Вот его самые важные рецепты на этот счет.
Православный христианин должен войти в храм спокойно и благоговейно, как в дом Божий, в таинственную обитель Царя небесного; шум, разговоры и еще больше смеха у входа в церковь оскорбляют святость дома Божия и величие живущего в нем Бога – «пойду в дом твой, поклонюсь святому храму твоему в страстях твоих» (Псалом 5 : 8).
При входе в храм необходимо остановиться, сделать три поклона (в обычные дни – земной и субботний, воскресный и праздничный – поясной) с молитвой «Боже, очисти меня, грешник» и поклониться налево и направо людям, которые находятся до того, как вы вошли в церковь.
Оказавшись там, он должен молиться с благоговением и благоговением перед Богом со словами: «Боже, очисти меня грешного и помилуй меня!», «Создав меня, Господи, помилуй меня!» «Крест Твой почитаем, Господи, и воскресение святое славим!» Честные Херувимы и славнейшие Серафимы вне всякого сравнения, без искажения Божьего Слова, рождающие Богородицу, Мы Тебя возвеличиваем! »,« Слава Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и во веки веков » и во веки веков. Аминь “. “Господи, помилуй!” (трижды), «Благослови». «По молитвам святых, Отче наш, Господь, Иисус Христос, Бог наш, помилуй нас» (молитва с поклоном).
Такие же молитвы произносятся при выходе из храма.
Церковная служба совершается с множеством больших и малых поклонов. Святая Церковь требует поклонения с внутренним благоговением и внешней благодатью. Перед тем как поклониться, вы должны заслониться крестным знамением, а затем поклониться. Знак креста нужно изображать правильно, благоговейно и медленно. Устав церкви строго требует от нас делать все в храме Божьем не только серьезно и прилично, но своевременно и без спешки, то есть там, где это указано.
Как правило, подарки должны выплачиваться в конце любой короткой петиции; например: «Господи, помилуй» или молитву, а не во время ее исполнения. «Не в сочетании с молитвой», как говорится в Типико.
Перед началом любого богослужения следует совершить три поклонения в арку. Затем на всех мероприятиях, на каждом «Приди, поклонимся», на «Святом Боге», на «Слава Тебе, показавшем нам свет», на тройном «Аллилуиа» и на «Да будет имя Господа». “, да вызовите арки на поясе крестным знамением.
Во всех ектениях надо внимательно выслушивать каждую мольбу, мысленно возносить молитву Богу и, накрыв себя крестным знамением, восклицая: «Господи, помилуй» или «Дай мне, Господи», поклониться жизни. При пении и чтении стихиров, стихов и других молитв поклонение допускается только тогда, когда слова молитв ободряют его, например, когда слова «падать», «поклоняться», «молиться так» и т.д.
При чтении акафиста требуется поклон каждого кондака и икоса.
На полиэлее после каждого прославления – арка.
Перед чтением Евангелия и после прочтения его на «Слава Тебе, Господи» всегда полагается на пояс на поясе.
В начале чтения или пения Символа веры слова «Символ веры», «И в едином Господе Иисусе Христе» и «И в Духе Святом», когда слова «Силой честных и животворных» «Крест» произносятся, в начале чтения Апостола, Евангелия и сходства, необходимо осенять крестным знамением, не кланяясь.
Когда священник говорит: «Мир всем» или провозглашает: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца, и общение Святого Духа со всеми вами», вы должны поклониться, но без знак креста .; Такой же поклон полагается также при возможном благословении священника всем молящимся, а также при искуплении, если совершается без Креста. Когда священник произносит прощание с крестом, которым он осеняет молящихся, поклон следует совершать крестным знамением.
Когда вы провозглашаете: «Склони голову, Господи», ты должен склонить голову.
Применительно к Святому Евангелию, Кресту, мощам и иконам следует так: подходить в правильном порядке, без спешки и не мешая другим, никого не толкать и не отвергать; положите два поклона перед поцелуем и один после поцелуя святыни. Обращаясь к иконе Спасителя, следует поцеловать ноги; к иконе Божией Матери и святых: рука. Применяя Святое Евангелие, вы можете сказать себе молитвы «Со страхом и любовью приближаюсь к Тебе, Христу, и верю твоим словом», «Христос Бог, помоги мне и спаси меня».
Когда мы молимся за живых и мертвых и называем их по имени, имена следует произносить с любовью, потому что из обязанности христианской любви они требуют от нас искреннего сочувствия и любви.
Следует молиться за умерших следующим образом: «Помни, Господи, души усопших Твоего раба (имена) и прости им их грехи, добровольные и невольные, даруй им Царство и общение Твоих вечных благословений и Твоих бесконечных и благословенных удовольствие жизни».
Когда священник совершает благовоние для верных, в ответ наклоните голову.
Читая Евангелие, держите голову опущенной, как будто слушаете Самого Иисуса Христа.
Во время пения песни херувимов следует внимательно прочитать про себя покаянный псалом «Помилуй меня, Боже», в конце первой половины песни херувимов следует поклониться жизни. Во время Великого входа, при поминании Святейшего Патриарха и других людей, нужно стоять благоговейно, склонив голову, и в конце поминовения словами «Все православные христиане» сказать: «Да помнит ваша иерархия. Господь Бог в своем Царстве »- во время служения епископа; во время служения другого духовенства говорится: «Мерзость святая, или священство, или ваше священство, да вспомнят Господь Бог в Его Царстве», затем с глубоким чувством покаяния и духом молитвы вы должны сказать: «Помни мне, Господи, когда ты войдешь в свое Царство».
Во время совершения таинства самой Евхаристии необходимо с особым вниманием молиться и по окончании гимна «Тебе поем» пасть ниц на землю Тело и Кровь Христовы. Значение этого момента настолько велико, что ничто в нашей жизни не может сравниться с ним. В нем заключено наше спасение и Божья любовь к человечеству, потому что «Бог явился во плоти» (1 Тим. 3:16).
Во время пения «Стоит есть» или во время жертвоприношения священник молится за живых и мертвых и поминает их поименно, особенно тех, для кого совершается литургия; тем, кто находится в храме, следует теперь помянуть своих близких, живых и мертвых.
После «Достойно есть» или назад – поклон до земли. При словах «И все и все» – говори в себе «Молитвами всех святых Твоих, Господи, приди и помилуй нас».
В начале молитвы «Отче наш» – перекрестись и поклонись на землю.
При открытии царских дверей и при явлении Святых Даров, то есть явлении Иисуса Христа после Воскресения, с провозглашением «со страхом Божиим и верой приближайтесь!» – поклонись до земли.
При последнем явлении Святых Даров (изображающем вознесение Иисуса Христа на небо) со словами священника «Всегда, ныне и всегда, во веки веков» – тоже земной поклон.
Приступая к принятию Святых Таин – Тела и Крови Христовых, необходимо поклониться до земли, скрестить руки крест-накрест на груди и медленно, с благоговением и страхом Божиим, подойти к святой чаше, громко призывая свое имя. Приняв Святые Таинства, следует поцеловать ободок чаши, как если бы это был самый ободок Христа, а затем спокойно уйти, не ставя крестного знамения и поклоняясь, но мысленно поблагодарив Господа за Его великие милосердие: «Слава Тебе, Бог наш, слава Тебе!»
Поклоны в землю в этот день не совершаются до вечера. Святой антидорус и благословенный хлеб следует принимать с благоговением и целовать руку, которую он протягивает священнику. Антидор раздается присутствующим на литургии для благословения и освящения души и тела, чтобы те, кто не участвовал в Святых Дарах, могли вкусить освященный хлеб.
От Святой Пасхи до Дня Святой Троицы и от Рождества Христова до Крещения Господня и во все праздники Господни в целом своды земли Святой Церковью полностью отменяются.
Когда людей осеняют в церкви Крестом, Евангелием, иконой или чашей, все должны креститься, склонив головы, а когда людей осеняют свечами, руками или ладонями, людям не нужно креститься, но только поклон. Только в Страстную неделю Пасхи, когда священник ладит крестом в руке, все крестятся и, отвечая на его приветствие «Христос воскрес!», Говорят: «Воистину воскрес!»
Когда христиане принимают благословение священника или епископа, они целуют его правую руку и не крестятся первыми.
Находясь в храме Божьем, вы должны помнить, что находитесь в присутствии Господа Бога, и поэтому стоять как перед Его собственным лицом, перед Его глазами, в присутствии Богородицы, святых ангелов и всех остальных святые, поскольку вы говорите: «В храме слава Твоя, на небесах мы делаем вид, что стоим» (Свита утрени).
Спасительная сила церковных молитв, песен и чтений зависит от их воздействия на наши сердца, умы и чувства. Поэтому нам нужно понимать все, что происходит в церковном богослужении, проникать в него и питаться им. Делая все правильно и в соответствии с церковным порядком, мы должны прославлять нашего Господа и Бога в наших телах и в наших душах.