14 ноября (1 ноября по старому стилю) Церковь чтит память чудотворцев и святых-немыслителей Козьму и Дамиана. Святые Косма и Дамиан сознательно просвещают разум и учат грамоте, а также почитаются как покровители святости христианского брака.
- Житие святых чудотворцев и бессребреников Козмы и Дамиана
- Чудеса святых чудотворцев и бессребреников Козмы и Дамиана
- Почитание святых чудотворцев и бессребреников Козмы и Дамиана. Тропарь, кондак и канон святым
- Иконописные изображения святых чудотворцев и бессребреников Козмы и Дамиана
- Храмы на Руси в честь святых Козмы и Дамиана
- Старообрядческие храмы в честь святых чудотворцев и бессребреников Козмы и Дамиана
- Святые Козма и Дамиан в искусстве
- Народные традиции в день святых Козмы и Дамиана
Житие святых чудотворцев и бессребреников Козмы и Дамиана
Косма и Дамиан родились в Азии. Точное время их рождения и смерти неизвестно. Считается, что они жили не позднее 3 века. Их воспитывала благочестивая и богобоязненная мать Феодотия. Позже Козьму и Дамиана пригласили изучать медицинские науки. Господь дал им дар исцеления, который привлек к ним многих больных. От больных, которых лечили Косма и Дамиано, они так и не получили выплаты, соблюдая заповедь Господа:
Даром получили, даром отдавайте (Мф 10,8).
Слава о Козьме и Дамиане разнеслась по округу, и в народе их называли ненаемниками. Лечили не только людей, но и животных. Козьме и Дамиану однажды позвонила тяжелобольная женщина по имени Пелагея, которую все врачи отказались лечить из-за ее тяжелого состояния. Она потратила много денег на свое имущество и не могла лечиться ни у одного врача. Косма и Дамиано вылечили больную. Полная благодарности им и желая, чтобы они приняли от нее хотя бы один подарок, Пелагея пришла к Дамиану. Он принес ему три яйца. Но Дамиан отказался принять подарок. Тогда Пелагий со многими слезами умолял его принять этот маленький дар во имя животворной Святой Троицы – Отца, Сына и Святого Духа. Тогда Дамиан принял подарок. Козьма, узнав об этом, был шокирован. Он думал, что его брат нарушил их строгий обет. Когда пришло время Козме умирать, он завещал, что брата не хоронят рядом с ним. Через некоторое время умер и Дамиано. Люди не могли решить, где будет могила Дамиана. Но потом случилось чудо: верблюд, исцеленный когда-то Козьмой от гнева, явился народу и заговорил человеческим голосом:
Народ божий! Много чудес и знамений вы испытали от святых и славных святых Христа Козьмы и Дамиана – не только вы, но и мы, звери, данные вам Богом для вашего служения; Тот же и я, спасибо всем, пришли сказать вам, как мальчик, своему слуге Козьме, что его тайны не должны отделяться друг от друга им, но вместе мы полагаемся на ima (Chetya Menaion by Metropolitan Макарий, Жизнь и чудеса свободным святым и без наемников Козьмы и Дамиано).
Таким образом, мощи братьев были помещены вместе с Фереманом. Согласно легенде, даже после смерти немыслимые святые творили множество чудес.
Чудеса святых чудотворцев и бессребреников Козмы и Дамиана
Множество чудес совершили Святые Косма и Дамиано. Однажды во время жатвы один из жителей тех мест вышел жать на своем поле. Усталый, измученный палящим солнцем и намереваясь отдохнуть, он пошел под дуб, лег и крепко заснул. Во время сна через открытую пасть пролезла змея. Проснувшись, фермер не сразу почувствовал боль и возобновил работу на своем поле. С наступлением вечера, когда фермер вернулся домой и лег спать после обеда, он почувствовал ужасную боль, потому что змея начала мучить его кишечник. Пациент, не выдержав боли, закричал, что разбудило всю семью ото сна. Последний, подходя к больному и видя его ужасные муки, ничем не мог ему помочь; они даже не могли понять, что это за болезнь. Тогда больной, не получив помощи от окружающих, побежал к каретам скорой помощи Козьмы и Дамиана и воскликнул: «Святые доктора Косма и Дамиан, помоги мне и помилуй меня!» Святые тут же бросились на помощь: больной крепко заснул, а во время сна из его пасти выползла змея. Увидевшие это чудо ужаснулись и прославили святых. Когда змея выползла наружу, муж сразу же проснулся и с помощью немыслимых святых полностью выздоровел.
Недалеко от храма святых врачей Козьмы и Дамиана, в Феремане, жил некий муж Малько. Намереваясь отправиться в долгое путешествие, он отвел жену в храм и сказал ей: «Вот, я собираюсь отправиться в долгое путешествие, но я передаю вас под защиту Козьмы и Дамиана: оставайтесь дома пока я не пришлю вам согласованный знак самого себя, который вы узнаете как мой… И если Бог будет доволен, то я пришлю вам этот знак и отведу вас ко мне ». Доверив таким образом свою жену Святым, Малх отправился в путь. Через несколько дней дьявол принял образ некоего знакомого человека и, приблизившись к жене Малько, показал ей знак, который указал ей ее муж, сказав: «Я пошлю тебе знак и отведу тебя ко мне». Показав ей этот знак, дьявол приказал ей следовать за ним к мужу. «Я знаю этот знак, но я не хочу идти, потому что меня доверили немыслимым святым Козьме и Дамиану; и если ты хочешь, чтобы я пошел с тобой к моему мужу, то иди со мной в храм святых, возьми край жертвенника и поклянись мне, что ты не сделаешь мне никакого зла по дороге ». Дьявол дал такое обещание и, взойдя с ней в храм, схватился за край жертвенника и поклялся. Женщина, услышав присягу, поверила ему, который замаскировался под знакомого человека, и последовала за ним по улице. Соблазнитель, забрав ее, отвел в пустое и непрактичное место и там хотел ее убить. Увидев себя в крайней муке, он поднял глаза к небу и от всего сердца воззвал к Богу, говоря: «Мой Господь, святые Косма и Дамиан, помогут и освободят убийцу этого дьявола; вама бо верит идоху по стопам сатаны-разрушителя; отомстите и придите мне на помощь и освободите меня от кровососа этого дьявола ». И тут же явились быстрые помощники, немыслимые святые Козьма и Дамиан. Дьявол, увидев их, оставил женщину и убежал; поднялся на высокий берег , бросился в пропасть и исчез, а святые, взяв женщину, отнесли ее в свой дом. Он поблагодарил их, но не знал, кто они. И когда он услышал, кто они, женщина упала на землю со страхом и радостью, а святые стали невидимыми, воскликнула женщина, восхваляя и благодарив Бога и его святых Козьму и Дамиана.
Некий обезумевший от страха молодой человек был доставлен в храм немыслимых Святых Козьмы и Дамиана с надеждой на выздоровление. Он провел несколько дней и ночей в храме святых, не получив исцеления. Через некоторое время к нему пришел его отец, благочестивый старик. На молитву родителей был дан ответ. Его сын, который до этого не узнал своего отца, начал узнавать его. Святые Косма и Дамиан, незримо возложив на него руки, полностью исцелили его и, явившись отцу, велели ему пойти в свой дом, прославляя Бога.
Некий муж, страдающий заболеванием легких, сопровождавшимся кровохарканьем, пришел к раку мощей немыслимых святых Козьмы и Дамиана, чтобы получить исцеление. Его болезнь была настолько серьезной, что все уже считали его близким к смерти, а его жена даже подготовила все необходимое для захоронения. До этого времени больной не верил в силу святых и часто хулил Бога, святые исцеляли его от физических и душевных недугов. В своем ночном видении они объявили, что ищущий исцеления никогда не должен богохульствовать и воздерживаться от употребления мяса в течение целого года. Пациент охотно исполнил повеление немыслимых святых. Затем по повелению святых Космы и Дамиана кровь, текущая по гортани, прекратилась, легкие окрепли, и больной, поблагодарив святых, радостно отправился к себе домой.
Один муж страдал от тяжелой болезни и никак не мог вылечиться. Затем он призвал в своей молитве святых Косму и Дамиана, и тотчас же исцелился. Также святые исцелили больную женщину.
Однажды в церковь святых немыслимых пришла глухонемая женщина. Страдая от этого расстройства много лет, она, если бы не небесная, не могла рассчитывать на помощь для себя. Долгое время, безжалостно, со слезами, она молилась Святым Косме и Дамиано, чтобы они исцелили ее от тяжелой болезни. В конце концов на его молитву был дан ответ. Глухонемая женщина часто повторяла в уме Трисвятение. Через Трисвятя святые, не имевшие наемников, явили чудо. Во время вечерней службы в их храме, когда по обычаю пели Трисвятение, глухонемая женщина внезапно услышала певцов и начала петь с ними Трисвятение.
Заболел грек. Друзья посоветовали ему отправиться в храм немыслимых Святых Козьмы и Дамиана. Пациент послушался. Здесь, видя так много больных людей, многие из которых выздоравливали, он наконец убедился в чудодейственной силе немыслимых святых и с верой стал просить их об исцелении. Святые, явившись ему вместе, сказали, что, если больной верует во Христа, он исцелится. Эллен, терпя невыносимые муки, познакомилась с истинным Богом, постоянно взывала к святым о милосердии и дала обет принять христианскую веру. Святые, предвидя чистоту его веры, возложили на него руки и дали ему совершенное избавление. Исцеленный исполнил свой обет: принял святое крещение. Вернувшись домой совершенно здоровым, он с большой радостью рассказал о всех чудесах немыслимых святых. Многие слушатели были тронуты и приняли христианство.
Некий муж был любителем популярных шоу и страдал болезнью груди. Не найдя ни в чем облегчения, он в конце концов был вынужден пойти в храм святых без наемников. Святые Косма и Дамиан, видя его усердие, сжалились над больным. На следующую ночь они явились ему и приказали выпить чашу дегтя. Пациент не подчинялся их приказам. Святые явились ему во второй раз и добавили еще одного в чашу. Когда он этого не сделал, ему явились в третий раз и велели выпить три чашки. Несмотря на болезнь, которая росла в нем с каждым днем, он не желал выполнять заповеди святых. Наконец, они снова явились ему во сне и с веселыми лицами сказали ему: «Друг, почему ты так плачешь вместе с нами? Если для вашего здоровья вам неприятно выпить три миски со смолой, вылейте их в емкость и, ожидая глубокого вечера, идите с ним в гору, на место проведения, и похороните его там, чтобы никто не увидел ты. Если вы это сделаете, вы получите исцеление ». Пациент с радостью сделал все, как было приказано. Но все, что он делал, было замечено человеком, опоздавшим в этом месте. Объясняя свой странный акт колдовства, он заметил это место и пошел, и он принес с собой многие другие люди. Убедившись в правдивости показаний, они взяли и представили суду воображаемого колдуна. Они начали расспрашивать. Он сказал всю правду: они ему не поверили. В конце концов, было решено, что если это так на самом деле приказ немыслимых святых, тогда в умах всех он должен был выпить эти три чаши и получить исцеление. Наемники; Он с радостью пошел в их храм и, поблагодарив, рассказал всем, как немыслимые святые вылечили его от болезни, научили его послушанию и отучили от выступлений полярный.
Почитание святых чудотворцев и бессребреников Козмы и Дамиана. Тропарь, кондак и канон святым
В России покровителями учеников считались прежде всего святые Козьма и Дамиан (Азия), не являющиеся наемниками. Их использовали в молитве, когда они учили чтению и письму, чтобы они укрепляли силы еще слабых детей и способствовали их правильному развитию.
В «Четях-Минеях» митрополита Макария есть урок памяти немыслимых святых Козьмы и Дамиана, в котором выбрана тема Евангелия дня: «Какой учитель должен быть». В его развитии встречаются такие выражения:
Святые мастера чудесами исцеляли тело, учением – душу. Они приходят к ним чудесами, они учения ради. Учителю не подходит ничего другого, как смирение и бесхребетность.
Тропарио, пункт 8
Святой человек без серебра и чародей Козмо и Дамиана посетит нас в наших болезнях, настроит прияста, мелодию и дадиту.
Кондак, д.2
Благодать получения исцеления продлевает здоровье нуждающегося врача и славного тауматурга. Но вайю, посещающий и засасывающий врага, низвергается, мир исцеляет чудесами.
Иконописные изображения святых чудотворцев и бессребреников Козмы и Дамиана
Особенно распространена парная иконография чародейских и немыслимых святых Козьмы и Дамиана, где Козьма изображен слева, а Дамиан – справа. Святой Косма одет в длинную тунику с узкими рукавами, поверх которой короткая туника с широкими рукавами, наверху гиматион, драпирующий его левое плечо и сапоги на ногах. Голова непокрытая, волосы короткие, иногда с залысинами.
Святые Косма и Дамиано. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева первой половины XV века, Москва
В иконографических оригиналах иконографии Козьмы и Дамиана Ассийского сказано: «Оба среднего роста с червяками, держат перья в правой руке, а вазы в левой открыты, на ногах – сапоги». Святые братья-наемники изображены из средневековья, с небольшими густыми бородками, прямыми волосами с участками облысения, их атрибуты – лечебные ложки (или перья).
В византийском искусстве и древней Руси святые-чудотворцы Козьма и Дамиан часто встречаются в монументальной живописи или в составе избранных групп святых. В монументальном искусстве самое старое изображение – мозаика конца IV века из церкви Святого Георгия в Салониках.
Бескорыстные святые Козьма и Дамиан. Конец IV – третья четверть V века Церковь с. Георгия (Ротонда), Салоники, Греция. Купольная мозаика
Самыми известными являются мозаичные изображения VI века из храма святых без наемников Козьмы и Дамиана в Риме (бывшая «Библиотека мира»). Среди избранных святых чудотворцы Козьма и Дамиан встречаются в Софийском соборе в Киеве, на картинах Диониса в монастыре Ферапонта.
известна так называемая Филофеевская ставротек, датируемая XII веком. Ставротека (вкладыш для креста) имеет прямоугольную форму в виде коробочки со следами утраченной сдвижной крышки и крестообразной выемкой, украшенной точеными серебряными пластинами, закрепленными на деревянном основании. По бокам крестообразной ниши внизу – целые фигуры: слева – Сан-Козма, справа – Сан-Дамиано. Вверху в медальонах изображения бюста: слева – Сан-Чиро, справа – великомученика Пантелеймона. Фон украшен орнаментом. Вдоль поля вокруг крышки есть надпись на греческом языке, которая гласит, что «ковчег был сделан с любовью Иоанном». На боковых стенках растительный орнамент из пальмет, расположенных вертикально замкнутыми кругами. Верхняя петля. По полям – детали застежек. Согласно легенде, ставротек приписывается патриарху Филотео и был привезен митрополитом Алексием в 1354 году из Константинополя.
Филофеевская Ставротек. Святые Чиро, Косма и Дамиано, великомученик Пантелеймон. Музеи Московского Кремля XII века, Москва
Святые Косма и Дамиано. Пролог Погодинского. Новгород. Вторая половина XIV века Санкт-Петербург, РНБ
Святой чудотворец и бездельник Дамиан. Русский музей конца 15 века
Санти Козьма, Дамиан, Яков Перски. Двухсторонний значок планшета, Новгород. Конец 15 – начало 16 века
Иаков, брат Бога, Космы и Дамиана. Новгород, вторая четверть XVI века. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва
Одно из изображений святых Космы и Дамиано – это резная кость на деревянной основе, покрытая серебряной басмой. Спинка обшита шелковой тканью. Стоящие святые Косма и Дамиан представлены целителями с ящиками и медицинскими инструментами в руках.
Святые Косма и Дамиано. 1569 Санкт-Петербург, Государственный Русский музей
Храмы на Руси в честь святых Козмы и Дамиана
В 1383 году в Пскове на Гремячей горе была построена церковь в честь святых Козьмы и Дамиана. Долгое время здесь находился монастырь, а в нем стоит каменная церковь Козьмы и Дамиана, построенная из камня в 1383 году. В 1540 году после пожара ее значительно перестроили. В 1764 году Гремятский монастырь был упразднен, а церковь преобразована в приходскую и передана Петропавловскому собору. По архитектурным формам это памятник средних размеров, купол, три апсиды, с характерным убранством фасада (широкие лопасти, арки лопастей, роликовая арка, «мостовая – полозья – мостовая»).
Козьма и Дамиановская церковь бывшего Гремятского монастыря. Псков
Известна также псковская церковь Козьмы и Дамиана Приморских, построенная в 1463 году. Храм и его окрестности были отреставрированы и перестроены. Это большой трехапсидный храм с куполом и восьмискатной крышей.
Козьмы и Дамиана да Примостиа. Псков
В Москве, в Старых Кузнецах, была церковь Козьмы и Дамиана. Это было в Заяузье, в Кузнецкой слободе, недалеко от перекрестка Гончарной улицы и 3-го Котельнического переулка. Прихожанами храма были кузнецы и оружейники, почитавшие святых Козьму и Дамиана своими покровителями. В конце XV века на этой территории находилось село боярского князя Ивана Юрьевича Патрикеева, в уставе которого от 1498 года впервые упоминается Козмодамианский монастырь, впоследствии упраздненный. Монастырский храм был перестроен в камне в 16 веке, а в 1657 году к нему пристроили придел святителя Филиппа, митрополита Московского. В 1745 году была возведена новая колокольня. Церковь меняла свой облик в 1769-1770, 1855, 1863-1869 и 1899 годах. В 1936 году церковь снесли, а в 1950-х годах на ее месте построили многоэтажный жилой дом.
Церковь Козьмы и Дамиана в Старых Кузнецах (Москва)
В Москве, в Старых Панехах (Старопанский переулок, дом № 2-4) освящен храм в честь святых Козьмы и Дамиана. Впервые о нем упоминается в 1468 году. Храм назван «в Старом Панехе» от соседнего польского «Панского двора», известного здесь с 1508 года. Храм был перестроен в камне в 1564 году и, возможно, сохранил фрагменты первоначального здания. По легенде, в этой церкви Иван IV женился на своей шестой жене Василисе Мелентьевой. Изначально храм венчали пять куполов, установленных на четырехугольнике на двух высотах основного объема. В 17 веке церковь стала пригородом для поселившихся здесь патриархальных певцов. В 1640 году к церкви с севера была пристроена Успенская церковь. В 1803 году храм был сильно перестроен в стиле классицизма. В 1929 г храм закрыли, трапезную и колокольню разрушили. В 60-80-е годы здесь располагалось управление дорожного движения. В 1993 году переведен в общину ОКР. Услуги возобновлены в 1995 году.
Церковь Козьмы и Дамиана в Старых Панехах (Москва)
В честь святых Козьмы и Дамиана 5 декабря 1564 года в Муроме был освящен храм. Строительство храма началось после взятия Казани. Уцелевшая часть церкви очень простой формы. Он состоит из невысокого квадрата четырехугольной формы и полукруглой апсиды. Здание представляет собой невысокое одноэтажное здание, но под алтарем находится цоколь, перекрытый сверху голыми сводами и служивший в древности, по-видимому, склепом для захоронения умерших.
Церковь Козьмы и Дамиана в Муроме
Старообрядческие храмы в честь святых чудотворцев и бессребреников Козмы и Дамиана
В селе есть храм в честь чудотворцев и святых без наемников Козьмы и Дамиана. Белая Криница, Черновицкая область. Построенная впервые в конце восемнадцатого века, в девятнадцатом веке церковь претерпела реконструкцию, в ходе которой приобрела свой нынешний вид. Он имеет характеристики типичной архитектуры буковинских тамплиеров: квадратный вестибюль и неф с боковыми пристройками и полукруглой алтарной частью. Основной объем церкви построен из кирпича, верхняя часть – из дерева. С запада над нартексом возвышается трехъярусная квадратная деревянная колокольня, над нефом – восьмигранный купол на четырехгранной конструкции, над алтарем и нартексом – небольшие восьмигранные бассейны. Все вершины церкви увенчаны луковичными куполами. Стены церкви окружены фризом с небольшими прямоугольными нишами; окна имеют арочный вид. Храм во имя святых Козьмы и Дамиана входит в храмовый комплекс монастыря вместе с собором Успения Пресвятой Богородицы и храмом Святителя Николая Чудотворца.
Старинный храм верующих в честь чудотворцев и немыслимых святых Козьмы и Дамиана
Кроме того, КНР Церковь в честь святых Козьмы и Дамиана находится в городе Суздале Владимирской области.
Храм КНР в честь святых Козьмы и Дамиана находится в городе Суздале Владимирской области
В городе Оренбурге в честь святых Козьмы и Дамиана освящен храм ДРК.
Церковь Святых Козьмы и Дамиана в Оренбурге
Святые Козма и Дамиан в искусстве
Помимо иконописи, святые-тауматурги и не наемники Козьма и Дамиан были изображены на картинах мировых мастеров, а также в монументальном искусстве.
Святые Косма и Дамиан пересаживают ногу. Лос-Бальбасес, Лондон конца 16 века, университетская библиотека
Похороны святых Космы и Дамиано. Беато Анджелико (1438-1440) Часть главного алтаря церкви Сан-Марко Флоренция Италия
Мемориальная доска в Козьме и Дамиане в Будапеште
Народные традиции в день святых Козмы и Дамиана
В старославянском языке имена Козьма и Дамиан очень рано стали объединяться в одно слово-понятие Козьмодемьян (Кузьмодемьян). Так эти святые упоминаются в списке праздников в письме на новгородской бересте XI века, а соответствующий праздник и храмы в честь этих святых также называются во многих наречиях.
В русском народе с именами святых сочетаются многие особые верования. Их считали покровителями скота («помогают не именно как человек, но и как скот, и от любого, кого я получаю во сне, я делаю все не ради богатства, чтобы обогатиться золотом или серебра, но ради Бога ».) Козьма и Дамиан известны как птицеводы, поэтому их поминальный день был известен как Куриный фестиваль или День наречения цыплят. В старину наши предки даже соблюдали особый обычай в В честь этих святых, известных как Курятниковы: хозяйки в Москве 1 ноября (14 г н.э.) собрались вокруг храма святых Козьмы и Дамиана с цыплятами, а затем отправили цыплят своим знакомым и уважаемым людям в виде подарка.
Святые Косма и Дамиан, которых считают защитниками кур, одновременно известны как покровители семейного очага и супружеского счастья. День, посвященный их памяти, особенно почитался у девушек: кое-где даже существовал обычай: девушку-невесту в этот день считали хозяйкой, готовили для семьи и угощали всех, кроме того, подавали куриную лапшу как основное блюдо. Вечер этого дня деревенская молодежь провела весело: девушки собирались в какой-то большой хижине и готовили так называемые «мукчи», то есть каждая приносила что-нибудь съедобное в сыром виде: картофель, масло, яйца, крупы, мука и др прочее. Из этих изделий в ознаменование начала зимних работ была организована вечеринка, на которую детей пригласили в качестве гостей. Такие застолья назывались «кузьминки» и продолжались до самого рассвета, и мальчики обычно успевали снова проголодаться и уходили на корм, воровав соседних кур, которых девушки жарили их в «жирной» избе. При этом, конечно, держалось в строжайшей тайне, сколько кур и у кого украли, хотя крестьяне относились к подобным кражам довольно снисходительно, а если и ругались, то только по заказу.
Кузьминки в некоторых местах, например, в Пензенской губернии, сопровождались особым обычаем, известным как «похороны Козьмы-Демьяна»: в жирной избе девушки готовили чучело, которое стоит мужская рубашка и штаны с соломой и прилеплены к голове; Затем на пугало надели чапан, опоясали поясом, положили на носилки и отнесли в лес за деревней, где раздели чучело и танцевали на соломе.
Кроме того, святые Косма и Дамиано считаются покровителями мастерства, в основном женского. Это связано с тем, что с 1 ноября (день Козьмы и Дамиана) женщины внимательно прихватили нить зимы: «Батюшка Кузьма-Демьян, – сказали они, садясь за прялку, – сравнивайте меня поздно с первый », то есть помогите мне не отставать от других, которые начали работать раньше.
Козьму и Дамиана называли кузнецами божьими: кузнецы считали их своими покровителями и потому считали грехом работать в своих мастерских в день памяти святых. Во многих местах в честь Козьмы и Дамиана было принято до 1 ноября выполнять какие-то обещанные дела и тратить заработанные за них деньги на покупку свечей для икон или раздачу нуждающимся. По поверью, эти самые святые занимались кузнечным делом – выковывали плуги и раздавали людям возделывать землю. В народных загадках кованая цепь называется Кузьма: «Узловат Кузьма, развязать не можешь».
Как кузнецы Бога, святых Космы и Дамиана, народное воображение приписывало один из самых важных инструментов кузнеца как атрибут – молот – и заставляло заключение брачных союзов зависеть от них. Следовательно, заключение брака означает, так сказать, установление тех невидимых моральных цепей, то есть ответственности, которую те, кто вступает в брак, возлагают на себя. Таким образом, наши предки приписывали покровительство бракам святым Косме и Дамиано.
Среди людей, приуроченных к Дню памяти святых Козьмы и Дамиана, были приметы:
- Кузьминки – просто осеннее бдение. Зимняя встреча.
- Появляется первая хрупкая зимняя тропа.
- Снежный день обещает следующей весной большое наводнение.
- «Кузьма заковает, а Михайло узнает» (Михайловские оттепели – собор Архангела Михаила).
- На Кузьме-Демьяне курица на столе – с этого дня цыплят на продажу начали бить.
- Если на Козьмодемьяне лист останется на дереве, то в следующем году будет мороз.
- Если Кузьма рассердится, жди, что тебе будет не очень хорошо! Оттепели не будет.
Они молились святым Косме и Дамиану, чтобы они научили их читать и писать. В алфавите XVII века есть прямое наблюдение: «У многих учеников есть обычай совершать молебен немыслимым святым Козьме и Дамиану». Известно, что греки почитали также святых Косму и Дамиана как помощников в обучении книгам. Есть свидетельства того, что греки приходили в храм этих святых просить этой помощи.