Во многих религиях можно увидеть два различных направления. Один предназначен для мирян и обычных людей, что выражается в молитвах и соблюдении ритуалов. Другой более скрытный и связан с различными духовными практиками. В связи с этим часто упоминаются индийские йоги и буддийские отшельники, языческие шаманы и суфии на мусульманском Востоке. Гораздо меньше известно об исихазме – учении христианского святого Григория Паламы о божественных энергиях.
Мистическое православие: такое словосочетание для многих звучит странно и может даже настораживать. Однако он действительно существует, возник на священной горе Афон и сохранился до наших дней. Это учение об особой молитве, концентрации ума и божественной силе или энергии, дающей человеку спасение. Но прежде чем говорить об исихазме, следует прежде всего обратиться к биографии самого святого.
- Детство
- Происхождение и рождение
- Семья
- Светская жизнь и образование
- Юношеские годы и молодость
- Монашеский постриг
- Подвижничество на Афоне
- Уход с Афона
- Основание отшельнической общины
- Зрелый возраст
- Затворничество
- Заключение под стражу
- Оправдание
- Избрание архиепископом
- Пиратский плен
- Возвращение и пастырская деятельность
- Последние годы жизни
- Участие в полемике
- С Варлаамом Калабрийским
- С Григорием Акиндином
- С Никифором Григорой
- История мощей святого
- Обретение
- Текущее местоположение
- Чудодейственная сила
- Почитание
- День памяти
- Учение святого Григория
- О философии и богословии
- О богопознании и боговидении
- О сущности и энергии
- Об обожении и спасении
- О нетварном свете
- Об искуплении
- О человеке
- Триадология
- Христология
- Евхаристия
- Труды и сочинения
- Беседы
- Гимнография
- Догматико-полемические
- Нравственно-аскетические
- Письма
- На иностранных языках
- Переводы
- Молитвы и тропари святому
- Каноны и акафист
Детство
На протяжении всей истории церкви многие знатные и богатые люди прославлялись перед святыми, те, кто предпочел духовный путь мирским искушениям, получив в силу своего положения доступ к хорошему образованию и религиозной литературе. Палама – тому пример.
Происхождение и рождение
Григорий родился в византийской столице Константинополе. Точная дата его рождения неизвестна и приблизительно установлена около 1296 года. Кроме того, на основании агиографических и других источников известны аристократические корни будущего отца церкви. Ее семья происходила из малоазийских провинций Византии, но была вынуждена покинуть свою родину и переехать в столицу в 12 веке, когда эти территории были потеряны империей и завоеваны турками-сельджуками.
Семья
Отцом основателя исихазма был сенатор Константин, близкий друг императора и воспитатель его племянника – также будущего Василея, вошедшего в историю как Андроник III Палеолог. В юности он сблизится с Григорием и сыграет важную роль в его судьбе.
Будущий святой был старшим сыном в семье; он родился братьями Феодосием и Макарием, а также сестрами Эпихарис и Феодозия. Все они вместе с матерью по имени Каллони были канонизированы Константинопольской церковью в 2009 году.
Светская жизнь и образование
Когда мальчику исполнилось 5 лет, он остался сиротой: умер отец. Есть сведения, что Константин принял монашеский постриг на смертном одре. Благодаря заслугам сенатора семья была взята под покровительство василевса. Начинается новый этап жизни: сейчас Григорий живет в королевском дворце, получив широкие возможности для учебы и профессионального роста.
Юноша получает прекрасное классическое образование в императорском университете. Следовательно, его преподавал известный писатель, филолог и богослов Теодор Метохит, признанный лучшим учителем того времени. Больше всего в процессе обучения будущего мыслителя его интересовали идеи Аристотеля – уже в 17 лет будущий мистик прочитал лекцию о своем силлогистическом методе, выступая перед самим Базилевсом и придворными.
Юношеские годы и молодость
Молодой аристократ жил при дворе, был замечен императором Андроником и пользовался его благосклонностью. Как подсказывает жизнь, правитель предсказал юноше успешную административную карьеру и продвижение по службе, чтобы он пошел по пути отца. Согласно источникам, эти предложения Базилевса звучали более чем настойчиво.
Агиографические тексты показывают, что Палама мало интересовался придворными интригами и успехами на государственной службе. Подробных сведений о его духовных занятиях в молодости нет. Однако в письмах патриарха Филотея указывается, что уже тогда юноша общался с афонскими монахами, избегал роскоши и практиковал «воздержание, пост и бдительность».
Монашеский постриг
Существует несколько версий того, как именно будущий святой пришел в монашество. Постригли в 18-20 лет. Источники сообщают, что в то время юноша много лет тяготел к монашеской жизни. При этом указывается, что после смерти отца его семья оказалась в сложной ситуации с наследованием имущества, поэтому Григорий подтолкнул членов семьи уехать в монастырь и сделал это сам.
Согласно агиографическим источникам, этому решению молодого придворного выступил император Андроник. Но, несмотря на недовольство царя, Палама и два его брата отправляются на Афон. Филотео утверждает, что по дороге будущий монах встретил известных еретиков-богомилов, яростно спорил с ними и чуть не поплатился ему жизнью.
Подвижничество на Афоне
Прибыв на святую гору, юный послушник попадает под руководством инока Никодима и живет недалеко от монастыря Ватопеди. После двух лет подготовки к посту и постоянного молитвенного бдения юноша принимает постриг от своего духовного наставника. Но при этом возникают проблемы: умирает младший брат Феодосий.
Никодим тоже умирает. Григорий переехал в Лавру святого Афанасия и стал там регентом. Позже молодой монах отправился в пародию «Глоссия» и все больше и больше времени уделяет уединению, тишине и «умной» молитве – особой духовной практике, связанной с очищением ума и внутренней концентрацией. Именно она станет в будущем одной из главных основ исихазма.
Уход с Афона
Между тем Византийская империя продолжала приходить в упадок. После потери Анатолии турецкие вторжения начинают угрожать европейской части страны – Афон также находится под угрозой вторжения. В 1325 году Палама был вынужден покинуть святую гору вместе с 11 монахами, спасаясь от очередного османского набега. Братья-монахи переезжают в более безопасное место – город Салоники.
Основание отшельнической общины
Поселившись в Салониках, Григорий был рукоположен в священники. Он служил в церкви, читал проповеди, участвовал в богословских дискуссиях, сближаясь с будущим патриархом Исидором. Однако гораздо больше Палама тяготел к уединению и погружению в молитву, поэтому в конце концов он путешествует со своими братьями в горы, где они становятся отшельниками.
Пещера, в которой жил святой, хранилась в монастыре Сан-Джованни Баттиста недалеко от современного города Верия. Здесь монах полностью уединяется и погружается в свои духовные практики, общаясь с другими монахами только по субботам и воскресеньям.
Время проживания в пустыне оказалось для будущего Исихаста недолгим: вскоре умерла его мать. Он перевозит своих сестер Феодотию и Эпихарису в Верию. Однако через некоторое время последний тоже умирает.
Зрелый возраст
Этот период жизни святого отца насыщен многими событиями: он продолжил свой духовный путь в атмосфере кризиса и упадка Византийского государства. Несмотря на опасность и потерю свободы, святитель продолжал сочинять свои произведения, проповедовать, вести богословские диспуты и иметь мистический опыт.
Затворничество
В 1331 году греческим землям угрожает нашествие северных славянских соседей. Святой возвращается на Афон, где работает в пустыне, снова оказываясь в уединении и затворничестве. Однако так продолжалось недолго: благодаря своему авторитету и духовному опыту он был избран настоятелем монастыря Эсфигмен и покидает монастырь.
Начинается новый период жизни, отмеченный ожесточенным богословским спором с Варлаамом Калабрийским, длившимся 6 лет. В этот же период начинается писательство: основатель исихазма создает свои первые произведения. Их список начинается с жития Петра Афонского, датированного 1332 годом.
Заключение под стражу
Между тем ситуация накаляется. Борьба за византийский престол между семьями Кантакузини и Палеологов превращается в гражданскую войну. Это также имело религиозный подтекст: паламиты поддерживали первых, варлаамитов, вторых.
Тот же святой избежал конфликта и продолжал оставаться в пустыне. Два церковных собора с целью осудить его не дали результатов. Затем Григорий удалился на остров Ираклия, но вскоре оказался под арестом. Его сопровождают в Константинополь и отправляют в тюрьму. В 1344 году был созван новый собор, на котором Палама был отлучен от церкви.
Оправдание
В 1347 году заканчивается гражданская война. Подписывается договор, согласно которому Иоанн VI Кантакузин становится императором. Меняется и власть Церкви: патриархальный престол занимает пикировщик Исидоро, с которым Григорий познакомился в юности.
Исихасты набирают силу в церковных кругах и в богословских рассуждениях, а сам святой после более чем двухлетнего заключения выходит на свободу.
Избрание архиепископом
Сторонники кантакузина продолжают укреплять свои позиции. При поддержке Исидоро в Салониках проходят выборы нового архиепископа: им становится Григорий. Однако сторонники побежденного Палеолога сохраняют очаги сопротивления, поэтому власть взяла над ними полный контроль только через три года. Немалую роль в этом сыграл сам Палама, сумевший умиротворить людей и наладить переговорный процесс. За это он получает титул защитника благочестия.
Пиратский плен
Между тем конфликты между двумя императорскими домами продолжались. Палама снова был призван посредником и в 1354 году на корабле отправился в Константинополь. По пути его захватывают турецкие пираты, где он проводит около года.
Находясь в плену, мыслитель не боялся проповедовать Православие язычникам, что отражено в его сочинениях и в церковных летописях. Святой считал возможным и необходимым обращение в христианство турок, которые к тому времени уже активно приобщились к жизни Византии и обосновались на ее землях.
Возвращение и пастырская деятельность
После гражданской войны большая часть греческих земель, берущих свое начало на Балканах, перешла под контроль сербов. Им удалось договориться с пиратами, заплатить выкуп и освободить Паламу из плена. Он вернулся в Салоники и продолжил пастырское служение.
Его учеником был праведник Николай Кабасила, который стал выдающимся богословом, писателем и одной из ключевых фигур в исихазме.
Последние годы жизни
Несмотря на слабое здоровье, Григорий продолжал свое служение в Салониках почти до конца своих дней. Святой участвовал в литургии, регулярно читал проповеди и совершал обряды по случаю религиозных праздников. Патриарх Филотео сообщает в своих записках, что именно в этот период своей жизни Палама также исцелял больных.
Он прожил 63 года и умер 14 ноября 1359 года. Приветствовать усопшего пришли почти весь город и окрестные сельские жители. “К вершинам!” – это были последние слова святого.
Участие в полемике
Идеи исихазма вызвали ожесточенные споры в церковной среде. Его противники в своей критике духовного опыта ярусных монахов зашли так далеко, что подорвали само учение церкви. Обвинения в ереси были в порядке вещей. Святой был вынужден отстаивать свое учение и при этом сохранять единство Православия.
С Варлаамом Калабрийским
Этот богослов был греческого происхождения из Италии. Получив западное образование, оперируя логикой античной философии и придерживаясь схоластического мышления, он был далек от интуитивно-мистического подхода, который имел место у афонских монахов. Это противоречие породило ожесточенный идеологический конфликт.
Сначала спор касался сущности познания Бога и места древней языческой философии в христианском богословии. Дискуссии носили в основном полемический характер: в них обсуждалась разборчивость божественных объектов по причине и сущности доказательства как концепции.
Но позже Варлаам стал обвинять исихастов в отходе от ереси мессалианизма. Приверженцы этого раннего христианского учения когда-то занимались экстатическими молитвенными практиками, которые впоследствии были осуждены церковью. Мистицизм исихастов был объявлен обманом, и варлаамиты категорически опровергли увеличение света Фавора.
Главный тезис Паламы в этих противоречиях можно резюмировать в трех аспектах:
- Знание не одно, но его можно разделить на внешнее и внутреннее – духовное и связанное с божественной мудростью.
- Способность людей познать Бога в известной мере признается уже в земной жизни через мистический опыт.
- Способность созерцать менее важна, чем приветствовать Святого Духа, способность напрямую встретиться с Господом и, в определенном смысле, почувствовать Его в себе.
С Григорием Акиндином
В течение долгого времени Акиндин был своего рода посредником в споре между Паламой и Варлаамом, но позже он занял противоположную позицию по отношению к обоим, что почти одинаково отражено в его богословских трудах.
В противостоянии Акиндинуса и паламитов основной темой этой дискуссии была интерпретация доктрины сущности и энергии, а также природы света Фавора. Исихастов обвиняли в «двойном божестве», в искажении ортодоксального понимания монотеизма и в соотношении различных аспектов божественной сущности.
С Никифором Григорой
Как и Акиндино, этот богослов на первом этапе также выступал против Варлаама и не критиковал практику исихастской молитвы как таковую. Однако в будущем он также яростно спорил о понимании божественной сущности в контексте идеи сотворенных и нетварных субстанций. Поднимался также вопрос о правильности использования богословских понятий паламитами. Поэтому сторонники Григория отказались называть божественную энергию таковой. Следовательно, противостояние закончилось собором 1351 года, на котором был осужден Никифор, а церковь утвердила окончательные догматические решения и осуждения по этому вопросу.
Совет одобрил следующие тезисы, которые оправдывали Паламити:
- различие в Боге между сущностным и энергетическим аспектами;
- создание последних;
- принадлежать единому Владыке обоих аспектов;
- правильность терминов «Бог» и «Божественность» при наименовании энергий;
- превосходство существенного над энергией;
- сущность участвует в божественной жизни или энергии.
История мощей святого
Бытует мнение, что нетленность реликвий можно объяснить изменением строения тканей тела: духовное преображение также приводит к физическим изменениям даже на клеточном уровне. В качестве аргумента, среди прочего, приводится идея учения об исихазме о высших субстанциях, с которой молящийся также общается телесно.
Обретение
После его смерти Григорий возведен в чин местного почитаемого святого. Уже в 1368 году его мощи были найдены. Патриарх Филотео составил житие и при жизни прославил его как святого за духовные заслуги и дар исцеления. Сами мощи перенесены в собор Святой Софии в Салониках.
Текущее местоположение
Вскоре Византия пала под натиском турок и вошла в состав Османской империи. Новые власти поддержали исламизацию, поэтому собор преобразовали в мечеть.
Встал вопрос о сохранности мощей и почитании их в условиях турецкого ига. В итоге решение было найдено. Саркофаг Паламы остался в черте города, но перенесен в другое место: в монастырь Влатадон. В 1890 году мощи обрели покой в новом соборе, который в 1914 году был назван в честь святителя.
Чудодейственная сила
Как и у других православных святых, у мощей Паламы страдающие получают исцеление от болезней. Но не менее часто его поклонники рассказывают о духовных переживаниях, изменивших их жизнь после посещения собора Сан-Грегорио. Его мистическое учение спустя столетия продолжает овладевать умами людей.
Почитание
Палама признан и почитаем как один из выдающихся отцов и мастеров церкви, учение которого входит в основы православного понимания сущности высшей силы и ее составляющих. Более того, многие считают, что святой внес большой вклад как защитник восточного христианства от ереси и западного подхода к богословию, который может показаться слишком рациональным и приземленным.
День памяти
Прославление святого 14 (27) ноября. Еще один день его памяти – второе воскресенье Великого поста. Символика даты в том, что неделей ранее храм отмечает Торжество Православия, победу над иконоборчеством. Палама как бы продолжает эту линию борьбы с ересями, со временем победив варлаамитов.
Учение святого Григория
Концепция Паламы уникальна в том смысле, что она создана на основе духовного и мистического опыта святого. Он сочетал высшее образование и знание философии с пониманием собственного опыта во время чтения молитв. Все это было накоплено, осознано и выражено в произведениях уже в зрелом возрасте автора.
О философии и богословии
Палама четко различает эти два понятия, исходя из святоотеческой традиции. Автор подчеркивает резкое отличие обычного («внешнего») знания от внутреннего и духовного знания, которое приобретается через развитие души и связь с Господом. Обе концепции противоположны, как и мирская и божественная мудрость.
Философия в этой картине мира понимается как продукт чувственного восприятия и источник обыденного знания. Он описывается как полезный, но опасный инструмент, которым должны осторожно пользоваться только грамотные и духовно зрелые люди.
О богопознании и боговидении
Утверждается, что в целом Бог непостижим – и эта черта проистекает из фундаментального свойства его сущности. Однако человек может до некоторой степени войти в контакт с высшей силой через свои энергии, выходящие за рамки чувственного восприятия.
Различают два типа познания Бога:
- Катафатический. Он основан на разуме, созерцании, Священном Писании и писаниях отцов церкви.
- Апофатический. Этот метод направлен на познание высшей силы через последовательное отрицание ее физических, земных или сотворенных свойств.
Ярусоловы предпочитают второй вариант. Утверждается, что именно с ним подвижник может выйти за рамки чувственного восприятия и войти в контакт с Богом.Вера здесь выступает как движущая сила и сверхдоказательство божественного существования.
О сущности и энергии
С одной стороны, согласно идеям Паламы, Бог есть энергия или действие, имеющее вечный и нетварный характер. С другой – сущность и я, непонятное человеческому сознанию. Существо Бога – это сочетание этих двух вещей.
Это учение как таковое не является изобретением Григория. Это отражено в трудах отцов ранней церкви – первые упоминания относятся к 4 веку. Взаимосвязь и взаимодействие обоих аспектов всегда были предметом обсуждения, так как прямо или косвенно влияли на догмат вопроса о Святой Троице.
Палама постоянно подчеркивал, что сущность и энергии едины и неделимы. Следовательно, в каждом действии и действии весь Бог полностью отражается, проявляя себя как нечто целое.
Об обожении и спасении
Обновление человека, ставшее возможным после крестной жертвы Христа, также описывается в этой концепции через взаимодействие между божественными компонентами. Пока сущность остается недоступной, энергия может присоединиться к высшей силе и ее благодати. Именно это дарует бессмертие душе, сам верующий со временем становится нетварным и сливается с Господом – то, что происходит в экзиказме, есть обожествление. Путь к достижению этого – непрестанная молитва, духовная бдительность и очищение ума.
Если христианин не участвует в благодати, плод божественного творения все еще остается, и его связь как создания в этом случае является единственным каналом взаимодействия с высшей силой. Под жизнью в Боге понимается общение с высшей энергией, что в конечном итоге приводит к обожествлению. Способы достижения последнего называются внутренним сосредоточением ума и постоянной молитвенной бдительностью. Следовательно, меняется сама природа человека: он обретает соединение с Господом и окончательное спасение.
О нетварном свете
Эта позиция – одна из самых важных в учении паламитов. Также называемый Фавором, этот свет исходил от Христа во время Его Преображения и находился в поле зрения учеников. И если раньше преподобный Максим Исповедник говорил об этом свете как о символе, то основоположник исихазма еще больше развивает мысль. Это явление интерпретируется как проявление нетварной божественной энергии, посещающей подвижника в момент духовного, молитвенного и мистического просветления.
Способность созерцать свет Табора приобретается через очищение и благодать ума и сердца человека. Увидеть свет означает соединиться с Богом: это одна из основных целей в практике исихазма. Это сияние – предзнаменование вечной жизни и после спасения до бесконечности осеняет души праведников.
Об искуплении
Святой писал, что перед крестной жертвой Христа каждый получал награду за свои действия, совершенные при его жизни. Но Сын Божий, через непорочное зачатие названный «освободителем природы», взял в себя поврежденную человеческую природу. Точно так же «рожденные в Духе» освобождаются от греха своих предков: искупление понимается как постоянный процесс, в ходе которого души людей находят примирение с Богом-Отцом во Христе, восстанавливая свое первоначальное естественное состояние.
Искупление понимается паламитами как религиозная жертва. Однако есть некоторые нюансы, связанные с ролью Спасителя. Таким образом, Христос понимается и как жертва, и как Священник, несущий ее. Человек, природа которого повреждена грехом, становится добычей дьявола, но в этом случае силы зла теряют свою силу после воскресения и победы Сына Божьего над смертью.
О человеке
Природа людей создается и разрушается. Однако он способен стать как бы соуправляемым с высшими энергиями и, таким образом, вступить на путь искупления и спасения души. Такое совместное действие в творчестве святителя называлось синергией. В конце концов, сама сущность верующего трансформируется через принятие Бога в себе.
В целом концепция паламизма на людях сводится к трем аспектам:
- его душа;
- сверхъестественное состояние;
- неестественное состояние.
Человеческая душа разумна, являясь, прежде всего, сущностью, а уже во вторую – энергией. В этом случае животная душа – это всего лишь действие, она не имеет самостоятельной субъективности и умирает вместе с телом. Душа людей создана, но бессмертна, направляет провиденциальные силы тела и после смерти уже существует отдельно от него. Как субстанция он рассредоточен по всему телу, однако в некоторых произведениях сердце указывается как место присутствия души.
Под высшим или сверхъестественным состоянием понимается проявление в людях божественного Духа, ведущее к высшим уровням знания и, в конечном итоге, к обожествлению и ассимиляции с Создателем. Так паламизм трактует христианскую идею творения по образу и подобию Божьему. Точно так же и исихасты видят свободную волю: каждая душа наделена мыслью, разумом и способностью выбирать.
Неестественное состояние здесь рассматривается как удаленность от Бога, которая может привести к смерти души и вечному разрушению. Но даже искажение человеческой природы первородным грехом по-прежнему понимается как проявление свободной воли, данной свыше. Искаженная человеческая природа продолжает сохранять образ Бога, и путь к утраченному совершенству снова стал возможен благодаря жертве Христа на кресте.
Триадология
В этом направлении паламиты, создав учение об исихазме, продолжают следовать святоотеческой традиции Восточной Церкви и активно спорят с католиками – этот момент также нашел отражение в спорах с Варлаамом.
В целом догмат Святой Троицы описывается следующим образом:
- исхождение Духа только от Отца;
- энергетическое единство всех трех Лиц;
- признание допустимости латинско-католической формулы filioque («исходящий от Сына») в вопросе о проявлении энергий.
Христология
Учение паламитов продолжает идеи святых отцов древности и говорит о божественно-человеческой природе Христа, свободной от первородного греха. Это свойство Сын Божий приобрел благодаря Непорочному Зачатию: он становится «новым Человеком и Спасителем».
Один из главных моментов здесь – идея преобразования природы людей во Христа. Он не победил и не заменил, но преобразовал ее внутри себя – и этот процесс был необратим. Следовательно, людям дается шанс на спасение, поскольку Сын таким образом оправдал человеческий род перед Отцом. Как писал сам святитель, прежний земной Адам заменяется Адамом небесным.
В то же время, чтобы принести искупительную жертву, Иисус принимает такие свойства человеческой природы, как смертность тела и его подверженность физическим страданиям. В тексте Гомилия Григорий подчеркивает, что в противном случае миссия Христа была бы обманом перед Отцом.
Евхаристия
Этот греческий термин более известен нам как причастие. Утверждается тождество изначального физического и евхаристического тел Христа, то есть православные причащаются не символически или образно, а в буквальном смысле слова во время таинства. Таким образом, верующий становится участником спасения, минуя крестные мучения, которые Иисус принял на себя.
В то же время Евхаристия создает союз с божественным не только на физическом и духовном уровне, но также на ментальном и эмоциональном. Это таинство приносит верующему радость, радость и любовь высочайшего порядка.
Труды и сочинения
Святой оставил богатое наследие. И хотя он в первую очередь известен как мистический и духовный практик, большое место среди его сочинений занимают богословские и поучительные труды, а также письма и послания.
Беседы
Это включает в себя послания к пастве, поддерживаемые моральными и социальными темами, но также есть ссылки на свет Табора. Тексты отличаются высоким литературным стилем. Сюда входят «Десять бесед и проповедь».
Гимнография
Здесь можно процитировать “Молитву Пресвятой Богородице”, сочиненную святыми, текст которой воспроизведен по житийным источникам.
Догматико-полемические
Этот раздел почти полностью посвящен апологетике исихазма, защите от нападений варлаамитов и спорам с ними. «Триады» в этом контексте – наиболее интересные тексты, отражающие идеологическую борьбу в теологии того времени.
Работы в этом направлении составляют наибольший удельный вес среди сочинений святителя:
- Антиретики против Акиндина.
- Письмо Акиндиносу, отправленное из Фессалоники перед соборным осуждением Варлаама и Акиндиноса.
- Интервью между православным христианином и варлаамитом.
- Десять разговоров.
- Спор с Хионом.
- Исповедание православной веры.
- О Божественном и обожествляющем Общении или о Божественной и сверхъестественной простоте.
- О божественном единении и разделении.
- О божественных энергиях и их общении.
- О шествии Святого Духа.
- О священной тишине.
- Против Джованни Векки.
- Святогорский Томос в защиту священной тишины.
- Сто пятьдесят глав посвящены вопросам естественных, теологических и нравственных наук.
- Трактат о том, что Варлаам и Акиндин действительно безбожники и безбожники, разделив одно Божество на два неравных божества.
- Интервью православного Феофана с Теотимом, возвращающимся из Варлаамитов.
- Триады в защиту священной тишины.
Нравственно-аскетические
Эти произведения посвящены вопросам морали, этики и христианской духовной дисциплины. Наиболее примечательным здесь является аскетический трактат, предназначенный для Ксении, монахини, воспитавшей дочерей императора.
Работы в этом списке в основном включают сообщения, учения и комментарии:
- Беседа в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова; и о любви к Богу и ближнему.
- Ответ Павлу Асену.
- Ксении о страстях и добродетелях.
- Объяснение десяти заповедей.
- Декалог христианского права.
- Три главы о молитве и чистоте сердца.
- Что все христиане в целом должны молиться непрестанно.
- Слово о житии св. Петра Афонского.
Письма
«Письмо к его церкви» примечательно тем, что оно написано автором во время пребывания в турках. Он рассказывает о своем общении с язычниками и предоставляет ценную историческую информацию об обычаях, жизни и отношениях между народами в четырнадцатом веке.
На иностранных языках
Среди текстов на английском языке, доступных в сети, можно упомянуть главы «Триады» и «Центоцинкванта». Собранные на греческом языке произведения также оцифрованы и доступны в электронном формате.
Самым значительным и фундаментальным зарубежным изданием творчества святого была Patrologia Graeca. Этот сборник сочинений отцов Восточной церкви на греческом языке с параллельным переводом латинского текста был издан в Париже в 1857–1876 годах. Работы расположены в хронологическом порядке с I по XV век. Этот приказ объясняет тот парадокс, что вместе с Григорием в том 151 вошли его идеологические противники Варлаам и Акиндин.
Переводы
Самые ранние тексты сочинений святого Григория на славянских языках относятся к 1360 году. Политический контроль Сербии над греческими землями в этот период также обеспечил культурный обмен – первые переводы произведений мистика появляются именно в этой стране. Сохранились списки произведений в собраниях монастырей Декан и Хиландар. Самыми известными являются слова хвалы и проповеди Димитрию Салоникскому, послание Успения Пресвятой Богородицы и праздник ее входа в храм.
В России стали более известными учения против католиков, проникшие сюда при Иване Грозном. Записаны сербские издания и антиататинские сочинения, поставленные Афоном самим святым и его учеником Николаем Кавасилой. Перевод «Спора с Хионом и турками» происходит на болгарском языке. Но только в конце XVIII века в России началась планомерная работа по переводу текстов св. Григория сначала на старославянский, а затем на современный русский язык.
Молитвы и тропари святому
Они читают святителю о даровании молитвенного рвения и силы для соблюдения поста, а также в трудных жизненных ситуациях.
Каноны и акафист
Канон читается в памятные дни 11 (24 марта) и 14 (27) ноября во время богослужений и домашней молитвы.
Акафист, составленный монахом Герасимом Микраганнанитом, утвержден Синодом Русской Православной Церкви в 2012 году. Читается во время богослужений и при домашней молитве (кл.