30 января (17 января по старому стилю) Церковь чтит память монаха Антония Великого (ок. 251 г., Кома, Египет – 356 г., Дейр Мари).
Антоний Великий – раннехристианский подвижник и отшельник, основоположник отшельнического монашества. Ему молятся о даре смирения, избавлении от страстей, демонических атак, укреплении веры и аскетических поступков, здоровье тела.
Житие преподобного Антония Великого
Первоначально, как указано в Апостольских посланиях, христианство определило два способа угодить Богу: либо благочестивая семейная жизнь, либо, насколько возможно, близкая к совершенству монашеская жизнь: «Так и в браке он делает добро своей деве. И он не работает лучше, а лучше »(Кор. 139). Когда мы читаем об удивительных подвигах древних подвижников, многое сегодня кажется почти невероятным, но достоверные исторические источники свидетельствуют о том, что истинная сильная вера действительно способна творить чудеса. В конце концов, если человек достигает святости и таким образом духовно соединяется с Богом, он сам становится «подобным Богу», получая при этом сверхъестественные дары, выходящие за рамки нормальной человеческой природы.
Монах Антоний Великий родился около 251 года в семье знатных и богатых родителей, воспитавших его в христианской вере. С ранних лет отличился благочестивой жизнью. Святой Афанасий Великий составил подробную биографию святого Антония, включив в нее рассказы о чудесах и духовных изречениях монаха. Св. Иоанн Златоуст очень ценил этот труд св. Афанасия и отмечал, что эту жизнь ради духовного назидания следует читать каждому христианину.
один. Антонио был египтянином по рождению. Поскольку его родители, знатные и довольно богатые люди, были христианами, он был воспитан христианским образом и рос вместе со своими родителями в детстве, ничего не зная, кроме них и своего дома. Подростком и уже повзрослев, он не хотел учиться читать или сближаться с другими молодыми людьми, но у него было единственное желание, как человек, не обманывающий, согласно тому, что было написано об Иакове, жить в своем доме (Быт, 27). Между тем он ходил с родителями в храм Господа и не был ленив в детстве, он не стал беспечным, когда начал расти, но он был послушен своим родителям и внимательно слушал прочитанное в храме, наблюдал на себе блага, которые приходили с этим. Воспитанный в умеренном достатке, он не беспокоил своих родителей, прося разнообразных и дорогих блюд, он не искал удовольствия в пище, но довольствовался тем, что имел и чего не ел ожидать чего-нибудь еще.
2. После смерти родителей он остался с молодой сестрой, а в возрасте восемнадцати или двадцати лет он сам заботился о доме и сестре. Но не прошло еще и шести месяцев со дня смерти его родителей, как он, по обычаю отправившись в храм Господень и собрав свои мысли, стал размышлять о том, как апостолы, оставив все, пошли по стопам Спасителя, как вспоминают верующие в Деяния, продавая все, что принадлежало им, они принесли это и положили к ногам Апостолов для раздачи нуждающимся, какая у них была надежда и какие награды были приготовлены для них на небесах. С такими мыслями войдите в храм. Читая Евангелие, прислушивайтесь к словам Господа богатым: «Если хочешь быть совершенным, продай имущество свое и раздай бедным, и храни сокровище на небесах, и следуй по моим стопам» (Матфея 19:21)). Антонио, восприняв это как напоминание свыше, как если бы это чтение было для него, немедленно покидает храм и все, что у него было во владении его предков (у него было триста арур (арур – египетская мера земли в сто локтей).) очень хорошая земля и плодородная), он раздает жителям своей земли, чтобы ни он, ни его сестра ни в чем не беспокоились, и продает все другое движимое имущество и, собрав достаточно денег, раздает их бедным, оставляя немного для его сестры.
3. Но как только он снова вошел в храм, он услышал, что Господь говорит в Евангелии: «Утром не хихикай» (Мф 6:34), он ни минуты не задерживается в храме, он выходит а остальное раздает бедным; Он поручает сестре воспитать в монастыре, вверяя известных и верных дев, а сам перед своим домом наконец начинает заниматься аскезой, прислушиваясь к себе и проявляя терпение. В Египте было еще мало монастырей, и преподобный совершенно не знал великой пустыни, но каждый из желающих прислушаться к себе преследовал аскетизм, отступая недалеко от своего селения. Поэтому в соседнем селе тогда жил старик, который с юных лет вел одинокую жизнь. Антонио, увидев его, завидовал ему в добром деле и сначала стал уединяться в местах, лежащих недалеко от деревни. И если он слышал там о какой-нибудь усердной добродетели, он шел, искал его, как мудрая пчела, и не возвращался сначала на свое место, когда увидел его. Получив от него прощальный совет идти по пути добродетели, он пошел один. Итак, проведя там свою первоначальную жизнь, Энтони следил за своими мыслями, чтобы не возвращаться в память об имуществе родителей и родственников. Он исполнил все желания, приложил все усердие к подвижничеству. Он работал своими руками, чувствуя, что «бездельник меньше яста» (2 Фессалоникийцам 3:10), и часть его потратил на свой хлеб, а другую – на нуждающихся. Он часто молился, зная, что ему нужно постоянно молиться наедине (1 Фесс. 5:17), и он был так внимателен к тому, что он читал, что ни одно слово Писания не упало на землю, но держал все внутри себя, потому что: наконец, память заменила ему книги »[1].
Поначалу преподобный Антонио еще имел некоторое общение с народом: например, он приходил на литургию в сельский храм и продавал вышивку через преданного ему благочестивого мирянина. Но по мере того, как он достиг духовного успеха, он все больше ощущал потребность в полном одиночестве, чтобы больше не развлекаться божественной молитвой и созерцанием. Около двадцати лет монах вознесся в полном одиночестве, покоряя естественную природу «стариков», проводя ночи в молитвах и бдениях, и в то же время он ел только хлеб с водой и солью один раз в день после захода солнца. Солнца. Однако случилось так, что в течение двух или трех дней он не ел: благодать Божья почила на нем так обильно, что даже до своей смерти он жил как бестелесный ангел на земле. Но чем сильнее и мужественнее душа подвижника, тем жестче Господь может допустить к нему искушения, укрепить души несуществующих высоким примером победы в эксплуатации и возбудить их к возможному подражанию работать в добродетелях. Преподобный Антоний также сильно страдал от зла злых демонов, которые внушали ему мысли сожаления о своей сестре (его сестра, ставшая впоследствии добрым подвижником, была избрана игуменией девственниц), затем вызывали сомнения в растрате молодости и растрате богатства; восстала и плотская война. Когда из-за человеческой слабости и жестокости нападений – поскольку демонам иногда разрешается наносить чувственные удары – Антоний уже начал падать в обморок, сам Господь явно пришел ему на помощь, воскресив и утешив его:
Подняв глаза, Антонио видит, что крыша над ним, кажется, открылась, и на него падает луч света. Демоны внезапно стали невидимыми, физическая боль мгновенно прекратилась, а его жилище ничем не пострадало. И, чувствуя эту помощь, дыша свободнее, чувствуя облегчение от страданий, он молится появившемуся видению и говорит: «Где ты был? Почему он не появился вначале – чтобы положить конец моим мучениям? «И был голос для него:« Раньше я жил здесь, Антонио, но я ждал, желая увидеть твою борьбу; и поскольку ты сопротивлялся, и ты не был побежден, я всегда буду твоей помощью и сделаю тебя знаменитым во всем мире ». Услышав это, Антонио встает и начинает молиться и становится настолько сильным, что чувствует в своем теле больше силы, чем раньше, ему тогда было около тридцати пяти [2].
В 305 году римским императором стал Гай Галерий Валерий Максимин Даза (270–313). Гонения на христиан продолжались с особой жестокостью. Проведя около 40 лет в пустыне, святой Антоний в 311 году, когда этого требовали чрезвычайные обстоятельства и долг любви к своим братьям, сломил свое одиночество и пришел «в мир» в Александрию, чтобы помочь страдающим за христианскую веру во время жестоких гонений Максимиана. Он ободрял христиан и появлялся в самых опасных местах.
46. Поэтому Церковь была поражена в тот момент преследованием Максимиана. И когда святых мучеников привели в Александрию, Антоний также последовал за ними, оставив свой монастырь и сказав: «Пойдем тоже, потому что или мы будем сражаться, если мы призваны, или мы видим тех, кто борется ». Он хотел принять мученичество, но, не выдав себя, служил духовникам в шахтах и темницах. Он очень заботился: ободрять вызываемых на трибунал подвижников на ревность и участвовать в мученической смерти, сопровождая их до самой смерти. Судья, видя бесстрашие Антония и тех, кто был с ним, и их опеку, приказал никому из монахов не появляться в зале суда и не оставлять их там город вообще… день они думали, что лучше спрятаться, но Антонио, напротив, заботился о себе особым образом где даже гегемон видел, как он проходил со своими солдатами. Когда все восхищались им, он сохранял полное спокойствие, показывая тем самым наше христианское рвение. Потому что, как я уже сказал, он был готов стать мучеником. Да и сам он, казалось, горевал из-за того, что не был достоин мученичества; но Господь хранил его ради нас и других, чтобы он стал учителем многих в аскетической жизни, чему он научился из Священного Писания. Для многих, глядя только на свой жизненный путь, он пытался стать фанатиком своей жизни. Потом, опять же, по своему обычаю, он стал служить духовникам и, так сказать, связан с ними, работал у них »[5].
Когда гонения утихли в 313 году, Антоний отправился к берегу Красного моря, в монастырь у Суэцкого залива в горах Писпир. Здесь, чтобы спасти от усталости учеников, которые приносили ему хлеб, он сам возделывал небольшое поле. Время от времени он навещал братьев, которые под его руководством стали подниматься в Фивы. Прожив в одиночестве около 70 лет, Антоний встретил святого Павла Фивского (ок. 228 – ок. 341), который жил в пустыне около 90 лет и сообщил ему об окончании гонений на христиан и появлении ересь.
Около 350 г по настойчивому приглашению Афанасия Великого (ок. 295–373) Антоний был вынужден снова покинуть свое уединение и вновь появиться в Александрии, на этот раз для того, чтобы разоблачить ересь арийцев, распространивших слух о том, что великий одних мыслей с ними придерживался подвижник. Но сам преподобный осудил арианство настолько строго и бескомпромиссно, что даже назвал его «последней ересью и предтечей антихриста». Появление подвижника сильно подействовало на толпы людей.
«Дерево познается по плодам»: на первый взгляд кажется странным, как высшая заповедь христианства о любви ко всем людям может быть совмещена в одном человеке и в то же время «убежать» от людей, то есть от одинокой жизни как аскет? Но, говоря это, нужно понимать, что пока человек находится под влиянием внутренних страстей, он никоим образом не способен быть совершенным в любви ко всем людям, то есть любить одинаково как своих родных, так и чужих, враги и друзья, богатые и невежественные и так далее. Плод истинного духовного аскетизма виден в том, что сердце подвижника становится «храмом Святого Духа», и тогда у него уже есть более высокая и бесстрастная любовь, как любит нас Сам Господь. Эта любовь выражается наиболее действенно: во-первых, здесь сила молитвы за весь мир и, во-вторых, раскрывается способность к духовному назиданию для спасения, если подвижник также получит дары для изгнания бесов и для спасения исцелять болезни, тогда многие люди из мирских деревень начинают просить его о помощи.
Преподобный Антоний, как и святитель Афанасий, отличался большим смирением. Однажды он увидел, как вражеские сети распространились по всей земле. Тогда преподобный вздохнул и спросил Господа: «Кто может спастись от них?» И Господь ответил ему это «смирение».
67. Антоний обладал терпеливым характером и смиренным сердцем. Несмотря на весь свой духовный рост, он очень уважал церковные правила и был готов отдать предпочтение любому священнику. Он не стеснялся склонять голову перед епископами и старейшинами. Если, когда дьякон подошел к нему в его пользу, он предложил ему слово в его пользу, но оставил молитву дьякону, он не стеснялся узнавать себя. Часто он задавал вопросы и хотел услышать, кто с ним; он признался, что он сам получил бы пользу, если бы кто-то сказал что-то полезное. И его лицо было великим и необычайно приятным. Антонио получил от Спасителя и этот дар: если бы он был окружен таким количеством монахов, и было бы желательно, чтобы тот, кто не сказал знал его раньше, чем видел его, то, пройдя мимо других, он пришел прямо от Антонио, как будто привлеченный его взглядом. Среди прочих Антонио выделялся не своим ростом и зрелостью, а своими добрыми маниями re и чистота ума. Поскольку душа была безмятежной, внешние чувства оставались невозмутимыми, и поэтому лицо было жизнерадостным от духовной радости, а с помощью движений тела можно было почувствовать и понять спокойствие души, как сказано в письме: плач »(Притч. 15, стр. 13) Тогда Иаков узнал, что Лаван замышляет зло, и сказал своим женам: «Не снеси лица отца твоего, как вчера и в третий день» (Быт. 31: 5). Так Самуил узнал Давида, потому что «глаза его были радостны и радостны» зубы его были белы, как молоко. Так узнавали Антонио, потому что он никогда не возмущался безмятежно, и с радостной душой он никогда не был мрачен »[6].
Отдохнул преподобный Антонио, уже глубокомысленный старец, 85 лет проживший на монастырских предприятиях. Незадолго до своего отъезда к Господу он приказал двум своим ближайшим ученикам, которые были с ним последние 15 лет его жизни, похоронить его в пустыне и не устраивать торжественное захоронение его останков в Александрии. Из двух своих одежд монах завещал одну Сант’Атанасио ди Алессандрия (память 18 января), а другую – Сан-Серапионе ди Тмунто. Преподобный Антоний мирно отдыхал в 356 году, в возрасте 105 лет, и был похоронен своими учениками в пустыне, которую он прославил в тайном месте.
Подобно святому Афанасию, даже в конце своей земной жизни инок Антонио сохранил ту же бодрость духа и силу, что и сила его тела, достойно завершив избранный путь и являясь поистине «светильником, стоящим на вершине горы» озарение духовным светом для многих последующих поколений. Обращаясь к монахам (но это касается не только монахов, но и всех желающих унаследовать вечное спасение), монах Антоний призывает их не расслабляться в духе и не поддаваться тяжести и отчаянию, а также к сожаление о пустоте и преходящем, но стремиться с мыслями к вечной награде и твердо выполнять начатую работу, «потому что они не достойны страсти настоящего времени ради славы, которая хочет проявиться в нас» (Рим 8:18).
«Кроме того, глядя на мир, мы не думаем, что отказались от большого дела, потому что вся эта земля очень мала перед всем небом. Следовательно, если бы мы были хозяевами всей земли и отреклись от всей земли, то опять же не было бы ничего эквивалентного Царству Небесному. Фактически, как тот, кто бросает медную драхму, чтобы купить сотню золотых драхм, так и тот, кто, будучи хозяином всей земли, отказывается от нее, не оставляет много, но получает в сто раз больше. Если вся земля не равна небу, то тот, кто оставляет больше десятины, как бы не оставляет ничего. По крайней мере, в то же время он оставил и дом, и много золота, а потому ему не следует хвастаться и быть трусливым. С другой стороны, мы должны думать, что если бы мы не оставили (то, что у нас есть) силой, всеми возможными способами после смерти, мы бы оставили это, как мы часто оставляем даже тем, кого мы даже не хотели бы, как упоминается Экклезиастом (Еккл. 4, 8). Почему бы не предоставить нам ради добродетели унаследовать ради этого Царство Небесное?
По той же причине ни у кого из нас не должно быть желания приобретать. Какая польза от покупки того, что мы не приносим с собой? Почему бы не приобрести для нас то, что мы можем каким-то образом унести с собой: благоразумие, справедливость, целомудрие, отвагу, благоразумие, любовь, любовь к бедности, веру во Христа, гнев, любовь к странному? Обретя эти добродетели, мы найдем их там перед собой, готовя нам убежище в стране мифов »[7].
Почитание преподобного Антония Великого
В житиях святых святитель Димитрий Ростовский (РПЦ) вспоминает, что при византийском императоре Юстиниане (482-565) в 561 году нетленные мощи преподобного Антония были обнаружены и перенесены из пустыни в Александрию; затем, после завоевания Египта сарацинами, около 635 г они были отправлены в Константинополь. В 980 году святые мощи были перенесены в епархиальный район Вены, в Мот-Сен-Дидье (сегодня Сен-Антуан-л’Абби) во Франции, где они хранятся по сей день. Голова монаха Антонио хранится с 1491 года в городе Арль (Франция), в церкви Сан-Джулиана. Однако в монастыре Святого Антония в Египте считают, что мощи этого святого Бога не были обнаружены и сейчас спрятаны в монастырской церкви, носящей его имя.
Ковчег с мощами святого Антония Великого в аббатстве Сен-Антуан-л’Абби, Франция
Источниками информации об Антонио Великом являются реестры церковных историков Сократа, Созомено, Руфино, Блаженного Иеронима и других. Главный из них – греческий агиографический труд «Житие Антония», написанный около 365 года одним из самых важных греческих писателей 4 века, Отцом Церкви, святым Афанасием Александрийским. Это творение святого Афанасия признано шедевром агиографической литературы. Из многочисленных произведений, посвященных Антонию Великому и известных в греческой письменности, только житие, написанное Афанасием Великим, распространилось в славянском переводе. По словам специалистов, перевод был выполнен в Болгарии. Исследователи спорят только о личности переводчика Джона Пресвитера. Некоторые считают, что Иоанн, названный в эпилоге жизни, – это Иоанн Экзарх, другие считают, что вдохновителем перевода Иоанна является архиепископ Иоанн Охридский, бизнес которого пришелся на 11 век. В первом случае перевод Иоанна Пресвитера датируется X веком, во втором – XI веком. В настоящее время преобладает первая точка зрения.
известно, что Антоний Великий не был первым, кто уехал в пустыню, до него, уже во втором веке, были подвижники, которые более-менее надолго селились в укромных местах в аскетических целях, иногда по внешним причинам, например, из-за гонений на христиан, но часто исключительно из-за духовных стремлений. Но преподобный Антонио был первым ярким и принципиально новым представителем пустыни: «он освятил монашескую жизнь отшельника». При такой организации монашества несколько отшельников под руководством учителя жили отдельно друг от друга в скити и подвизались в молитвах, постах и трудах. Антонио не основал монастырей, но люди сами приходили к нему, видя его духовную мудрость. Постепенно вокруг него собралось множество учеников и последователей отшельников. Имя преподобного Антония прославилось во всем христианском мире, как и святой Афанасий: «Молва об Антонии дошла до царей. Костантино Аугусто и его сыновья Костанцо и Костанте Аугусто, согласно этому слуху, писали ему как отцу и хотели получить от него ответ ». Он также рассказывает о многих чудесах святого отшельника.
Тропарь и кондак преподобному Антонию Великому
Тропарь, поз.4
Завидуя Илии, обычаи подобны баптистским: следовать за Христом на правильном пути, отец Антонио, обитатель пустыни, и с молитвой утвердить вселенную. Так молитесь Христу Богу, чтобы наша душа спасла.
Кондак, д.2
Отвергнув слухи повседневной жизни, вы умерли в тишине. Будь как Креститель, во всем досточтимый. С ним мы будем чествовать вас, отец отец Антонио.
Prpdbne ge, glas є3ђaliz xrt0va ўslhshav, mi1ra њstavil є3si2 богатство и 3 к славе, но что такое 2 in8meni1v. То же самое главное, любите Бога и любите вечное. Ничего не делайте, кроме любви є3rw2, но 3w2, когда вы дойдете до 8 для вашего же блага, так что вы можете отдыхать со всеми нами. є3y0she mltwami xrtE, save2 and3 save2 dsh7S ourz.
(К преподобному)
Изречения преподобного Антония Великого
Из истории мы знаем многочисленные примеры отцов и учителей Церкви, как светское высшее образование в сочетании с духовной грамматикой эффективно служило просвещению людей. Монах Антоний, с юных лет посвятивший себя монашескому подвижничеству, был, однако, по общепринятым представлениям «человеком не книжным», что особенно удивляло философов-язычников, которые, видя острую интуицию его ума, не мог понять, как он приобрел такую глубокую мудрость во время отсутствия внешней учености. Но святой Антоний, обратив их внимание на свойства человеческой натуры, объяснил, что «в том, у кого есть здоровый дух, не нуждающийся в письме» [3], для великих праведников Ветхого Завета, таких как Ной, Авраам , Иаков, обладавший чистым и совершенным умом, был научен самим Богом. Монах также писал в своих наставлениях:
Людей обычно называют умными из-за неправильного употребления этого слова. Не те, кто разумны, кто изучал изречения и писания древних мудрецов, но те, у кого есть разумная душа, кто может судить, что хорошо, а что плохо; они бегут и от зла, и от души, но разумно озабочены добром и душой и делают это с великой благодарностью Богу, и только их следует называть разумными людьми [4].
Говоря о совершенстве души для спасения, монах Антонио учил, что мы должны прежде всего стремиться к обретению добродетелей, благодаря которым душа укрепляется по мере угасания страстей и сладостей тела. Он также сказал: «Не позволяй солнцу зайти в твоем гневе», имея в виду это высказывание не только к гневу как таковому, но также и к любому нераскаявшемуся греху. Поэтому он посоветовал ежедневно и каждую ночь испытывать себя на грехах и помыслах, вовремя находить зарождающуюся червоточину и не позволять себе усугублять болезнь, поскольку Сам Господь сказал: «в том, что нахожу, в чем сужу», И время его осуждения нам неизвестно. Таким образом, он приказал братьям, которые приходили к нему, каждый день, просыпаясь и засыпая, спрашивать себя, настанут ли для них сегодня последний день и последняя ночь, потому что с такими мыслями и тревогами удобно учиться избегайте греховных привычек. Он также предупреждал об опасности самомнения, часто соблазнительного и успешного в духовных начинаниях.
Помимо длинного слова, помещенного в его «Житие», мы получили следующие письменные произведения святого: 20 писем к монахам, 20 коротких слов о добродетелях и пороках, 170 глав о доброй нравах, его правило для монахов с двумя дополнений к нему и множество изречений и легенд о нем, которые можно найти в различных святоотеческих учениях. В конце V века появился сборник изречений, отражающий монашеский идеал. Антонию Великому приписываются следующие высказывания:
«Если вы в этом мире не можете ладить с людьми, вы не сможете впоследствии справиться с одиночеством».
«Я увидел все ловушки, расставленные противником на земле, и со вздохом сказал:« Кто их может обойти? «Потом я услышал голос, говорящий« скромный»».
«Тот, кто предается тишине в пустыне в своей камере, неуязвим для трех соблазнов: слухового, вербального и визуального; Впереди только одна борьба: борьба с чувственностью».
«Как рыбы умирают, если остаются на суше долгое время, так и монахи теряют силу притяжения, которую дает тишина, если они надолго покидают свои кельи, проводя время с мирянами. Как рыба должна вернуться в воду, так и мы должны стремиться оставаться в камере, чтобы не терять бдительность во время пребывания вне ее».
«Тот, кто не был искушаем, не попадет на небеса. Уберите искушение, и никто не найдет спасения».
«Давайте убежим от ненависти и борьбы. Тот, кто дружит с ненавистными и сварливыми, дружит с хищником. Те, кто полагается на зверя, в большей безопасности, чем те, кто полагается на сварливых и зараженных ненавистью. Кто не отворачивается от тяжбы и не презирает ее, тот не пощадит никого из людей ниже своих друзей».
«Ударяющий кусок железа смотрит вперед с мыслью о том, что он намеревается сделать: косу, меч или топор. Точно так же мы должны задуматься о том, к какой добродетели нам следует подходить, чтобы не работать напрасно».
«Гордыня и высокомерие низводят дьявола с небес в ад, смирение и кротость поднимают человека с земли на небо».
«Умирай каждый день, чтобы жить вечно, потому что всякий, боящийся Бога, будет жить вечно».
«Если кто-то говорит о чем-то бесполезном для души, будьте как глухой, который не слышит, и немой, который не говорит».
«Если кому-то случится по наущению дьявола упасть, он встанет с покаянием: пусть прибегнет к Тому, кто сошел на землю, чтобы спасти овцу, втянутую грехом в заблуждение».
«Если вы видите, что брат впал в грех, не позволяйте ему искушать себя, не презирайте его и не осуждайте его; иначе попадете в руки врагов».
«Любите смирение; он покроет все твои грехи».
«Молитва, совершенная с небрежностью и ленью, есть болтовня».
«Не будь сладострастным и пристрастием к перееданию, чтобы твои прежние грехи не вернулись к тебе».
«Не забывай старания, которые ты претерпел ради добродетели, не впадай в лень, чтобы не проявить халатность в последний час и не заблудиться на правильном пути; но любите Господа до конца, чтобы унаследовать милость».
«Не напрягайте уши, чтобы слышать зло ближнего вашего; будь другом мужчин, и ты купишь жизнь».
«Не ворчи и не позволяй себе никого обидеть».
«Не считай себя мудрым, иначе душа твоя воспрянет от гордости, и ты попадешь в руки врагов».
«Постоянно следи за собой, чтобы не быть обманутым и введенным в заблуждение, чтобы не впасть в лень и пренебрежение, чтобы не быть отвергнутым в следующем столетии. Горе ленивым! Их конец близок и им некому помочь, для них нет надежды на спасение».
«Не предлагайте этого никому, не учите никого тому, чего вы сами не делали на практике».
«Не говорите о хорошем деле, которое вы хотите сделать – делайте его, не раскрывая его заранее».
«Будьте осторожны, чтобы ни на кого не злиться – всем до свидания».
«И жизнь, и смерть принадлежат нашему ближнему. Потому что, если мы выиграем брата, мы выиграем Бога, но если мы соблазним брата, тогда мы согрешим против Христа».
«Когда вы чувствуете гнев, немедленно удалите его из себя, чтобы ваша радость в Господе осталась неизменной до конца. Я умоляю и молодых, и пожилых, чтобы они не позволили себе одержать гнев».
«Да ладно – ложь! Он сотрет с вас страх Божий».
«Радуйтесь искушениям, которые допустят вас: через них вы приобретете духовный плод».
«Сын мой! Не умножай слов: словоблудие отдалит от тебя Дух Божий».
«Убери в себе ненависть, защити себя от своих желаний, а также от плохих мыслей».
«Я знаю монахов, которые после многих невзгод упали и сошли с ума, потому что они надеялись на свои дела и презирали заповедь Того, Кто сказал:« Спроси своего Отца, и он скажет тебе»
Наставления монаха Антония Великого вошли в большом количестве в сборник «Философия».
Преподобный Антоний Великий. Иконы
Монах Антоний Великий изображен в виде седовласого старика, одетого в сутану и плащ, с чертополохом на голове, свитком в левой руке, правой поднятой в жесте благословения. Первое изображение, предположительно Антония Великого, находится на терракотовой ампуле 4-6 веков. (Британский музей. Лондон). Среди святых он представлен в церкви Иоанна Крестителя в Гюль-Дера и Айвали-килисе в Гёреме (Каппадокия) между 913 и 920 годами; в наосе католикона монастыря Осиоса Лукаса в Фокиде (Греция) и др. антоний Великий изображен на иконах монастыря великомученицы Екатерины на Синае, ок. 945 и XIII век; на иконах Михаила Дамаскина, XVI век (Византийский музей, Афины); на миниатюрах рукописей монастыря Ставроникита на Афоне; в Минологии Василия II и др. а поствизантийском искусстве Антоний Великий часто изображался с палкой в правой руке и раскрытым свитком в левой.
Преподобный Антоний Великий. Фреска. Кипр (Лагудера Аракос), 1192 г
Иконография Антония Великого в древнерусской иконописи соответствует византийским образцам: в церкви Спаса на Нередице в Новгороде, 1198–1199; на картине преподобного Андрея Рублева, 1408 г., на столбе в западной части Успенского собора во Владимире; в Рождественском соборе Саввин-Сторожевского монастыря близ Звенигорода, начало XV века; на фреске Успенского собора Московского Кремля, 1481 г
Преподобный Антоний Великий. 1408 год. Фреска на склоне восточной арки южного нефа Успенского собора во Владимире
Преподобный Антоний Великий. 1479–1481 Фреска на алтарной стене Успенского собора Московского Кремля Преподобный Антоний Великий. Афон, Москва 16 века, Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева
Преподобный Антоний Великий. Новгород, середина 16 века. Москва, Государственный Исторический музей
Преподобный Антоний Великий. Крит, вторая половина 16 века. Москва, Государственный Исторический музей
Преподобный Антоний Великий. Значок. Россия. XVI век
Образ Антония Великого среди избранных святых часто встречается на русских иконах: «Святые Антоний Великий, Константин и Елена, Пятница Параскевы, неизвестной мученицы и образ Богородицы« Знамение », 15 век; «Святые Евфимий Великий, Антоний Великий, Сава Освященный», XV век; «Святые Николай, Антоний Великий и Афанасий Атонит», XVI век и другие.
Святые Онофрио Великий, Павел Фиванский и Антонио Великий. 15 век. Фрагмент росписи на алтарной преграде Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря. Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей
Святые Евфимий Великий, Антоний Великий и Сава Освященный. Табличка двусторонняя, оборот – Рождество Христово. Новгород, середина 15 века. Москва, Дом-музей П.Д. Корина
Преподобные Антоний Великий, Константин и Елена, Параскева Пятница, неизвестная мученица и Знаменная Богородица. Новгород, середина – вторая половина 15 века. СПб, Государственный Русский музей
Святитель Николай Мирский, святые Антоний Великий и Афанасий Афонский. Середина 16 века. Москва, Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева
Святые Евфимий Великий, Антоний Великий и Сава Освященный. Табличка с иконами двусторонняя, оборот – «Рождество Христово». Вторая половина 16 века. Владимир, Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник
Преподобный Антоний Великий. Картины
Среди множества византийских и западноевропейских образов, связанных с аскетическими добродетелями, целительными силами и природой, с 15 века выделяется самый популярный мотив: искушение святого Антония. Многообразие изображений святого Антония связано с тем, что он считается покровителем многих промыслов: крестьян, рыцарей, колоколов и других. На Востоке Антония почитают как отшельника и отца монахов, на Западе, наоборот, как прекрасного целителя. Пик популярности Антония пришелся на средние века в западной церкви. Около 1070 г был основан Орден Святого Антония. Это учреждение стало центром лечения пациентов с “энтони-фаером” (предположительно гангреной или заболеванием, вызванным тяжелым отравлением спорыньей). Жизнь монаха Антония Великого нашла широкое отражение в западноевропейском искусстве: это работы Мартина Шонгауэра (1435/1440 – 1491), Микеланджело Буонарроти (1475-1564), Иеронима Босха (ок. 1450-1516), Диего. Веласкес (1599-1660), Франсиско де Сурбарана (1598-1664) и другие.
Сант’Антонио Магно, побежденный демонами, которые хотят прогнать его подальше от места отшельника. Мартин Шонгауэр. 1480 лет
Муки святого Антония. Микеланджело Буонарроти
Искушение святого Антония. Иероним Босх. 1505, Лиссабон, Национальный музей античного искусства
Сант-Антонио и Паоло Эремита. Диего Веласкес
Сант-Антонио. Франсиско де Сурбаран
Образ монаха Антония Великого представлен в философской драме Гюстава Флобера «Искушение святого Антония.
Народные традиции в день преподобного Антония Великого
День памяти монаха Антония Великого в народе назывался Антон Перезимник. В этот день крестьяне проверяли запасы кормов – если хватило до весны Георгиевского дня, благословляли сено и скармливали скоту. Они молились преподобному Антонию о сохранности скота, о безопасном отеле для коров. В Хорватии и Словении День Святого Антония считался праздником тягловых животных. В Болгарии день Антония назывался «Веризичи», а на северо-западе Хорватии январь назывался «месяцем Антония».
В России в этот день готовили запеченные бобовые шарики. Крестьяне совершали ритуал, помогающий перехитрить злых духов. Тот, кто первым вышел на улицу утром, выходил из подъезда пятками вперед, как бы отмечая сво?