Что такое покаяние

Покаяние (от греч. Μετάνοια (метанойя) — изменение совести, переосмысления, интуиции; в сербском премиум) —

1) глубокое раскаяние, сожаление о грехах, характеризующееся печалью и болью из-за раненой совести, но прежде всего живым чувством разлуки с Богом; сопровождается сильным желанием очищения, преобразования жизни; упование и упование на Господа. В широком смысле покаяние означает фундаментальное изменение в жизни: от упрямого, самолюбивого, самоуверенного грешника к жизни согласно заповедям Бога, в любви и борьбе с Богом.

2) Таинство Церкви, в котором через искреннее исповедание грехов перед священником грешник по милости Божией через силу божественной благодати освобождается от греховной нечистоты.

Покаяние — это изменение внутренней и внешней жизни человека, которое состоит из решительного отказа от греха и желания жить согласно Святейшей воле Бога.

Покаяние начинается с изменения человеческого разума, который отворачивается от греха и хочет соединиться с Богом. За изменением ума следует изменение сердца, которое Бог позволяет испытать Его любовь и святость, полную благодати. Знание Божьей любви и святости дает человеку силы не повторять грех и сопротивляться его действиям. В то же время изящный вкус божественной любви и святости требует от человека немалого дела, чтобы сохранить его в своей душе. В этом начинании Бог проверяет свободное намерение человека отвергнуть грех и остаться с ним навсегда.

Соблюдение божественных заповедей встречает сопротивление падшей человеческой природы, поэтому покаяние неразрывно связано с проявлением воли в переходе от греха к Богу или к аскетизму. В аскезе от человека требуется искреннее желание победить грех, и Богу дана благодать, чтобы победить его. Покаяние — это дело всей жизни человека, так как человек должен стремиться всю свою жизнь к единению с Богом и освобождению от греха.

Для прощения совершенных грехов Церковь учредила Таинство покаяния (исповедания), которое требует от человека искреннего покаяния в совершенном грехе и решимости не повторять его с Божьей помощью решимость не повторять это в будущем.

Мы грешим против Бога, против наших ближних и против самих себя. Мы грешим делами, словами и даже мыслями. «Нет человека, который живет на земле и не грешит», — говорится в погребальной молитве. Но нет греха, который не был бы прощен Богом в нашем покаянии. Для спасения грешников Бог стал человеком, был распят и воскрес из мертвых.

Очевидно, священник принимает исповедь, но незримо — сам Господь, давший пастырям Церкви прощение грехов. «Господь наш и Бог Иисус Христос, милостью и состраданием Его любви к человечеству, прощаю вам все ваши грехи, а я, недостойный священник, Его силой, данной мне, прощаю вас и прощаю вам все ваши грехи», Священник свидетельствует.

Содержание
  1. Каждая испо­ведь — сту­пень
  2. Чем истин­ное хри­сти­ан­ское пока­я­ние отли­ча­ется от меха­ни­че­ского пере­чис­ле­ния грехов?
  3. Чем пока­я­ние отли­ча­ется от рас­ка­я­ния?
  4. Воз­можно ли пока­я­ние после смерти?
  5. Спра­вед­ливо ли опре­де­лять для чело­века участь в веч­но­сти на осно­ва­нии крат­кой земной жизни?
  6. Воз­можно ли пока­я­ние для неве­ру­ю­щих?
Читайте также:  Таинство славянской писанки

Каждая испо­ведь — сту­пень

В разрешительной молитве, которую священник читает на каждом человеке в отдельности, есть следующие слова: «Примири и соедини его со своей Святой Церковью .. дай ему образ покаяния…» ему образ покаяния. И почему? Потому что, как говорят святые отцы, когда человек входит в темную комнату, он сначала ничего не видит, а потом его глаза отдыхают, он начинает различать большие, затем более мелкие предметы, а если осветить комнату, он увидит все даже подробнее — от исповеди к исповеди человек духовно обретает зрение.

Каждое признание — это шаг к следующему этапу. Затем Господь открывает еще больше по частям. Первое: самое главное, заметное, поэтому меньше, меньше, меньше, даже до слов, иногда вспоминает, как человек согрешил. Это вид покаяния, который совершает человек, пытающийся избавиться от грехов.

Чем истин­ное хри­сти­ан­ское пока­я­ние отли­ча­ется от меха­ни­че­ского пере­чис­ле­ния грехов?

Отношение к покаянию как механическому действию освобождения от ига греха основано на ложной, грубой юридической интерпретации учения о спасении и подразумевает в качестве основного условия необходимость механического перечисления грехов. Согласно этой идее, самое главное — озвучить грехи перед священником; он, в свою очередь, будет молиться, и Бог, будучи бесконечно милосердным, непременно ответит и простит.

На самом деле в основе покаяния должно лежать не только осознание вины, но и сильное стремление к внутреннему очищению, изменению жизни, искоренению греховных желаний, греховных страстей. Плодом покаяния должны быть не только слезы сожаления о грехе, но и добрые дела. Без таких усилий невозможно уподобиться Богу, соединиться с Ним и обожествиться. Если человек, раскаиваясь в грехах, понимает сказанное, Бог помогает ему, укрепляет его духовные силы и утверждает в добре.

По мере роста в праведности человек начинает замечать и сожалеть даже о таких мыслях, мыслях и действиях, о которых он раньше не думал (с точки зрения моральной оценки) или вообще не считал их грехами. Чем более чистым и совершенным становится человек, чем выше становится его способность адекватно воспринимать благодать, тем выше радость общения с Богом и выше способность жить по законам Царства Святых.

Механическое раскаяние свидетельствует о непонимании человеком своей греховности. И если это постоянно сопровождается нежеланием раскаявшегося отречься от греха, нежеланием работать над собой, это можно рассматривать как дурное упрямство, грубое пренебрежение законом Божьим: мол, я понимаю, что грешу, но, увы, Я не хочу исправляться.

Читайте также:  Почему курение является грехом?

По этой причине самооправдание и обвинения других часто служат спутником механического покаяния. Христианское покаяние требует признания и отражения своей вины и не предполагает передачи личной ответственности другим.

Чем пока­я­ние отли­ча­ется от рас­ка­я­ния?

В повседневной жизни, как правило, идентифицируются совместимые, но не синонимичные термины — покаяние и покаяние. Судя по тому, что случилось с Иудой (см. От Матфея 27: 3-5), покаяние может быть без покаяния, то есть бесполезным или даже пагубным. Несмотря на свою созвучность в русском языке, в тексте Священного Писания эти термины соответствуют разным корням слов μετάνοια (метанойя) и μεταμέλεια (метамелия). Слово μετανοέω (метаноэо) означает «изменить свой образ мышления», изменить свое видение, понимание смысла жизни и ее ценностей. А этимология слова μεταμέλεια (метамелия) (μέλομαι, мелом — заботиться) указывает на смену темы заботы, стремления, заботы. Покаяние, в отличие от покаяния, предполагает глубокое переосмысление всего в корне, изменение не только объекта стремлений и забот, но и качественное изменение самого разума.

Воз­можно ли пока­я­ние после смерти?

Покаяние как средство очищения человека от скверны греха, средство восстановления личных отношений с Богом возможно для человека только в сфере земной жизни. Земная Церковь дает ему все необходимые для этого дары благодати.

Человек попадает в ад, если он не обращает должного внимания на спасение или даже прямо сопротивляется Божьему провидению спасения. В действительности, поэтому ад становится его посмертным убежищем до дня Страшного суда, как естественное следствие его добровольно избранного жизненного пути.

Несмотря на то, что в аду нет места покаянию (изменению жизни по заповедям Божьим), есть покаяние (сожаление о совершенном грехе), к тому же оно очень болезненное. Однако покаяние грешника в аду, в отличие от покаяния праведника, сожалеющего о содеянном грехе, прежде всего как препятствие к общению с Богом, часто обусловлено ужасом ситуации и сожалением о потере земных благ, и его отношение к Богу часто сопровождается горечью.

Это состояние ума можно охарактеризовать так: есть покаяние, но нет любви к Богу и нет желания жить по законам святых. Получается, что даже если бы в таком состоянии его перевели в Царство Святых, он бы радовался там той же радостью, что и святые? Если он не нуждается в Боге, а заповеди чужды или, что еще хуже, ненавистны, что ему делать на Небесах?

Фактическое расположение души к аду или раю недвусмысленно раскрывается даже в частном процессе. Поэтому невозможность покаяния за гробом нельзя сводить к грубому законничеству, мол, грешник с радостью принесет покаяние, но Бог этого не допускает: грешник сам закрывает двери к покаянию, двери в Царство Небесное, пока они еще на земле.

Читайте также:  Огарок церковной свечи

Спра­вед­ливо ли опре­де­лять для чело­века участь в веч­но­сти на осно­ва­нии крат­кой земной жизни?

Грехи имеют свойство превращаться в страсти, а добрые дела — в добродетели. Времени земной жизни человека достаточно, чтобы определиться духовно по отношению к Богу, присоединиться к Его доброй воле или противостоять ей, выбрать спасение или разрушение.

Воз­можно ли пока­я­ние для неве­ру­ю­щих?

Немного растерянный прихожанин говорит: «Я просто не могу бросить курить. Я молюсь, исповедуюсь и прошу помощи у Бога, но я не могу преодолеть грех курения. Но мой коллега, отнюдь не верующий, посчитал, что курение вредно, принял это и бросил. Это означает, что он победил грех, но в книгах, которые мы читаем, и в проповедях отцы говорят, что невозможно победить грех без Божьей помощи, без молитвы”.
Действительно, так и бывает, и можно привести множество других примеров того, как православный человек не может справиться, например, со злоупотреблением алкоголем, а другой человек, который просто хочет вести здоровый образ жизни, не думает о Боге, не раскаивается на исповеди, а был брошен. Но по сути грех — это не просто конкретное действие или наша привычка, это состояние нашей души, это то, что отделяет нас от Бога. В принципе, у нас есть грех: мы отошли от Бога, потому что мы нести печать первородного греха, будь то из-за наших грехов. Мы не можем видеть Бога, общаться с Богом, нам даже не нужно его видеть: это грех. И все конкретные проявления — курил ли человек или делал что-то еще — носят частный характер. Вы не можете курить, грабить банк, воровать и одновременно быть далеко от Бога.
Исходя из этого понимания, очищение от греха, покаяние — это изменение образа мыслей, образа жизни. Это вообще другая жизнь: человек жил вне Бога, вся его жизнь была без Бога, он не думал о грехах, но теперь он раскаялся, он отрекся, он изменился, он стал жить для Бога, соединяться с Ним.
иерей Николай Лызлов

***

Наши грехи и неудачи были видны миру, но наше покаяние было передано и видно только Господу Богу.
игумен Феодосий

Покаяние всегда уместно для всех грешников и праведников, желающих обрести спасение. И совершенству нет предела, потому что совершенство и самое совершенное действительно несовершенно. Следовательно, покаяние до смерти не определяется ни временем, ни фактами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии