Крестное знамение

Крестное знамение

Знак Креста — осенение знака Креста, внешне выраженное в таком движении руки, которое воспроизводит символический контур Креста, на котором был распят Господь Иисус Христос; в то же время осенение выражает внутреннюю веру в Пресвятую Троицу; во Христе как воплощенном Сыне Божьем, Искупителе людей; любовь и благодарность Богу, надежда на Его защиту от действий падших духов, надежда на спасение.

крестное знамя - крестное знамение

Для креста складываем пальцы правой руки следующим образом: первые три пальца (большой, указательный и средний) соединяем ровно концами, а два последних (безымянный и мизинец) складываем по пальмовое…

Вместе первые три пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и неделимую Троицу, а два пальца, сложенные на ладони, означают, что Сын Божий после Своего воплощения, будучи Богом, стал человеком, то есть они означают, что его две природы — божественная и человеческая.

Надо без спешки заслонить себя крестным знамением: положить его на лоб (1), на живот (2), на правое плечо (3) и затем на левое (4). Опустив правую руку, вы можете поклониться до земли или до земли.

Накрыв себя крестным знамением, мы прикасаемся тремя соединенными пальцами ко лбу — для освящения нашего разума, к животу — для освящения наших внутренних чувств (сердца), затем к правому, затем к левому плечу — для освящения наши физические силы.

О тех, кто выражается всеми пятью, либо преклоняясь перед крестом, либо машет рукой в ​​воздух или на грудь, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Демоны радуются этому бешеному волнению». Напротив, крестное знамение, совершенное правильно и медленно, с верой и благоговением, пугает демонов, успокаивает греховные страсти и привлекает божественную благодать.

Осознавая свою греховность и недостойность перед Богом, мы в знак смирения сопровождаем нашу молитву поклонами. Это жизнь, когда мы сгибаемся в пояснице, и земные, когда, кланяясь и преклонив колени, касаемся земли головой.

«Обычай креститься уходит корнями во времена апостолов» (Полн. Православие. Богословская энциклопедия. Словарь, СПб. Под ред. П.П. Сойкина, бг., С. 1485). Во времена Тертуллиана крестное знамение уже глубоко вошло в жизнь современных христиан. В трактате «На короне воина» (около 211 г.) он пишет, что мы защищаем лоб крестным знамением при любых жизненных обстоятельствах: входя и выходя из дома, одеваясь, зажигая лампы, ложась спать, сесть для нескольких занятий.

Знак креста — это не просто часть религиозной церемонии. Прежде всего, это отличное оружие. Патериконы, Отцы и жития святых содержат множество примеров, свидетельствующих о реальной духовной силе, которой обладает образ Креста.

Уже святые апостолы крестным знамением творили чудеса. Однажды апостол Иоанн Богослов нашел лежащего на улице больного, сильно страдающего лихорадкой, и исцелил его крестным знамением (Димитрий Ростовский, святитель. Житие святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. 26 сентября).

Преподобный Антоний Великий говорит о силе креста против бесов: «Поэтому, когда демоны приходят к вам ночью, они хотят возвестить будущее или сказать:« Мы ангелы », не слушайте их — потому что они лгут. Если они хвалят ваш аскетизм а они вам нравятся, не слушайте их и не подходите к ним, лучше крестом себя и свой дом опечатать и молиться. Тогда вы увидите, что они станут невидимыми, потому что они боятся и больше всего боятся знамения креста Господня. Спаситель, отняв силу креста, посрамил их »(Жизнь преподобного отца Антонио, описанная святым Афанасием в послании к монахи, находящиеся на чужбине.35).

Лавсаик рассказывает, как авва Дорофей, перекрестившись, пил воду из колодца, на дне которого был гадюк: он пил воду. Был уже обеденный перерыв. Придя к колодцу, я увидел на его дне гадюку и, испугавшись, не набирая воды, побежал на крик: «Мы заблудились, Абба, на дне колодца я увидел гадюку». Он скромно усмехнулся, потому что был очень внимателен ко мне, и, покачивая головой, сказал: «Если бы дьявол вбил ему в голову бросить жерех или других ядовитых рептилий во все колодцы и источники, разве ты не стал бы пить вообще? «Келлию, он сам налил кадку и, перекрестившись, первый тотчас выпил воды и сказал:« Где крест, нет ничего злому сатанинскому”».

Монах Бенедетто да Норча (480-543) за свою суровую жизнь был избран в 510 году игуменом скального монастыря Виковаро. Святой Бенедикт ревностно управлял монастырем. Строго соблюдая жизненную карту поста, он не позволял никому жить по своей воле, поэтому монахи стали сожалеть о выборе себе такого настоятеля, который совершенно не соответствовал их порочной морали. Некоторые решили его отравить. Они смешали яд с вином и напоили аббата во время обеда. Святой сделал крестное знамение на чаше, и горшок для силы святого креста тут же разбился вдребезги, как от удара камнем. Потому человек Божий знал, что чаша смертна, ибо не устоял против животворящего креста »(Димитрий Ростовский, святитель. Житие преподобного отца Бенедикта. 14 марта).

Протоиерей Василий Шустин (1886-1968) вспоминает старца Нектария Оптинского: «Отец мне говорит:« Сначала встряхните самовар, потом налейте воду, но часто забывают налить воду и начинают зажигать самовар и, как следствие, самовар самовар испортится и останется без чая. Вода там, в углу, в медном кувшине; бери и наливай ». Я подошел к кувшину, а он был очень большой, ведра на двоих, да и сам по себе огромный.

Пытался сдвинуть, нет — сил не было, поэтому я хотел принести ему самовар и наливает ему воды осознает мое намерение и повторяет мне еще раз: «Возьми кувшин и налей воды в самовар» — «Ну батюшка, мне он тяжеловат, не могу сдвинуть с места». Тогда священник подошел к кувшину, прошел сквозь него и сказал: «Возьми», а я поднял его и посмотрел на священника с удивлением: кувшин мне показался совершенно легким, как будто он ничего не весил самовар и поставил кувшин на место с удивленным выражением лица.

И отец спрашивает меня: «Ну что, кувшин тяжелый?» — «Нет, батюшка. Удивляюсь: он совсем легкий» урок, что любое послушание, которое нам кажется трудным, очень легко, когда оно выполняется, потому что оно делается как послушание ». Но я был прямо поражен: как оно разрушает сила тяжести со знаком креста! » (См .: Шустин Василий, протоиерей. Документы на Иоанна Кронштадтского и оптинских старцев. М., 1991).

***

Вначале христиане крестились от пальца, что подчеркивало свою веру в единого Бога в отличие от языческого политеизма. После Вселенского Никейского Собора (325 г.), сформулировавшего догмат о единстве двух природ во Христе, христиане начали креститься двумя пальцами. Когда Россия крестилась в Православие, в Византии крестили еще двумя пальцами — обычай, перешедший в Россию. Затем, в XI веке, в противовес сотой ереси, отрицающей Троицу Бога, необходимо было креститься тремя перстами (символ Троицы). Но из-за отделения Руси от Византии этот обычай не был введен на Руси до Никона. Староверы, ничего не зная о дальнейшем развитии церковной культуры в Византии, упорно держались за два пальца.
С.А. Левицкий

Содержание
  1. Каково про­ис­хож­де­ние крест­ного зна­ме­ния?
  2. Есть ли в Свя­щен­ном Писа­нии какие-либо ука­за­ния на крест­ное зна­ме­ние?
  3. Как в древ­ней Церкви совер­ша­лось крест­ное зна­ме­ние?
  4. В каких ситу­а­циях сле­дует нала­гать на себя крест­ное зна­ме­ние?
  5. Когда впер­вые стали совер­шать крест­ное зна­ме­ние за бого­слу­же­нием?
  6. Совер­ша­лось ли в древ­но­сти крест­ное зна­ме­ние за тра­пе­зой?
  7. Нужно ли осе­нять себя крест­ным зна­ме­нием во время иску­ше­ний?
  8. Нужно ли осе­нять себя крест­ным зна­ме­нием, если вдруг ока­зался в непра­во­слав­ном храме?
  9. Не счи­та­ется ли язы­че­ством вера в то, что после совер­ше­ния крест­ного зна­ме­ния можно исце­литься от того или иного недуга?
  10. Что дать почи­тать чело­веку, не при­зна­ю­щему силу крест­ного зна­ме­ния?
  11. В чем отли­чие крест­ного зна­ме­ния у пра­во­слав­ных и като­ли­ков?
  12. Когда крест­ное зна­ме­ние сле­дует и не сле­дует совер­шать на бого­слу­же­нии?
  13. На иконах Иисус Хри­стос или какой-либо святой порой изоб­ра­жа­ются, скла­ды­ва­ю­щими пальцы в особом пер­сто­сло­же­нии. Как это пони­мать?
  14. Почему на иконах Хри­стос или какой-либо святой изоб­ра­жены с двое­пер­стием?

Каково про­ис­хож­де­ние крест­ного зна­ме­ния?

Происхождение знака креста точно не известно. Ns. Василий Великий отнес его к Таинствам, которые по преданию передаются в молчании и не транскрибируются апостолами («О том, где оно началось, и какую силу имеет слог« s », и заодно о легализации Церкви, не провозглашенной в Писании”).

Есть ли в Свя­щен­ном Писа­нии какие-либо ука­за­ния на крест­ное зна­ме­ние?

Прообразами креста в Священном Писании была заповедь «на знаке на челе», данная Господней опорой. Иезекииль (Иезекииль 9,4) и слова Апокалипсиса Иоанна Богослова о «печатях на челе» верных (Откр. 7,3, 9,4, 14,1).

Со знамением креста пророчество Иезекииля связано с Тертуллианом, Оригеном и сшмчем. Киприан Карфагенский («Который в этом крестном знамении — спасение для всех обозначенных им на лбу»), в то время как Ориген интерпретирует «знак на лбу» как изображение последней буквы еврейского алфавита «тав», который отождествляется с греческим буквой «тау» и по форме может напоминать крест (некоторые языческие авторы также видели связь между «тау» и формой распятия).

Возможно, крестный знак выступил одним из вариантов написания имени Бога, что объясняет наличие знаков «тав» и креста в некоторых магических кумранских и еврейских текстах.

Как в древ­ней Церкви совер­ша­лось крест­ное зна­ме­ние?

Чаще всего в ранних источниках упоминается создание креста одним пальцем или всей рукой, что подчеркивает веру в единого Бога — в отличие от языческого политеизма. Однако какой знак использовался в данном случае и в каком направлении было движение (слева направо или справа налево), не указывается. Вероятно, наиболее распространенной формой было знамение креста с пальцем (указательным или большим), из которых св. Епифаний Кипрский и св. Григорий Великий («Су Мартирия, монах Валерианской области»).

Однако св. Кирилл Иерусалимский, говоря о крестном знамении, употребляет множественное число — «пальцы» («Катехизаторское учение», а также «Патрология Грека»). Чаще всего крестное знамение накладывалось на лоб, о котором, например, пишет Тертуллиан («О короне войны»), иногда в сочетании с другими частями тела: лбом и областью сердце (как сообщает Прудентиус — «Аурелио Пруденцио Клементе») или лоб, уши, глаза и губы (согласно Киприану Карфагенскому). Мы также помним наложение креста на глаза, рот и область сердца (по Григорию Ниссу — «Послание о жизни монаха Макрины»), рот и грудь, а также на все тело (по Тертуллиану. — «Послание к жене»). В 4 веке христиане начали осенять крестом все свое тело, то есть появился «широкий крест».

По мнению некоторых ученых, использование двух пальцев во время крестного знамения связано с распространением с середины V века ереси монофизитства; Хотя прямого подтверждения этой точки зрения нет, из монофизитских источников и более поздних свидетельств противоречия между православными и монофизитами ясно, что для монофизитов один палец был аргументом в пользу монофизитства, что вынудило православных использовать два пальца в качестве контраргумента. Распространению двойного пальца (которое имело место не только в греческом мире, но и на Западе) должно было способствовать его закрепление в иконографии (но не наоборот).

Известным примером использования пальцев в богословской дискуссии является выступление св. Мелетия Антиохийского на Антиохийском соборе 361 года с осуждением арианства, когда он проиллюстрировал идею единосущности Отца, Сына и Святой Дух растворяет пальцы руки и затем складывает два (много позже в России этот пример сыграл роль в споре вокруг двух пальцев, так как он был истолкован как свидетельство определенного признака образования, хотя этот вывод не может быть взяты из истории историков древней церкви).

После увеличения двух пальцев его богословская интерпретация как исповедание двух сущностей во Христе (что символизируется соединенными вместе указательным и средним пальцами) и в то же время троица Лиц Божественного (что символизируется оставшиеся пальцы соединены вместе)) стала классической в ​​Византии. Однако даже после распространения двойных пальцев византийская святоотеческая мысль продолжала подчеркивать второстепенное значение метода изготовления пальца по отношению к самому крестному знамению — например, святой Феодор Студит писал, что тот, кто представляет крест «каким-то образом и [даже] одним пальцем, [который] немедленно обращает враждебного демона в бегство» (Патрология Миньи).

Когда Россия крестилась в Православие, в Византии была широко распространена традиция крещения двумя пальцами, которая перешла и в Россию. Примерно в 13 веке в Византии два пальца были заменены тремя пальцами. Первое явное свидетельство наличия трех пальцев у греков — так называемое. Споры между Панайотом и Азимитом. Однако известны и более поздние свидетельства продолжающегося существования двойного пальца у греков. Однако со временем три пальца распространились по всему греческому миру (например, в Pidalion di San Nicodemo il Sacro Monte, в комментарии к 91-й правой части. Сан-Базилио Маньо, Д упоминается как древняя форма изготовления пальцев.), сосуществование трех пальцев и двух пальцев никогда не вызывало споров и споров, как это произошло в России.

В связи с отделением Руси от Византии обычай креститься тремя пальцами не был введен на Руси до Никона. Староверы, ничего не зная о дальнейшем развитии церковной культуры в Византии, упорно держались за два пальца.

В каких ситу­а­циях сле­дует нала­гать на себя крест­ное зна­ме­ние?

Многие писатели Древней Церкви говорят о необходимости креститься как можно чаще и в разных жизненных ситуациях. Согласно Тертуллиану («На венце войны». § III), «при каждом входе и выходе, когда мы надеваем обувь и одеваемся, перед купанием и едой, зажигаем ли мы лампы, засыпаем или сидим вниз или что за дело, мы затемним наши лбы крестным знамением ». Он был первым, кто упомянул (« Письмо жене ». Глава 5) христианский обычай крестить его постель перед сном. Пример, христианские солдаты , по словам Пруденция, крестились перед битвой («Аврелий Пруденцио Клементе”).

Когда впер­вые стали совер­шать крест­ное зна­ме­ние за бого­слу­же­нием?

В богослужении, по крайней мере, с третьего века, крестное знамение использовалось как священниками во время совершения таинств, так и всеми верующими в определенные моменты богослужения. Ориген уже ссылается на крестное знамение перед началом молитвы и чтением Священного Писания (см. Selecta в Ezechielem). Во многих традициях есть наложение «печати» на оглашенных при подготовке к крещению или как знак после крещения для новокрещеных.

Совер­ша­лось ли в древ­но­сти крест­ное зна­ме­ние за тра­пе­зой?

Перед едой знак креста всегда имел особое значение. И на Востоке, и на Западе ходят истории о чудесном спасении от угрозы отравления. Blz. Джованни Моско утверждает, что Джулиано ди Бостра трижды перекрестил чашу пальцем со словами: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», и, выпив тайно смешанный яд, он не пострадал » («Между прочим, Джулиано, епископ Бострский»). Достопочтенный Бенедикт Нурсийский, которого тоже хотели отравить, «протянул руку, крестился на вазе, и ваза, которая до того времени использовалась долгое время, разбилась от этого знака, как будто, вместо того, чтобы [наложить знак] креста, святой бросил в него камень », — сообщает св. Григорий Великий (« Диалоги”).

Нужно ли осе­нять себя крест­ным зна­ме­нием во время иску­ше­ний?

Святые отцы просили использовать крестное знамение при преодолении различных страстей. Например, blz. Иероним Стридонский упомянул о казни крестного знамения во время боли и скорби по усопшим, а святитель Иоанн Златоуст учил: «Тебя кто-нибудь обидел? Защитите грудь крестным знамением; вспомни все, что было на Кресте — и все погаснет »(Диалог 87). Однако очень часто упоминается крестное знамение, в том числе сщмч. Киприан Карфагенский («Книга павших»), как невидимая печать, изгоняющая дьявола. Один из разделов «Апостольского Предания» сщмч. Ипполит Римский подробно раскрывает именно этот аспект креста («Знак креста»). Но прежде всего в монашеской письменности говорится о борьбе с бесами с помощью крестного знамения. В жизни святого Антония Великого он предупреждает следующее: «Демоны, по его словам, вызывают сны, чтобы напугать тех, кто боится. Поэтому запечатывай себя крестным знамением и возвращайся с мужеством, но позволь демонам рассмешить тебя »(« Учение »). В жизни святителя Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского, он рассказывает, как он, вынужденный ночевать в языческом храме, прогнал всех демонов, начертил крестное знамение в воздухе во время своих обычных вечерних молитв. Даже неверующие прибегали к крестному знамению против бесов. Так, император Юлиан Отступник, уже отрекшись от веры, однажды невольно перекрестился, когда испугался, пишет св. Григорий Богослов («Слово 4”).

Нужно ли осе­нять себя крест­ным зна­ме­нием, если вдруг ока­зался в непра­во­слав­ном храме?

Церковные писатели 4-5 веков сообщают об обязательном возложении крестного знамения христианами при входе в языческий храм или синагогу. Например, св. Иоанн Златоуст пишет (Против евреев): «Как вы войдете в синагогу? Если вы закроете свое лицо [крестным знамением], немедленно все вражеские силы, обитающие в синагоге, побегут; а если не запечатаешь, то прямо у входа уронишь оружие, и тогда дьявол, найдя тебя беспомощным и безоружным, причинит тебе много вреда. «Особое внимание было уделено наложению крестного знака даже при переходе из одного помещения в другое внутри монастыря или храма во времена св. Коломбано ди Луксай (VI-VII вв.) В традициях ирландских монашествующих, где Предусматривалось даже покаяние, чтобы не навязывать крестное знамение.

Не счи­та­ется ли язы­че­ством вера в то, что после совер­ше­ния крест­ного зна­ме­ния можно исце­литься от того или иного недуга?

Цитаты о чудесных исцелениях после крестного знамения встречаются, например, в монашеских писаниях. Так подвижник Петр «положил руку на глаз больного, нарисовал знамение спасительного креста, и болезнь сразу исчезла», — сообщает преподобный Феодорит Кирский («Повесть о возлюбленных»). Еще один аскет, пишет Blzh. Теодорит — С. Лимней — укус змеи, исцеленный крестным знамением с воззванием имени Бога.

Что дать почи­тать чело­веку, не при­зна­ю­щему силу крест­ного зна­ме­ния?

Например, такому человеку может быть предложена книга «Толкование канона о возвышении честного и животворящего креста Господня» творение святого Космы, составленное Никодимом Священной Горы. Перевод с греческого профессора И. Н. Корсунского.

В чем отли­чие крест­ного зна­ме­ния у пра­во­слав­ных и като­ли­ков?

Чтобы совершить крестное знамение, православные христиане сгибают первые три пальца правой руки (большой, указательный и средний палец), а два других пальца складывают на ладони; после чего последовательно касаются лба, верхней части живота, правого плеча, затем левого. Три сложенных вместе пальца символизируют Святую Троицу; символическое значение двух других пальцев в разное время может быть разным. Итак, изначально у греков они вообще ничего не значили. Позже, в России, под влиянием полемики со старообрядцами (утверждавшими, что «никонианцы упразднили Христа с креста Христова») эти два пальца были переосмыслены как символ двух естеств, объединенных в Ипостась Христову: Божественное и человеческое. Эта интерпретация сейчас наиболее распространена, хотя встречаются и другие (например, в румынской церкви эти два пальца интерпретируются как символ Адама и Евы, обращенных к Троице). Рука, представляющая крест, сначала касается правого плеча, затем левого, что символизирует традиционную оппозицию христианству: правая сторона как место спасенных, а левая — место гибели (Мф 25: 31-46).). Таким образом, поднимая руку сначала к правому плечу, а затем к левому плечу, христианин просит включить его в удел спасенных и освободить его от жребия знатоков.

Самый принятый и распространенный вариант в католическом мире — совершить крестное знамение пятью пальцами с раскрытой ладонью слева направо в память о пяти ранах на теле Христа.

Когда крест­ное зна­ме­ние сле­дует и не сле­дует совер­шать на бого­слу­же­нии?

В современной практике Русской Православной Церкви крестное знамение обязательно совершается при освящении святыни — Евангелия, Креста или Чаши. Также принято осенять себя крестным знамением при чтении или пении «Пойдем, преклонимся», Трисвятой, в начале и в конце чтения Священного Писания, на «Аллилуиа», при чтении и поют Символ веры по лицензии. Обычай креститься во время прошения различных ектений незаконен (не встречается в греческих и русских традициях). Знак Креста совершается при прохождении храма перед Царскими вратами. Они крестятся, когда ставят свечу на подсвечник перед иконой, прежде чем приложить ее к иконе, прежде чем съесть просфору. Не разрешается креститься во время приветствия епископа или священника «Мир всем» или других возгласов, сопровождаемых благословением народа рукой. Крестное знамение не совершается во время чтения или пения псалмов и стихий; нельзя креститься, приближаясь к Святой Чаше для Причастия. Крестное знамение в определенных случаях сочетается с поклонами, но при этом их нельзя совершать одновременно с крестным знамением.

На иконах Иисус Хри­стос или какой-либо святой порой изоб­ра­жа­ются, скла­ды­ва­ю­щими пальцы в особом пер­сто­сло­же­нии. Как это пони­мать?

Не только Иисус Христос или святые на иконах соединяют свои пальцы в особом знаке, называемом существительным. Православный священник делает то же самое, когда благословляет людей или предметы. Считается, что сложенные таким образом пальцы представляют буквы ICXC, из которых затем необходимо добавить IC XC и мысленно добавить титул, чтобы получить имя Иисус Христос — I͠C X͠C (Ιησούς Χριστός) в древнегреческом написании. При благословении, когда они проводят поперечную линию креста, они ведут сначала налево (относительно того, кто учит благословению), затем направо, то есть человек, который благословлен таким образом, является первым затмевается правым плечом, затем левым. Епископ имеет право преподавать благословение двумя руками одновременно.

Почему на иконах Хри­стос или какой-либо святой изоб­ра­жены с двое­пер­стием?

В православной иконографии рука, сложенная под крестным знамением, является обычным элементом. Во время полемики второй половины семнадцатого — начала двадцатого века по вопросу о двойном пальце как его сторонники, так и его противники часто ссылались на некоторые раннехристианские и византийские иконографические изображения.

В значительной степени широкое распространение древнехристианских изображений для извинения двумя пальцами было вызвано тем, что в более поздней практике, сохранившейся в России до реформ патриарха Никона, оба пальца использовались одними и теми же двумя пальцами при изготовлении крестным знамением и во время священнического (или епископского) благословения, поэтому любые изображения Господа Иисуса Христа или святых с поднятой рукой и крестным знамением, похожим на два пальца, воспринимались как однозначное свидетельство наличия двух пальцев. (то есть, другими словами, как изображения двухпалого благословения; следует отметить, что крестное знамение в иконографии встречается редко).

Однако наряду с двумя пальцами в иконографии Господа Иисуса Христа и святых часто встречаются и другие формы образования пальцев: только раскрытая ладонь, вытянутый указательный и т.д. Ораторский жест (когда все пальцы, кроме большого и большого, безымянный палец, вытянуты, а эти два сложены вместе), восходящие, как думают многие ученые, к древней традиции; появление двух пальцев в иконографии часто ассоциировалось с вышеупомянутым ораторским жестом.

Однако такой подход к двупалым пальцам в иконографии, когда они отождествляются с двупалым пальцем с благословением (и тем более с крестным знамением), неверен. Два пальца в иконографии Господа Иисуса Христа (а затем и святых) связаны с так называемым жестом величия, который заключался в поднятии руки с вытянутыми и соединенными вместе указательным и средним пальцами, а остальные согнутыми (т е внешне совпадающие с двумя пальцами), которая восходит к дохристианской римской традиции, где она изображалась как знак триумфа.

Так, одно из первых изображений Христа с жестом величия (ошибочно опознанным полемистами двумя пальцами) в сюжете «Вход Господень в Иерусалим» на саркофаге Адельфии; Символика этого жеста состоит не в двуручном благословении Христа жителям Иерусалима, а в том, что Он изображен входящим в Святой город как Победитель и истинный Царь. Позже жест величия, как другие римские атрибуты (престол, гвоздика и т д.) становятся обычным элементом в образах Господа Иисуса Христа во славе. При этом следует учитывать, что существует множество видов изображений Господа Иисуса Христа, в которых упомянутый жест символизирует благословение.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Adblock
detector