Борис и Глеб, крещенные именами Роман и Давид, стали первыми русскими святыми, причисленными к лику святых мучеников-мучеников. Эти два князя были младшими сыновьями великого князя Киевского Владимира Святославича и стали жертвами борьбы за власть.
Житие князей Бориса и Глеба
Борис и Глеб были сыновьями великого князя Киевского Владимира (ок. 960) от его жены, византийской княгини Анны (963 – 1011/1012) из армянской династии, единственной сестры правящего византийского императора Василия II (976 – н. 1025 г.)… При святом крещении Борис получил имя Роман, а Глеб – имя Давыд. С раннего детства братьев воспитывали в христианском благочестии. Они любили читать Священное Писание, творения святых отцов. Они стремились подражать подвигу святых Божиих, Борис и Глеб отличались милосердием, добротой, отзывчивостью и скромностью.
При жизни князя Владимира Борис получил в наследство Ростов, а Глеб – Муром. Управляя своими княжествами, они проявляли мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении православной веры и утверждении благочестивого образа жизни в народе. Молодые князья были умелыми и отважными воинами. Незадолго до смерти их отец, великий князь Владимир, вызвал их старшего брата Бориса и послал его с большим войском против злых печенегов. Однако пеценеги, напуганные силой князя Бориса и мощью его армии, бежали в степь.
После смерти Владимира Великого в 1015 году его старший сын гречанки, вдовы киевского князя Ярополка Святославича (? —11.06.978), Святополк (ок. 979-1019) объявил себя великим князем Киевским. Узнав о смерти отца, князь Борис очень расстроился. Команда пыталась уговорить его поехать в Киев и занять престол великого князя, но смиренный Борис отказался от армии, не желая внутренних конфликтов:
Я не подниму руки против своего брата или даже против старшего, которого я должен считать отцом!
Святополк был человеком довольно хитрым и властолюбивым, он не верил в искренность слов брата Бориса и видел в нем лишь соперника, на стороне которого стоял народ. Святополк тут же решился на страшное преступление, отправив убийц к Борису. Борис был проинформирован, но не скрывался. Вспомнив деяния первых христианских мучеников, он сразу же нашел смерть. Убийцы, присланные из Святополка, добрались до Бориса утром воскресенья 24 июля (СС) 1015 года в своей палатке на берегу реки Альты. После службы преступники ворвались в шатер князя и пронзили Бориса копьями.
Печать Святополка
Слуга святого князя Бориса Георгий Угрин бросился на защиту своего господина, но был немедленно убит. Однако Борис был еще жив. Выйдя из палатки, он начал молиться, а затем обратился к убийцам:
Придите, братия, кончите службу и мир вам и брату Святополку.
Затем подошел один из убийц и пронзил его копьем. Слуги Святополка привезли тело Бориса в Киев, как встретили двух варягов, посланных из Святополка для ускорения дела. Варяги заметили, что князь еще жив, хотя почти не дышал. Тогда один из них пронзил его сердце мечом. Тело страстного князя Бориса тайно перевезли в Вышгород и поместили в храм во имя святителя Василия Великого.
После этого Святополк решил убить своего младшего брата – Глеба. Святополк вызвал Глеба из Мурома и послал его воинов навстречу ему, чтобы они убили его по дороге. В этот момент князь Глеб узнал о смерти отца и братоубийственном преступлении Святополка. Опечаленный этим, Глеб, как и прежде Борис, предпочел мученическую смерть братской войне. Убийцы встретили Глеба в устье реки Смядынь, недалеко от Смоленска. Убийство князя Глеба произошло больше года. Тело убийцы Глеба похоронили в гробу, составленном из двух выдолбленных сундуков.
Где хранится икона
В настоящее время икона находится в некоторых церквях России. Эта икона находится в Великом Новгороде, в Борисоглебской церкви. Кроме того, святыня находится в Коломенской Борисоглебской церкви, в монастыре Рождества Богородицы Фарапонтова и в монастыре Спаса Евфросинии в Полоцке.
Убийство князей Бориса и Глеба
Старший брат Святополк сразу после смерти отца воспользовался отсутствием Бориса и узурпировал власть в Киеве. Но, обеспокоенный всеобщей народной любовью к младшему брату и тем, что все предпочли видеть его на престоле, Святополк решает убить его. Пошлите бояр и его верного слугу Путша на его планы, бояр, к Борису, чтобы они осуществили свои планы.
В то время Борис уже знал, что Святополк пришел к власти и что за ним последует его смерть. Он отпускает свои войска, которые убедили его вернуться в Киев и стать законным правителем по праву, и остается ждать своей участи на реке Альте. В палатке, расположенной на берегу, Борис, опечаленный предательством брата и смертью отца, вознес молитвы и песни за их души.
После службы Борис, устав от мучительных мыслей, ложится спать. Посланные Святополком наемные убийцы врываются в палатку и пронзают лежащего на кровати Бориса, нанося многочисленные удары копьями и кинжалами. Убедившись, что кровавая работа сделана, они тайно увозят тело князя в Вышгород. Там, в церкви Базилио Маньо, тайно захоронено захоронение убитого, которому на тот момент было всего 25 лет.
Святополк, опасаясь мести со стороны других братьев, уже не мог останавливаться и планировал совершить новое убийство. Его люди убивают князя Святослава. Что касается Глеба, Святополк решает заманить его в Киев известием о смерти отца, на что тот не задумываясь уезжает, но, прибыв в город Смоленск, получает новое известие от брата Ярослава. В этом письме говорилось о узурпации власти Святополком, об убийствах его братьев и об осторожности Глеба, потому что его постигла та же участь и он отказался ехать в Киев.
Не дожидаясь приезда Глеба, Святополк посылает своих людей на очередное убийство, которое находит князя на берегу Днепра, молящегося, как и его брат Борис, за души своих убитых родственников. Глеб, как и Борис, отказался от защиты и побега и смиренно принял свою судьбу.
Убийцы не заморачивались с транспортировкой тела князя и похоронили его там, где его настигла смерть, на берегу Днепра. Глеб погиб на 24-м году жизни. Лишь спустя годы, благодаря усилиям Ярослава, тело Глеба было найдено и захоронено рядом с телом Бориса.
В чем помогает икона
Борис и Глеб – одни из самых почитаемых православных святых, их икона считается покровительницей государства Российского. Молитва перед ней помогает исцелить недуги, примирить воюющих, избавить душу от нечистых помыслов, восстановить мир и умиротворение, сохранить силу веры.
Праздники 15 мая и 6 августа.
Гораздо реже встречается икона единственного благоверного князя Бориса. Икона «Святой Борис» станет покровительницей мальчика или мужчины, носящего это имя, внесет мир и понимание в жизнь семьи. Ей молятся об исцелении от болезней, особенно опорно-двигательного аппарата, о защите от врагов, о мирной семейной жизни. Хотя на иконе изображен страстотерпец Борис, они одновременно обращаются к обоим братьям в молитве.
Отпуск 18 сентября.
Почитание святых Бориса и Глеба
Верные страстные князья Борис и Глеб не только прославлены Богом даром исцелений, но являются особыми покровителями, защитниками земли Русской. Известно немало случаев их появления в трудные для нашей Родины времена, например, святому князю Александру Невскому накануне Ледяной битвы (1242 г.), великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы. (1380). Они также рассказывают о других случаях заступничества святых во время войн и вооруженных конфликтов в более поздние времена.
Появление Бориса и Глеба перед Невской битвой
Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. Служба святым была составлена митрополитом Киевским Иоанном I (1008-1035 гг.).
Великий князь Киевский Ярослав Мудрый позаботился об обнаружении останков князя Глеба, не погребенных в течение 4 лет, и похоронил их в Вышгороде, в храме святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса. Через некоторое время этот храм сгорел, но мощи остались невредимыми и от них было совершено множество чудес.
Один варяг остановился у могилы святых братьев, и внезапно исходящее пламя обожгло его ноги. Хромой юноша, сын жителя Вышгорода, получил исцеление от мощей святых князей: страстные князья Борис и Глеб явились юноше во сне и скрестили его больную ногу крестом. Мальчик проснулся ото сна и встал совершенно здоровым.
Блаженный князь Ярослав Мудрый на месте сгоревшего храма построил каменный пятиглавый храм, освященный митрополитом Киевским Иоанном с собором духовенства.
1072 год считается годом канонизации святых мучеников, первых русских святых. Однако известно, что греческие епископы, стоявшие в то время во главе Русской Церкви, без особого энтузиазма отнеслись к прославлению русских святых. Но большое количество чудес, исходящих от мощей святых мучеников и народного почитания, сделали свое дело. Со временем грекам пришлось признать святость русских князей. В народном предании святые князья в первую очередь выступают защитниками земли русской. Многие молитвы были составлены в честь святых, в том числе уникальные и знаменитые житийные Паремии, которые хранились на русских богослужениях до начала 17 века.
Количество икон, медного литья и других изображений святых Бориса и Глеба огромно. Практически в каждом историческом музее, посвященном древнерусской иконописи, сегодня можно найти иконы святых разного размера и уровня мастерства в иконописи.
Святые князья-мученики Борис и Глеб. Псковская икона 14 века. Санкт-Петербург, Русский музей
Известны также старообрядческие иконы Бориса и Глеба. Затем, после церковного раскола, разошлись иконы лики святых, которых насчитывается около 10 различных вариантов.
Старообрядческая икона Бориса и Глеба. XVIII век
Кроме того, несколько городов названы в честь святых.
Для почитания святых Бориса и Глеба установлены следующие дни:
- 15 мая – перенесение мощей святых мучеников русских князей Бориса и Глеба, названных Романом и Давыдом в святом крещении (1072 и 1115 гг.);
- 2 июня – первое перенесение мощей святых мучеников Бориса и Глеба (1072 г.);
- 6 августа – совместное празднование святых Бориса и Глеба;
- 24 августа – перенос осыпающегося рака святых мучеников князей Бориса и Глеба из Вышгорода в Смоленск (1191 г.);
- 18 сентября – Успение святого и верного князя Глеба, от плоти брата святого Бориса (1015 г.).
Икона Бориса и Глеба на конях
Канонизация убитых князей произошла по просьбе Ярослава Мудрого. При этом в честь собратьев был написан текст богослужений, в котором подчеркивалось не только благородное происхождение, воинское мужество, княжеское достоинство, но и их искренняя готовность принять мученическую смерть навсегда. Общехристианских поступков.
Изначально изображения братьев запечатлены на крестах-мощах и рельефных изображениях, только спустя столетия стали появляться живописные иконы Бориса и Глеба, основанные на их описаниях в Сказках.
Так, в начале 14 века, помимо парных по высоте икон, была написана икона, на которой братья изображены на конях, как военачальники, с развевающимися знаменами. Эта икона возникла под влиянием византийской традиции, которая наблюдала устойчивость в изображениях святых пар верхом на конях, как бы отражая их заступническую и военную функцию.
Эта красочная икона показывает, что монументальная роспись иконы со временем изменилась, уступив место изящным и внешне красивым изображениям. Но лики святых по-прежнему изображены с ярко выраженной болью, смирением, спокойной сосредоточенностью и искренней божественной любовью.
В честь замученных православных князей Бориса и Глеба было написано большое количество икон и возведены монастыри, соборы и храмы. В летописях рассказывается о чудесных исцелениях, которые происходили возле их могил, о великих подвигах и победах, которые произошли с именами святых мучеников, изображения которых сохранились до наших дней.
Блок: 6/6 Кол-во символов: 1519
Источник: https://1001molitva.ru/zhitiya-svyatyh/boris-i-gleb.html
Интересно: Муромская икона Святых Петра и Февронии
Библиотека русской веры
Канон святым мученикам Борису и Глебу
Читать онлайн
————-
Тропарь, поз.2
Истинный страстный носитель и верный слушатель Евангелия Христова целомудренный римлянин с кротким Давидом не может противостоять вражескому брату, убивающему тело, но душа не может коснуться. Да, властолюбивый злой клич плачет, лик ангелов ликов ты, стоит перед Святой Троицей. Молитесь о силе родственника в вашем угодном Богу существовании и спасайтесь русским сыном.
Кондак, д.3
Сегодня, восемь, славное воспоминание благородных страстотерпцев Христа, Романы и Давыды, призывающих нас к славе Христа, Бога нашего. Следовательно, дар исцеления, который течет в расе реликвий, приемлем, с молитвами я говорю святой , вы божественный врач.
Памятник Борису и Глебу
Монументальный памятник посвящен первым русским покровителям и чудотворцам, целителям Борису и Глебу, расположенный на территории Борисоглебского монастыря в городе Дмитрове.
На высоком постаменте, отлитом из бронзы, стоят два рыцаря – святые князья Борис и Глеб.
Памятник был приурочен к годовщине основания монастыря и был возведен в 2006 году. Художником и скульптором этого прекрасного памятника является Александр Рукавишников.
Молитва пред иконой Бориса и Глеба
«О святые братья, страстотерпцы Борис и Глеб, служители чистой веры и любви ко Христу! Услышь нас и защити нас от болезней, войн и смерти. В молитве обращаемся к вам, великомученики, помогите государству Российскому победить, как однажды это сделал князь Александр. Мы славим Отца, Сына и Святого Духа. Аминь».
Великомученики, погибшие от руки собственного брата, были посмертно восприняты русским народом. История их жизни является доказательством их сильной и неразрывной любви к Господу и ко всем людям. Молитесь у иконы Бориса и Глеба, не забывайте покаяться в своих грехах. Желаем крепкой веры. Будьте счастливы и не забывайте нажимать кнопки и
Дни празднования иконы
Праздник в честь благочестивых братьев проводится несколько раз:
- 15 мая – перенесение мощей святых в новый храм в Вышгороде.
- 6 августа – торжественное поклонение обоим мученикам.
- 18 сентября – день памяти скромного Глеба.