Церковь вспоминает святых мучеников Киприана и Иустину 15 октября (2 октября по старому стилю). Этим святым молятся о защите от влияния черной магии, колдовства и гадания, а также о наставлении тех, кто занимается оккультизмом, гаданием и т.д. Благодаря молитвам святого Киприана и святой Иустины многие христиане спасаются от злых духов и получают помощь в борьбе со злыми искушениями.
Оглавление
- Житие священномученика Киприана и мученицы Иустины
- Святые мученики Киприан и мученица Иустина. Тропарь, кондак и канон
- Святой Киприан и Всех Святых Иустина. Иконки
- Святилища в честь святых Киприана и Иустины.
- Воспоминания о святых Киприане и Иустине. Народные традиции
- Духовные учения
Житие святых священномученика Киприана и мученицы Иустины
История святых мучеников Киприана и Иустины существует с древности. В своей оригинальной греческой версии история Киприана и Иустины была рассказана в трех книгах: Деяния Киприана и Иустины, Исповедь Киприана и Мученичество Киприана и Иустины. Их жития ярко показывают слабость вечных врагов рода человеческого, которые отступают перед силой Креста и молитвы.
В третьем веке, во время правления Деция (римский император с 249 по 251 год), в Антиохии жил языческий мудрец и знаменитый колдун Киприан, выходец из Карфагена. Его родители-идолопоклонники с детства отдали Киприана в услужение языческому богу Аполлону. В возрасте семи лет он был отдан в руки колдунов, чтобы узнать секреты колдовства и черной магии. Когда ему исполнилось 10 лет, родители отправили его готовиться к священнической службе на Олимпе. К 30 годам Киприан учился в основных центрах язычества: на горе Олимпос, в городах Аргос и Таврополь, в Мемфисе в Египте и в Вавилоне. Познав премудрости языческой философии и колдовства, он был посвящен в жрецы на Олимпе. Получив великую силу для общения с нечистыми духами, Киприан беседовал с самим князем тьмы, который дал ему власть над своим телом и душой, за что получил от него целый полк демонов, которые должны были служить ему. По возвращении в Антиохию Киприан был почитаем язычниками как первосвященник, поскольку в их глазах он мог управлять стихиями, насылать мор и язвы. Киприан соблазнял своих слушателей вдохновенными речами и пугал их чудесными фокусами. Язычники очень часто обращались к нему со своими нуждами, и он помогал им различными заклинаниями. Он ввел многих людей во всякое беззаконие и многих убил ядом и колдовством.
Но пришло время, когда он обнаружил полное бессилие всех своих уловок, не сумев с их помощью преодолеть веру и стойкость христианской девушки по имени Иустина, давшей Богу обет девственного целомудрия. Увидев красоту девы, богатый и знатный юноша хотел склонить ее к браку, но, получив твердый отказ, решил обратиться за помощью к великому магу. Киприан был очень опытен в таких делах и пообещал Аглаиде (так звали юношу), что его желание непременно исполнится, причем в самое короткое время. Однако в этом случае все заклинания, которые он пробовал, не имели никакого эффекта. Трижды он посылал злых духов, умоляя их соблазнить Юстину. Но как бы они ни старались внушить ей злые мысли и разжечь ее плотскую страсть к молодому человеку, Юстина всегда побеждала их постом, молитвой и крестным знамением, поэтому, смущенные и запуганные крестом Господним, они уходили. Тогда Киприан пришел в ярость и решил отомстить Иустине за свой позор. Он наслал язву и мор на дом Иустины и на весь город, как дьявол наслал их на праведного Иова. Она горячо молилась и таким образом победила все демонические язвы, которые Киприан приготовил для нее.
Видя, что все его средства бессильны против слабого существа, молодой девушки, вооруженной только молитвой и крестным знамением, Киприан, видя это духовными очами, отказался от дел дьявола, взял все свои магические книги и отправился к христианскому епископу Анфиму. Он упал к ногам епископа и умолял его принять крещение. На следующий день он отказался выходить из церкви, пока его не окрестят. Через семь дней после крещения Киприан стал лектором, через 20 – иподиаконом, через 30 – диаконом, а через год он был рукоположен в пресвитеры.
Киприан полностью изменил свой образ жизни, за свои добродетели он вскоре был рукоположен в епископы, и на этом высоком посту обратил многих язычников ко Христу. Он рукоположил девственницу Иустину в диакониссы и доверил ей девичий монастырь, сделав ее настоятельницей над другими христианскими девственницами.
Во время гонений на христиан при императоре Диоклетиане епископ Киприан и диаконисса Иустина приняли мученическую смерть. Киприана бичевали, а Иустину били по устам и глазам; затем их бросили в кипящий котел, но это не повредило им, и они славили Бога, как в прохладном месте. После всех мучений святые были приговорены к обезглавливанию мечом. Когда их повели к месту казни, Киприан попросил себе минутку молитвы, потому что Иустину казнили первой: он боялся, чтобы Иустина не испугалась при виде его смерти. Она с радостью склонила голову перед мечом и предала себя перед своим Женихом, Христом.
Мученики Киприан и Иустина. Фреска. Церковь Христа Пантократора. Декани. Косово. Сербия. ок. 1350 года.
Видя невинную смерть этих мучеников, некий Феоктист, находившийся там, очень сожалел о них и, воспылав любовью к Богу, бросился к святому Киприану, поцеловал его и объявил себя христианином. Вместе с Киприаном он был сразу же приговорен к обезглавливанию. Таким образом, они отдали свои души в руки Божьи, и смерть более поздних святых Киприана, Иустины и Феоктиста наступила около 304 г. Тела Киприана и Иустины были найдены христианскими паломниками и привезены в Рим, где они покоились до XII века в базилике Святого Руфина, недалеко от порта Клавдия. Затем они были перенесены в Латеранскую базилику в Риме, а некоторые из них – в родной город святых, Антиохию Сирийскую. Согласно кипрскому историку XV века Леонтию Махеру, в 1298 году, когда армия египетского султана Бейбарса вторглась в Антиохию, христианские беженцы привезли эту часть мощей на Кипр, где они были выставлены для поклонения в церкви в деревне Менико.
Мощи святого Киприана и святой Иустины в Менико, Кипр
Библиотека русской веры
Инструкция по празднованию памяти святых мучеников Киприана и Иустины. Великий Чени Менине
Читать онлайн на русском языке
Святые свщмч. Киприан и мц. Иустина. Тропарь, кондак и канон
Тропарь, тон 4.
Будучи по своей природе участником Церкви и наместником престола, он был апостолом; это деяние получило божественное вдохновение и видение от Бога. За это, исправляя слово истины и ради веры пострадав до крови, святой мученик Киприан, умоли Христа Бога спасти души наши.
Кондак, тон 1.
Божественным промыслом, обратившись к божественной проницательности, ты – чудеснейший врач мира, исцеляющий почитающих тебя, святой Киприан. С ним моли Христа Господа, Богочеловека, спасти наши души.
Библиотека русской веры
Канон святым мученикам Киприану и Иустине
Читать онлайн
Святые свщмч. Киприан и мц. Иустина. Иконы
На православных иконах святые чаще всего изображаются вместе, фронтально, анфас. Святой Киприан изображен в традиционном священническом одеянии, в левой руке держит книгу, а пальцы правой руки сложены в благословении. Святой Иустин, как и многие другие мученики, изображается с крестом, потому что мученичество похоже на крестный путь, который прошел Христос Спаситель. Крест также является символом победы. Как Господь, страдавший и умерший на кресте, на нем и через него смог низвергнуть дьявола, так и мученики, страдавшие сверх естественной человеческой природы, были славными победителями над всеми видами злых сил. Красный цвет, который часто преобладает в одежде святых мучеников, является символом крови мученика, пролитой за Христа.
Минайский октябрь (фрагмент). Икона, Россия, начало XVII века. Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии
Миниатюра середины XI века, отнесенная к византийским октябрьским миниатюрам, является одним из самых ранних изображений святых, дошедших до нашего времени.
Святые Киприан и Иустина. Minimalia Minologica на октябрь. Византия. Примерно середина 11 века. ГИМ. Москва.
Мученики Киприан и Иустина. Миниатюра Василия II. Константинополь, 985 г. Ватиканская библиотека, Рим.
Известна также русская икона XVIII века, изображающая жизнь мучеников.
Мученики Киприан и Иустина с их жизнями. Икона. Россия, конец XVIII века.
В православной церкви святых мученика Киприана и мученицы Иустины рядом с мощами находится древняя чудотворная икона святого Киприана (1613), а справа от иконостаса – большая фреска с изображением Киприана и Иустины. В 2005 году, во время Успенского поста, мощи святых Киприана и Иустины посетили монастырь Русского Зачатия в Москве, впервые покинув Кипр. В память об этом событии в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского монастыря в Москве был освящен придел в честь святого мученика Киприана и мученицы Иустины. В этой часовне хранится икона святых с некоторыми их чудотворными мощами. Другая икона с частицами мощей святых мучеников Киприана и Иустины хранится в московском храме Вознесения Господня за Серпуховскими воротами.
Святые мученики Киприан и Иустина. Современная икона
Храмы в честь святых свщмч. Киприана и мц. Иустины
Церковь Святых мучеников Киприана и Иустины находится в деревне Менико, недалеко от Никосии, где покоятся их святые мощи, привезенные на Кипр из Сирии в 1298 году. Как и в других кипрских церквях, стены храма сделаны из камня и сохранили свою многовековую прочность. Поперечное сечение здания, как и в большинстве православных церквей, имеет форму креста, а высокие стены оптически удлиняют церковь, и она кажется обращенной вверх. Здание церкви было восстановлено, а в 1913 году была построена новая большая колокольня. Легенда гласит, что церковь была основана кипрским королем Петросом, который в 14 веке, поклонившись святым мощам, исцелился от мучившего его недуга. В благодарность он изготовил для мощей серебряный ковчег, а вместо небольшой часовни возвел величественное здание, которое и сегодня служит убежищем для страждущих, ищущих защиты от сглаза и болезней.
Церковь Святых мучеников Киприана и Иустины в деревне Менико (Кипр)
Церковь Преображенского монастыря в Казани была посвящена в честь святых мучеников Киприана и Иустины. Небольшая церковь Киприана и Юстинианы находилась слева при входе через Спасскую башню в Казанский кремль. Церковь датируется 1552 годом и была построена в честь взятия Казани войском Ивана IV. В 1595 году церковь сгорела во время пожара, охватившего весь город. Но уже через несколько месяцев на том же месте был построен каменный храм. А в 1801 году церковь была кропотливо восстановлена на средства жителей Казанской губернии. После гражданской войны церковь была приспособлена под хозяйственные нужды, а весной 1932 года ее снесли. Сегодня на месте церкви стоит белокаменная ограда.
Церковь святых Киприана и Иустины Спасо-Преображенского монастыря в Казани
Память святых свщмч. Киприана и мц. Иустины. Народные традиции
В народе этот день считался опасным, когда следует быть очень внимательным и осторожным, избегать споров и разногласий: по суеверным представлениям, увеличивалась вероятность встречи с “нечистой силой”. Но люди всегда понимали, что необходимо следить, прежде всего, за грешниками, которые не верили в Бога и часто ссылались на “дьявола”. Также было сказано, что тем, кто дружит с “зеленым змием”, следует быть особенно осторожными. По словам Василия Великого, “пьянство – это демон саморазрушения”, и когда мы добровольно отдаем себя в руки врагов, мы уже не смеем призывать на помощь Бога. В этот день благочестивые люди читали особую молитву: мужчины должны были молиться святому Киприану, а женщины – святому Петру.
Душеполезное поучение
Не должно иметь при себе … гадателя, ворожеи, колдуна, чародея, заклинателя духов, волшебника или вопрошающего о мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий сие (Втор. 18:10-12).
И Священное Писание, и учение святых отцов категорически запрещают христианам обращаться к разного рода “тайным знаниям”, которые сегодня широко рекламируются и облекаются в научные термины. Поэтому, когда возникает искушение, мы должны быть особенно осторожны и не пытаться “приподнять” запретную завесу. Ведь даже если мы получим мнимое временное облегчение в критической ситуации, впоследствии мы будем отвергнуты Богом, как здесь, так и в Судный день. Но когда мы обращаемся ко Христу с верой и терпением, мы вверяем себя Божественному провидению, и все трудное и неприятное в конечном итоге оборачивается во благо, о чем свидетельствуют многочисленные примеры из учения святых отцов и христианского чтения.
Увещевание святого Иоанна Златоуста о тех, кто лечит болезни с помощью колдунов
В нашей жизни, когда мы страдаем, лишаемся имущества или тяжело болеем, Бог дает нам облегчение от вечных мучений. Когда тебя постигнет горькая скорбь и многие заставят тебя обратиться к колдунам или мудрецам, будь терпелив, и это принесет тебе мученический венец и избавление от вечных мук, если ты будешь страдать в болезни и благодарить Бога.
Почему мы называемся христианами? Давайте послушаемся Христа и не будем ходить к врагам Божьим, колдунам и чародеям, ибо они – враги Божьи. Лучше умереть, чем попасть к врагам Божьим. Какая польза в том, чтобы исцелять тело, но губить душу? Что толку в том, чтобы утешаться то тут, то там, когда тебя отправляют в вечный огонь и мучения? Послушайте, что произошло ранее: царь Иосафат заболел, оставил Божью помощь и обратился к мудрецам. Бог наказал его болезнью, чтобы он вспомнил свои грехи. Но он забыл Бога и обратился к идолу Ваалу, и послал его спросить у своих жрецов, будет ли он жить. О великий злой и беззаконный ум: он оставил Бога и послал к мудрецам спросить о времени своей жизни. Тогда пророк Илия встретил слуг Иосафата и сказал им:
Возвратись к царю, пославшему тебя, и скажи ему: так говорит Господь: нет ли Бога в Израиле, чтобы ты посылал спрашивать Веельзевула, божество Аккаронское? За это ты не сойдешь с постели, на которой лежал, но умрешь (4 Царств 1:6).
Итак, братья, смерть прежде времени постигает тех, кто обращается к мудрецам. Святые апостолы прокляли колдунов, и святые отцы также отвергали их на своих соборах, отлучая на долгое время от Святого Причастия тех, кто обращался к колдунам, и налагая на них суровые епитимьи, чтобы они очистились от греха.
Избегайте, возлюбленные братья мои, проклятых чародеев, чтобы, если умрете прежде времени, не получить вечных мучений. Но вы скажете: “У меня страшный недуг, который тяготит меня. Но вы еще не испытали того, что получил блаженный Иов; он, потеряв стада свои и волов своих, потеряв все, чем владел, и после смерти всех своих детей, не хулил Бога, но в терпении сказал: “Господь дал, Господь и взял”. И промучившись в злой язве семь лет, Он не потребовал от волхвов исцеления, но сказал: лучше мне умереть, нежели хулить Евангелие.
Парализованный, который был искалечен 38 лет, не звал врача и не посылал колдунов, но ждал, что Бог поможет ему. Так и Лазарь, жадный и больной, пролежал все дни своей жизни у ворот богача, пренебрегаемый и презираемый, и так умер, не призвав врача.
Какую милость мы получаем? Они были так больны, но мы, даже если совсем не больны, сразу зовем к себе целителей и мудрецов. Братья, как золото искушается огнем, так человек очищается от грехов болезнью. Подумайте, братья, об апостолах, пророках и мучениках, какие страдания они перенесли: столько страданий и болезней позволено человеку в этом веке, и столько награды он получит в Царстве Небесном.
Подумай, о человек, что волхвы не избавят тебя от болезни, но ты совершишь великий и тяжкий грех: оставив Бога, ты устремишься к бесам; и какую милость получишь от Бога? А как вы будете призывать Его в своих молитвах? Почему вы разрушаете свою душу? И как ты ответишь Богу, когда ради маленькой болезни оставишь Бога и будешь искать мудрецов? Как же вы будете стоять в церкви и принимать Святое Причастие?
О человек, если ты с благодарностью переносишь болезнь или любую другую скорбь, ты будешь увенчан в этот день вместе с мучениками: они терпели муки, но и ты с благодарностью переноси болезни и скорби. Богу нашему да будет слава, ныне и присно и во веки веков.
(“Златоуст”, т. 19, вольный перевод).
Краеведческий музей Старицы совместно с музеем Калининского фронта и историческим факультетом Тверского государственного университета организует 5-ю научную конференцию “Культурное наследие российской провинции”. Конференция состоится 29 октября 2021 года в историко-краеведческом музее в Старице.
По случаю дня памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в музее-заповеднике “Коломенское” открылась камерная выставка “Миниатюрная живопись русских икон”. На выставке представлены памятники 16-19 веков.
В Городце Нижегородской области сносят городской памятник – усадьбу Лемехова-Малехонова на улице Максима Горького как объект культурного наследия.
Художественная галерея “Синара” в Екатеринбурге 19 октября в 18:00 приглашает на лекцию В. Печникака “История русского костюма уральских заводов 19 века”.