Литургия – это богослужение, включающее причастие. Главное таинство христианской церкви основано на духовном значении воскресения Христа. Литургия символизирует апостольскую передачу Слова Божьего народу. Люди становятся вовлеченными в жертву Иисуса и жизнь в Нем через преломление хлеба и совместное употребление вина. Как церковные праздники основаны на чуде воскресения Христова, так и Церковь основана на Божественной литургии.
- Описание и история возникновения христианской литургии
- Этапы службы в православной церкви
- Проскомидия
- Литургия оглашенных
- Литургия верных
- Разновидности чинопоследования
- Иоанна Златоуста
- Преждеосвященных даров
- Марка
- Иакова
- Василия Великого
- Григория Двоеслова
- Когда совершается богослужение
- Утренняя
- Дневная
- Вечерняя
- Праздничная
- Суточная
- Воскресная
- Церковные предметы для причащения
- Дискос
- Потир
- Лжица
- Вино
- Просфора
- Правила поведения во время службы
- Текст с пояснениями
- Чем отличается от богослужения
- Пример службы
Описание и история возникновения христианской литургии
Слово «литургия» означает «общее дело», а «Евхаристия» означает благодарение. Литургия – это церковная служба, которая духовно объединяет прихожан, служителей и Бога. Основная религиозная служба состоит из трех частей:
- Proscomidia.
- Литургия оглашенных.
- Литургия верующих.
Смысл священного обряда заключается в общем восхождении благодарной молитвы Спасителю. После Вознесения Христа апостолы ходили по земле и проповедовали Слово Божье, входили в дома и рассказывали о жизни и чудесах Иисуса, о Его великой жертве.
Они следовали, общаясь с людьми хлебом и вином, накормив хлебом 5 тысяч человек и превратив воду в вино на свадьбе в Кане Галилейской.
Уже в I веке нашей эры исполнялись мелодичные молитвы, восхваляющие Бога, а во II веке появилась Проскомидия. Апостолы раздали «тело» с дискоса, и «кровь» вылилась из чаши. Таким же образом причащаются современные священники. Дискотеки и чаша стояли на столе во время последнего ужина. В 4 веке прихожан было больше. Потом стали использовать лжеца и копья.
Этапы службы в православной церкви
Части Божественной литургии отражают периоды земной жизни Иисуса Христа. Таинство совершается во время литургии верующих, и не все прихожане могут его посетить.
Проскомидия
Служба состоит в чтении молитв и приготовлении святых даров:
- служба начинается, когда в храме еще нет прихожан – священник читает входные молитвы у закрытых Царских врат. Он просит Бога послать силы для совершения поклонения и очищения от грехов. Затем он надевает облачения и благословляет читателя на клирос;
- начинается Литургия Часов – освящение часа дня, в котором читаются избранные для него псалмы и молитвы. Они упоминают события из жизни Иисуса;
- люди приходят и отправляют записки с просьбами;
- священник готовит священные сосуды: он кланяется и прикладывает губы к дискосу и чаше. В то же время он читает тропарий Страстной пятницы.
В следующей части сервиза готовится Агнец:
- из просфоры вырезают центральную печать: Агнца;
- копию, которую он поставил на дискеты;
- вырезать просфору со словами о пророчестве о распятии Христа, затем вырезать нижнюю часть, упоминая путь Спасителя на Голгофу;
- Агнец рассечен крест-накрест со словами, что жертва принесена за грехи мира и для спасения;
- проткнуть копию имени Иисуса на просфоре;
- в чашу наливают вино;
- «жертва» помещается в центр Диско;
- вырежьте из второй просфоры печать в честь Богородицы;
- 9 частиц извлечены из третьей «девятикратной» просфоры святых;
- прочитать молитву о земной церкви;
- из четвертой просфоры здоровья удалена частица, в которой упоминаются патриархи, епископы и прихожане;
- пятая погребальная просфора посвящена патриархам и усопшим;
- священник читает представленные записки и извлекает частицы просфор по указанным в них именам.
Заключительная часть услуги:
- священник обходит храм с кадилом;
- на дискосе помещается звезда – крестообразный символ, объединяющий Вифлеемскую звезду и распятие;
- священник бросает дым на кадило три полотна, а также кладет их на тарелку с частицами просфоры, как символ плащаницы новорожденного и плащаницы умершего Спасителя;
- поливать жертвенник дымом кадильницы при чтении пасхального тропария;
- откройте Королевские врата.
Проскомидия означает субботу – выходной день в работе, подготовка к встрече с воскресшим Спасителем. Переход к литургии – это конец жизни и вход в Царство Божие.Открытие Царственных Врат символизирует пришествие Господа и всеобщее спасение.
Литургия оглашенных
Провозглашенные – это люди, готовящиеся к крещению, раскаивающиеся или отлученные от причастия за свои грехи. Они могут участвовать в этом таинстве.
Как продвигается служба:
- священник и диакон читали молитвы перед престолом;
- священник молится на антиминсе – полотне с изображением Гроба Господня и евангелистов, он возносит на нем Евангелие, признает свою слабость и просит Господа о помощи;
- дьякон подходит к кафедре и провозглашает, что люди сделали свои приношения, и теперь очередь Господа давать дары;
- пока диакон совершает молитвенную ектению, информируя о нуждах молящихся, священник тайно молится Господу, чтобы он презрел эту церковь и всех ее прихожан;
- провозглашать «мир Господу молим» – призыв к миру с Богом и ближним.
Современная литургия включает антифонические песнопения – поочередно поются левый и правый хоры. Исполняются три антифона. Затем священник крестит прихожан Евангелием. Кодак и тропари поются о почитаемом в этот день святом и его деяниях. Литургия завершается чтением Трисвятой молитвы, Апостольских посланий и дополненных литаний.
Священник читает сидя в центре храма, как апостол, а диакон идет с кадильницей через жертвенник и толпу прихожан.
Литургия оглашенных также называется Литургией Слова. Чтение Евангелия завершает его. Ведь по традиции после этого оглашенные должны покинуть храм. Они еще не родились во Христе, но, слыша слово Божье, готовятся к рождению. Литании – это общая прошение, молитва о нуждах и страданиях мира и особая молитва для путешественников, заключенных, больных и страдающих и, в заключение, для оглашенных. В конце концов, священник разворачивает антивизмерение на Троне.
Литургия верных
После слов «Выходи, оглашенные» верующие христиане остаются в храме, о котором поется песнь херувимов. Он состоит из малой ектении и молитвы о причастии без осуждения. Так люди узнают о готовности принять причастие.
Ход обслуживания:
- диакон продолжает обход прихожан и алтаря, читая себе 50-й псалом покаяния. Эту молитву читают и прихожане;
- священник просит у прихожан и других служителей прощения, обходит чашу и дискос с кадильницей – совершает Великий Вход к жертвеннику, знаменующий восхождение Иисуса на Голгофу;
- чашу и дискос кладут на жертвенник, завесы снимают, воздух закрывают, и тропарий Страстной пятницы перечитывается после низложения Иисуса с креста.
Большой вход заканчивается закрытием Королевских ворот занавесками. Молитвенной ектенией прихожане готовятся к причастию. Священник произносит тайную молитву, прося Господа принять жертву. Призывая всеобщую любовь и подобный склад ума, духовенство целует чашу, дискос, престол и друг друга словами «Христос среди нас» и «Есть и будет».
Диакон требует бдительности при входе в храм, чтобы оглашенный не входил в него. Этот призыв – дань традиции прошлого, когда стражи стояли у дверей. На этом завершается первая часть Литургии верных – Символ веры.
Во второй части совершается причастие. Дьякон призывает верующих к анафоре, переносу хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Священник читает евхаристические молитвы. Они призывают Святого Духа сойти к дарам и превратить хлеб в Тело, а вино – в Кровь Христа.
Диакон предлагает Господу благословить дискос и чашу.
Следующий шаг – подготовка к причастию:
- он читает «Отче наш» как руководство к жизни в мире с Богом;
- прихожане склоняют головы;
- священник обращается к Господу с просьбой помочь заблудшим и исцелить больных. Затем следует молитва о преломлении хлеба – просьба к Господу дать Свое Тело и Кровь всем присутствующим в храме;
- дьякон входит в жертвенник, убеждая прихожан оставаться на месте.
- священник поднимает первую просфору-Агнца и говорит: «Святым святым».
- священник разделяет Агнца на четыре части;
- верхняя часть, называемая Пеньо, погружается в чашу и заливается теплом – святой водой;
- диакон и священник преклоняются перед престолом, просят прощения друг у друга и у прихожан, затем участвуют в Теле и Крови Спасителя;
- нижняя часть просфоры с надписью «Ника» разделяется на отдельную тарелку и частицы высыпаются в чашу;
- чашу покрывают покрывалом и приносят прихожанам, дискос остается на престоле.
Первыми причащаются дети и только с кровью. Верующие целуют ободок чаши, которая в древности символизировала ребро Христа. Во время причастия жертвенник символизирует чертог Сиона и таинство общения апостолов и Учителя.
После окончания причастия чашу возвращают на престол. Все частицы, оставшиеся на Диске, окунаются в чашу в память о живых и мертвых. Чаша накрыта полотном, на дисках размещены звезда и лжец. Священник благословляет прихожан и ладит дары.
Участвуя, верующие сами обращаются в тело и кровь Спасителя, получая благодать Святого Духа.
Заключительная часть литургии – День Благодарения. Дьякон читает благодарственную ектению. Священник складывает антиминс, пересекает престол с Евангелием и восхваляет Господа, затем идет за кафедру читать молитву прихожанам, чтобы те оставили храм в покое. Затем священник благословляет прихожан покинуть храм, – говорится в заявлении. Он крестит верующих и целует крест. Под благодарственными молитвами священник благословляет всех крестным знамением, подходит к алтарю, закрывает Царские врата и занавес.
Разновидности чинопоследования
В течение года в церквях совершаются различные виды литургий. Некоторые из них приурочены к определенным дням недели поста или дням памяти святых.
Иоанна Златоуста
Службы святителя Иоанна Златоуста проходят почти каждый день. Их отличает последовательность анафор: словесные выражения, поминовение святых.
Преждеосвященных даров
На литургии причащаются заранее освященными Святыми Дарами.
На заре христианской веры причастие совершалось в будние дни. Но полное торжественное богослужение в постные дни считалось неуместным. Поэтому для приобщения Тайн Христовых они ввели служение Преждеосвященных Даров.
Служба проходит во время Великого поста:
- каждую среду, пятницу;
- на седьмой неделе поста в четверг;
- во время Страстной недели с понедельника по среду.
Литургия этого обряда совершается в праздник Иоанна Крестителя: 8 марта в високосный год, 9 марта – в невисокосный год. Кроме того, служба проходит в день Сорока мучеников Севастийских – 22 марта. Но пока оба дня приходятся на Великий пост или не приходятся на воскресенье.
Кроме того, религиозные праздники отмечаются богослужениями, которые совершаются в этот период, за исключением Благовещения.
Марка
Обряды совершались в IV-V веках. Краткий отчет напоминает стиль евангелиста Марка. Второй титул литургии – святой Кирилл, окончательно отредактировавший последовательность. Популярность выразительного сервиза начала снижаться после введения в VIII-IX вв. Ордена Иоанна Златоуста. С 11 века обряд Марка был запрещен в Константинополе.
Служба состоит из литургии оглашенных и верующих, без проскомидии. В современной Православной Церкви литургия восстановлена с благословения Патриарха Московского Алексия II и отмечается 8 мая, в день памяти евангелиста Марка.
Иакова
Проскомидия также не указывается в заказе. Если это сделано, то в честь святого Иакова извлекается девятая частица просфоры ягненка. Кроме того, в классе нет увольнения или цензуры. Служба возобновлена Московским Патриархатом и проводится в день поминовения святого Иакова – 5 ноября.
Василия Великого
Дни литургии:
- все воскресенья предпасхального поста, кроме Пальмового;
- Святой четверг;
- Великая суббота;
- дата поминовения Василия Великого – 14 января.
Церемония проходит перед рождественскими праздниками, Крещением.
Григория Двоеслова
Литургия Преждеосвященных Даров была окончательно написана в VI веке Папой Григорием Двоесловым. Поэтому его именем и назван культ.
Когда совершается богослужение
Богослужения в храмах проходят весь день. Литургия является частью ежедневной или воскресной службы.
Утренняя
Услуга состоит из трех частей:
- полуночный офис;
- утро;
- первый час.
Старт первой части в 12 часов ночи. Служба напоминает прихожанам о приближающемся Страшном суде. Первый час начинается в 7 утра.
Дневная
Последовательность дневного обслуживания:
- третий час;
- шестой;
- литургия.
9 часов утра равняется третьему часу, а полдень приходится на шестой.
Литургия является кульминацией дневного круга, ее совершают с 9 утра и также называют литургией.
Вечерняя
Услуга работает с 15:00 и включает:
- девятый час;
- вечерня;
- комплимент
Служба девятого часа работает редко.
Праздничная
В рождественские и пасхальные вечера каждую неделю перед воскресеньем проводится непрерывное ночное богослужение. По современной традиции на это уходит 2-4 часа.
Суточная
День, согласно канону Православной Церкви, начинается в 18.00. Храмовые службы включены в ежедневный круг заключения.
Воскресная
Воскресное богослужение можно сравнить с Пасхой, венчающей литургический год. Это начало церковной недели, ее первый день. Его еще называют евхаристическим. Старт в 7 утра.
Церковные предметы для причащения
Все атрибуты литургии имеют смысл. Основные священные сосуды – это чаша или чаша и дискос.
Дискос
Плоская тарелка на одной ножке символизирует как начало, так и конец жизни Иисуса: Вифлеемский грот и Гроб Господень. Изображения на дисках иллюстрируют Новый Завет. Чаще всего тарелку покрывают иконы Рождества Христова.
Потир
Чаша символизирует Святой Грааль, чашу плотника, из которой Иисус пил во время Тайной вечери.
Дискотеки и чаша покрыты тканью, называемой воздухом. Он символизирует плащаницу новорожденного Иисуса и одновременно его посмертную плащаницу.
Лжица
Длинная ложка для причастия символизирует клещи ветхозаветной легенды. Согласно Священным Писаниям, ангел сошел от пророка Исайи, взял уголь с жертвенника щипцами и подал его в уста пророка. И после этого святой посланник объявил, что пророк очистился от греха.
Лжец – это способ передачи божественной благодати от Бога к человеку.
Вино
На литургии разливают красное вино, разбавленное теплом – освященной водой. Во время Тайной вечери Иисус пил разбавленное вино. Напиток символизирует кровь и воду, пролитую из раны распятого Спасителя ударом копья.
Просфора
В современных богослужениях используются большие караваи, называемые просфорой или просфорой. Они разделены на две половины, которые символизируют божественную и человеческую природу Иисуса: в верхней половине на бульонах чеканен крест, по бокам имя Спасителя – «IS XC». Внизу напечатано слово «ника», что означает «победа», потому что Иисус – человек, победивший смерть.
На просфоре также можно увидеть рельефное изображение Богородицы.
Правила поведения во время службы
Как вести себя на богослужении:
- заранее знать точное начало, продолжительность услуги и приходить на 15 минут раньше;
- разговор запрещен;
- сохранять спокойствие, не переходя с ноги на ногу;
- не считайте окружающих и украшение храма, не смотрите по сторонам;
- выключите мобильный телефон;
- если проводится поминки на всю ночь, то есть более 2–3 часов, можно посидеть на скамейке;
- встречайте открытие Королевских Врат стоя;
- во время службы не поворачивайтесь к алтарю спиной;
- если вам нужно уехать до окончания службы, вам следует зарегистрироваться и уйти, не привлекая внимания;
- ставьте свечи, делайте заметки перед началом службы, чтобы не мешать молящимся;
- женщинам запрещено целовать крест накрашенными губами.
Если заранее известно, что полноценно защитить подачу не удастся, лучше сядьте поближе к выходу.
Текст с пояснениями
Текст, аналогичный либретто произведения, содержит план молитв, читаемых во время литургии оглашенных и верующих, а также объяснение основных моментов. Краткие описания частей услуги говорят:
- какие действия совершает священник;
- что такое ектения, тропары и кондаки;
- конспекты псалмов;
- когда входит хор, и когда диакон.
Текст и интерпретация литургии раздаются верующим, чтобы они могли следить за служением и петь. Если христианин находится вдали от храма, он может следовать плану и молиться самостоятельно.
Чем отличается от богослужения
Литургия – это главное ежедневное богослужение. Остальные услуги – подготовка к этому.
В литургии участвует весь аппарат служителей и хор. На других богослужениях молитвы читают только священник и чтец.
Пример службы
Проскомедиа
- удаление Агнца из первой просфоры;
- положить Агнца на диски и наполнить чашу вином с водой;
- удаление частиц с четырех других просфор;
- поставить звезду на диск;
- прикрыть диски и трещины крышками;
- курильница из приготовленной баранины и частичек;
- чтение молитвы о принятии Святых Даров и отпущении.
Литургия оглашенных:
- вступительные восклицания;
- великая ектения;
- псалом 102;
- малая ектения;
- псалом 145;
- исполнение гимна «Единородный Сын и Слово Божие»;
- малая ектения;
- пение евангельских заповедей блаженства;
- малый Вход с Евангелием;
- пение «Приди и поклонись»;
- песня тропарио и кондак;
- восклицание диакона: «Господи, спаси благочестивых»;
- песня Трисвятя»;
- пение «Прокимна»;
- чтение апостола;
- читать Святое Евангелие;
- дополненная ектения;
- ектении за умерших;
- ектении для оглашенных;
- ектения с приказом оглашенным покинуть храм.
Литургия верующих:
- большая сокращенная ектения;
- Песня херувимов (1-я часть);
- Торжественный вход и передача Святых Даров;
- Песня о херувимах (вторая часть);
- молитвенная ектения (1);
- внушение диаконом мира, любви и сочувствия;
- пение «Символ веры»;
- «Попробуем быть хорошими»;
- евхаристическая молитва;
- освящение Святых Даров;
- «Он достоин есть»;
- поминовение живых и мертвых;
- вызвать у священника мир, любовь и сочувствие;
- ектении прошения (2);
- пение «Отче наш»;
- приношение Святых Даров;
- общение священников;
- общение мирян;
- восклицание «Спаси, Боже, твой народ» и «Видихом, истинный свет»;
- «Наши губы наполнены»;
- ектении благодарения за причастие;
- за молитвой амвона;
- «Да будет имя Господа» и 33-й псалом;
- последнее благословение священника.
Литургия длится 1,5 часа. Окончание службы откладывается, если в церкви много причастия.