Сегодня христианство считается одной из величайших мировых религий, которая легла в основу развития общества.
Несмотря на внушительное количество последователей (по разным оценкам, достигающее 2,4 миллиарда), большинство верующих просто не задумываются о самом сложном пути формирования христианского учения.
Так как же все началось?
На заре времен: что такое христианство и откуда оно взялось
Начало активного формирования христианского мировоззрения традиционно соотносится с историческими условиями, в которых оказалась Палестина на заре I века. Это была прибрежная часть Древнего Востока, отделившаяся от Израильского царства и уцелевшая под властью персов и греков.
Но эта относительно небольшая держава не смогла справиться с сильнейшим врагом того времени, и вскоре Палестина, как, кстати, и вся Иудея, приобрела статус одной из многих провинций Римской империи.
Краткая еврейская энциклопедия интерпретирует этот исторический момент как главный спусковой крючок, давший толчок развитию сектантских движений в иудаизме. Каноник Танах с явными следами византийского влияния стал своеобразным прообразом известного нам сегодня Священного Писания.
Получается, что возникновение христианства было инициировано евреями, поскольку именно они стали первыми верующими. Они и некоторые другие небольшие этнические группы, которые жили на «Земле Израиля» и использовали арамейский язык в качестве основного средства общения.
Таким образом, довольно распространенный ветхозаветный иудаизм, обещавший пришествие всееврейского Спасителя, в первой половине первого века превратился в плодородную почву, на которой затем выросло ветвящееся дерево учения Иисуса Христа.
Греческое слово Χριστός, давшее впоследствии почти такое же название религии, напрямую связано с двумя концептуальными показателями:
- мессенджер;
- мессия.
История жизни Иисуса из Назарета описана в Евангелии и в нескольких книгах Нового Завета, а его собственная выдающаяся личность породила представление о Богочеловеке, существе, которое не отделяет божественную природу от человеческой одно, но объединяет их.
Во многом это определило будущее христианства, которое проповедует стремление человека достичь гармонии между материальным и духовным миром.
Христианство как религия
понятно, что конкретное время возникновения христианства просто нельзя увязать с конкретной датой, однако многие специалисты среди историков, философов и богословов ориентируются в этой проблеме на 30-35 лет новой эры.
Возможно, эта конкретизация связана с тем, что по мере роста известности Иисуса его учение буквально за несколько лет приобрело множество последователей почти во всех римских провинциях. И хотя активные преследования как правящей церкви, так и представителей других религий не позволяли им закрепиться на официальном уровне, это укрепило веру сторонников и дало поклонение целому сонму святых.
Только в 301 году Великая Армения дала христианству статус государства. Впервые в истории! А 12 лет спустя Константин I своим особым указом разрешил христианам открыто проповедовать и собирать свою паству.
Но только начиная с V века достаточно укоренившаяся религия смогла пересечь границы Римской империи и ее протекторатов, чтобы начать обращение германцев и славян. Спустя три столетия (на рубеже XIII и XIV веков) к христианской церкви присоединились финны и страны Балтии.
Древняя Русь и принятие христианства
Крещение Руси связано с именем князя Владимира, но христиане появились у славян гораздо раньше. Таким образом, первая русская епархия появилась в Тмутаракани в 867 году, так как местное население уже частично перешло в христианство.
До Владимира, третьего киевского князя, наиболее значимой фигурой в государственных делах была решительная, мудрая и очень талантливая царица княгиня Ольга.
В 955 году, через 10 лет после смерти мужа Игоря Рюриковича, Ольга отказалась от язычества, взяла с собой духовника отца Григория и отправилась в Константинополь, где приняла новую веру.
В 10 веке наиболее значительное количество христиан было отмечено среди варягов и в Киеве, недалеко от набережной, несколько лет «работала одна из первых православных святынь на Руси – деревянная церковь Ильи.
В анналах упоминается, что языческие гонения и репрессии против варяжских христиан, возможно, побудили Владимира к реформе.
Легенда гласит, что религиозные посольства предлагали князю принять их веру. Таких посольств с предложениями было около десятка, но ключевых было всего четыре:
- католицизм;
- иудаизм;
- ислам;
- православие.
Выбор любого из них означал не только изменение образа жизни, но и сулил определенные политические преференции в переговорах с единоверцами. По результатам долгих изобретений Владимир отдал предпочтение византийскому предложению. Почему?
Предпосылки и причины принятия христианства на Руси
В результате безумных походов Святослава, упорно не желавшего прислушиваться к предостережениям своей матери, княгини Ольги, и принять христианство, погибло много людей, даже из правящей верхушки. Эти пробелы необходимо было заполнить хотя бы для дальнейшего укрепления территориальной целостности России.
Для Владимира было очевидно, что соседняя Византия, пусть и в менее благоприятных экономических условиях, в сотни раз сильнее политически. Он считал, что это во многом определялось преобладанием христианства, которое долгое время было наделено официальным статусом единой религии.
И это понятно, потому что в набожной стране, где все «подчиняются» богу, невозможно было представить, чтобы кто-то восстал против власти императора или правящей церкви.
Для правителя России причина здесь была максимально прагматичной: гораздо легче управлять народом, объединенным одной верой, чем народом, разбросанным множеством языческих культов.
Более того, в свете международной политической ситуации того времени преобладание язычества само по себе могло привести к изоляции государства, поскольку одна половина мира долгое время была христианской, а другая половина – мусульманской.
Кроме того, Владимир, явно уставший от бесконечных военных походов, имел другие причины для принятия христианства:
- личные – князь страстно хотел заключить брак с красавицей Анной, сестрой Василия II, бывшего в то время императором Византии;
- социальная – христианство как мировоззренческая система намного сложнее язычества, и это неизбежно ведет к росту социальной неоднородности как в обществе, так и в духовных потребностях правящей элиты. Следовательно, монотеизм был удобнее политеизма.
Итак, Владимир сделал непростой выбор и принял решение в пользу христианства, однако из-за специфики обряда крещения, а также легкости передвижения сторонников князя по рекам первые крупные христианские общины возникли только по берега Днепра и Волхова. В то же время центральные территории оставались языческими.
Например, в Новгороде язычники оказали ожесточенное сопротивление, подавленное силой. Особые трудности были у последователей язычества, живших на Оке и Волге, в Ростовской земле. В этих местах древние верования оказались невероятно живыми и чрезвычайно стойкими.
Христианство: символы, понятные всем
На протяжении нескольких столетий традиции, основанные на поклонении примитивным силам и почти забытым божествам, смешались с христианской доктриной гуманизма. Это не только породило смешение языческих праздников с православным календарем, но и обогатило веру необычными народными обрядами.
Несмотря на духовное разнообразие, все православные верующие понимают как христианскую веру (вероисповедание), так и очень священные символы. Вот лишь некоторые из основных:
- крест – прообраз Креста Господня, распятия Христа;
- оливковая ветвь – символизирует вечный покой;
- агнец – это Сам Иисус Христос;
- виноградная лоза – таинство (таинство) святого причастия;
- голубь – парящий Святой Дух;
- ichthis – как краткая форма христианского исповедания.
Вместо заключения
Если вы забудете такие страницы истории, как крестовые походы, инквизиция и другие формы религиозной и политической конфронтации, легко увидеть, что христианство оказалось очень терпимым к местным цветным проявлениям.
Сообщества в разных частях земли кажутся совершенно разными, но их объединяет вера.