Душа

Душа – это то, что вредит человеку, когда все тело здорово.
Ведь мы говорим (и чувствуем), что болит не мозг,
не сердечная мышца – болит душа.
диакон Андрей

Душа – 1) составная, существенная часть человеческой сущности, обладающая свойствами, отражающими божественное совершенство (Быт. 1:26); 2) часть ипостаси человека, отличная от тела (Бытие 2,7); 3) человек (Быт. 46:26); 4) животное (Бытие 1:24) и его жизненная сила (Бытие 1:30).

душа - Душа

Иногда термины «дух» и «душа» могут использоваться как синонимы.

Человеческая душа независима, так как, по словам святителя Феофана Затворника, она не есть проявление другой сущности, другого существа, а сама является источником исходящих от нее явлений.

Человеческая душа создана бессмертной, потому что она не умирает, как тело, хотя, находясь в теле, она может быть отделена от него, хотя такое разделение неестественно для души, это печальное последствие грехопадения. Человеческая душа – это личность, потому что она была создана как уникальное и неповторимое личное существо. Человеческая душа разумна и свободна, потому что у нее есть разумная сила и свободная воля. Человеческая душа отличается от тела, поскольку не имеет свойств видимости, осязаемости, не воспринимается и не познаваема органами тела.

После святого Кирилла Иерусалимского, душа – прекрасное творение Бога, созданное по образу Творца, бессмертное и нетленное, живое, свободное и разумное. Душа, вслед за преподобным Феофаном Затворником, – личность самостоятельная, особенная, щедрая. По Иоанну Дамаскину: «Душа есть живая сущность, простая и бестелесная, невидимая по своей природе в очах тела, бессмертная, наделенная разумом». Разумность, свобода, бессмертие, независимость, личность души говорят о ней как об образе Бога.

Душа не существует до зачатия человека, не имеет предвечного существования, не может перевоплотиться, но после физической смерти (отделения от тела) она появляется на личное суждение Бога и до тех пор, пока всеобщее воскресение и Суд Вселенский не предвидят его вечная судьба.

Говоря о душе человека, С. Отцы выделили два важных момента.

Во-первых, они выделили в человеческой душе особую способность познавать Бога, назвав ее духом. Именно в этом качестве они увидели разницу между душевной жизнью человека и душевной жизнью, присущей животному миру.

Во-вторых, они называли душу бестелесной и нематериальной условно, а не полностью. «По сравнению с нами это называется бестелесным и нематериальным», – говорит св. Иоанн Дамаскин, – поскольку все, что сравнивается с Богом, который один ни с чем не сравним, оказывается и грубым, и материальным, потому что только Божество истинно нематериальный и бестелесный. «Человеческая душа считалась святыми отцами бестелесной по отношению к грубой материальности человеческого тела. Однако они признавали, что душа имеет тонкое тело, отличное от грубого материального мира поэтому, обладая определенной мерой материальности и телесности, природа человеческой души отличается от совершенно нематериальной и бестелесной природы Бога.

Три силы души

В строении души СС. Отцы выделяют три силы (способности) – разумную, раздражительную и похотливую (ум, чувства и воля).

Разумная сила души (γνωστικον, рациональная) также называется вербальной, умственной и познавательной. Это признано доминирующей частью души. В своем неповрежденном состоянии рациональная сила «рассуждает разумно и справедливо, отличает добро от зла ​​и окончательно и авторитетно показывает желаемой силе, каких вещей она должна быть склонна желать, что любить, а от чего отвернуться; между ними обнаруживается раздражающая сила, как смиренный раб, готовый усердно служить их желаниям »(Св. Симеон Новый Богослов).

Раздражающая сила души (παρασηλοτικον, вспыльчивый) – ее чувственная, эмоциональная сила. Святой Василий Великий называет его душевным нервом, дающим душе энергию на ношу добродетелей. Это часть души СС. Отцы приписывают гнев и жестокое начало. Однако в данном случае злость и ярость означают не страсти, а ревность (рвение, энергию), которая в исходном состоянии была ревностью к добру, а после падения должна использоваться как мужественное неприятие зла. «Это долг раздражительной части души – сердиться на дьявола», – говорят отцы СС. Раздражающую силу души еще называют сердцем.

Читайте также:  Отрок Вячеслав Крашенинников и его пророчества

Похотливая часть души (επιθυμητικον, сладострастная) также называется желанной (желательной) или активной. Он позволяет душе чего-то желать или от чего-то отвернуться. Похотливая часть души принадлежит воле, которая свойственна действию.

«Обведите раздражающую часть души любовью, иссушите желаемое воздержанием, вдохновленное разумной молитвой…» / Каллисто и Игнацио Ксанфопули/.

Все силы души – стороны ее единой жизни. Они неотделимы друг от друга и постоянно взаимодействуют. Они достигают максимального единства, когда подчиняются духу, сосредотачиваясь на созерцании и познании Бога.В этом познании, по слову святого Симеона Нового Богослова, нет и следа их разделения, они остаются в единстве как единство Пресвятой Троицы.

Душа и тело чело­века

Человеческая душа связана с телом. Это соединение является несвязанным. В результате этого союза в человеке есть две природы: душевная и физическая, которые, по мнению св. Симеона Нового Богослова, не смешаны. Из двух естеств Бог образовал человека, в котором «ни тело не превращается в душу, ни душа не превращается в плоть» (св. Симеон Новый Богослов). При этом такой союз не сплавлен, но и не неразлучен и неразделим, так как человеческое тело приобрело смертность и отделение от души из-за греха.

Свой­ства и каче­ства. Душа чело­века:

  1. Самодостаточный.
  2. Все (неразрывно по частям: разум, чувство и воля).
  3. Нематериальное, бестелесное.
  4. У него есть свобода воли.
  5. Активный.
  6. У него нет секса и он не бисексуал.
  7. Бессмертный по милости Бога.
  8. Создано из ничего.
  9. Разумный.
  10. Обладает самосознанием.

***

На чём осно­вано пра­во­слав­ное учение о дву­со­став­но­сти чело­века (душа и тело)?

Православное учение о двухчастной природе человека основано на прямых свидетельствах Священного Писания и Священного Предания.

История сотворения человека ясно утверждает, что тело Адама было создано из праха земного, а душа была вдохновлена ​​в нем Богом (Бытие 2: 7). В этом контексте следует понимать слова Экклезиаста, указывающие на смерть как отделение души от тела: «И прах возвратится на землю, которая была; но дух возвратится к Богу, Который дал его »(Еккл. 12: 7).

Вообще, Священное Писание неоднократно указывает, что каждый человек состоит из души и тела, например: «Итак прославляйте Бога и телами своими, и душами своими, которые являются сущностью Бога» (1 Кор. 6, 20).); «Тогда, дорогие друзья, имея такие обетования, очистимся от всякой скверны плоти и духа, совершая святость в страхе Божьем» (2 Кор. 7: 1).

Тот факт, что душа не является продуктом жизнедеятельности тела (центральной нервной системы), ясно передается в притче о богаче и Лазаре, из которой убедительно следует, что после отделения от тела (т.е после физической смерти человека) душа продолжает жить, более того, жить сознательной жизнью. Так, душа богатого человека, находящегося в аду, узнает души Авраама и Лазаря (последние находятся на особом участке – лоне Авраама) (Луки 16:23), ведет беседу с душой Авраама. (Луки 16: 24-26), чувствует мучения и чувствует сознательное желание облегчить свои мучения (Лк 16.24), старается проявить заботу о братьях, живущих на земле (Лк 16.27-31).

Практика молитвенного поминовения умерших, а также практика молитвенного общения верующих со святыми, почившими в Господе, связана с верой в существование загробных душ. Таким образом, отрицание субстанциальной души в человеке есть грубейшая оппозиция Православию, Церкви.

***

Поня­тие души

Душа – это некая особая сила, присутствующая в человеке, составляющая его высшую часть; оживляет человека, дает ему способность думать, сочувствовать, чувствовать. Слова «душа» и «дышать» имеют общее происхождение. Душа создана дыханием Бога и обладает неуничтожимостью. Его нельзя назвать бессмертным, потому что только Бог бессмертен по своей природе, но наша душа неуничтожима – в том смысле, что она не теряет своего сознания, она не исчезает после смерти. Однако у него есть своя «смерть»: это незнание Бога, и в этом смысле он может умереть. Вот почему в Писании сказано: «Душа согрешающая, умрет» (Иезекииль 18:20).

Душа – это живая сущность, простая и бестелесная, невидимая по своей природе для глаз тела, разумная и мыслящая. У него нет формы, он использует предоставленный орган – тело, дает ему жизнь и рост, ощущения и генерирует силу. Имея разум, но не отличный от себя, а как чистейшую его часть – как для глаза в теле, так и для разума в душе. Он автократичен и способен к воле и действию, изменчив, например, изменяется добровольно, потому что он был создан. Получив все это от природы по милости Создателя, от Которого он получил свое существо.

Читайте также:  Опыт духовный (религиозный)

Некоторые сектанты, такие как Свидетели Иеговы и адвентисты седьмого дня, отвергают бессмертие души, считая ее лишь частью тела. И в то же время они ложно ссылаются на Библию, на текст Экклезиаста, где возникает вопрос, похожа ли человеческая душа на душу животных: у всех есть дыхание, а у человека нет преимущества перед скотом, потому что все суета. ! «(Еккл. 3:19). Затем сам Экклезиаст, отвечая на этот вопрос, которым сектанты пренебрегают, говорит:« И прах возвратится на землю, которая была; но дух возвратился к Богу, Который дал его »(Еккл. 12: 7) .И здесь мы понимаем только то, что душа неуничтожима, но может и умереть.

Об оккульт­ных тех­но­ло­гиях, свя­зан­ных с управ­ле­нием чело­ве­че­ским телом

Если мы обратимся к святоотеческому наследию, то увидим, что в душе обычно есть три основные силы: разум, воля и чувства, которые проявляются в разных способностях: ментальных, желанных и похотливых. Но в то же время нужно понимать, что у души есть и другие силы. Все они делятся на разумные и необоснованные. Неразумный принцип души состоит из двух частей: одна непослушно рациональна (не подчиняется разуму), другая послушно разумна (подчиняется разуму). К высшим силам души относятся разум, воля и чувства, а к необоснованным – жизненные силы: сила сердцебиения, семя, рост (который формирует тело) и так далее, оживляет тело. Бог сознательно позаботился о том, чтобы жизненные силы находились вне контроля разума, чтобы человеческий разум не отвлекался от контроля сердцебиения, дыхания и т.д. Существуют различные технологии, связанные с контролем человеческого тела, которые они ищут чтобы повлиять на эту жизненную силу. Чем усердно занимаются йоги: они пытаются контролировать сердцебиение, изменять дыхание, контролировать внутренние процессы пищеварения и ужасно этим гордятся. В самом деле, здесь абсолютно нечем гордиться: Бог сознательно избавил нас от этой задачи, и поступать так глупо.

Представьте, что, помимо своей обычной работы, вы будете вынуждены заниматься работой ЖЭКа: организацией вывоза мусора, перекрытием крыши, проверкой подачи газа, электричества и т.д. Сейчас многие довольны всем оккультных и эзотерических искусств, они гордятся тем, что в некоторых степенях овладели регулированием этой жизненной силы души, которая находится вне контроля разума. Фактически, они гордятся тем, что сменили преподавательскую работу в колледже на канализационную. Это связано с глупой идеей о том, что разум лучше справляется с телом, чем с неразумной частью души. Я отвечу, что на самом деле будет хуже. Давно известно, что все попытки рационально построить жизнь приводят к весьма иррациональным последствиям. Если мы попытаемся использовать силу своего разума, чтобы правильно управлять своим телом, это окажется полной глупостью.

Почему Антоний Великий сказал, что монах должен также получать благословение на количество выпитых им капель воды? Чтобы максимально освободить разум монаха от жизненных забот. Послушание – полная противоположность йоги. Если йог или оккультист пытается управлять своим телом с помощью своего разума, то православный монах полностью освобождает свой разум от заботы о теле, чтобы полностью передать его Богу.

иерей Даниил Сысоев

***

О душе Бого­че­ло­века Иисуса Христа

По человеческой природе Христос обладал телом и душой. Поскольку человеческая и божественная природа объединены в Личности (Личности) Сына Божьего, можно утверждать, что душа Христа – это душа воплощенного Сына Божьего.

«Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадавший за грехи наши, праведный за неправедных, умерщвленный по плоти, но воскрес в духе, которым сошел и проповедовал духам в темнице» (1 Пет. 18-19).

Из пасхальных часов: «Он плоский в гробнице, но в аду с душой, подобной Богу, на небесах с разбойником, и на Престоле Ты был, Христос, с Отцом и Духом, все делаешь, не описано».

Читайте также:  Ангел

***

Суще­ствуют ли непри­ка­ян­ные души, кото­рые вынуж­дены ски­таться по земле, не находя покоя?

Святая Церковь считает, что «души умерших пребывают в состоянии покоя или мучений по своим делам. Разлученные со своим телом, они немедленно (!) Переходят то в радость, то в боль и слезы; однако общепринято считать, что ни их счастье, ни их суждения не совершенны »(Послание Восточных Патриархов, гл. 18). Обитель праведников – рай, грешников – ад (см. Признание закона, часть 1, вопрос 67, 68) или, по словам Иова, земля «вечной тьмы, где нет света и не видишь человеческой жизни» (Иов 10:22).

Вселенский учитель св. Иоанн Златоуст хорошо отзывался об этом: «Душа, отделившаяся от тела, уже не может блуждать здесь, потому что« души праведные в руках Бога »(Prem. Sol. 3). : 1) И души грешников тут же удаляются отсюда. Это видно из притчи о Лазаре и богатом. А в другом месте Христос говорит: «Сегодня заберут душу твою» (Лк 12:20). В самом деле, не может быть, чтобы душа, оставившая тело, блуждает здесь. И это вполне согласуется с разумом. А что души грешников после смерти не могут здесь оставаться, послушайте к богатому, который так просил об этом и не получил того, что хотел. Если бы это было возможно, он пришел бы сам, чтобы объявить о том, что там происходит. Понятно, из каких душ, покинувших отсюда, забирают в определенной стране, и, не имея больше возможности вернуться оттуда, они ждут того ужасного дня »(Беседы о Евангелии от Матфея, 28).

Эпизоды видений блуждающих духов святитель объясняет демоническим действием: «Дьявол пытается показать, что он не только обитает в костях (мертвых), но ходит то тут, то там, блуждая напрасно, что он не подчиняется к какому-либо авторитету, даже к Божественному провидению, и не будет подлежать никакому наказанию за совершенные преступления. Таким образом происходит то, что многие считают, что души после смерти постоянно находятся рядом. Но это сказки о детях и старухах, и будьте осторожны, не верьте им, когда вас привлекают такие изобретения »(Толкование пророка Исаии, глава 8).

В то же время история знает немало случаев проявления душ живых мертвецов. Поскольку «продолжение существования души после отделения от тела и бессмертия является несомненной истиной, поскольку Сам Спаситель одобрил это против саддукеев, которые не признали его, то только по этой причине возвращение душ умерших и их появление людям, живущим на земле, с разрешения или повеления Бога, вполне возможны и не представляют собой ничего невероятного. У евреев, современников Спасителя, вера в это возвращение и в это явление была всеобщей верой. Иисус Христос уже принимал это как должное и никогда не говорил ничего, из чего можно было бы сделать вывод, что он не одобрял или не осуждал эту веру. Души усопших, конечно же, появляются и могут явиться на землю не по своей воле, а только по повелению и разрешению Бога, Бог повелевает и позволяет им явиться только для особой цели, достойной Его. Если бы они могли появляться по своему усмотрению, и в этом случае их появление, конечно, было бы гораздо более частым, чем есть на самом деле; в этом случае, конечно, среди них было бы мало людей, которые не появлялись бы на земле по разным личным причинам, например, похожее чувство и желание встретить близких и т д. Такое мнение высказывает Беата Агостино, говоря о своей матери, С. Монике, которая так его любила. Богатый евангелист обязательно посетит своих братьев и родственников, чтобы рассказать им о несчастной судьбе, постигшей его в загробной жизни. Но Бог своей милостью и всемогуществом позволяет душам умерших появляться очень редко. Поэтому ко всему, что говорится и пишется о явлении умерших, нужно относиться с большой осторожностью и осмотрительностью »(Протоиерей Григорий Дьяченко. Тайная жизнь души после телесной смерти. М., 2010, с. 93, 97).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии