Притча о богатом и Лазаре

Притча о богатом и Лазаре

Сегодняшнее Евангелие говорит о богатом человеке, который реализовал собственность в абсолютном смысле этого слова, и поэтому он обрек себя на такие мучения, что его сердце становится холодным, а волосы встают дыбом, просто описывая их.

Господь сказал: один человек был богат, одет в пурпур и виссон и каждый день пировал великолепно. Был еще нищий по имени Лазарь, который лежал у его двери в струпьях и хотел поесть крошками, упавшими со стола богача, и собаки, когда они подходили, лизали его струпья. Перед нами ужасная картина земного неравенства. Но подождите, позже мы увидим еще более ужасающую картину небесного неравенства. Какой контраст: с одной стороны, богатый человек, одетый в пурпур и виссон, с другой — нищий, одетый в струпья и гной! С одной стороны — человек, окруженный такими же людьми, как он: богатый, сытый, скромный, веселый; с другой — человек, которого окружают только собаки! С одной стороны: богатство, здоровье и сытость до насыщения; с другой — горькая нищета, болезни и голод! С одной стороны: пение, танцы и оглушительный смех; с другой — безмолвное ожидание хлебных крошек и безмолвный взгляд на хлынувший из тела гной, и безмолвное ожидание смерти! Молчаливый и терпеливый — потому что Лазарь не обязательно просил о помощи или кричал, как другие нищие. Будучи голодным, он просто хотел съесть крошки со стола богача и молчал. Сердцем он говорил с Кому-то, а языком — ни с кем. Но зачем ему говорить с ним о своем несчастье с языком, когда его тело, окруженное собаками, говорило на нем яснее, чем на всех языках мира?

Однако обратите внимание на одну очень важную вещь: Господь не произносит имя богатого человека, а произносит имя бедного человека. И на протяжении всей притчи имя богача остается безымянным, а имя Лазаря упоминается как на земле, так и на небе. Что это означает? Разве это не полностью противоречит человеческому обычаю помнить и цитировать имена богатых и имена бедных, или не помнить их, или, если они известны, не упоминать их? Подобно безымянным теням, нищие ходят или ползают по земле среди людей под одним общим именем: нищий, в то время как имена богатых слышны во дворцах, поются в стихах, записываются в учебниках истории и газетах, высекаются на памятниках.

Вот почему Господь не называет имя богача, чтобы без надобности не почитать того, кого люди уже чрезмерно почитали, и чтобы показать, что суждения Бога отличаются от суждений людей и часто полностью противоположны им. Он пришел на Землю не для того, чтобы относиться к людям так, как они относятся друг к другу, а для того, чтобы показать, как Небеса будут относиться к людям. И именно из-за этого упущения имени богача он раскрывает одну из небесных тайн. Имена таких богачей на небесах как бы вообще не будут известны; о них не вспомнят ни ангелы, ни святые. Они будут стерты из Книги Жизни. Несомненно, Господь знал имя богатого человека так же, как Он знал имя бедного человека. Но Он сознательно не хотел произносить его Своими живительными устами, чтобы не возобновлять и не оживлять его, так как оно уже было исключено из Книги Жизни.

Обратите внимание, что Господь сознательно избегает произносить имена Ирода, Пилата, Каиафы как бы устами. Иди, скажи этой лисе (Луки 13:32)! — Он говорит об Ироде, не называя его по имени. Еще раньше Бог сказал: Я не буду помнить имен их уст (Псалом 15: 4). Наш Господь Иисус Христос сказал праведникам: радуйтесь, что имена ваши написаны на небесах (Луки 10:20); и эта радость повелевает им раньше всех, даже до радости, что демоны подчиняются им.

Но какой вред причинил этот богатый человек, что Господь даже не хочет произносить его имя? Вот: Господь не обвиняет его в воровстве, лжи, блуде, убийстве, неверии в Бога или получении богатства нечестным путем. Ведь кажется, что он сам это богатство не получил ни честно, ни нечестно, а унаследовал его, поскольку говорится: он был богат и не «разбогател» или «разбогател». Но почему Господь должен обвинять его, когда у его дверей лежало живое обвинение, написанное против него не чернилами на бумаге, а корками и гноем на коже живого человека?

Читайте также:  Святые Кирилл и Мефодий - биография

Несомненно, у богатого человека были все те пороки, которые богатство неизбежно приносит с собой каждому легкомысленному человеку… Но Господь не перечисляет все эти грехи и пороки богатых. Из его притчи очевидна только одна вина богатого, а именно: крайнее презрение к человеку Лазарю и ни к чему иному, кроме его бедности и болезни… Его сердце было подавлено чревоугодием и пьянством (Лк 21:34).) и стал полностью слеп к духовному миру и духовным ценностям. Он смотрел только плотскими глазами, слушал плотскими ушами, жил плотской жизнью. Его душа была в той же корке, что и тело Лазаря. Его душа была истинным отражением тела Лазаря, а тело Лазаря было истинным отражением его души. Таким образом, Бог поместил двух людей на землю так, чтобы они были зеркалами друг для друга: один за дверью, другой за дверью. Внешнее великолепие богача было зеркалом души Лазаря, а внешние корки Лазаря были зеркалом внутреннего мира богатого. Почему Господь должен перечислить все грехи богатого человека? Все они раскрываются одним махом, каждый. Жестокость по отношению к Лазарю сорвала покрывало с гнойной души богача, и сразу же стала очевидна вся грязь этого нагноения — для глаз, для ушей, для носа и для языка.

Вот изображение двух неравных людей на земле: один, имя которого было очень хорошо известно людям и с готовностью произносился ими, а другой, имя которого люди не хотели знать. Давайте теперь посмотрим, как изображается постоянство этих двух неравных людей в потустороннем мире.

Нищий умер, и ангелы отнесли его к Аврааму за пазуху. Умер и богач, и его похоронили. И в аду, мучаясь, он поднял глаза и увидел вдалеке Авраама и Лазаря на груди его. Богатые умирают, как умирают бедные. Никто не родился в этом мире, чтобы жить вечно, потому что сам этот свет смертен и ждет своего конца. Богатые умирают, вздыхая об этом свете, а бедные — об этом. Покинув этот мир, богатый человек оставил великолепие, роскошь и удовольствия; и Лазарь, покинув этот мир, оставил голодными струпья и собак. Но теперь посмотрите на урожай Божий! Когда бедняк умер, ангелы взяли его душу и взяли на небеса; и когда богач умер, ангелы вернулись с его смертного одра с пустыми руками. На одной, гнилой снаружи, ангелы нашли и собрали чудесные спелые плоды; а на другом, покрытом листвой и зеленым снаружи, не было никаких фруктов. И всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Лк 3: 9). Эти пророческие слова буквально сбылись на безжалостном богаче. Его тело и душа были изрублены; тело бросают в могилу — сжигать в земле и душу в аду — сжигать в аду.

… Конечно, люди по-разному относились к трупам богача и Лазаря, так же как по-разному относились к живым. Весть о смерти богача распространилась по всем уровням, и весь город был взволнован и прибыл на его похороны… Наконец, тело из порфира и тонкого льна было положено в землю, чтобы собаки не облизывали его., но черви съедят это. На могиле возложили венки из зелени и цветов — потерявшему венец небесной славы. И воздвигли ему, выше человеческого роста, дорогой памятник с выгравированным на золоте именем, которого не было в Книге Жизни. Но никто из тысяч собравшихся на этот бесполезный парад не думал, что именно тогда душа богача оказалась в аду.

Как похоронили бедного Лазаря? Как мертвая собака, найденная на улице. Кто-то, вероятно, сообщил городским властям, что на улице было тело нищего. Поэтому властям пришлось пойти на все, чтобы похоронить его по многим причинам, но в основном по двум: во-первых, чтобы собаки не разорвали его на части и не унесли по городу; а второй — чтобы, разлагаясь, не разносил заразу по городу… Он, бедняга, своей жизнью надоедал людям, а смертью надоедал людям. Должно быть, власти не одобрили эту неприятную новость, они искали людей для этой неприятной работы и беспокоились о том, как платить этим людям за их работу! И переходили из уст в уста: умер какой-то нищий! Кто похоронит нищего? Где и за чей счет? «Кто этот нищий?» — возможно, спросили любопытные дети. Забавный вопрос. Кто узнает и запомнит имена нищих!

Читайте также:  Преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские

Какая огромная разница была между этими двумя людьми в осуждающих глазах мужчин! Но на небесах они не слишком полагаются на человеческие оценки: не на их похвалу, не на плевки, не на приказы, не на осуждения. Человеческие оценки простираются только до могилы, а затем Небеса принимают души умерших и оценивают Себя. И согласно небесным оценкам, богатая одежда из тонкого льна спустилась в ад, а Лазарь, покрытый струпьями, вознесся на небеса.

И в аду, в великой агонии, богач поднял глаза и увидел вдалеке на груди Авраама и Лазаря. Вероятно, впервые за все время своего существования богатый человек теперь наблюдает за ним с болью. На земле он смотрел только на себя и окружающий мир, и взгляд его, не омраченный никакими страданиями, никогда не устремлялся. Вот и сегодня это происходит со многими из нас, поэтому возникла пословица: «Как тревога, так перед Богом!» Пусть страдания, с которыми мы сталкиваемся в этой жизни, будут тысячу раз благословлены и подтолкнут нас поднять глаза и сердца к Господу!

… Что говорит богатый грешник, глядя на эту сияющую комнату над собой и видя рядом с Авраамом и Лазарем того самого Лазаря, имя которого не желало запятнать его уста на земле? И, закричав, сказал: Отец Авраам! Помилуй меня и пошли Лазаря окунуть кончик своего пальца в воду и охладить мой язык, потому что я мучаюсь в этом пламени. Поистине, нет слов, которые могли бы лучше выразить весь ужас мучений грешников в аду! даже не таз с водой, а только мокрый кончик пальца! Та единственная капля воды на кончике его пальца упала на его пылающий язык! О, братья мои, если бы люди поверили, что наш Господь Иисус Христос пришел на землю не для того, чтобы умножить царство несправедливости другой ложью; и что он не может ничего солгать или преувеличивать; тогда, поистине, одной этой евангельской притчи было бы достаточно, чтобы спасти всех людей, живущих на земле. Посмотрите, как этот человек, не знавший милосердия в земной жизни, вызывает милосердие из пламени ада!..

Но Авраам сказал: дитя! помните, что добро вы уже получили в жизни, а Лазарь — зло; теперь вот его утешают, а вы страдаете; и помимо всего этого между нами и вами устанавливается великая пропасть, так что те, кто хотят перейти отсюда к вам, не могут, и оттуда они не переходят к нам. Авраам обращается к грешнику, горящему в аду, нежным словом: дитя, показывая полное отсутствие злобы у праведников в Царстве Блаженства. Более того, таким обращением прародитель Авраам хочет напомнить своему потомку, что он из его колена, что у него были примеры столь же высокие, как Авраам и другие праведники до него, и что со временем он может спастись от адских мук. Но он не может удовлетворить просьбу грешника по двум причинам. Во-первых, потому, что такое положение дел удовлетворяется небесной справедливостью; и, во-вторых, потому что между обителью праведников и местом мучений грешников в загробной жизни нет ни моста, ни дороги для людей. Некоторые из грешников по молитвам земной Церкви смогут быть перенесены Богом из ада в рай перед Страшным судом — это тайна Божья, в которую не входит Авраам…

Видя, что Авраам правильно ответил на его первую просьбу, грешник теперь кричит, прося чего-то еще: Затем он сказал: Пожалуйста, отец, пошли его в дом моего отца, ибо у меня пять братьев; скажи им, что они тоже не приходят в это место мучений. Откуда он вдруг черпал столько милосердия к другим и столько заботы о спасении других? Нет, это не жалость, а еще один мокрый палец, просящий, прикоснувшись к нему, облегчить его мучения. Этим он раскрывает свой особый грех: соблазнение других. Таким образом, он попал в ад не только потому, что у него было жестокое сердце с Лазарем, но также потому, что легкомысленной жизнью он подал пример своим братьям и тем самым уничтожил их, открыв им путь в ад. А искушение — страшный грех: поскользнуться на себе и увлечь за собой других — значит заслужить несравненно более сурового приговора, чем человек, поскользнувшийся только сам… Судя по всему, братья этого богача были моложе его. Поэтому, прежде всего, он хотел бы, чтобы Лазарь пришел к нему и простил его; а затем — искупить свой грех перед братьями. Тогда его пламя погаснет и мучения уменьшатся. Поэтому он обращается с этой просьбой к Аврааму не столько для своих братьев, сколько для себя.

Читайте также:  Святой Христофор Псеглавец

Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Но он сказал: нет, отец Авраам, но если кто придет к ним из мертвых, они покаются. Тогда Авраам сказал ему: если они не послушают Моисея и пророков, если кто воскрес из мертвых, они не поверят. Следовательно, даже Авраам не может удовлетворить другую просьбу богача. Это убедительно и убедительно доказывает, почему. Зачем посылать Лазаря на землю, чтобы напоминать людям о том, что их ждет после смерти, когда через Моисея и пророков им было ясно сказано, что нужно сделать, чтобы спастись? Многие тысячи других были спасены не свидетельством мертвых, а свидетельством живых. И поскольку многие тысячи людей смогли спастись, послушавшись Моисея и пророков, ваши братья тоже. Напрасно богатый грешник настаивает, усиливая свою просьбу, что если кто-нибудь придет к ним из мертвых, то они покаются. Авраам снова убедительно доказывает, что наконец отказывается выполнить его просьбу. Как свидетельство Лазаря поможет им, если они не будут слушать Моисея и пророков? Разве Моисей, Исайя и Илия не видели Бога и не говорили во имя Бога то, что они сказали? И если они не верят, как они поверит Лазарю, если он явится им воскресшим из мертвых? Прежде всего, кто такой Лазарь? Смотрели ли они когда-нибудь в его облезлое лицо, чтобы узнать его, если теперь он явится им во славе, сияющем, как ангел? Слушали ли они когда-нибудь его голос, чтобы узнать его по голосу? Спрашивали ли они когда-нибудь о его горькой жизни, чтобы узнать его по его истории? Они не скажут: это привидение? Или привидение какое-то? Или самообман? Какую пользу принесло Саулу появление Самуила из мертвых.

Наш Господь Иисус Христос — наш Проводник в Его Царстве, о котором никто не может знать лучше, чем Он. Мы обязаны верить во Христа больше, чем наши уши и глаза, которые легко поддаются лжи и нашим незначительным домыслам. Чтобы нас не обманули различные сомнительные духи и призраки, в его присутствии он открыл нам рай и ад и позволил мертвым объявить нам, что необходимо для нашего спасения. В его присутствии — чтобы мы знали истинную правду о будущей жизни — и об этой истине ровно столько, сколько нам нужно знать, чтобы не иметь жестокосердия богатого человека и иметь терпение Лазаря, его веру и его надежда. Таким образом, мы не считаем ничего в этом мире своей собственностью, но все, что у нас есть, — это ссуда от Бога, данная нам для нашего собственного спасения и спасения наших ближних. Господь Иисус Христос в этом отношении подобает чести и славе с Отцом и Святым Духом — Единосущной и Неразделимой Троицей, ныне и всегда, в каждое мгновение и во веки веков. Аминь.

 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии