Канонизация царской семьи

ХХ век особенно отличался за все времена существования Православия количеством прославленных святых. Политические гонения, гонения за веру, массовые расстрелы и казни – всего этого хватило с избытком. Но есть особые святые ХХ века, прославление которых вызвало массовые споры и целые народные движения. Речь идет о последнем русском царе Николае Романове и его семье. Почему их почитают как святых? Вы не согласны с позицией Церкви?

О смерти последнего царя

Согласно историческим данным, последний император Николай II во время революции был арестован и расстрелян в подвале дома Ипатьева в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июня 1918 года. Вместе с семьей правителя были казнены четыре слуги и приближенных.

Интересный! Вскоре канонизируют и одного из приближенных государя-императора, умершего вместе с ним в Ипатьевском доме. Речь идет о докторе Евгении Боткине.

Сама царская семья состояла из семи человек: царя Николая Романова, царицы Александры Федоровны и их пятерых детей: сына Алексея и дочерей Анастасии, Ольги, Марии, Татьяны. На момент расстрела самому царю было 50 лет, его жене 46, а детям от 13 до 22 лет.

Канонизация царской семьи

Семья Императора Николая II

Весть о расправе над всей императорской семьей очень быстро распространилась среди людей. Практически сразу после казни стали появляться настроения, которые в дальнейшем усилились и привели к канонизации Николая II.

Так, сам Патриарх Тихон на ближайшей к казни службе сказал в своей проповеди, что вся Церковь скорбит по случившемуся. Патриарх обратил внимание на то, что Николай II и вся его семья могут выехать за границу, где им будет обеспечена спокойная и безопасная жизнь. Но он этого не сделал и «остался мучиться с Россией». Предстоятель Церкви благословил всех священнослужителей совершать регулярные службы в память о погибших.

Важно! Сам факт того, что Николай II не бежал после своего формального отречения от престола, говорит о его искренней и неподдельной любви к Родине.

Люди постепенно увеличивали почитание царской семьи как мученика. Следует отметить, что канонически последний царь и его родственники не могут считаться христианскими мучениками, так как их казнь не была связана с необходимостью отречения от веры. Другими словами, никто не просил их отречься от Христа, и даже если они это сделают, смертный приговор не будет отменен. Поэтому впоследствии царская семья будет канонизирована не как мученики, а как мученики.

Простые люди не очень разбирались в тонкостях церковных канонов, поэтому царя почитали как мученика. Часто в домашнем иконостасе рядом с иконами находили фотографию всей убитой царской семьи. Конечно, в те годы вопрос об официальной канонизации не мог быть поставлен, но в народе почитание постоянно росло.

Читайте также:  Мощи святого Преподобного Серафима Саровского в Дивеево

Канонизация царской семьи

Икона Святых Царственных Страстотерпцев

Царская семья пользуется особым почитанием у эмигрантов и прихожан Русской Православной Церкви за рубежом. Многие, кто в силу политической ситуации были вынуждены покинуть родину, очень любили императора, обожали его. После насильственной смерти это отношение только усилилось.

Длинный путь к канонизации

Все более открытое почитание Николая II за границей означало, что уже в 1981 году вся императорская семья была канонизирована в Русской Зарубежной Церкви. В России при этом на официальном уровне вопрос пока не поднимался, но событие привело к повышенному вниманию к личности Николая II.

Затем на месте Ипатьевского дома начали собираться верующие и молиться царской семье. Начали появляться первые самописные иконы, еще не освященные. Примечательно, что на первых иконах старались изображать только убитых детей, так как никто не сомневался в их невиновности и чистоте души.

Официально вопрос о канонизации в Русской Православной Церкви ставился последней: канонизация уже произошла в Зарубежной Церкви и царь-страстотерпцы считались локально почитаемыми святыми в отдельных областях.

В 1992 году синодальная комиссия Русской Православной Церкви начала процесс изучения и сбора данных для решения вопроса о канонизации царя Николая и его семьи. Возглавлял комиссию митрополит Ювеналий, который почти 5 лет, до 1997 года, посвятил кропотливой и методической работе по изучению жизни последнего императора.

Результатом многолетней работы комиссии стал отчет, на основании которого Синод Русской Православной Церкви сформулировал решение о канонизации царской семьи. Особое внимание было уделено тому, что царская семья покорно несла крест страданий, не пыталась убежать и спрятаться, полностью подчинялась судьбе и разделяла горе России того времени.

Интересный! При этом указывалось, что канонизация царя не преследует никаких политических целей, таких как требования монархии или уважение царя к самому факту его правления.

Лик святого царь Николай II заслужил не столько во время своего правления, сколько во время заключения, ареста и сопутствующих им страданий. Понимая, что он может умереть вместе со всей семьей, царь не сбежал, не покинул Россию, а пострадал и умер вместе с ней. Иными словами, канонизация стала возможной не столько из-за образа жизни государя, сколько из-за его смирения, послушания воле Божьей и его смерти.

Читайте о православных святых:

  • Житие святой великомученицы Екатерины
  • Житие святых князей Бориса и Глеба
  • Мощи святого князя Александра Невского

Канонизация царской семьи

Икона Царя-мученика Николая II

Официальное решение было принято на Архиерейском Соборе 14 августа 2000 года. До последнего часа было неясно, состоится канонизация или нет, так как были разногласия. Однако по решению Собора царь Николай II вместе с женой Александрой Федоровной и пятью детьми был прославлен как носители страсти среди новомучеников и исповедников России.

Противники канонизации

Такой долгий и сложный процесс принятия решений в отношении царской семьи вполне объясним: слишком неоднозначна личность царя в смутные годы революции. Перед синодальной комиссией стояла непростая задача: отделить духовные достижения Николая II, его стремление выполнять заповеди Божии от политической деятельности.

Читайте также:  Житие святого Сергия Радонежского

Конечно, личность помазанного царя тесно переплетается с его деятельностью в сфере управления. И то, что с началом революции произошло формальное отречение от престола, не добавляет Николаю II положительных оценок. И именно этот факт стал предметом самых больших споров и появления рьяных противников канонизации.

Последний российский император помимо отречения от престола обвиняется в жестоком обращении с жертвами Первой мировой войны. По свидетельству очевидцев, Николай II позволил себе высказывания, в которых было явное неуважение к большому количеству жертв.

Для тех, кто выступал против канонизации короля, был важен аргумент, что король считался жестоким охотником. Бытует мнение, что кроме охоты на диких животных Николай II мог истреблять кошек и собак.

Многие историки утверждают, что Николая II нельзя назвать мудрым и незаурядным политиком и правителем. Многочисленные вооруженные восстания, неудачная государственная политика привели к тому, что царская Россия пала именно при Николае II.

Канонизация царской семьи

Могила семьи Романовых в Петропавловском соборе

Также было широко распространено мнение, что канонизация царя была политическим фарсом, направленным на сомнительное прославление царской России. Сторонники такого подхода считают, что лицо государя святости делает маловероятным приукрашивание периода монархической власти в России.

Сторонники канонизации и их аргументы

Самое главное, что было учтено при принятии решения о канонизации, – это последний период жизни правителя и его смерть. Сторонники канонизации подчеркивали, что царь был удостоен святости не из-за своего правления, не из-за государственной и военной политики, а из-за смиренного принятия его мученичества.

Что касается отречения от престола, как это ни абсурдно, формальное отречение было первым шагом к будущей святости. С политической точки зрения это был неправильный и неправильный шаг. И если бы Николай II не отказался от своего правления, а насильственно задушил зарождающуюся революцию, он, вероятно, вошел бы в историю как символический и судьбоносный монарх для России. Но тогда он не мог стать святым.

Внутренними причинами, по которым царь Николай II сознательно отрекся от престола, было желание не разделять свой народ, не начинать полномасштабную войну, которая, несомненно, принесет огромные человеческие жертвы. Николай II не хотел, чтобы на его руках было столько крови, но он предпочел пожертвовать собой.

Вторым удивительным фактом, который явно противоречит теории измены царя, можно назвать то, что царская семья осталась в России. Никто не помешал государю после отречения спокойно уехать за границу, как это сделали многие вынужденные переселенцы того времени, и спасти ему жизнь. Но он этого не сделал, он не мог покинуть родину. Ее семья также не возражала против этого решения: в письмах и дневниках Александры Федоровны есть подтверждение этому. Царица писала мужу, что, несмотря на стесненность и растерянность, счастлива находиться в России.

Читайте также:  Житие и иконография святого Афанасия Великого, о чем просят и тексты молитв

Даже страшные события 9 января 1905 года, вошедшие в историю как «Кровавое воскресенье», нельзя трактовать однозначно. По мнению некоторых историков, это была блестяще спланированная и осуществленная провокация против Николая II. Сам правитель-император находился в то время в Царском Селе и не мог отдать приказ стрелять в толпу.

Канонизация царской семьи

Император Николай II и его семья были канонизированы в 2000 году

Кроме того, в качестве основания для канонизации можно привести следующие факты:

  • поистине мученическая и насильственная смерть от рук преследователей и большевистских правителей;
  • публичное почитание императора как святого;
  • его прославление в Западной Церкви и в отдельных местных епархиях;
  • документальные свидетельства чудес и молитвенной помощи королевской семье;
  • известное православное благочестие всей царской семьи, открыто проповедовавшее православную веру, занималось строительством новых церквей, жило по канонам христианства;
  • работа царицы Алессандры Федоровны и ее дочерей обычными монахинями милосердия в военных госпиталях.

Почитание Царской семьи в наши дни

Конечно, пройдя столь долгий и трудный путь для определения судьбы царской семьи, единодушного почитания нельзя было ожидать даже после официальной канонизации. Многие не смогли принять это решение и до сих пор считают, что РПЦ совершила большую ошибку, признав Николая II святым.

Как мы должны относиться к этому обычным людям? Конечно, мы не должны хулить нашу церковь, оспаривать ее решения. Мы должны последовать примеру многих богословов, которые выступали против канонизации в этом процессе, но хранили молчание после решения церкви. В частности, профессор МДА AI Осипов, который также изучал жизнь царской семьи и выступал против канонизации, после своего поручения спокойно признал, что он смирился перед соборным решением Церкви и больше никогда не отзывался о царе отрицательно.

Мы должны поступить так же: после того, как Церковь решила канонизировать Николая II в число святых, все споры должны прекратиться. В то же время каждый человек остается свободным в выборе того, молиться ему или нет настоящим страстным святым.

Совет! То, что семью последнего императора называли святыми, не обязывает каждого из нас постоянно обращаться к ним в молитвах. Но, с другой стороны, этот факт обязывает каждого из нас не хулить имя Царя, не попадать в ссоры и склоки, не искать в его жизни черных страниц, не пытаться дискредитировать.

Если мы хотим быть православными христианами, мы должны верить в нашу собственную Церковь, членами которой мы являемся. Иначе какой смысл в нашей вере, если нет единства даже среди православных? Если наша душа не готова признать Царя святым, то надо хотя бы сдерживать все кощунственные слова и мысли в адрес носителя страсти и молить Господа о его понимании.

Канонизация королевской семьи

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии