Перегородчатая эмаль: сфера применения и техника изготовления

Перегородчатая эмаль в изготовлении украшений

Перегородчатая эмаль — техника изготовления украшений, которая по праву считается одной из самых красивых. История его применения насчитывает века и с давних времен этот способ изготовления украшений известен во многих странах, таких как Индия, Грузия, Китай и, конечно же, Россия. В современном мире эта техника называется минанакри. Его до сих пор используют как для самостоятельного изготовления украшений, так и в качестве красивой оправы для драгоценных камней, используемых в изделиях.

Что такое перегородчатая эмаль

Технику минанакри переняли многие мастера-ювелирные мастера, многие из них стараются обогатить свои изделия не только красивым рисунком, но и национальным колоритом. Так, например, грузинская перегородчатая эмаль стала своеобразной визитной карточкой мастеров этого государства. А в Индии украшения этой техники изготавливают из драгоценного камня, обрамленного пестрым эмалевым узором, часто в таких орнаментах еще можно наблюдать резные и чеканные металлические орнаменты.

Принцип техники следующий: на изделие нитью выкладываются различные ажурные формы, а сама нить в конечном итоге будет представлять собой перегородки для эмали. В получившееся изделие заливается жидкая глазурь, а затем изделие большое количество раз сушат и запекают в муфельных печах. После термообработки эмаль выглядит как стекло, вваренное в проволочные отверстия.

серьги

Серьги с перегородчатой ​​эмалью

Перегородчатая эмаль в искусстве

Искусство обработки перегородчатой ​​эмали довольно древнее и существует уже более ста лет, распространилось по разным уголкам мира и параллельно им развивалось.

Древней Руси

На территории Древней Руси мастера освоили множество способов обработки металла и изготовления ювелирных украшений. В частности, техника перегородчатой ​​эмали появилась в XI веке в Киеве. Буквально столетие спустя это искусство достигло своего апогея. Эта техника пришла на Русь из Византии, но со временем мастера превратили ее во что-то весьма оригинальное.

Так, например, в качестве элементов техники перегородчатой ​​эмали среди произведений русских мастеров встречаются изображения святых, русалок у древа жизни и другие уникальные предметы. В России так украшали изделия из золота, а сам процесс считался очень сложным.

В древности роль перегородок играли лучшие золотые нити, из которых ювелиры рисовали узоры вокруг готовых углублений. Каждое из этих углублений заполняли глазурью разного цвета, а затем обжигали.

перегородчатая эмаль

Русская перегородчатая эмаль

Китая

Техника китайской перегородчатой ​​эмали сильно отличается от аналогичных видов искусства в других странах. При этом мастера не используют драгоценные камни при производстве украшений, а вручную создают столько нежных узоров, что современная высокоточная печать не всегда может повториться. Кроме того, большое внимание уделяется соотношению кастинга и моделей. Например, лапы сказочных животных, например, становятся ручками вазы.

Китайская техника перегородчатой ​​эмали жива и сегодня, но в то же время мы стараемся сохранить древние традиции. Так, например, драгоценные камни в изделиях практически не используются.

перегородчатая эмаль

Китайская перегородчатая эмаль

Японии

Техника перегородчатой ​​эмали пришла в Японию из Китая примерно в начале 16 века, в этой стране она называлась шиппо. При этом, помимо перегородчатой ​​эмали, существовало еще три вида декорирования с помощью эмалей: гравированное, расписное, выемчатое.

На заре искусства цветовая палитра японских изделий была ограничена приглушенными тонами, но с четким рисунком геометрических форм.

Но в середине девятнадцатого века были получены более блестящие эмали, и эта техника даже достигла своего расцвета. Предметы обычно были небольшими, с различными высокоточными рисунками, содержащими отсылки к различным японским символам, таким как украшения драконов, фениксов и т.д. Более тонкую золотую фольгу часто помещали под саму глазурь, что придавало нанесенной глазури дополнительный блеск.

Виды эмалей

Один из самых красивых видов перегородчатой ​​эмали — витражи. Он появился в Италии в шестнадцатом веке, а в девятнадцатом веке он также прибыл в Россию. Но техника перегородчатой ​​эмали, в отличие от витражей, в России в то время владели уже несколько столетий.

Эмали классифицируются по различным критериям, в том числе по оптическим свойствам. Назначают прозрачные, непрозрачные и непрозрачные (полупрозрачные.

В общем, конкретный вид глазури получается в зависимости от соотношения основных ингредиентов, используемых при ее изготовлении. По сей день рецепт чаще всего подбирается экспериментальным путем. В готовые растворы часто добавляют различные красители или красящие пигменты. Также по цвету можно выделить несколько основных типов: желтый, красный, коричневый, синий, зеленый, черный. Окончательный цвет будет зависеть от того, какой краситель и в какой концентрации он использовался при изготовлении материала.

перегородчатая эмаль

Грузинская перегородчатая эмаль

Особенности состава эмалей

Эмали относятся к группе стекла и поэтому обладают некоторыми свойствами, такими как прозрачность, огнестойкость, непроницаемость, хрупкость. Сама глазурь представляет собой расплавленную стекломассу неорганического состава, иногда с примесями различных металлов. Некоторые компоненты этого материала такие же, как и у стекла. Эмаль наносится на металлы и закрепляется при обжиге.

Сам материал получается при плавлении специально подобранных присадочных материалов (например, кварца, глины, гипса) с такими жидкостями, как бура и сода, и дополнительными примесями (красители, агенты для лучшей фиксации глазури и повышения прозрачности) при температуре 1200 — 1400 градусов.

Сами по себе глазури, независимо от их вида, инертны, обладают эластичностью, твердостью и прочностью сцепления.

Применение

Техника перегородчатой ​​эмали нашла широкое применение в церковной тематике, например, для создания образов, а также в производстве ювелирных украшений. Его часто используют для украшения ожерелий, брошей, серег, браслетов и многого другого. Часто техника также используется при изготовлении различных сувениров и декоративных изделий, например, для изготовления ваз или витражей.

значок

Икона в рамке, выполненная в технике «перегородчатая эмаль”

В последнее время очень популярно декорировать в этой технике мебель и различные предметы интерьера. Например, столешницы, дверцы шкафов и другие гладкие поверхности, обработанные умелыми мастерами, стоят десятки тысяч долларов. Это неудивительно, ведь каждое из этих изделий создается вручную и требует от мастера значительного ювелирного мастерства и точности. Продукция такого типа уникальна, и ее сложно достать даже за большие деньги.

Часто этот прием также используется для украшения небольших предметов домашнего обихода, например, различной посуды, такой как чашки, блюдца, чайник и многое другое. Однако стоимость даже небольших изделий по-прежнему довольно высока из-за стоимости материалов и высоких требований мастера, украшающего изделие.

Более доступным по цене вариантом являются предметы интерьера, оформленные в технике имитации перегородчатой ​​эмали. Здесь в качестве материалов требуется акриловая грунтовка и специальный контур для стекла или металла. Желательно выбирать высокие контуры. После их застывания в образовавшиеся ячейки заливается акриловая среда. А после высыхания грунт красится лаковым лаком. Результат похож на эмаль, но не полупрозрачен.

технологии

Технология подготовки основы для нанесения эмали

Алгоритм методики изготовления изделий

Алгоритм создания изделий в технике перегородчатой ​​эмали следующий:

  • Сначала разрабатывается эскиз изделия, затем с помощью белой гуаши и кальки переносится этот эскиз на медь. Получившийся рисунок закрепляем писцом;
  • Затем начинают вырезать кусок лобзиком. С помощью специального чеканного молотка заготовке придается необходимый объем и контур выравнивается напильником, чтобы он максимально соответствовал эскизу;
  • Полученный таким образом объект обжигается и отбеливается в кислоте, затем покрывается прозрачной штукатуркой и помещается в духовку для приготовления при температуре 800 градусов;
  • На следующем этапе выполняются перегородки. Для их изготовления берут специальную спиральную серебряную проволоку (при этом серебро должно быть высшей пробы). С помощью плоскогубцев и пинцета с закругленным концом проволоке придают нужную форму, загибая фрагменты выкройки, после чего приклеивают к поверхности заготовки. Клей, используемый для фиксации нитки, специально разработан для таких целей, поэтому постепенно выгорает в процессе дальнейшей варки изделия;
  • В результате образуются клетки, которые вскоре заполняются разбавленной водой эмалью. Итак, перед приготовлением заготовку необходимо полностью просушить, иначе вода закипит и разбрызгает глазурь;
  • Высушенное изделие помещается на специальную подставку и отправляется в муфельную печь при температуре 800 градусов. Изделие запекается всего одну минуту, после чего его вынимают и оставляют охлаждаться до естественной комнатной температуры. Важно избегать резких перепадов температуры, которые могут повредить эмаль. Чтобы получить желаемый цвет, необходимо заливать и растирать эмаль разных оттенков.

Изделие готово, осталось сделать для него основу из подходящего металла, закрепить и использовать.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Adblock
detector