0 (0)
Иллюстрация в детской книге, титульный лист в священных текстах или водяной знак автора в брошюре – голубь, как символ всего самого лучшего и красивого, фигурирует в истории человечества в самых разных источниках и при различных обстоятельствах. Каллиграфы, ремесленники-любители и простые жители многих государств в каждую из эпох изображали его с оглядкой на реальные потребности своих современников; символика изображения голубя претерпела достаточно трансформаций, но эту вечную аллегорию «доброго небесного знака» любят использовать даже спустя столетия.
СОДЕРЖАНИЕ (открыть)
- Самые первые изображения голубя и их символика
- Наскальная живопись
- Примитивные Кулоны
- В каких культурах «птичий знак» наделен особой силой: древняя мифология Средиземноморья
- В философии раннего христианства
- В поздневизантийском (православном
- Символ голубя в католицизме
- В индийском культе тотема
- Где чаще всего изображается «небесный вестник»: государственные гербы
- Как экслибрис на форзаце книги или гравюра в тексте
- Голуби на полотнах известных художников
- Работы Марии Терезы. Вена (Ребул)
- Полотна Гюстава Курбе
- Творчество Софи Андерсон
- Видео
- Самые первые изображения голубя и их символика
- Наскальная живопись
- Первобытные фигурки-подвески
- В каких культурах «птичий знак» наделен особой силой: античная мифология Средиземноморья
- В философии раннего христианства
- В поздневизантийской (православной) культуре
- Символ голубя в католицизме
- В индейском тотемном культе
- Где изображается «небесный вестник» чаще всего: государственные гербы
- Как экслибрис на форзаце книг или гравюра внутри текста
- Голуби на полотнах известных живописцев
- Работы Марии-Терезы Вьен (Ребуль)
- Полотна Гюстава Курбе
- Творчество Софи Андерсон
- Видео
- MifiStoria
Самые первые изображения голубя и их символика
Изображение голубя (реликвия из Пермского края)
Около 20000 лет назад, когда первобытные люди только начинали улучшать свои визуальные и творческие навыки, изображение голубя было значимым для большинства племенных сообществ. Один человек наблюдал, как голубь или горлица питаются явлениями почвы и собственными недрами чернозема; для древних народов, где общество было скорее гиноцентричным, такая птица стала олицетворением самой Матери-Земли, самой могущественной и долгоживущей сущности.
Наблюдение за тем, как голубь откладывает пару яиц, также побудило первых жриц и друидов наделить голубя не только таинственными силами, но и естественной женской энергией, присущей Богине-Матери: таким образом, «двойка», символизирующая творческий дар женщины, сохранила свое первостепенное значение даже в модернизированной нумерологии.
Наскальная живопись
Среди геометрических узоров в Перу были найдены причудливые животные и узоры, которые, по-видимому, символизировали небесные тела, наскальные рисунки и пернатых существ. Ученые предположили, что нарисованные птицы символизировали голубей: одиночных, парных и так далее; древние художники также располагали их так, как если бы они танцевали в группе в кругу, как люди. Исследователи обнаружили более трех тысяч валунов с таким живописным «декором» в высокогорье Перу.
Интересный факт! Вулканическое происхождение камней и характерный круговой танец голубей считаются косвенным подтверждением того, что эти конструкции были созданы инками.
Голубь в мозаике
Еще одно место с наскальными изображениями голубей – холмы Камун в одной из итальянских долин Ломбардии. Конкретные узоры и символы, олицетворяющие загадочных птиц, подробно описывали древнеримские источники; они также утверждали, что каждый «знак голубя» восходит к началу железного века. Их количество более чем в сто раз превышает количество символов, встречающихся в Перу.
Первобытные фигурки-подвески
И самые ранние графические изображения, и самые ранние амулеты в форме голубя обычно приписываются артефактам возрастом шесть тысяч лет, найденным в Арпачае и, главным образом, в северных регионах Месопотамии. Таким образом, в изображении носителей многих древних культур традиционного уклада голубь был символом неразрывных внутриклановых уз, надежности, преданности и нежности.
Антикварные подвески в виде голубей
Хотя материнство как социальный феномен гинекократического общества со временем теряет свою древнюю славу и величие, оно не изолировано от концепций чести, любви и целостности; культ гнева и крови, через который проходит ребенок во время родов, чтобы родиться, а также воинственная радость роженицы от первого крика ребенка трансформируется в таинство рождения беззащитного ребенка от его хрупкая ласковая мать. Таким образом, наиболее популярным мотивом для вырезания изображений на месопотамских амулетах того времени стала сцена кормления птенцов «небесной птицы.
Кулоны-талисманы в виде гнездового голубя или двух голубей с выразительными хвостами наделены особым магическим воздействием на порчу, заговор, приворот, а также болезни чисто физического происхождения: пара голубей в любом варианте выступала символом чистота брака двух людей, их любви и заботы или эмоционального контакта между матерью и ребенком. По поверьям народов Месопотамии и арпачай, амулеты в виде этих птиц сохранят любовь, задор и верность молодоженов и придадут силы беременным женщинам при родах.
В каких культурах «птичий знак» наделен особой силой: античная мифология Средиземноморья
Символ голубя как вестника истинной воли небесных покровителей сформировался в культуре эллинов. Легенды и мифы Древней Греции передали его образ как знак доблести, благополучия и божественной помощи:
- например, нимфы Плеяд, сопровождающие Артемиду, перевоплощаются в стаю голубей: так верховный бог Зевс, выслушав молитвы своих сестер, спас их от преследования охотника Ориона;
- в легенде об аргонавтах появление голубя ознаменовало не только надежду на скорое завершение экспедиции, но также любовь, защиту и гарантию плодотворного года от богини плодородия.
Статуэтка богини Иштар
Статуэтка богини Иштар с поднятой рукой на месте голубя; Историки искусства предполагают, что реконструировать миниатюрную фигурку птицы (особенно ее пигментное покрытие) не удастся даже в ближайшие десятилетия.
Шумеро-аккадская мифология также богата примерами изображений голубя в образе благородного и светящегося духа неба: у вавилонской богини плодородия Иштар в качестве служанки была горлица, которую почитали во всем Вавилоне как священную птицу. Археологи нашли фрагменты терракотовых фигурок, изображающих покровительницу земли с «небесной посланницей» в поднятой руке.
Вавилонские легенды рассказывают, что знаменитая императрица Семирамида не была дана навстречу смерти, как остальные миряне: высшие божества превратили ее в белого голубя.
Интересный факт! Одиссея является основным официально признанным источником мотива для голубя с феноменом ветки дерева; птица летит к Зевсу на Олимп и оставляет ветку ароматной амброзии. Похожий сюжет продублирован в Библии, но гораздо позже и значительно в другой версии.
Царь как небесный посланник. Один из вариантов шумерского мотива. Это интересно! Голубь считается одной из тех редких птиц, которых человеку удалось приручить. Благодаря письменному наследию шумеров до современных историков и лингвистов дошли особенно замечательные сведения: голуби, одомашненные на территории Вавилонского и Шумерского царств, получили свое особое имя «перистер», которое лингвистически похоже на имя богини Иштар и относится к одной из ипостасей сирийской богини Астарты. Мясо горлицы аккадцы ценили не меньше, чем его «обучаемость» – для знати готовили изысканные блюда с фаршированными и запеченными голубями.
Читайте также:
Сакральная геометрия
В философии раннего христианства
В раннехристианской архитектуре образ святого вестника с тревогой сохраняют витражи и мозаики. Последнее характерно для построек переходной эпохи от философии стоицизма к христианству: мозаики бывшей полуразрушенной базилики Святого Креста (мавзолея Галле Плацидии) отражают робкие попытки архитекторов передать посетителям покой и умиротворение на «птичьих» площадках. Здесь, на чашах и на фасадах фонтанов, есть изображения пары голубей; Упорядоченное небольшое панно из кусочков светло-серого и темно-синего кварца предопределяет духовное настроение мозаики и создает благожелательное восприятие всего внутреннего убранства мавзолея в целом.
Мозаика с голубем Интересно! Богослов Тертуллиан, довольно известный среди своих современников, заявил, что птицы, составляющие эту пару, несомненно, являются горлицами; первые христиане считали голубок в основном посланницей, «жаждущих откровения Бога», «чистых помыслами души и сердца». Они также настаивали на первой унификации предыдущей языческой системы обозначений и недавно принятой христианской символики, видя в этом синтезе возможность раскрыть потенциал женской роли в обществе и божественный подход к решению насущных проблем морального аспекта.
В поздневизантийской (православной) культуре
Поздневизантийское «зрелое» христианство представляет понятие «посланник самого Бога», неразрывно связанное с образом Богородицы. Царице Небесной, помимо смирения и благочестия, требовалась небесная спутница-посланница, как их называли верующие. Белокрылый голубь: белый цвет и его тончайшие оттенки означают силу духа, кротость, нравственную чистоту и верность. В догмах открыто ортодоксальной тенденции голубь символизирует не столько свет и мир, сколько обновленную жизнь, чистое чувство привязанности и жертвы, осознание важности послушания и готовность отказаться от повседневных забот: так Матерь Спасителя появляется в самом начале истории Нового Завета и остается такой же в последний свой час, в момент вознесения апостолов на небо к своему Сыну.
Небесный Голубь, Святой Дух Интересный факт! На иконах облачение Пресвятой Богородицы содержит полосатые узоры в виде белых голубей. Птицы изображены исключительно на ее правом и левом рукаве – так иконописцы воплощают главный христианский постулат о прочной духовной связи Марии и Христа, которые, как две горлицы, возвещают скорое освобождение и скорое процветание своих сородичей, обыкновенных смертельно опасен.
В Ветхом Завете говорится о голубом голубе, которого Бог послал Ною и его семье в знак окончания Великого Потопа. Птица садится на ковчег и оставляет оливковую ветвь; предоставление выжившим такой ветви предвещало долгожданное прибытие на спасенную землю для справедливой и дальнейшей безопасной жизни на ней.
Во многих библейских легендах голуби появляются в различных «украшениях» и обстоятельствах христианского канона:
- пара голубей восседает на лозе (олицетворение «людей, нашедших веру, любовь и мир во Христе»);
- вереница из семи голубоволосых птиц, кружащих над конюшней, рождается Христос (число семь связано с концепцией семи подарков Святому Семейству на Рождество);
- десятки голубей спускаются на площади Иерусалима (их появление предвещало крещение мирян и обращение первых учеников Иисуса в апостолы);
- белый голубь появляется на посохе старого плотника Иосифа (знак чистоты и смирения духа Святой Марии, которая вот-вот родит Сына Божьего в доме своего земного мужа).
это интересно! В Ветхом Завете голубь появляется не только с оливковой ветвью; упоминается также небесная птица с зажатой в клюве ладонной щеткой. Если в первом случае Бог послал своего помощника, чтобы сообщить праведникам о пришествии мира и процветания, то в остальных местах Священного Писания Господь пророчествовал через голубей пришествие своего преемника, обещанную им победу над смертью и смертью. Вечный покой беспокойных душ. Это древнее христианское переплетение – знак победы жизни над декадансом – проходит речитативом по страницам Священной Книги, на первый взгляд облаченные в совершенно непохожие формы.
Символ голубя в католицизме
Католическое христианство считает голубей не только хорошими вестниками и верными спутниками Девы Марии; Западно-Византийская Церковь обращает внимание на такие божественные свойства, как:
- мудрость;
- феноменальная способность различения (даже несколько мистическая сила предвидения);
- умение постоянно опекать и направлять человека, часто незамужнюю девушку или скромную ученицу (например, преподавание в Санта-Марии в раннем подростковом возрасте), как правило, даже после смерти;
- дар перевоплощения в любую другую подобную ипостась (в благородного орла, ястреба, лебедя и т д.);
- дар трансцендентного постоянства в жизни как для праведников, так и для грешников;
- умение облагораживать душу и мысли смертных.
Одна из католических статуй Святой Схоластики. Голубь кротко расправляет свои доблестные крылья в ожидании спасения мира Мессией Нового Завета
Религиозная картина с изображением сестры св. Бенедикта, Сколастики. Белый голубь – его постоянный спутник и вестник воли канонизированной праведницы
Голубь играет особую роль в легенде о Святом Граале, получившей наибольшую популярность среди христиан католической веры. Согласно их легендам, голубь служил духовным наставником рыцарей Ордена тамплиеров, хранивших самые немыслимые тайны семьи потомков Иисуса Христа. На чаше, положение которой каждый тамплиер обязался надежно укрыться от неверных, выгравирована особая эмблема в виде того самого небесного голубя. Голубь Грааля мог символизировать начало пути нравственного очищения раскаявшихся, скорое пришествие Царства Божьего на Землю, снисходительность к детям Бога Святого Духа и, как утверждают некоторые историки неофициальной науки Спаситель же.
В витражах, а также в классической, станковой и западной живописи изображение голубя часто встречается на религиозной одежде и аксессуарах святого или святого: мечах, щитах, плащах, рукавах, манжетах и гербах. Птица вписана в эмблемы каждого из праведников; холсты, посвященные заступникам Григорию, Схоластику и Бенедикту, содержат изящные рисунки с белыми или серогривыми голубями.
Интересный факт! Средневековые православные богословы также критиковали католическую идею преемственности расы Христа; они отрицали успешную миссию Ордена, провозглашая такую концепцию излишне свободной интерпретацией цели библейского Мессии. Православное христианство и по сей день считает Святой Грааль ложным и даже откровенно еретическим аспектом всей византийской доктрины: хорошим поводом для враждебности была хвала Спасителя в анималистической форме католиками, которую всегда допускали только злые языческие колдуны самих себя.
В индейском тотемном культе
Среди племен американского континента культ голубя пользовался особым уважением и любовью. Голубь почитался наравне с другими тотемными животными – бобрами, лисами или оленями – и таинства ритуалов прославления его изображения не уступали по сложности и торжественности остальным ритуальным богослужениям.
Пример керамики, расписанной индийскими орнаментами и с изображением Голубя-Тотема, хранителя Семьи. Коренные индейцы калифорнийского нагорья Месса-Верде, поселений которых Христофор Колумб не смог достичь со своей экспедицией, долгое время жили на самом большом удалении от моря. Вот почему мессаверденские аборигены могли надежно скрываться от испанских колонизаторов до 18 века – это позволяло их культуре жить на 600-700 лет дольше, чем всем остальным исконным индийским цивилизациям (кроме народа навахо); Этот факт специалисты в своих исторических очерках считали основной причиной такого «долгожительства». Эта культура принадлежала индейцам древнего племени пуэбло, среди остаточного наследия которых были обнаружены многочисленные объекты для анимистических ритуалов с изображениями птиц, в том числе голубей. Только из-за своей изоляции люди Пуэбло оставили после себя изрядное количество артефактов доколумбового американского периода, которые сегодня даже не требуют первичной реставрации каких-либо их фрагментов и многочасовой исследовательской работы для определения их датировки. Так, в современных музеях сохранились вазы, молитвенные тотемы и жезлы с хорошо сохранившимися характерными изображениями голубей и ястребов и связанных с ними символически связанных с ними орлов.
Образец изображения голубя на вазах (с использованием пигментов и трафаретов из макулатуры)
Даже викторианские последователи Колумба по прибытии на континент были удивлены, обнаружив уникальные особенности местного образа жизни – с явным преобладанием роли мужчин в индийских семьях, в обществе «красных индейцев» по-прежнему наибольшее участие в деятельности общества женщин с детьми, что сильно повлияло на идеологическую вертикаль местного тотемного вероисповедания и повседневной жизни. Именно последний позаботился об изготовлении и росписи керамических тарелок, а также о качественном нанесении на них сакральных рисунков бурых голубей и белоголовых голубей вместе с орнаментальными лентами; только для добычи и использования красителей и углей, необходимых для работы, предполагалось, что она также выполнялась женской и подростковой частью племени.
Гончар и мастерица вазовой росписи. Архивная работа фотографа, запечатлевшего преемственность традиций Интересный факт! Индейцы считали степного голубя и горлицу невероятно чувствительными, трудолюбивыми, подвижными и даже немного наивными существами; по их представлениям, подобными качествами обладают только женщина или ребенок. По этой причине 90% всех предметов, расписанных в религиозных целях, на которых изображена «небесная птица», передаются историками в руки индийских мастеров.
Татуировки древних индийских птиц (голуби, коршуны, орлы)
Татуировка горлица была найдена на плече взрослого индийского охотника или фермера толщиной с татуировку медведя или волка. Этот рисунок в сочетании с бордюром из голубиного пера считался лучшим вариантом украшения тела для молодых охотников-собирателей и занятых индийцев, поскольку сверхъестественная сила, заключенная в «знаке голубя», согласно индийским легендам, взращивалась и направлялась дух неопытного молодого человека на его родовом пути. Татуировка голубя считалась универсальным символом тела – ее значение можно трактовать так:
- священный (голубь – воплощение священного Духа-Тотема, заботящегося о членах семьи);
- выражение общностей этнических кланов, принадлежащих к определенному клану;
- знак клятвы в любви (голуби были частью обычаев свадебных церемоний в племени пуэбло);
- знак хорошего прохождения обряда инициации (с подросткового возраста, после завершения шаманского духовного ритуала, индейцам присваивались вторые составные имена, посвященные в основном изображениям «птицы»: например, «Голубь (Орел) Солнца» , «Горлица с большим клювом», «Утренняя птица», «Дух курчавого голубя» (или в другой версии – «Дух визжащей совы»), «Орёл-охотник», «Говорящая птица».
Современные тату голубь
голубь тату
голубь тату
голубь тату
тату голубь на спине
голубь и рука татуировки
тату голубь на руке
тату черепаха
тату голубь на груди
голубь птица татуировка Previous Next
Где изображается «небесный вестник» чаще всего: государственные гербы
Фрагмент самой распространенной и узнаваемой библейской истории – посланного с неба голубя, поймавшего оливковую ветвь с земли – отражен в гербе Гвинеи. Птица символизирует обновление и возможность лучшей жизни в некогда очень бедной и рабовладельческой стране.
Герб Либерии – развевающийся белый голубь с запечатанным конвертом в клюве; Имеется в виду канонический образ голубей как независимых вестников и распространителей особых знаний, важных новостей.
Герб Кипра
Официальные почтовые марки Кипра и Фиджи, которые когда-то считались вариантом их национальных гербов, содержат изображение голубя с лавровой веткой. Для глобальных международных экспедиций было полезно воспользоваться общедоступным символом мира и сотрудничества.
это интересно! Знамена Вавилона также были известны своим искусно написанным изображением голубя. Он символизировал само королевство; он был величественным олицетворением всего государства, его мощи и его претензий на мировое лидерство в коммерческой, культурной, образовательной и политической гонке. Рим, со временем завоевавший пальму первенства во всех трех аспектах, решил сократить «тираж» распространения художественного мотива с голубями и сразу принял аналогичный животный символ – не менее величественный орел для герба военных легионов империи.
Как экслибрис на форзаце книг или гравюра внутри текста
Экслибрис с голубем
редко бывает, что в книге нет своего экслибриса – миниатюрной иллюстрации автора, героем которого долгие годы по умолчанию был голубь. Скромный и кроткий «посланник небес» до сих пор изображается во многих изданиях на последних страницах их книг.
Задолго до эры массовой иллюстрации и текстового дизайна знаменитый художник Билибин любил экспериментировать с силуэтами птиц и витиеватыми узорами. Графика умело воплощала их в уникальные орнаментальные композиции с горлицами и ястребами, завершая главное полотно многих сказок.
Читайте также:
Кадуцей
Голуби на полотнах известных живописцев
Холст с голубями
Графика и живопись нерелигиозной направленности – это камерные и парадные портреты, салонные работы периодов историзма и реализма – также богаты вступительными примерами несколько видоизмененного образа миролюбивого и благородного голубя. «Вестник небесный» изображен совершенно по-разному, от изображения к изображению его точеная фигурка, оперение и цвет различаются. Однако мастера каждой эпохи стремились передать эти характеристики по-своему:
- благосклонность грешных или озлобленных людей;
- мягкость и самоуспокоенность;
- внутреннее, скрытое от посторонних, «божественное ядро» (голубь – это часть Бога, фрагмент его бесстрастного существа);
- подлинная христианская чувственность и привязанность;
- равнодушие к земным проблемам;
- сочувствие;
- смирение и духовность (птица нарисована в знак снисходительной божественной благодати на человека или посылки помощи от высших сил);
- проницательность (часто это от матери, это дар материнского сердца предвидеть и спасать).
Работы Марии-Терезы Вьен (Ребуль)
Академический художник Вьен мастерски нарисовал голубей в виде миниатюр на основе гуаши. Даже в 1762 году, будучи единственным художником, чья работа «Два голубя на ветке дерева» не была оценена на выставке Королевской академии, она была известна своим мастерством далеко за пределами Парижа. В своих картинах Виен любил добавлять задумчивость и медлительность каждой из изображенных им птиц, будь то голубь, фазан с золотым пером, куропатка или пустельга.
“Два голубя”, 1762 г
Полотна Гюстава Курбе
В отличие от всех художников, восхваляющих мягкий и скромный характер голубя, Курбе работает с суровостью образа голубя, ее аскетизмом и пишет своими многогранными картинами и простыми зарисовками, больше в «сумеречных» тонах. На нем изображены дамы с голубями в удобных, а не разноцветных или резных черных атласных платьях. Художник-реалист фокусируется на лицах девушек, придавая им сосредоточенное или безмятежное, безмятежное выражение. Женщины с голубями в «Гюставе» всегда предстают величественными и необычайно сильными героинями, как бы в подкрепление знаменитого скандального высказывания Курбе совершенно не канонического, еретического содержания.
Цитата:
«- Вначале была женщина. Ева перед Адамом… В конце концов, он ее сын. Адам съел яблоко с мамой».
«Дама с голубями», 1800 г
Творчество Софи Андерсон
“Горлица»
Андерсон нежными и сочными красками рисует голубя с нежными и невероятно чувственными птицами, а благодаря блестящему знанию физиологии взрослых и детей создает реалистичные портреты людей, окруженных существами «прежде всего». Материнство, забота о других и размеренность жизни становятся полноценными актерскими персонажами в ее картинах.
Художник обращается к идее прерафаэлитов: Андерсон превозносит детализацию материального мира и недоступность духовного, изображая женщин и девочек, шепчущихся или играющих с голубями в прикосновении к теплым образам.