В отличие от погребальных обычаев язычников, содержание погребального обряда Православной Церкви не должно увеличивать боль и горе, а, напротив, должно вселять надежду на будущую награду праведникам. Порядок захоронения подталкивает нас, ныне живущих, к истинно христианской жизни. Об этом прежде всего говорится в 118-м псалме: «Блаженство непорочных на пути…», – читаем мы в начале погребального обряда.
Святой Афанасий Великий
Стихи псалма представляют собой урок спасения для нас, живущих на земле, и вспоминающих наших умерших родственников и друзей. Вот как объясняет его содержание св. Афанасий Великий (ок. 298 – 373): «Пророк описывает жизнь святых, их дела, боли, труды, даже восстания демонов, тысячу вдохновенных мыслей, сетей и другие средства ловушки, а вместе с тем и победа святых: закон, слова Божии, терпение, помощь свыше».
Очень трогательны и поучительны осьминоги-стихеры монаха Джованни Дамаскено (ок. 675 – ок. 753 (780)). Автор песен показывает нам суету земной суеты, но вместе с тем открывает свет будущей жизни и прославляет путь спасения, указанный нам Господом. Он рисует печальную картину смерти и тления, но в то же время утешает скорбь, говоря, что смерть – это только сон для верующего во Христа. Монах Иоанн в каждой строчке призывает нас к покаянию и вселяет надежду на «вечное блаженство» в царстве праведников.
Во время чтения и пения священник многократно благовоняет иконы фимиамом, усопшего, всех молящихся. Фимиам, принесенный Богу, служит умилостивлением для умершего, а также означает его жизнь в праведной вере и благочестии. В эти моменты призывные слова ектении приобретают более важное значение.
Святой Симеон Салоник
Св. Симеон Фессалоникийский (конец 14 века – 15 сентября 1429 г.) истолковывает слова погребальной ектении следующим образом: «Диакон .. мы умираем, и потому, что мы, примирившись друг с другом, молимся за умерших, и хотя бы как-нибудь помочь ему в нашей молитве, чтобы был мир с ним – после того, как он примирится с Богом. Затем помолитесь за покой души умершего, за прощение всех его грехов и чтобы Господь создал душу в продавцах праведников – и все единодушно поют самую спасительную молитву – «Господи, помилуй». Он также предлагает всем просить Христа о милости к мертвым, Царство Небесное и прощение грехов. Священник, тайно принося перед этим с благоговением молитву к Богу и называя его Богом дух (ангелы и души) и всякая плоть, умоляет его упокоить душу умершего в месте покоя, откуда вся боль и вздохи он бежал, и простить всякий грех, совершенный делами, словами и мыслями, потому что никто не без греха, только Он один, воплощенный без греха. Он праведен, и его слова истинны, потому что он сам есть истина, и он сказал:
Я воскресение и жизнь (Иоанна 11,25).
Поэтому священник, провозглашая это, обращается к Богу:
Ибо Ты есть воскресение, жизнь и покой спящего раба твоего, Христа, Бога нашего;
так как мы надеемся, что душа умершего будет жить, воскреснет (в день всеобщего воскресения мертвых) и обретет (уже с телом) покой в Господе».
Затем читаются или поются «блаженные» стихи (по обычаю) – стихи из Нагорной проповеди, за которыми снова следуют погребальные стихиры:
- Блаженны нищие духом, ибо они Царство Небесное.
- Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
- Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
- Блаженны алчущие и жаждущие справедливости, ибо они насытятся.
- Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
- Блаженны миротворцы, ибо они будут названы детьми Божьими.
- Будьте благословенны изгонять истину ради тех, кто есть Царство Небесное.
- Блаженны, конечно, когда тебя ругают и ты женишься, и засчитывается каждый злой глагол, потому что ты лжешь мне из-за меня.
- Радуйтесь и радуйтесь, ибо ваша плата очень высока на небесах (от Матфея 5: 3–12).
Учение о пути вечного блаженства пронизывает весь погребальный обряд, начиная с первых молитв «в светлую память» умершего и стихов «благословен, он избран и доволен Господом». Псалом «Блаженство непорочных…» утверждает нас в «законе Господнем».
Далее следуют отрывки из Апостола и Евангелия, подтверждающие нас в надежде на воскресение и в неизбежности справедливого суда.
О целовании умершего
Придите, последний дадим, который целуется, братья, к мертвым, славя Христа. Это отход от рождения и гробница приближается, даже не беспокоясь о существовании многогранной территории. Мы разделяемся там, где сейчас семья и друзья. Помолимся Господу, – играет песня.
Эта и последующие стихиры последнего поцелуя звучат как разговор между умершим и живым.
– Рцы теперь, брат, нам, камо, уходит в тишине?…
– Я иду к Господу Богу судьи, чтобы предстать перед судьей..
Эти слова, вызывающие слезы привязанности, однако, не приводят нас в отчаяние и не усиливают боль, а, наоборот, вызывают в людях пламенное молитвенное чувство, почти угасшее в суете повседневной жизни. Для многих сегодняшних православных христиан обращение к Богу началось с момента погребения близких, потому что хорошо выполненная молитва на буксире за умерших также просвещает ожесточенные души.
Переносится и сама последовательность разлуки с усопшим во время обряда погребения в церкви. Последние минуты, в которые на этой земле мы видим лицо дорогого нам человека. В последний раз мы просим у него прощения в наших грехах перед ним. Мы прощаем его и благословляем именем Бога в его последнем путешествии.
В разных местах последний поцелуй имеет свои особенности. Например, в Москве перед гробницей ставят кафедру со Святым Крестом. Когда поют стихи, сначала священник с диаконом, затем родственники усопшего и все верующие достойно подходят к Кресту с левой стороны гроба: женщины следуют за мужчинами по двое в ряд. Сделав два поклона в пояс, они поочередно целуют Крест и делают еще один поклон до земли. Поцеловав Крест, они подходят к гробу по одному, с правой стороны, и целуют усопшего. В других местах с правой стороны гроба стоит кафедра, на которой помещена икона Пресвятой Богородицы с Вечным Младенцем, а не Крест. Присутствующие парами подходят вправо и такими же поклонами целуют изображение Спасителя на правой ноге и изображение Богородицы – на правой руке, затем целуют усопшего. Известны также различные поцелуи усопшего. В одних местах целуют в губы, в других – в лежащую на лбу плетку.
Все эти характеристики не указаны в богослужебных книгах, но с незапамятных времен передавались из поколения в поколение. Здесь только нужно соблюдать порядок и единообразие, принятые в данном месте.
Как и другие погребальные обряды, поцелуй также имеет богословское значение. Святой Симеон называет это знаком общения и единства, знаком того, что «даже когда мы умираем, мы не отделяемся друг от друга .. потому что мы будем жить во Христе».
О. Михаил Масляев у гроба прихожанина. Воронка, 1936 г
Несколько слов следует сказать о погребении монахов: когда миряне присутствуют на погребении монаха, они должны не целовать его, а просто поклониться земле перед гробом. Только монахи целуют умершего монаха – в парамандах (четырехугольная пластина с изображением Распятия), закрывающей лицо умершего. Точно так же монах на погребении мирянина не целует его, а просто кланяется.
Каждый, независимо от церковного или светского положения, должен преклоняться перед умершим до земли. В этом случае нужно мысленно попросить у умершего прощения, простив ему все его грехи.
Трижды поклонившись умершему и поприветствовав его, каждый молча «самому себе», он говорит:
- Слуга Божий (или: раб Божий), (имя умершего), прости меня за любовь Христову во всем и во всем;
- И Бог простит и благословит вас;
- Если вы смелы, молитесь за меня как за грешника (грешника) Господу Богу.
О прощальной грамоте
После поцелуя священник, прочитав разрешительную молитву, написанную на листе над гробом, пишет от имени умершего и свое, затем кладет сложенный лист в правую руку умершего. Обычай этот очень старый, распространен только на русской земле. Во времена глубокой древности некий воин Симон первым попросил пещерного монаха Феодосия (ок. 1008 г. – 3 мая 1074 г.) после его смерти вложить ему в руку путевое письмо, составленное монахом.
Преподобный Феодосий Печерский с его житием (икона 17 века)
Преподобный Нестор-летописец (ок. 1056-1114) замечает по этому поводу: «Во-первых, не творите на Руси вещей». Позже умерший явился в видении одному из монахов пещерного монастыря и сказал: «Скажи моему сыну, что я получил все хорошее по молитве святого». Широко известен случай с верным князем Александром Невским (13 мая 1221 г. – 14 ноября 1263 г.), который в могиле, как живой, протянул руку и сам получил прощальное письмо от митрополита Кирилла.
Святой Александр Невский. Фреска, 1666 г., Москва, Кремль, Архангельский собор, роспись юго-восточного столпа
К сожалению, наряду с этим благочестивым обычаем мы часто сталкиваемся с суеверным отношением к прощальным письмам. Некоторые христиане разными способами пытаются получить почерк от своего духовника еще при жизни – как бы «на всякий случай». Это совершенно неверно, так как в разрешительной молитве, написанной в письме, священник от имени Бога прощает умершему духовному сыну (дочери) все грехи, за которые покойный должен был покаяться в течение своей жизни или которые он не успел пойти на исповедь по забывчивости или по другим уважительным причинам. А допускать те грехи, которые человек еще не совершил, «допускать» на будущее – бессмысленно и незаконно.
Одно прощальное письмо не может спасти душу человека. Человек спасается праведной верой, добрыми делами и чистым покаянием в грехах. Они спасены молитвами святых Бога, тех, кому было разрешено возносить молитвы Богу за тех, кто сейчас живет на земле, молитвами священников и монахов, а также братьев по вере. Молитвы духовного отца имеют великую силу перед престолом Божьим.
Прощальное письмо еще называют рукописью
Из жизни монаха Василия Нового (ум. 944 г.) мы узнаем, как душа умершей Феодоры, которую ангелы приводят к престолу Божию, встречает во время своего путешествия великим страхом «сборщики налогов» – демоны, которые осуждать душу за многие тяжкие грехи и стремиться вырвать ее из рук Ангелов. Ангелы защищают душу Феодоры от демонической клеветы, рассказывая о добрых делах умершего, его покаянии и его молитвах. И когда его добрых дел недостаточно для оправдания, они, кажется, дают демонам выкуп из некой шкатулки, после чего сборщики налогов немедленно удаляются. Этот выкуп – молитвы монаха Василия, духовного отца Феодоры. Конечно, молитва – это духовное дело, и о шкатулке Жизни говорят образно, чтобы мы могли вообразить вещи, недоступные чувственному восприятию.
Точно так же почерк является видимым изображением молитв и прощения духовника. Он служит, потому что мы, живые, стремимся к покаянию. Если совесть умершего отягощена великими нераскаявшимися грехами и никогда не молилась Богу: «Отверни лице Твое от грехов моих и очисти все беззакония мои» (Псалом 50,10), то принесет ли ему это письмо пользу?
О возлиянии Елея
После того, как священник возложил прощальное письмо в руку усопшего, певцы поют стихиры:
Видеть меня немого и запыхавшегося настоящего, плакать обо мне, все братья и друзья, родственники и знамения. Потому что вчера с тобой в клятвах, но страшный час смерти исходит из меня. Но подойдите все любящие меня и поцелуйте меня последним поцелуем. Я уже не приду к вам и не буду говорить. Но все остальное находится у Судьи грядущего, где этому человеку не рады. Приходит раб или господин купно, король и воин, богатые и бедные, равные по рангу. Каждое его произведение либо прославляется, либо оценивается. Но я молю всех и падаю, молю Господа, чтобы он не был обманут моими грехами в месте мучений, но чтобы он позволил мне, где есть свет утробы.
Эти слова очень значительны: каждый говорит: «Его дела будут прославлены или осуждены», вы всегда должны помнить их. И нашим главным заветом в час отхода от земной жизни будет просьба ко всем христианам непрестанно молиться за нас.
Если священник сопровождает тело до могилы, то эту стихиру надо уже спеть на кладбище или приближаться к нему. Но там, где это невозможно, погребения до конца служат в храме. Этот метод распространился во времена гонений, когда старообрядческие священники не могли совершать богослужения за пределами церковных стен. Также внутри храма часто совершается следующий обряд – заливание масла.
Сан-Диониджи Ареопагит. Фрагмент фрески. Великий Новгород, Феофан Грек Положив лист с разрешительной молитвой в руку усопшего, священник разрывает нить, собирающую голову плащаницы, и опускает ее на лицо усопшего. Еще он снимает крышку с гроба, а сложенное пополам полотно под ней расправляет, покрывая тело с головы до пят. Теперь священник, стоя справа от усопшего, наливает масло крест-накрест, начиная с головы. Блаженный Симеон Фессалоникийский советует взять масло с жертвенника; некоторые священники берут это из светильников семи огней. Если погребение совершается в часовне или доме и алтарный елей заранее не хранится, его можно получить в любой лампаде. Если умерший получил помазание перед смертью, священник выливает на него остатки елея помазания во время погребения.
Маслом поливают всех умерших, независимо от того, помазаны они или нет. Святой Дионисий Ареопагит объясняет этот обряд следующим образом: «При крещении помазание елеем призывало крещеных к священным делам, а теперь возлияние елеем указывает на то, что умерший трудился в этих делах и достиг совершенства». Псалом 23 содержит то же значение, которое священник должен читать при этом:
Кто взойдет на гору Господню или кто встанет на место, освящающее ее? Он не виноват ни в чьей руке и чист сердцем, кто не принимает свою душу и не клянется его искренностью. Он получит благословение Господа…
Поэтому псалом нужно читать вслух до конца, как указано в монашеском и священническом распоряжениях о погребении. Дело в том, что в порядке светского захоронения на этом месте для краткости упоминаются только первые слова псалма, из-за чего многие священники ограничивают свое произношение.
О предании земле
Когда священник не имел возможности увидеть гроб в гробнице, «захоронение» символически совершалось внутри храма. В этом случае священник посыпает небольшим количеством сухой земли или песка не закрытый гроб, а тело, лежащее в обтянутом полотном гробу, точно так же, как поливает маслом. При этом он говорит:
Всю землю, и все вы пошлете на землю, Господи, душу раба Твоего, вас встретят со святым покоем.
То есть: «Все взятое с земли, то есть все тленное, смертное, Ты посылаешь на землю, Господь. А бессмертная душа, которую ты взял, покоится со святыми».
В нашем народе веками не переводилось мнение, идущее из язычества, что главное в погребении в церкви – это именно «погребение усопшего». Многие считают, что незамеченный покойник «не принимает землю» и опасаются, что он напугает своих родственников во сне или наяву. Все это суеверие. Часто люди всеми правдами и неправдами добиваются церковного захоронения даже для тех людей, для которых это явно незаконно и кощунственно. Получив отказ в своей церкви, они совершают отпевание по усопшим с новообращенными, мотивируя это тем, что «другого выхода нет». В таких случаях это уже не забота о душе умершего, а желание совершить обряд «предания его земле». Но сами слова, произнесенные священником, ясно говорят о том, что земля принимает всех детей Адама: праведных и грешных, верных и неверных.
Поэтому говорят: «Пошли все на землю». И священник молится не о том, что от вечности творится природой, а об упокоении души умершего со святыми. А до этого суеверным людям все равно. Они не призывали своего брата к покаянию при его жизни, и теперь, когда он мертв и идет к судье, «где лицо не может быть принято», они не хотят плакать его душой перед Богом, делая посты и милостыню, но они только по глупости пытаются совершить обряд, значения которого сами не понимают.
«Ты земля и иди на землю», – сказал Господь Адаму после его падения. Эти слова выражали отказ предков от изначальной чести и славы. Но во Христе мы, потомки Адама, призваны от тления к нетлению, к вечной славе: «от смерти в жизнь и с земли на небо Христос Бог привел нас…» (Пасхальный канон, песнь I).
Цель жизни верующего – получить право на вечное царство со Христом после Его славного Второго пришествия. Так что действительно, имея такие великие обещания, будем ли мы стремиться не к светлой жизни, а к темной стране, к забвению и тьме?
Если «погребение» совершается в храме, родственники больше не должны открывать лицо умершего после него. Однако если из-за непредвиденных обстоятельств это произойдет, не стоит паниковать. Некоторые несведущие считают, что если после присыпания землей открывается лицо умершего, его следует повторить. Но это всего лишь суеверное понятие, так как целью церковных погребений является не столько погребение тела на земле, сколько упокоение бессмертной души.
О несении гроба к могиле
Гроб вытаскивают сразу после окончания поцелуя. Известен и другой обычай: нести во время пения тропарий «С духами праведными» или за ними. Это было сделано на Рогожском кладбище в Москве. Или прощание и начальные поклонения совершаются в церкви и гроб сопровождают к месту погребения с пением единственной молитвы «Святой Бог». Если возможно, следует прилагать усилия к тому, чтобы совершать обряд во всем, согласно Потребителю, поскольку он развивался на протяжении веков, сопровождая каждые похороны глубоко поучительной и трогательной молитвой.
перед гробом принято нести Святой Крест или икону. В некоторых местах, как свидетельствует «История Ветковской церкви», рядом с иконой носят освященную кутью, чтобы можно было ее попробовать после погребения.
известно, что в разных местностях принято носить крышку гроба по-разному: либо перед гробом, либо непосредственно за иконой, либо, наоборот, за всей похоронной процессией. Конечно, в древности, когда крышка и гроб были сделаны из разрезанного пополам бревна и никак не декорированы, носить его спереди не имело смысла. Но теперь, когда Святой Крест нашит на крышке гроба, обычай носить его перед гробом кажется вполне объяснимым. Однако, чтобы избежать соблазна, следует отдавать предпочтение устоявшемуся обычаю в определенной области.
По старинной традиции на маршруте есть три остановки: во дворе храма, в середине маршрута и на самом кладбище. В этом случае гроб ставят на подготовленные табуреты; Икона, которую несут во главе процессии, разворачивается лицом к приветствующим. Священник с кадилом возвещает усиленные ектения, в очередной раз прося молитвы об «покое и прощении» грехов умершего. После его восклицания «Как дела, воскресение…» поют «Аминь», гроб поднимают и переносят дальше под песню «Трисаджио».
У гроба священник поливает умершего маслом, а после этого, когда гроб уже закрыт крышкой, после произнесения избавления читает разрешительную молитву. Затем закрытый гроб опускают в могилу и священник, взяв лопату, присыпает ее крест-накрест землей со словами:
Всю землю, и всех посылайте на землю, Господи…
Есть неписаный местный обычай: петь лити на гробу умершего до или после погребения. Вероятно, в этом обычае отразилось совмещение похорон с поминовением третьего дня. Поэтому совершение литиции по окончании погребения на третий день (третий день) не кажется лишним, а даже похвальным.
Во всяком случае, после капитуляции на землю приветствующие читают тропарий «Мир, Господи, душа покойного раба Твоего…» с 15 поклонами. Затем, завершив так называемый «начальный старт» (семь поклонов), люди еще раз приветствуют усопшего и расходятся.
Раньше возвращение похоронной процессии было достойным, душевным и утешительным. Икона была принесена раньше, люди продолжали ходить с длительным пением, например:
Утешайте свою работу или безупречные обстоятельства, удовлетворяющие нас. Вы – одно твердое и известное основание имама и ваше заступничество перед фанатиком; да не стыдимся, о Владыка, призывая тебя к себе, услышь молитву плачущих: радость в Мастере, всех помощниках, радость и защита души (стихиры 4 голоса).
Об устройстве могилы
Святые отцы учат нас не ставить дорогие надгробия, но увещевают «добро умерших в небо посылать» в виде милостыни. Могила и надгробие христианина должны быть устроены просто и скромно.
Могилы старообрядцев на Рогожском кладбище в Москве
Мы верим, что в день всеобщего воскресения мертвые воскреснут, обретут свои тела в новом качестве, не подверженные тлению и разрушению. Те, кто были сожжены и утоплены, и люди, растерзанные зверем, предстанут перед Божьим судом без какого-либо внешнего вреда, но будут лишь печатью своих жизненных дел. У праведников лица будут полны радости и света, а лица нечестивых и нечестивых будут почернены от стыда и ужаса. Но, веря в воскресение тела, христиане, тем не менее, сторонятся распространенного в наше время языческого обычая сжигания трупов, имеющего в себе явный образ огненного ада.
Христианское погребение во всех его обрядах выражает то, во что мы верим и чего ожидаем после смерти. Умерший полагается на лицо, обращенное на восток, как знак своей веры в Воскресение Христа и в ожидании всеобщего восстания мертвых. А над гробом «у подножия» умершего помещен честный и животворный Крест Господа нашего Иисуса Христа.
Раньше в России кресты часто делали из прочного дерева, размером со среднего человека. Изображение Креста было также высечено на каменных надгробиях. Но сейчас старообрядческие кладбища, как и все остальные, заполнены железными крестами или памятниками. А некоторые даже «украшены» всевозможными железными мотивами, например, никонианскими. Облицовка гробницы изразцами и возведение высокой оградки также распространилась среди старообрядцев. Родственники погибших, похоже, пытаются посадить в тюрьму своего родственника. Но, с сожалением об этом говоря, вспоминаем слова святого Афанасия Великого: «По крайней мере, тех, кто уснул в благочестии, помещают под открытое небо, не сдавайтесь, приглашая Христа Бога сжечь масло и огоньки на земле гробница: это приветствуется. Богу и вознаграждается Им великой наградой “… Имея это в виду, для совершения погребальных молитв на кладбище лучше всегда иметь при себе икону или Крест с изображением Распятие Господа.