Божественная литургия (от греч. Λειτουργία (литургия) – общее дело) – основное христианское богослужение, во время которого совершается Таинство Причастия или Евхаристии (от греч. Εὐχαριστία (Евхаристия) – благодарение, благодарность).
Первую литургию совершил Господь наш Иисус Христос в Горнице Сиона, и каждая литургия является загадочным продолжением этого события.
Святитель Иоанн Кронштадтский:
«… В нас нет настоящей жизни без источника жизни – Иисуса Христа. Литургия – это сокровище, источник истинной жизни, потому что в ней Сам Господь. Господь жизни учит себя есть и пить тех, кто верит в Него, и дает жизнь в изобилии своим участникам… Наша Божественная литургия, и особенно Евхаристия, является величайшим и самым постоянным откровением любви Бога к нам».
Три вида Литургии
В наше время распространены три вида Божественной литургии: литургия св. Иоанна Златоуста, св. Василия Великого и литургия Преждеосвященных Даров, или св. Григория Великого, Папы Двоеслова.
1. Литургия св. Иоанна Златоуста совершается круглый год, в то время как две другие литургии совершаться не должны.
2. Литургия святителя Василия Великого совершается десять раз в год: по всем воскресеньям Великого поста, кроме Вербного воскресенья; Великий четверг и суббота Страстной недели; 14 января (память святителя Василия Великого) и канун или сам день праздников Рождества Христова и Крещения Господня.
3. Литургия Преждеосвященных Даров совершается во время Великого поста:
- по средам и пятницам,
- четверг 5-я неделя Великого поста,
- понедельник, вторник и среда Страстной недели,
- в дни памяти святителя Иоанна Крестителя (9 марта обычного года, 8 марта високосного года) и Сорока мучеников Себастьяна (22 марта), если эти праздники приходятся на период Великого поста и не в воскресенье,
- в храмовый праздник и праздник почитаемого святого (кроме праздника Благовещения), приходящийся на указанный период.
Эта литургия называется так потому, что в ней участвуют Святые Дары, ранее освященные в литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого.
Широко распространенное совершение Преждеосвященной литургии в дни Великого поста было одобрено 52-м каноном VI Вселенского Собора и имеет целью не лишать верующих мистического общения с Господом и, в то же время, не нарушать пост и покаяние через совершение всей торжественной литургии.
Три части Литургии
1. Проскомидия, во время которой готовятся вино и хлеб (просфоры) для Евхаристии и поминаются души христиан, живых и мертвых, посредством чего священник удаляет частицы из просфоры. В конце службы эти частицы окунаются в Чашу Крови с молитвой: «Смой, Господи, грехи всех здесь, которые поминались Твоей Честной Кровью по молитвам твоих святых».
Воспоминание о живых и умерших в Проскомидии – самая действенная молитва. Проскомидия совершается духовенством в алтаре; в храме в это время обычно читают часы.
2. Литургия оглашенных, которая начинается словами священника: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа ныне и всегда и во веки веков» и заканчивается словами: » оглашенные, выходите».
В этой части могли участвовать оглашенные, слушавшие чтения Евангелия и Апостола.
3. Литургия верующих, которая начинается словами: «Сокровища веры, чемоданы и чемоданы в мире, помолимся Господу…» и заканчивается прощанием.
«В настоящее время необходимость присутствия верных (верных) только на литургии конкретно не удовлетворяется; однако на более глубоком уровне это все же осознается, потому что все, что будет дальше в Литургии, полностью закрыто для непосвященного, нецерковного сознания. Литургия воспринимается только верой и может быть понята только после того, как войдет в традицию церковной жизни и познакомится с учением Церкви».
Самый важный момент литургии отмечается в литургии верующих: анафора (евхаристический канон). Он начинается словами священника «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами» и заканчивается словами «И милость Господа нашего и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа со всеми вами».
Анафора – сердцевина Литургии
Центральная часть христианской литургии, во время которой совершается приношение Святых Даров, – это Анафора (Евхаристическая молитва, Евхаристический канон). Древнейший по своему происхождению, это важнейший момент всего православного богослужения в целом.
Во всей Анафоре можно выделить несколько основных частей:
- Praefatio (введение на латыни) – это вступительная молитва, содержащая хвалу и благодарность Богу.
- Sanctus (лат. Святой) – гимн «Свят, свят, свят…».
- Анамнез (латинское воспоминание) – напоминание о Тайной вечере с чтением сакраментальных слов Иисуса Христа.
- Эпиклезис (лат. Призыв) – призыв Святого Духа к присутствующим «Дарам.
- Покров (лат. Заступничество, заступничество) – молитвы за живых и мертвых, составляющих Церковь, с поминанием Богородицы и всех святых.
Время и дни совершения Литургии
Литургия в больших церквях совершается ежедневно (кроме тех дней, когда ее совершить нельзя), в большинстве других – каждое воскресенье. Начало литургии обычно в 9-10, в церквях, где есть более одного алтаря, также может быть совершена ранняя литургия (в 6-7). Продолжительность службы (в зависимости от того, священник или епископ): 1,5-2 часа.
Что касается Типико (глава 8: О литургиях), то в нем указывается время начала литургии и время приготовления еды в разные дни (суббота, вс, праздники). Разница между одним и другим равна 1 часу.
Литургия не запланирована на следующие дни.
- Среда и пятница сырной недели (неделя перед Великим постом).
- Понедельник, вторник и четверг недель Великого поста.
- Страстная пятница, если этот день не совпадает с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля), когда возлагается Литургия св. Иоанна Златоуста.
- Пятница, предшествующая праздникам Рождества Христова и Крещения Господня, если сами дни праздников приходятся на воскресенье или понедельник.
Литургия и Таинство Святого Причащения
Причастие – это не обязанность, а привилегия христиан. Преподобный Серафим Саровский сказал, что это человек, регулярно принимающий Святое Причастие. Постепенно освящаются Тайны Христа. Сам Господь сказал: «Кто не ест мое тело и не пьет мою кровь, тот не имеет жизни вечной». Древняя практика предусматривала еженедельное и даже ежедневное причастие. См. Раздел: Как часто причащаться.
Желающим причащаться на Литургии Святых Христовых Таин необходимо прежде всего очистить свою совесть в Таинстве покаяния (исповеди). Перед причастием также совершается литургический пост. Значение Таинства раскрывается в молитвах к Святому Причастию, которые находятся в молитвеннике. К Причастию нужно готовиться, но никто не может быть к нему полностью готов.
Примечание. В современной приходской практике в праздники Пасхи и Рождества Христова литургия совершается после полуночи (в этом случае евхаристический пост составляет 6 часов).