Храм в честь св. великомученика и целителя ПантелеимонаЖитие святого великомученика и целителя ПантелеимонаПространное житие св. великомученика и целителя Пантелеимона

День памяти:  Июль 27

Икона храма великомученика Пантелеймона

Великомученик и целитель Пантелеймон родился в городе Никомидии в семье языческого дворянина Евсторгия и носил имя Пантолеон. Его мать Еввула была христианкой. Он хотел воспитать сына в христианской вере, но умер, когда будущий великомученик был еще мальчиком. Его отец отправил Пантолеона в языческую начальную школу, после окончания которой юноша начал изучать искусство медицины у известного доктора Евфрозина в Никомидии и стал известен императору Максимиану (284-305), который хотел видеть его в его суд.

В то же время в Никомидии тайно проживали святые мученики пресвитеры Ермолай, Ермиппо и Ермократ, пережившие пожар 20 000 христиан в Никомидийском храме в 303 году. Сант’Эрмолай неоднократно видел, как Пантолеон проходил перед их убежищем. Однажды пресвитер позвал молодого человека к себе домой и рассказал ему о христианской вере. После этого Пантолеон ежедневно посещал святого мученика Ермолая.

Однажды молодой человек увидел на улице мертвого ребенка, укушенного еще находившейся поблизости гадюкой. Пантолеон стал молиться Господу Иисусу Христу о воскресении умерших и умерщвлении ядовитой рептилии. Он твердо решил, что если на его молитву будет дан ответ, он станет последователем Христа и примет крещение. Ребенок ожил, и ехидна разлетелась на части перед Пантолеоном.

После этого чуда Пантолеон был крещен Сант’Эрмолао с именем Пантелеймон (Милосердный). В беседе с Евсторгием святитель Пантелеймон подготовил его к принятию христианства, и, когда отец увидел, как его сын исцелил слепого, призвав имя Иисуса Христа, он уверовал во Христа и крестился вместе со слепым, у которого было получил его зрение.

После смерти отца святой Пантелеймон посвятил свою жизнь страждущим, больным, бедным и нуждающимся. Он бесплатно исцелял всех, кто приходил к нему, исцеляя их во Имя Иисуса Христа. Он посещал заключенных в темницах, особенно христиан, которыми были переполнены все тюрьмы, и исцелял их от ран. Вскоре голос доброго доктора разнесся по городу. Оставив других врачей, жители стали обращаться только к Сан-Пантелеймону.

Из зависти врачи сообщили императору, что святитель Пантелеймон лечит узников-христиан. Максимиан уговорил святого опровергнуть донос и принести жертву идолам, но святой Пантелеймон исповедал себя христианином и перед императором исцелил парализованного во имя Иисуса Христа. Свирепый Максимиан казнил исцеленного, прославившего Христа и подвергшего святого Пантелеймона жестоким мучениям.

Господь явился святому и укрепил его, прежде чем он пострадал. Великомученика Пантелеймона повесили на дереве и разорвали железными когтями, зажгли свечами, затем растянули на колесе, бросили в кипящую банку и бросили в море с камнем на шее. Во всех пытках великомученик остался невредимым и смело обличил императора.

В то же время пресвитеры Ермолай, Гермипп и Гермократ предстали перед судом язычников. Все трое твердо исповедали свою веру в Спасителя и были обезглавлены (информация о них была опубликована 26 июля).

По приказу императора великомученик Пантелеймон был брошен на растерзание диким зверям в цирке. Но животные лизали его ноги и отходили друг от друга, пытаясь дотронуться до руки святого. Публика поднялась со своих мест и закричала: «Велик Христианский Бог!» Разъяренный Максимиан приказал воинам рубить мечами всех прославляющих имя Христа и отсекать голову великомученику Пантелеймону.

Святителя отвели на место казни и привязали к маслине. Пока великомученик молился, один из воинов ударил его мечом, но меч стал мягким, как воск, и не причинил ему вреда. Святой закончил свою молитву, и раздался Голос, называющий мученика по имени и зовущий его в Царство Небесное. Услышав Голос с Небес, воины упали на колени перед святым мучеником и попросили прощения. Палачи отказались продолжать казнь, но великомученик Пантелеимон приказал исполнить приказ императора, сказав, что иначе они не будут иметь с ним части в будущей жизни. Солдаты со слезами встретили святого, целуя его.

Когда мученику отрубили голову, из раны хлынуло молоко. Оливковое дерево, с которым был связан святой, в момент его кончины было покрыто плодами. Многие из присутствовавших на казни уверовали во Христа. Брошенное в огонь тело святого осталось нетронутым в огне и было похоронено христианами († 305 г.). Слуги великомученика Пантелеймона Лаврентий, Вассой и Провиан видели его казнь и слышали голос с небес. Они написали рассказ о жизни, страданиях и смерти святого великомученика.

Святые мощи великомученика Пантелеймона были разбросаны по всему христианскому миру: его честная глава сейчас находится в русском Афонском монастыре во имя великомученика Пантелеймона.

Почитание святого мученика в Русской Православной Церкви известно с XII века. Князь Изяслав, крещеный Пантелеймон, сын святого Мстислава Великого, имел на шлеме изображение великомученика Пантелеймона. По заступничеству святителя он пережил войну 1151 года. В день памяти великомученика Пантелеймона русские войска одержали две морские победы над шведами (в 1714 году в Гангаузе, в 1720 году в Гренгаме).

Великомученик и целитель Пантелеймон, древняя икона

Великомученик Пантелеймон почитается в Православной церкви как грозный святой, покровитель воинов. Эта сторона почитания раскрывает его имя Пантолеон, что означает «лев во всем». Второе название Крещения – Пантелеймон, то есть «милосердный», раскрывается почитанием великомученика как целителя. Западные христиане считают его покровителем врачей. Связь между этими двумя покровительствами святого хорошо видна из того, что воинам, которые получают ранения чаще других, прежде всего нужен лекарь-целитель. Поэтому даже христиане, ведущие духовную войну, обращаются к этому святому с просьбой излечить язвы души.

Имя святого великомученика и целителя Пантелеймона произносится при совершении таинства освящения масла, освящения воды и в молитве за слабых.

Великомученик и целитель Пантелеймон, фреска с потерями

День памяти святого великомученика и целителя Пантелеймона в Русском монастыре на Афоне – храмовый праздник. За 8 дней до праздника начинается предпраздничный праздник, на котором после вечерни поются молитвенные каноны на 8 тонов, и на каждый день существует особый канон. Второй день каникул – день учителя. В день самого праздника, после вечерни, совершается поминальная служба по усопшим строителям и благодетелям монастыря, освящается и раздается коливо (кутья). Хор по девятому канону великомученика и целителя Пантелеймона по афонскому рукописному сообщению опубликован в «Журнале Московского Патриархата» (1975, № 3, с. 45-47).

(Краткая жизнь взята с сайта http://www.pravoslavie.ru/)

(Из сборника Житий святых свт. Димитрия Ростовского)

Вмч и целитель Пантелеймон, новоявленная икона

Когда воцарился злой Максимиан1), жестокий мучитель христиан, и когда почти вся вселенная была покрыта тьмой идолопоклоннического зла, повсюду было возложено великое гонение на верующих во Христа, и многие исповедники святого имени Иисуса Христа умерли как мученик, то пострадал за Христа на битинской земле2) в городе Никомеде) и за святого великомученика Пантелеймона.

Этот славный мученик Христа родился в том же городе Никомидии от знатного и богатого отца по имени Евсторджио и матери Эвбулы. Его отец, согласно его вере, был язычником, горячо привязанным к идолопоклонству; мать – христианка, наученная предками святой вере и ревностно служащая Христу. Таким образом, соединенные тела были духовно разделены: он приносил жертвы лживым богам, она приносила «жертву хвалы» истинному Богу. Родившегося от них мальчика, о котором мы говорим, звали Пантолеон, что означает: во всем – лев, ибо предполагалось, что в храбрости он будет подобен льву. Но позже юношу переименовали в Пантелеймона, то есть милосердного, потому что он проявлял милосердие ко всем, когда лечил больных бесплатно или подавал милостыню бедным, щедро раздавая отцовское богатство нуждающимся.

С раннего детства мать воспитывала мальчика в христианском благочестии, обучая его познанию единого истинного Бога, живущего на небесах, Господа нашего Иисуса Христа, чтобы он верил в Него и радовал Его добрыми делами, отвергая языческое многобожие. Мальчик прислушивался к наставлениям своей матери и выучил их, насколько это было возможно в соответствии со своим подростковым возрастом. Но что за потеря и лишение! его добрая мать и наставник в юности отправилась к Господу, оставив мальчика, который еще не достиг совершенного ума и возраста. После смерти юноша легко пошел по стопам отцовской иллюзии; его отец часто заставлял его поклоняться идолам, заявляя о языческом нечестии.

Затем юношу отправили в гимназию, и когда он успешно прошел курс всей внешней языческой любви к мудрости, отец отправил его в медицинский институт к славному евфросиеву врачу, чтобы он мог приобрести «навыки в области медицины» искусство медицины. Подросток, обладая проницательным умом, легко усваивал то, чему его учили, и, быстро превосходя сверстников, был мало равен самому учителю: к тому же отличался поведением, красноречием, красотой и производил на всех приятное впечатление; он был известен и самому царю Максимиану. Потому что Максимиан жил в то время в Никомедии; истязав христиан, он сжег 20 000 человек в церкви4), в день Рождества Христова убил епископа Антима 5) и после различных пыток отрекся от многих различных видов смерти. Доктор Евфрозино часто приходил с лекарствами в королевские покои мучителя либо сам, либо его придворные, потому что этот доктор давал лекарства от болезней всему королевскому двору. Когда Евфрозино пришел к царю во дворец, его сопровождал юный Пантолеоне, следовавший за своим учителем, и все восхищались красотой и добротой юноши. И царь, увидев его, спросил:

– Откуда он и чей сын?

Получив ответ, царь приказал учителю как можно скорее и наилучшим образом научить юношу всему врачебному искусству, выразив желание всегда иметь его с собой, достойно стоять перед царем и служить ему. На тот момент молодой человек был уже в прекрасном возрасте.

Читайте также:  Молитвы святителю Тихону, епископу Воронежскому, Задонскому чудотворцу

В те дни в Никомидии жил пожилой пресвитер по имени Ермолай6), опасаясь нечестивых, который скрывался с некоторыми христианами в маленьком и ничтожном доме. Путь Пантолеона, когда он шел от своего дома к хозяину и обратно, проходил перед домом, в котором скрывался Ермолай. Увидев из окна часто проходившего мимо молодого человека, Ермолай по лицу и взгляду узнал его добрый нрав; Понимая в духе, что юноша будет избранным сосудом Богом, Ермолай однажды вышел навстречу юноше и умолял его приехать к нему домой на как можно более короткий срок. В дом старца вошел кроткий и послушный юноша. Уложив его сесть рядом, старец спросил его о его происхождении и его родителях, его вере и всем его образе жизни. Юноша рассказал все подробно и сказал, что его мать была христианкой и умерла, а отец жив и по языческим законам поклоняется многим демонам. И Сант’Эрмолай спросил его так:

– Ну, а ты, умница! К чьей стороне и вере вы бы хотели принадлежать, к отцу или матери?

Молодой человек ответил:

«Моя мать при жизни научила меня своей вере, и я любил ее веру. Но мой отец, будучи сильнее, заставляет меня подчиняться языческим законам, он хочет установить меня в царских покоях в чине близких и высокопоставленных воинов и слуг короля.

Сант’Эрмолай снова спросил:

– А в каком учении вас учит учитель?

Молодой человек сказал:

– Учения Асклепия, Гиппократа и Галена7); Это именно то, чего хотел мой отец, и учитель говорит, что если я выучу учения этих людей, я могу легко излечить у людей все виды болезней.

В своих последних словах Сант’Эрмолай нашел возможность для полезного разговора и начал в сердце молодого человека, как на доброй земле, сеять доброе семя слов Бога:

«Поверьте мне, – сказал он, – о, молодец! – Скажу правду; учения и искусство Асклепия, Гиппократа и Галена незначительны и вряд ли могут помочь тем, кто к ним прибегает. Да и боги, которым поклоняются царь Максимиан, ваш отец и другие язычники, тщеславны и являются не чем иным, как сказками и обманом для слабоумных. Истинный и всемогущий Бог един: Иисус Христос, в Которого, если вы верите, вы излечите все виды болезней одним призывом Его Пречистого Имени. Он дал зрение слепым, очистил прокаженных, воскресил мертвых; демоны, которым поклоняются язычники, изгоняют людей словом; не только он сам, но и его одежда давали исцеление: поскольку его жена, страдающая кровотечением в течение двенадцати лет, как только она коснулась края его одежды, сразу же исцелилась. Но кто может подробно рассказать обо всех Его чудесных деяниях? Как невозможно сосчитать морской песок, небесные звезды и капли воды, так невозможно сосчитать чудеса и измерить величие Бога. И теперь он является сильным Помощником своих рабов, он утешает грустный, он исцеляет больных, освобождает от бедствий и всех вражеских зол, не ожидая, что тот или другой его умоляют, но предотвращая молитвы и даже сердечное движение. Он также дает силы делать все это любящим его и дарит им еще большие чудеса; наконец дает жизнь без конца в вечной славе Царства Небесного.

Пантолеоне верил в истинность этих наставлений святого Ермолая, приветствуя их в своем сердце; с радостью он углубил их своим умом и сказал святому старцу:

– Я много раз слышал это от своей матери, и я часто видел, как она молилась и взывала к Богу, о котором вы говорите мне.

С этого дня Пантолеон каждый день ходил к старейшине и наслаждался его вдохновенными беседами, укрепляясь в познании истинного Бога и его психических наставлениях.

Однажды это случилось с ним, возвращаясь к хозяину, он повернулся немного в сторону, чтобы найти мертвого ребенка, укушенного огромной ехидной, и саму ехидну, лежащую прямо там, у кончика. Увидев это, Пантолеон сначала испугался и немного отстранился, а потом подумал про себя так:

«Пришло время проверить себя и убедиться, что все, что сказал старейшина Ермолай, правда.

Закатив глаза, он сказал:

– Господь Иисус Христос, хотя я не достоин призывать тебя, но если ты хочешь, чтобы я стал твоим слугой, покажи свою силу и проследи за тем, чтобы от твоего имени этот мальчик ожил, а гадюка умерла.

И тотчас же мальчик, как из сна, ожил, а ехидна села на полпути. Тогда Пантолеон, полностью веруя во Христа, обратил свои телесные и духовные глаза к небу и благословил Бога радостью и слезами за то, что он вывел его из тьмы в свете своего знания. Он немедленно пошел к пресвитеру Сант-Эрмолао, пал к его честным ногам, прося крещения. Он рассказал ему, что произошло, как мертвый мальчик вернулся к жизни силой имени Иисуса Христа и как умерла гадюка, что и стало причиной смерти. Сант’Эрмолай, выйдя из дома, пошел с ним посмотреть на мертвую гадюку и, увидев ее, поблагодарил Бога за чудо, благодаря которому он узнал о Пантолеоне. Вернувшись домой, он крестил юношу во имя Отца и Сына и Святого Духа, и, совершив литургию в своей внутренней комнате, он приобщил его к Божественным Таинствам Тела и Крови Христовых.

После крещения Пантолеон оставался со старшим Ермолаем в течение семи дней, изучая из божественных слов, переданных ему устами старца и по благодати Христовой: как из источника живой воды он насытил свою душу изобилием воды духовные плоды. На восьмой день он пошел в свой дом, и его отец спросил его:

– Сынок, где ты был столько дней, беспокоился ли я за тебя?

Святой ответил:

– Я был с учителем во дворце короля, – лечили больного, которого очень любит король, и не покидали его семь дней, пока он снова не выздоровел.

Так говорил святой, и он не солгал, но под видом притчи, таинственно и аллегорически сообщая правду: в своем сознании он называл пресвитера святым Ермолаем, под царским покоем он имел в виду тот внутренний мир, в котором божественное Было совершено причастие, и пациент призвал свою душу, которая любила Небесного Царя и которая использовалась в течение семи дней духовного исцеления.

Когда на следующее утро он пошел к мастеру Евфросино, тот спросил его:

– Где ты был столько дней?

– Отец, купив имение, отправил меня за ним, и я притормозил, внимательно все там осмотрел: потому что куплено дорого.

И это аллегорически говорило о святом крещении, которое он принял, и о других таинствах христианской веры, которые он изучил и которые имеют необычайную ценность, превосходя все богатства, потому что они были приобретены кровью Христа. Услышав это, Евфросино прервал расследование. Благословенный Пантолеон исполнился благодати Божией, принесшей сокровище святой веры. Он очень заботился о своем отце, как вывести его из тьмы идолопоклонства и привести к свету познания Христа, и каждый день, мудро беседуя с ним притчами и вопросами, он говорил ему:

– Отец! поскольку боги, которые были созданы, как они были в начале, все еще стоят по сей день, они никогда не садятся; но кто сидел до сегодняшнего дня и не вставал?

«Мне тоже не совсем понятен ваш вопрос, – ответил отец, – и я сам не знаю, что на него ответить.

Святой, постоянно задавая отцу другие подобные вопросы, заставлял его сомневаться в своих богах и мало-помалу понимать ложь и бред идолопоклонства; его отец уже перестал поклоняться идолам, как он поклонялся им прежде, принося им многочисленные жертвы и поклонения ежедневно, и он начал презирать их и не поклоняться им. Увидев это, Пантолеон обрадовался, что хоть и вызвал у отца сомнения по поводу идолов, но не успел ли он полностью отдалиться от них. Не раз Пантолеон хотел уничтожить идолов своего отца, которых было много в его доме, но он сдерживался, отчасти, чтобы не рассердить своего отца, которого, согласно заповедям Божьим, должны были чтить, а отчасти ждать, когда отец, познав самого истинного Бога, хотел бы собственноручно сокрушить их.

В то время к Пантолеону привели слепого, который просил об исцелении таким образом:

– Пожалуйста, пощади меня, ослепленного и лишенного драгоценного света; все врачи в этом городе лечили меня, и я не получил от них никакой пользы, но я потерял последние проблески света, которые я мог видеть, вместе со всем моим имуществом; потому что я потратил много, чтобы вознаградить их, и вместо лечения получал от них только урон и трату времени.

Преподобный воспротивился ему:

– Если вы раздали все имущество тем врачам, которые не помогали вам, как вы наградите меня, если вы исцелитесь и получите зрение?

– Все последнее, что я оставил, – воскликнул слепой, – отдам вам в кратчайшие сроки.

Святой сказал:

– Дар интуиции, открывающий вам свет, будет дан вам Отцом света, истинным Богом через меня, его недостойным слугой, и вы не даете мне то, что обещали мне, но вы даете это бедные.

Читайте также:  Вариации молитвы "Отче наш"

Услышав это, Евсторгий, отец Пантолеона, сказал ему:

– Мое дитя! не смейте прикасаться к тому, что вы не можете сделать, иначе вас будут высмеивать: что, собственно, вы можете сделать больше, чем лучшие врачи, которые лечили его и не могли вылечить вас?

– Ни один, – возразил святой, – из тех врачей не знает, какое средство используется в данном случае, насколько я знаю, потому что между ними и между моим учителем, открывшим мне это средство, большая разница.

Отец, подумав, что это хозяин Евфросино, заметил:

– Я слышал, что ваш учитель использовал этого слепого, и ничего не смог сделать.

– Подожди, отец! – ответил Пантолеон, – и ты увидишь силу моего исцеления.

С этими словами он коснулся пальцами глаз слепого и сказал:

– Во имя Господа моего Иисуса Христа, просвещающего слепых, прозри.

Тут же глаза слепого открылись, и он начал видеть. И тогда отец Пантолеона, Евсторгий, вместе с человеком, прозревшим, уверовали во Христа, крестились у святого пресвитера Ермолая и исполнились великой духовной радости благодатью и силой Христа.

Тогда Евсторджио начал крушить всех идолов своего дома, в чем ему также помогал его сын Сан-Пантолеоне; разбив идолов, они бросили их в глубокую яму и засыпали землей. Прожив недолго, Евсторгий упокоился в Господе. Пантолеон, ставший наследником очень богатого отцовского наследия, немедленно предоставил свободу рабам и рабам, щедро вознаградив их; он начал раздавать имущество нуждающимся: бедным, бедным, вдовам и сиротам. Он ходил по темницам и, посещая всех страдающих в цепях, утешал их исцелениями и подаянием того, в чем они нуждались; таким образом, он был лекарем не только ран, но и бедного человека; за все, что она получала от него неиссякаемую милостыню; бедные были обогащены его щедростью; и Божья благодать помогла ему в лечении. Ему был дан дар исцеления свыше, и он исцелял все болезни бесплатно, не столько фармацевтическими средствами, сколько призыванием имени Иисуса Христа. Именно тогда Пантолеон действительно явился Пантелеймоном, то есть милосердным, как по имени, так и по сути проявляя ко всем милосердие и не отпуская никого без милостыни или без утешения, потому что он оказывал помощь недостаточным людям, а больных исцелял без компенсации. Весь город обратился к нему со своими пациентами, оставив всех остальных врачей, так как никто не мог получить такого быстрого и совершенного исцеления, как от Пантелеймона, который успешно лечил и не принимал никаких платежей ни от кого. И имя милосердного и свободного доктора стало известно всему народу, а другие врачи осуждались и высмеивались. Вследствие этого со стороны врачей возникла зависть и неприязнь к святому; это началось с того момента, как вышеупомянутый слепой получил зрение. Дело возникло следующим образом.

Однажды, когда этот слепой, прозревший благодаря святому Пантелеймону, гулял по городу, врачи увидели его и сказали себе:

– Разве это не он был слеп и искал у нас исцеления, а мы не могли его вылечить? как ты сейчас видишь? кто и чем исцелил его и открыл ему глаза?

И они спросили его, как он прозрел? И этот человек не скрывал, что Пантелеймон был его врачом. Они, зная, что он был учеником Евфросина, сказали:

– Отличный ученик, отличный учитель.

Они не знали, что сила Христа действовала через Пантелеймона, и, не догадываясь, исповедовали истину, что Пантелеймон был великим учеником великого учителя – Иисуса Христа. Но хотя устами они лицемерно восхваляли святого, тем не менее в сердцах из зависти они замышляли зло и смотрели на святого в поисках какого-нибудь обвинения против него, чтобы уничтожить его. И заметив, что он уходит в подполье и здесь лечит язвы учеников, страдающих за Христа, они сказали Максимиану палачу:

– Царь! Молодой человек, которому вы приказали обучать врачебному искусству, желая, чтобы она была с вами в вашей палате, презирая вашу столь очевидную милость по отношению к нему, обходит темницы, исцеляя узников, которые хулиют наших богов, также философствует о наших богах и подстрекает других к тому же злу… Если вы не уничтожите его в ближайшее время, вы создадите себе много проблем, потому что вы увидите, сколько, благодаря его соблазнительному учению, отвернутся от богов. Фактически, он приписывает медицинское искусство, с помощью которого Пантолеон лечит, не Эскулапу8) или другому из богов, а некоторым Христам, и всякий, кто лечит, верит в него.

Так говорили клеветники, умоляя царя приказать вызвать слепого, исцеленного Пантолеоном, как подтверждение и точное доказательство справедливости их слов. И тотчас царь приказал найти того слепого, который видел его зрение, и, когда его представили, спросил его:

– Расскажи, дружище, как Пантолеон лечил тебе глаза?

Он ответил:

– Он призвал имя Христа, он коснулся моих глаз, и я сразу прозрел.

– А как ты думаешь, – обратился к нему царь, – исцелил тебя Христос или боги?

– Царь! – ответил он, – эти врачи, которых вы видите вокруг себя, очень заботились и долгое время находились на моем попечении; они забрали все мое имущество, и они не только не принесли мне никакой пользы, но они также лишили меня того маленького зрения, которое у меня было, и, наконец, ослепили меня. Пантелеймон с тем же призывом имени Христа показал мне. Теперь ты сам, о царь, рассуди и реши, кто лучший и верный врач: если Эскулап и другие боги, давно звали и не помогали, или Христос, только однажды призванный Пантелеймоном и тотчас дал мне исцеление.

Не зная, что на это ответить, царь, по обычаю всех мучителей, начал принуждать его к злу:

– Не сходи с ума, чувак, и не вспоминай Христа, потому что очевидно, что боги дали тебе возможность увидеть свет.

Исцеленный, не обращая внимания на власть царя и не боясь угроз палача, отвечал Максимиану смелее, чем слепой в Евангелии (Иоанна 9:27), которого однажды допрашивали фарисеи:

– Ты сам с ума сошел, о король! Вы называете своих слепых богов зрячими, а вы сами похожи на них, не желая видеть истину.

Переполненный гневом, царь приказал немедленно покончить с собой мечом, и голова доброго исповедника имени Иисуса Христа была обезглавлена, и он отправился к Тому, Кто исповедался на земле, получив телесную взгляд, лицом к лицу в неизменном небесном свете. Святой Пантелеймон выкупил свое тело у убийц и похоронил рядом с телом отца.

Впоследствии царь приказал вызвать Пантолеона. Когда воины вели святого к царю, он спел слова псалма Давида: «Слава Богу! не молчи, ибо уста нечестивых и уста предательства открылись против меня »(Псалом 108: 1-2) и далее того псалма. Таким образом он явился телом перед земным царем, в духе перед небесным.

Царь Максимиан, глядя на него без всякого гнева, послушно стал его уговаривать:

– Я мало о тебе слышал, Пантолеон; Они говорят мне, что вы обвиняете и унижаете Эскулапа и других богов всеми возможными способами, но Христа, погибшего в злой смерти, вы прославляете и надеетесь на Него и называете Его одним Богом. Вы, кажется, не игнорируете, как много я уделил вам много внимания и как много я проявил к вам милосердие, что вас приветствуют в моем дворце и что ваш учитель, Евфросин, приказал быстро научить вас искусству медицина, чтобы ты всегда был со мной; Но ты, презирая все это, обратился к моим врагам. Но в любом случае я не хочу верить тому, что они говорят о тебе; потому что люди привыкли много лгать. Вот почему я пригласил вас сказать правду о себе и разоблачить ложную клевету завистников на глазах у всех, принося жертву великим богам, как это должно быть.

Святой ответил:

– Фактам, больше чем словам, нужно верить, о царь! потому что истина узнается гораздо больше из фактов, чем из слов. Итак, верьте рассказам обо мне, что я отрекаюсь от Эскулапа и других ваших богов и прославляю Христа, потому что из его работ я знал, что он – единственный истинный Бог. Здесь послушайте хотя бы кратко дела Христа: он сотворил небеса , он установил землю, воскрешал мертвых, возвращал зрение слепым, очищал прокаженных, одним словом заставлял парализованных вставать с постели. Я не знаю, что делали боги, которым вы поклоняетесь, не так ли? Если вы сейчас захотите познать всемогущую силу Христа, вы сразу же увидите ее действие в реальности. Прикажите привести сюда человека, лежащего на ложе смертельной болезни, относительно которой врачи потеряли надежду, и пусть ваши священники придут и воззовут своих богов, и я взываю к моему Богу – и кто из богов исцелит больных , быть признанным Единым истинным Богом, остальные отвергаются.

Царю понравился этот совет святого и велел немедленно искать такого пациента.

И поэтому на кровати несли человека, расслабленного в течение многих лет, который не мог действовать только одним членом и был подобен онемевшему дереву. Священники, служившие идолам и знатокам врачебного искусства, также приходили и предлагали святому сначала призвать своего Христа.

Читайте также:  Житие святого митрополита Алексия Московского

Преподобный воспротивился им:

– Если я призову своего Бога, и мой Бог исцелит этого паралитика, то кто ваши боги исцелят? Но вы первый взываете к своим богам, и если они исцеляют больных, тогда не к чему будет взывать моего Бога.

Затем жрецы стали призывать своих богов: один – Эскулапа, другой – Зевса, третий – Диану, третьи – других демонов, и не было явного голоса или внимания. И долгое время они безуспешно молились без Бога. Святой, видя их тщетные усилия, засмеялся. Увидев его смех, царь обратился к Пантолеону:

– Ты, Пантолеон, если сможешь сделать этого человека здоровым, взывая к своему Богу.

«Пусть уйдут священники, – сказал святой, – и они ушли.

Тогда святитель, лег в постель, поднял глаза к небу и произнес следующую молитву:

– «Боже! Услышь мою молитву, и мой крик дойдет до Тебя. Не скрывай от меня лица Твое; в день моей скорби обрати ко мне ухо; в день [когда я зову Тебя], услышь меня скорее» (Псалом 101: 2-3); и яви свою всемогущую силу перед теми, кто не знает тебя, потому что тебе все возможно, о царь сил!

Произнеся эту молитву, святитель взял расслабленную руку за руку и сказал:

– Во имя Господа Иисуса Христа вставай и будь здоров!

И тотчас расслабленный встал, почувствовал силу во всем своем теле, радовался ходьбе и, взяв свою постель, отвел его к себе домой.

Увидев такое чудо, многие из уверовавших во Христа; Священники, служившие идолам, скрежетали зубами перед рабом Христовым и обратились к царю с такими словами:

– Если он останется жив, жертвы богам будут уничтожены, и христиане будут насмехаться над нами; уничтожь его, о царь! Как можно быстрее.

Тогда царь сказал Пантолеону:

– Принеси, Пантолеон, жертву богам, чтобы не погибнуть напрасно; вы знаете, в конце концов, сколько людей погибло из-за того, что они отреклись от наших богов и не повиновались нашим приказам. Разве вы не знаете, как жестоко пытали старца Анфима?

«Все умершие за Христа, – отвечал святитель, – не погибли, но обрели себе жизнь вечную. И если Антим, будучи стар и слаб телом, мог претерпеть жестокие муки для Господа нашего, тем более я, молодое и сильное тело, бесстрашно перенесет все муки, на которые ты меня приговариваешь, потому что я буду считать жизнь пустой, если Я не умираю за Христа, и если я умру, я буду считать это приобретением.

Царь повелел повесить обнаженного мученика на дереве пыток и изрезать его тело железными когтями, обжечь его ребра раскаленными свечами. Но он, претерпев эти страдания, поднял глаза к небу и сказал:

– Господь Иисус Христос! Приди ко мне прямо сейчас, дай мне терпения, чтобы я выдержал муку до конца.

И явился ему Господь в образе старца Ермолая, говоря:

– Не бойся, я с тобой.

И тут же руки мучителей ослабли и онемели настолько, что орудия пыток упали с них и свечи погасли. Увидев это, царь приказал убрать мученика с места мучений и сказал ему:

– В чем сила вашей магии в том, что слуги исчерпаны и свечи гаснут?

Мученик ответил так:

– Моя магия – это Христос, всемогущая сила которого делает все.

Король возразил:

– А что ты будешь делать, если я назову даже самые сильные мучения?!

– В великих мучениях, – ответил мученик, – мой Христос проявит великую силу, послав мне еще терпения, чтобы тебе было стыдно. И я, претерпев за Него более тяжкие мучения, получу от Него большие награды.

Тогда палач приказал растопить олово в большом котле и бросить в него мученика. Когда закипала банка, мученика взяли в котел, закатили глаза и молились так:

– «Слушай, Боже, мой голос в моей молитве, спаси мою жизнь от страха врага; укрой меня от умыслов хитрых, от восстания злодеев »(Псалом 63: 2-3).

Когда он молился таким образом, Господь снова явился ему в образе Ермолая и, взяв его за руку, пошел с ним в котел, и тотчас огонь погас, олово остыло, и мученик спел слова псалма: «Призову Бога, и Господь спасет меня. Вечером, утром и в полдень буду молиться и плакать, и услышит голос мой »(Пс. 54: 17-18). Пришедшие дивились чуду, и царь воскликнул:

– Что будет, в конце концов, если огонь погаснет и банка остынет? Какие мучения предаст этот волшебник?

Следующие посоветовали:

– Пусть его бросят в морскую пучину, потому что он не может очаровать все море – и он сразу погибнет.

Палач приказал это сделать.

Слуги схватили мученика, отвели его к морю, посадили в лодку и бросили ему на шею большой камень; отплыли от берега, бросили в море и сами вернулись на берег. Когда святого бросили в море, Христос явился ему снова, так как в первый раз в образе Ермолая и камень, привязанный к шее мученика, стал легким, как лист, так что Пантелеймон остался с ним на берегу поверхность моря, не погружаясь под воду, но, как если бы по суше, ходила по воде, ведомая, как когда-то апостол Петр, десницею Христа; он сошел на берег, воспевая и прославляя Бога, и представился царю. Царь был неописуемо поражен такому чуду, воскликнув:

– В чем сила твоего волшебства, Пантолеон, в том, что ты покорил и море?

«А море, – пояснил святой, – повинуется своему Хозяину и исполняет Его волю.

– Значит, тебе тоже принадлежит море? спросил король.

– Не я, – ответил мученик, – а мой Христос, Творец и Учитель всего видимого и невидимого творения. Ему принадлежат небо и земля, а также море: «Путь ваш в море, и путь ваш в водах великих» (Псалом 76:20).

После этого палач приказал устроить за городом цирк зверей, чтобы мученик сожрал зверей. На это шоу собрался весь город, желая увидеть, как красивого и невинно страдающего юношу будут мучить животные. Здесь также явился король; неся мученика, он указал пальцем на животных со следующими словами:

– Они подготовлены для вас; поэтому послушайте меня, берегите свою молодость, пощадите красоту своего тела, принесите жертву богам, иначе вы умрете жестокой смертью, растерзанной зубами животных.

Святому, загадавшему желание, лучше быть съеденным зверем, чем подчиняться такому хитрому совету и повелению. И они бросили его зверям. Но Господь здесь, явившись святому в образе пресвитера Ермолая, закрыл пасти животных и сделал их ручными, как овцы, так что, подползая к святому, они облизывали его ноги. Он гладил их рукой, и каждое из животных старалось прикоснуться к руке святого, толкая друг друга. Народ, увидев это, изумился и громко закричал:

– Велик христианский Бог! да будет освобождена невинная и праведная молодежь!

Тогда царь, полный гнева, повел солдат с обнаженными мечами против прославивших Христа Бога, и многие из тех, кто верил во Христа, были убиты; король приказал убить всех животных. Увидев это, мученик воскликнул так:

– Слава Тебе, Господи Боже, что за Тебя умирают не только люди, но и животные!

И царь удалился с места зрелища, опечаленный и разгневанный, и бросил мученика в темницу. Убитых, взятых в одиночку людей предавали погребению, а животных оставляли на съедение хищным собакам и птицам. Но и здесь произошло великое чудо: эти животные долгие дни оставались без всякого контакта не только с собаками, но и с птицами, причем их трупы не испускали запаха. Узнав об этом, царь приказал бросить их в глубокую яму и засыпать землей. Но для мученика приказал устроить страшное колесо, усыпанное острыми спицами. Когда святого привязали к нему и начали вращать колесо, сразу же колесо под действием невидимой силы разлетелось на куски, и многие находившиеся поблизости были смертельно ранены, а мученик сошел с колеса целым и невредимым. И страх напал на всех перед такими чудесами, как Бог прославился в лице своего святого. И царь очень удивился и спросил мученика:

– Кто вас научил совершать такие великие магические дела?

«Меня учил не магии, а истинному христианскому благочестию, – сказал мученик, – святым человеком, пресвитером Ермолао.

– А где ваш учитель Ермолай, – спросил царь, – мы хотим его видеть?

Мученик, понимая в своем духе, что время мученического венца для Ермолая подошло, ответил царю:

– Если закажете, я ему перезвоню.

И святитель был отпущен в сопровождении трех дежурных воинов для вызова пресвитера Ермолая.

Когда мученик подошел к дому, где жил пресвитер, старец, увидев его, спросил:

– Зачем ты приехал, сын мой?

– Господи и батюшка, тебя зовет король.

«Со временем вы пришли звать меня, – сказал старик, – потому что настал час моих страданий и моей смерти; в ту ночь Господь явился мне и объявил: «Ермолай! Ты должен много страдать за Меня, как мой слуга Пантелеймон».

С этими словами старец радостно пошел с мучеником и явился царю. Царь, увидев пресвитера, спрос?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии