Псалом 15 написан на иврите, в переводе читается «Золотая поэма», а по-славянски «письменность на столбах», указывают на большую ценность этого произведения по содержанию.
Надпись и свидетельство книги Деяний Святых Апостолов (2: 25-28 и 13: 35-36) указывают на то, что авторство этой хвалебной песни принадлежит Давиду.
Текст молитвы псалом 15
В стенах храма 15-й псалом традиционно исполняется на церковнославянском языке. Этот вариант текста также используется для домашней молитвы, но тем, кому сложно понять, рекомендуется остановиться на современном переводе на русский язык.
С ударениями на церковнославянском языке
В переводе на русский язык
История написания
В содержании 15-го псалма указано время его добавления. Во втором стихе произведения говорится, что Господь требует от царя «добра». Здесь это слово следует понимать как жертвоприношения, которые являются обязательной и важнейшей основой ветхозаветного богослужения. В стихах третьего стиха псалма есть важное указание. Здесь слово «святые» интерпретируется как «евреи», народ, избранный Всевышним, призванный им служить ему и давший ему великий обет.
Псалом 15 – это произведение, в котором автор отделяет себя от своего народа, жившего на земле Божьей, то есть на закрепленных за ним небесах, Палестине. Тем не менее, можно предположить, что царь написал хвалебную песню, когда находился за пределами Палестины. Четвертый стих отражает злобу всех вокруг; Сам Дэвид тут ни при чем.
Отделенный от евреев, окруженный язычниками, пророк не может приносить жертвы Господу. Эти события соответствуют времени, когда Давид жил при Сауле, а затем был вынужден бежать от преследований. Он нашел безопасность у Ануса в Зикелаге, у царя Филистимлян. Подтверждение этому находится в 1 Царств (27, 1-7).
Смысл 15-го псалма
Несмотря на полноту развития мыслей Давида, все они изложены кратко. Это, в сочетании с недостаточной ясностью отрывка, является причиной того, что эта хвалебная песня считается одной из самых трудных для понимания. Чтобы разобраться в ее значении, необходимо внимательно разобрать отдельные стихи молитвы:
Стих 1: В начале 15-го Псалма Давид повторяет мысль, содержащуюся в большинстве его произведений. Он состоит в следующем: ее вера в Бога глубока, непоколебима, ее преданность Всевышнему не подлежит сомнению. Царь подчеркивает, что всю свою жизнь он уповал на Господа, видя в нем единственную надежду на спасение. Оказавшись вдали от евреев, в окружении язычников, чужих ему по крови и вере, он ждал помощи свыше.
Стих 2: Давид упоминает «добро», которое, как сказано выше, предполагает жертвы. Их цель пробудить в человеке осознание своих грехов, вины перед Богом, пробудить желание примириться с ним. Господь не ожидает жертв от царя, Он хочет, чтобы пророк служил ему всем своим существом, то есть с фактами и мыслями.
Стих 3: Речь идет о «святых», то есть об избранном Всевышним еврейском народе, находящемся под его защитой, руководством. Евреи, призванные святыми, получили в дар «землю», Палестину, «чудесные», то есть священники, имели честь пользоваться большим уважением в народе. Царю, говоря о своей родине, крови, истинных пастырях, их явно не хватает.
Стихи 4 и 5: Единственный истинный Господь – Иегова; только те, кто веруют в Него, могут ожидать милости свыше. Давид указывает, что другие, верящие в чужих богов, ждут «боли». Это слово означает лишение.
Стих 6: В этой части произведения встречается фраза «мои границы», которая интерпретируется как «мои владения» или «мои» границы. Они дороги Давиду.
Стих 7: Содержание этого стиха предполагает, что, будучи окруженным филистимлянами, царь получил откровение от Всевышнего, которым он «был наставлен».
Стих 8: Автор чувствует помощь Бога, с его поддержкой он избегает несчастий и падений. Оказавшись вдали от родины, среди язычников, он продолжает верить в спасение.
9 и 10: Мысль о постоянном покровительстве Всевышнего является для Давида источником сияющей радости, которую он не мог скрыть (слова «мой язык возрадовался» говорят о ее внешних проявлениях). Поддержка Господа вселила в него искреннюю веру в то, что его телу не грозит разложение, оно останется живым.
Эта надежда, как мы знаем, благодаря свидетельству в книге Деяний (2,29, 13,36), не сбылась. Царь умер, как и любой смертный, его тело разложилось. Тем не менее, некоторые эксперты подозревают, что приведенные выше строки относятся не к Давиду, а к Христу, его воскресению.
Стих 11: В конце хвалебного гимна автор резюмирует все сказанное выше, подчеркивая радость от общения со Всевышним.