Пространство, вокруг которого на протяжении многих веков формировалась духовная жизнь народа, – это храм. Туда идут люди, когда им сложно и, наоборот, когда они счастливы. На восточной окраине Ходынского поля в Москве есть один: Храм Радости и Утешения. У него непростая история.
- Храм Отрада и Утешение на Ходынском поле сегодня
- Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль
- История строительства
- Внутреннее убранство
- Святыни и мощи храма
- Духовенство, наставники
- Приход и хор храма
- Социальная работа, повседневная жизнь
- Воскресная школа
- Престольные праздники
- Расписание богослужений, режим работы
- Интересные факты про храм, что в окрестностях
- Информация для паломников
- Где находится, что в окрестностях, как добраться
Храм Отрада и Утешение на Ходынском поле сегодня
Этот православный культурный и духовный центр расположен в Москве на улице Поликарпова 16. Он имеет несколько названий: Храм иконы Божией Матери «Радость и утешение» (или Отрадская церковь); ее еще называют церковью Ватопеди. В народе есть и такое название – «Казачий» храм на Ходынке. Это мемориальный храм русской боли.
Изначально он создавался как центр боли русских верующих за убитых невиновных. Он воздвигнут в честь московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича, павшего от рук террориста Каляева. Церковь была заложена в символическую дату: в день 50-летия князя после панихиды на его могиле.
Свое название Ватопедская церковь получила от того, что Ватопедская икона Божией Матери носила давнее название «Радость и утешение», поэтому храм стал символом боли и утешения для тех, кто потерял своих близких в тяжелые годы начала ХХ века.
Церковь, некогда считавшаяся самой контрреволюционной, сегодня стала одним из центров духовной жизни верующих и одним из самых любимых культурных пространств Москвы. На его базе часто проводятся различные религиозные мероприятия, куда с удовольствием отправляются прихожане.
Здание интересно своим архитектурным решением. Это образец культуры русского народа и уникальная достопримечательность Москвы, привлекающая внимание многочисленных туристов. Сегодня он входит в список самых роскошных храмов Москвы «Сорок сорок».
Внешне здание выглядит приземистым, маленьким, но на самом деле в его стенах одновременно может находиться около 500 верующих.
Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль
Храм радости и утешения на Ходынском поле был спроектирован архитектором В. Адамовичем. Стиль, в котором возведен храм, называется византийским, автор подражал балканским церквям. По внешнему виду и количеству вертикальных окон в куполе (их 12) храм напоминает Церковь Двенадцати Апостолов, построенную в Салониках (Греция) в начале 14 века.
Церковь Двенадцати Апостолов, Салоники (Греция)
В. Адамович несколько раз посещал Афон, откуда у него возникла идея спроектировать храм в стиле начала Византии, отличавшемся от современных течений.
Главное здание поддерживают 4 внушительных столба (столба) из красного и желтого кирпича, поставленные по бокам, на которых расположены небольшие купола. На фасаде полосатая кладка. Это тоже особенность византийского стиля.
В западной части здания над входом расположена искусно оформленная колокольня.
Подготовкой иконостаса, а также разработкой внутреннего и внешнего убранства занимался иконописец и реставратор, архитектор В. Гурьянов. К работе также был привлечен архитектор В. Маят – соавтор В. Адамовича многих архитектурных проектов.
В 2000-е годы иконостас храма пополнился новыми работами, выполненными в мастерской, основанной Т. Трубниковой.
История строительства
Возникновение этой церкви стало возможным благодаря действующему статскому советнику И.А. Колесникову, много сделавшему для ее строительства. Он обратился к генерал-губернатору Москвы Санкт-Гершельману с ходатайством о разрешении построить этот храм за свой счет.
Идея названия тоже принадлежит ему. По данным ИА
Храм Радости и Утешения на Ходынском поле строился 3 года, после чего был освящен (5 апреля 1909 г.), казнен митрополитом Крутицким и Коломенским Владимиром. На церемонию была приглашена княгиня Елизавета Федоровна.
В начале ХХ века в Ходынском стане располагались казачьи казармы 4-го Донского казачьего полка и 1-й гренадерской бригады. Эти отряды в большей степени участвовали в подавлении восстания 1905 года.
Храм, построенный на этом месте, стал символом русского траура по погибшим казакам и солдатам, верным присяге и подавившим народные волнения во время первой русской революции.
Он выполнял свои прямые обязанности в течение 12 лет, после чего ему пришлось многое вытерпеть, прежде чем снова стать центром духовной жизни. 1922 год стал годом начала борьбы против церкви для всей страны; в этот период активно конфисковывались церковные ценности и закрывались церкви.
Такая участь постигла Ватопедскую церковь, которая вскоре была разрушена: были повреждены колокольня и все 5 куполов. Местами кирпичный забор, являвшийся продолжением архитектурного проекта, был разрушен. Образовавшиеся в нем проемы были закрыты тяжелыми бетонными плитами.
Здание начали использовать для хозяйственных нужд страны.
В разное время он принимал:
- армейский клуб;
- рабочее общежитие от машиностроительного завода «Знамя труда»;
- склад, на котором хранилось оборудование;
- цех одной из строительных фабрик.
1980 год стал решающим для судьбы храма. Местные власти выступили с инициативой построить на его месте автостоянку. Такое решение было принято в связи с плановой реконструкцией Боткинской больницы, которая располагалась рядом с церковью. Платформа была необходима для проезда машин в морг.
Главврач этой больницы И. Кузин безразлично отнесся к этой ситуации. Он обратился к властям города с просьбой сохранить старое церковное здание и вернуть его в нормальное состояние. Это здание должно было стать первой больничной церковью в стране.
О смелости такого поступка могут судить те, кто помнит это тяжелое время, когда атеизм был частью коммунистической идеологии. В результате варварских действий большинство церквей было разрушено, а их святыни разграблены.
Благодаря смелости И. Кузина, осмелившегося тогда заявить о важности сохранения духовной святыни, москвичи получили отреставрированное здание, начавшее вторую жизнь и ставшее образцом архитектуры культовых сооружений начала прошлого века век.
Власти частично удовлетворили просьбу праймериз: здание храма не разрушили. Но передавать его во владение церкви не спешили: слишком сильно было влияние идеологии.
Однако спустя 10 лет, в период перестройки, когда отношение к религии изменилось, это старое здание было решено передать Русской православной церкви. В 1990 году он вошел в состав Округа Благочиния Всех Святых, объединившего все церкви Северного административного округа столицы.
Персонал больницы поддержал своего лидера в его стремлении возродить святыню, и Патриархат тоже к этому присоединился. В результате было принято решение назначить настоятелем церкви Отрада и Утешение молодого игумена Иринарха, который был сотрудником Отдела внешних церковных связей.
Все производственное оборудование, находившееся внутри стен здания, было снято в начале января 1991 года. Тогда же состоялось освящение храма. 5 января 1991 года стало важной датой для всех верующих христиан, так как в этот день им была официально возвращена церковь.
Храм Радости и Утешения на Поляке Ходынском был восстановлен только 5 лет спустя, в 1996 году. Помимо участия Русской Православной Церкви, добровольные пожертвования сыграли важную роль в восстановлении храма. Игумен Иринарх (ныне епископ Красногорский), настоятель этого храма в период с 1996 по 2002 год, внес большой вклад в это доброе дело.
Внутреннее убранство
Внутри, на стенах храма, есть надгробные плиты из белого мрамора, на которых написаны имена людей, связанных с властью, осужденных и убитых по политическим мотивам в 1904–1907 годах по всей стране. Число жертв – 1850 человек.
Этот мартиролог поражает любого, кто входит, и показывает, насколько велик коммунистический террор, который процветал по всей стране в то трудное время.
Внимание всех, кто приходит к храму, привлекает иконостас, украшенный золотом и двухуровневый. Иконостас мраморный, украшен прекрасной резьбой и позолотой, окаймляет иконы.
Лепнина и колонны здания выполнены из материала, имитирующего камень. Колокольня, расположенная с западной стороны храма, имеет 3 арки. В здании много колонн и арок, которые создают ощущение свободного пространства, а карнизы украшены красивыми мотивами в византийском стиле.
Святыни и мощи храма
Одна из святынь, которую стремятся увидеть верующие, – это Плащаница. Она вышита вручную монахинями Ново-Алексеевского монастыря, повторяя дизайн известного художника В. Васнецова. В работе было использовано мастерство шитья золотыми и шелковыми нитками.
В храме хранится еще несколько уникальных вещей:
- картина В. Васнецова с изображением Тайной вечери;
- иконы, автором которых является живописец и иконописец В. Гурьянов;
- список чудотворной иконы «Радость и утешение», привезенной с Афона и датируемой X веком.
Все эти святилища были восстановлены с большим трудом и возвращены храму в 2000 году. Большая часть каменной кладки сохранилась в первозданном виде и поддерживается в древнем византийском стиле.
Были полностью восстановлены колокольни и купола. Поскольку эскизы архитектора В. Адамовича со временем утеряны, реставраторы взяли за основу фотографии храма начала ХХ века.
Духовенство, наставники
Среди всех существующих священников этого храма особым уважением пользовался иеромонах Иракс (в мире И. Бочаров). Представители православия до сих пор много спорят о его трагической судьбе, а также о его личности.
В июле 1927 года была опубликована Декларация митрополита Сергия Страгородского, в которой было написано о важности верности церкви Советской власти. Иеромонах Иеракс, как и многие другие, не принял это послание и был лишен прихода.
В 1930-е годы он выполнял спецслужбы, а в 1943 году в качестве наказания был арестован и сослан в ГУЛАГ. Кто за этим стоял, остается загадкой, ведь в это время отношение властей к церкви изменилось в лучшую сторону. Прихожане церкви вспоминают этого человека с большой человеческой теплотой.
В храме служат настоятель (И. Кудрявцев), 2 протоиерея (С. Рождественский и Д. Шумов), 2 священника и 2 диакона. В храме Gioia e Consolazione есть почетный настоятель. Это Л. Покровский – митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл.
Приход и хор храма
Храм Радости и Утешения ежедневно посещают десятки взрослых и детей, а по праздникам сюда приезжает много гостей. Посещение церкви на Ходынском поле также входит в туристическую программу.
В церкви регулярно проходят концерты камерного молодежного хора. Руководители хора – Кирилл Трухачев и Серафим Кудрявцев. Народный хор этого храма выступает перед прихожанами во время церковных праздников, иногда в церкви исполняются религиозные песнопения в исполнении народного церковного хора и учащихся воскресной школы.
Здесь любой желающий может научиться пению в хоровой студии под руководством профессионалов.
Социальная работа, повседневная жизнь
Необычность храма в том, что это прихожанский дом, куда после службы никто не спешит домой. Верующие учатся в группах по интересам: есть театральная студия и спортивные секции, а меломаны могут научиться игре на музыкальных инструментах.
Воскресная школа
При церкви работает воскресная школа для детей разных возрастных категорий:
- 5-6 лет;
- 7-9 лет;
- в течение 10 лет.
Воскресная школа на Ходынском поле Храм радости и утешения
Занятия проходят по специальной программе воскресной школы «Вертоград», разработанной на основе учебника (Серафима Слободского). Он содержит не только богословские темы, но и информацию о естествознании и русской культуре.
Помимо работы с учебниками, дети выполняют практические задания, рисуют, создают приложения.
Престольные праздники
Праздники, которые отмечают прихожане, включают 3 февраля. В этот день проходит Божественная праздничная литургия, на которую собираются прихожане и многочисленные гости. Казаки всегда неизменные и почетные гости.
Расписание богослужений, режим работы
Двери церкви открыты для прихожан каждый день.
Расписание нормальное для православных церквей:
День | Рабочее время |
Понедельник Пятница | 7.30 – 19.00 |
Суббота | 7.30 – 19.30 |
Воскресенье | 6.30 – 19.00 |
Божественная литургия проходит каждую субботу, воскресенье и праздничные дни (начало в 8.30). Вечерняя служба начинается накануне в 17:00.
Расписание служб регулярно размещается на сайте храма и обновляется ежемесячно.
Интересные факты про храм, что в окрестностях
Храм радости и утешения на Ходынском поле – образец архитектуры и духовной культуры. Это первая и единственная церковь, считающаяся памятником победы над русской революцией 1905 года.
Их больница. С. Боткина
Рядом клиническая больница им. С. Боткина, центр крови им. О. Гаврилова, ветеринарный центр. Чуть дальше: Институт кино и телевидения.
Информация для паломников
Узнать, как работает храм, в какое время и кто их проводит, можно по телефону. У церкви есть свой сайт, на котором есть вся необходимая информация.
Храмовые работники позаботились о том, чтобы слабовидящие прихожане были в курсе последних новостей о произведении «Радость и утешение». На сайте есть версия для слепых.
У храма есть своя страничка в Instagram, на форуме активно общаются прихожане.
Где находится, что в окрестностях, как добраться
Дорогу к храму во имя иконы Божией Матери «Радость и утешение» найти несложно. Находится по адресу: г. Москва, ул. Поликарпова, 16. Здесь на метро можно доехать до одной из станций: Динамо, Беговая или ЦСКА. От вокзала до самого храма еще идти пешком минут 15.
Ближайшая станция – Беговая. Сюда удобно приехать на такси, которое доставит пассажиров прямо к воротам храма. Среди прочего общественного транспорта здесь проходят автобусы, троллейбусы и маршрутные такси. Автобусная остановка рядом, в пешей доступности.
Этот центр духовной жизни знает всякий, кто хоть раз бывал в больнице им. С.П. Боткина, которая находится совсем рядом с храмом.
В 2017 году храм Отрады и Утешения приобрел официальный статус – казачий. Ежегодно 24 января во многих странах считается днем памяти казаков, погибших во время репрессий в период расказывания; По этому случаю в церкви Ходынского поля проходит поминальная служба. В этот день Русская церковь памяти скорби объединяет всех, кому не безразлична история страны.