Полное название праздника: обезглавливание честной главы святого и славного Пророка и предтечи Крестителя
Усекновение главы Иоанна Крестителя – один из великих религиозных праздников. Возникла установленная 11 сентября (29 августа по старому стилю) традиция празднования дня мученической кончины Иоанна Крестителя – обезглавливания честной главы святого и славного Пророка и предтечи Господа Крестителя Иоанна уже в первые века христианства. Славный святой пророк Иоанн Креститель почитается в православной традиции как величайший из святых. Господь Иисус Христос назвал ангела Пророком и Предтечей Господа Иоанна и сказал, что
из рожденных женами восстал не один Иоанн Креститель старше (Мф 11: 10-11).
После Пресвятой Богородицы ему посвящается наибольшее количество религиозных праздников.
Как нам называть тебя, Пророк? Он ангел, апостол или мученик? Ангел, потому что он жил как бестелесная личность; апостол, потому что он учил народы; мученик, потому что тебе обезглавили за Христа.
(Литиевая стихира на праздник Усекновения главы Иоанна Предотека, русский перевод)
Евангелие от Матфея (Матфея 14,1-12) и Марка (Марка 6,14-29) повествует о мученической смерти Иоанна Крестителя в 32 году нашей эры. Священное Предание Апостольской Церкви сохранило некоторые подробности этих событий, которые место незадолго до Распятия и Воскресения Христова.
От издателя:
Написание и произношение эпитета «Предотека» в имени Крестителя Господа Иоанна различаются в традициях старообрядцев и новообрядцев. Слово «предшественник» было заимствовано из старославянского языка, в котором оно образовано от глагола prodtechi – «идти (течь) впереди, идти вперед» по методу начертания из греческого prodromos (где pro – «до», дромос – «движение»). Предтечей (дословно – «предшественник») зовется Иоанн Креститель, который, согласно Евангелию, возвестил пришествие Иисуса Христа. В древней до-раскольнической традиции Иоанна Крестителя принято называть «Предотеча» (в результате развития языка на месте b появилась буква «О»), а в современном русском языке и в период пост-раскола (Никонян), звук b по какой-то причине был изъят, а название «Предтеча» стало общепринятым. В этой статье мы будем придерживаться общепринятого в современном русском языке названия «Предтеча».
- Усекновение главы Иоанна Предтечи. Событие праздника
- Обретение честной главы Иоанна Предтечи
- Усекновение главы Иоанна Предтечи. Традиции праздника
- Усекновение главы Иоанна Предтечи. Богослужение
- Праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи. Народные традиции и суеверия
- Усекновение главы Иоанна Крестителя. Иконы
- Храмы в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи
Усекновение главы Иоанна Предтечи. Событие праздника
Совершив крещение Иисуса Христа, Иоанн Креститель продолжил свое пророческое служение, разоблавая пороки и грехи, призывая людей к покаянию и показывая путь к спасению через веру в истинного Христа Спасителя. В то время правителем Галилеи был Ирод Антипа, четвертый правитель, сын Ирода Великого, убивший четырнадцать тысяч детей Вифлеема. Ирод Антипа при жизни женился на Иродиаде, жене своего брата Филиппа. Пророк Божий открыто осудил Ирода за то, что, оставив свою законную жену, дочь арабского царя Арефы, он незаконно сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата (Лк 3:19:20). Согласно закону Моисея, Иоанн Креститель осудил беззаконный беспорядок, нарушение седьмой заповеди: «Не прелюбодействуй».
«Поистине свирепы, братья, блудный грех: страстно и мучительно несдержанность страсти и нечистоты плотской болезни: разрушьте великие дома, и снесите град с оснований, и жестокую борьбу друг против друга, и гнев братьев Это для любви и для божественного апостола Павла, учит слова, бегите от блудодеяния »(Евангелие учения. Наставления об обезглавливании честной главы святого Иоанна Крестителя).
Евангелие от Марка говорит, что Ирод был против казни Иоанна, «зная, что он был праведным и святым человеком» (Мк 6:20), и он согласился только потому, что он обещал Саломеи, дочери Иродиады (ее имя не указано) в Евангелии по имени, мы узнаем его из трудов историка Флавия Иосифа), чтобы исполнить каждое его желание. Однако, согласно Евангелию от Матфея, сам Ирод «хотел убить его, но боялся народа, потому что почитался как пророк» (Мф 14: 5). Еврейский народ почитал Иоанна и считал его величайшим пророком, но, чтобы угодить Иродиаде, Ирод посадил его в темницу. Некоторые церковные историки утверждают, что Ирод сделал это не столько из-за гнева на Иоанна Крестителя, сколько потому, что он хотел защитить его от своей возлюбленной, зная его мстительный нрав. И как Иезавель пыталась убить святого пророка Илию, как египтянин воспылал злобой и ненавистью к Иосифу, так злая Иродиада пыталась убить пророка и предшественника:
Паки Иезавель радуется за Илию, Паки ищет Иосифа египтянина, а Пророка и Крестителя Спасова – ныне явленную Иродиаду, грязную (Девятая песнь Канона об усекновении главы Иоанна Предтечи).
Год спустя Ирод, отмечая свой день рождения, устроил пир для знати, тысяч вождей и галилейских старейшин. Дочь Иродиады, падчерица Ирода, Саломея, пришла на вечеринку и начала танцевать, что понравилось царю. Ироду так понравился танец Саломеи, что он сказал ей просить все, что она хочет, и поклялся, что отдаст ей и половину царства. Саломея спросила мать, о чем спросить Ирода. Иродиада, получившая возможность отомстить Иоанну Крестителю и навсегда избавиться от упреков и упреков, попросила голову Иоанна Крестителя. Саломея вернулась к Ироду и тут же попросила голову Иоанна Крестителя на тарелке.
Танец – ученик злого дьявола, и ваш лидер Предтеч будет брать взятки. О, вечеринка полна крови. Лучше не ругаться с беззаконным Иродом, лежащим снаружи. Если вы поклялись, но не поклялись в доброте. Я больше не буду лгать, чтобы получить жизнь, но я должен был видеть голову предка. Но мы – Крестители, как и те, кто рождены женами майора, достойными удовольствия (Стих об усекновении главы Иоанна Предтечи).
Танец Саломе, фреска в монастыре Сан-Джованни, XII век
Ирод опечалился, он испугался гнева Божьего за убийство Пророка, которому сам прежде подчинялся, также он боялся людей, любивших святого Предтечи. Однако из-за гостей и незаконной клятвы он отправил в тюрьму солдата, чтобы тот отрезал голову Иоанну Крестителю и отдал ее Саломее.
И царь опечалился, но ради клятвы и тех, кто лежал с ним, он приказал дать его ему (Матфея 14-9)
Согласно легенде, даже после смерти проповедника покаяния, уста проповедника покаяния снова открылись и сказали: «Ирод, ты не должен иметь жены своего брата Филиппа». Саломея взяла тарелку с головой Иоанна Крестителя и отнесла его матери. Разъяренная Иродиада проткнула язык Пророка иглой и, охваченная яростью, пронзила святую голову кинжалом.
Св. Иоанн Златоуст в Слове в день Усекновения главы Святого Предтечи Господа Иоанн пишет: «Кто в достаточной мере разоблачит безумие Ирода, проявленное из-за его чрезмерного потакания женам? Или кто может описать невиданную смелость злых женщин? Мне кажется, что в Поднебесной нет зверя злой жены. Ни одно животное в мире не выглядит злой женщиной. Что может быть свирепее льва среди четвероногих животных? Что-либо. Что может быть опаснее змеи-рептилии? Тоже ничего. Однако лев и змея скрывают меньше злобы, чем злая женщина, что подтверждено мудрым Соломоном, сказав: «Лучше жить со львом и змеем, как жить с злой и злой женщиной».
Иродиада не позволила похоронить голову Иоанна Крестителя вместе с телом святой, опасаясь, что, если ее тело похоронят вместе с головой, Иоанн воскреснет и снова обличит ее. Он похоронил святую главу в нечистом месте.
Подача головы Джона Саломее на подносе. Фрагмент иконы
Узнав об этом, благочестивый Иоанн, жена Хузы, правителя Ирода, тайно взяла святую голову Иоанна Крестителя и похоронила ее в глиняном сосуде на Масличной горе. Святое тело в ту же ночь взяли ученики Предтечи и похоронили в Себастии, где было совершено убийство. Когда до царского дворца дошли слухи о проповеди Иисуса Христа и совершаемых им чудесах, Ирод вместе со своей женой Иродиадой пошел проверить, на месте ли голова Иоанна Крестителя. Не обнаружив этого, они начали думать, что Иисус Христос был воскресшим Иоанном Крестителем, о чем свидетельствует Евангелие (Мф 14: 2; Луки 9: 9-7). Мощи Иоанна Крестителя (кроме головы и правой руки) были сожжены вместе с храмом Себастьяна по приказу императора Юлиана Отступника в 362 году.
Божий суд произошел над Иродом, Иродиадой и Саломией во время их земной жизни. Согласно легенде, Саломея, переходя зимой реку Сикорис, попала под лед, который сдавил ее так, что она повисла телом в воде, а ее голова была над льдом. Так же, как когда-то она танцевала ногами по земле, теперь она, как танцовщица, двигалась в ледяной воде. Так оно и висело, пока острый лед не порезал ей шею.
«В мести божьей, лед ее сильно сжимает, и, повиснув телом в воде, ее голова будет держаться на льду. А иногда даже при танце ногами по земле эта тупость речного дна недостижима, в воде, как танец, исполняющий скорость волнообразной речной движаши. И никто не может ей помочь. А до этого тако висело в воде, лед резко разрезал шею. “(Сыноксар об усекновении главы благородной святого славного пророка, предтечи и крестителя Господа Иоанна)
Его тело не было найдено, но его голова была принесена Ироду с Иродиадой, как когда-то они принесли им голову святого Иоанна Крестителя. Арабский царь Ареф, чтобы отомстить за бесчестие своей дочери, двинул войско против Ирода. Потерпев поражение, Ирод подвергся гневу римского императора Гая Калигулы (37–41) и был сослан вместе с Иродиадой в тюрьму в Галлии, а затем в Испании, где они были поглощены открытой землей.
«Покайтесь, потому что Царство Небесное близко», – этими словами начинается служение пророка Иоанна в пустыне, у реки Иордан. Грядущее Царство Небесное – это Иисус Христос, предшественником которого был Иоанн Креститель. Его предшественник был не один на земле, где он проповедует Христа людям и очищает их сердца через покаяние. Апостольское пророчество Иоанна Крестителя ведет в ад, где Адам, Ева и все люди были до Христа, до его крестной смерти и воскресения. Там Иоанн сходит в час смерти и там проповедует Евангелие пришествия Христа. Неслучайно в праздничном тропарио поют: «Тем адским возвещал благую весть, воплощенный Бог, снимающий грехи мира».
«Предшествуйте Спасителю в Сан-Джованни, как Рождество Господа вашего, сука и свободная смерть того, предшествуют ему с вашей смертью; Да, как и в стране проповеди приближения Его слова: сила меня идет по моим стопам. Предок святых, предок святых, для прежних душ заключенных в ад, провозглашение пришествия Господа, как будто Мессия уже явился в мире чая »(Сыноксар об обезглавливании достопочтенных голова Святого Славного Пророка Иоанна Предтечи и Крестителя Господня).
Сошествие в ад Иоанна Крестителя. Фрагмент иконы
При воскресении Христа Адам и Ева, ожидавшие его с момента смерти, первыми пали перед Спасителем, за ними последовали ветхозаветные пророки и предки, в том числе Иоанн Креститель, и все праведники мира сего земной шар.
Обретение честной главы Иоанна Предтечи
В традиции православной церкви ходят легенды о трех обретениях главы Иоанна Крестителя, в честь каждого из которых установлено отдельное празднование.
Икона «Обретение благородной главы Иоанна Предтечи». Великая Лавра на Афоне, 14 век
Первое обретение честного лидера произошло в 4 веке. Земля, где покоилась ваза со святой главой, стала собственностью благочестивого благородного Иннокентия, который решил построить храм на месте обезглавливания Иоанна Крестителя. Выкопав канаву под фундамент, они нашли кувшин со святой головой, которую опознали по исходящим от него отметинам. Найдя голову, Иннокентий бережно хранил ее, но перед смертью, опасаясь, что она будет возмущена, он спрятал ее в построенной им церкви, поставив на то самое место, где находилась его келья. После его смерти храм обветшал, рухнул и даже сровняли с землей, так что долгое время никто не знал, где находится честный вождь Иоанна Крестителя.
Второе приобретение произошло в V веке, во время правления императора Константина Великого. Голову Иоанна Крестителя нашли два монаха-паломника, приехавшие в Иерусалим поклониться Гробу Господню. Они обнаружили вазу со священной головой и решили присвоить великую реликвию, спрятали ее в мешок и вернулись домой. По пути они встретили гончара, которому доверили драгоценную ношу. Предтеча явился горшечнику, и, по словам Пророка, этот благочестивый человек покинул монахов вместе с головой Крестителя. Запечатанный корабль передавался в его семье из поколения в поколение. Позже сосуд со святой головой оказался в руках арийского жреца, который с помощью исцелений, исходящих от нее, подтвердил авторитет арийского учения. Когда его обман раскрылся, он спрятал голову в пещере недалеко от города Эмеса. Еретику не удалось вернуть пророку голову: в пещере был основан монастырь. В 452 году Иоанн Креститель явился архимандриту монастыря Маркель и указал, где покоится его голова. Это была вторая чудесная находка головы Иоанна Крестителя. Ее перевели в Эмессу, а затем в столицу Византии – Константинополь.
Икона второй находки головы Иоанна Крестителя
Третье приобретение головы Иоанна Крестителя произошло в IX веке. Из Константинополя голова Иоанна Крестителя во время беспорядков, связанных с изгнанием Иоанна Златоуста, была перенесена в город Эмесса, а затем в начале IX века в Коману, где была спрятана в период иконоборчества преследование.
После восстановления иконопочитания в Константинопольском соборе в 842 году, по преданию, патриарх Игнатий во время ночной молитвы получил указание на место, где находилась святая голова Иоанна Крестителя. По приказу императора Михаила III в Коману было отправлено посольство, которое около 850 г купило голову Иоанна Крестителя на указанном патриархом месте. Впоследствии капитул был перенесен в Константинополь и помещен в придворной церкви. В небольшой пещере на месте третьей находки головы находится изображение Иоанна Крестителя, почитаемое как нерукотворное.
Чудотворный образ Иоанна Крестителя на месте третьего обретения его головы, в Комане Абхазии
Православная Церковь отмечает первое и второе вступления 8 марта (24 февраля по старому стилю), третье – 7 июня (25 мая по старому стилю).
Дальнейшая история святилища остается неясной. Италия, Франция, Сирия, Греция, Армения – каждая из этих стран заявляет, что именно с ними хранится истинная глава Иоанна Крестителя. Мусульмане (Иоанн Креститель почитается мусульманами как пророк Яхья ибн Закария) считают мечеть Омейядов в Дамаске местом сохранения головы Иоанна Крестителя, а римская церковь Сан-Сильвестро в Капите считается католиками. Кроме того, упоминается передняя часть черепа, принадлежащая Четвертому крестовому походу, которая хранится в соборе Амьена (Франция). Расположение частей главы также называют Турецкой Антиохией и одним из монастырей Армении.
И все же наиболее вероятным местом расположения святилища является собор Амьенской Богоматери во Франции. Из всех вышеперечисленных мест только здесь проведено большое и качественное исследование святилища, а также известно, что именно эта часть главы имеет четкий исторический путь. Из святилища происходят чудеса: известен случай исцеления города Амьен от чумы в 17 веке по молитвам перед головой Иоанна Крестителя. У французов даже сложилась традиция заключать мир возле святилища.
Святая голова Иоанна Крестителя из собора Амьенской Богоматери во Франции
В 1958 году было проведено обширное патологическое исследование реликвии, проведенное известными профессорами анатомии, фармации, хирургии и стоматологии. Специалисты выяснили, что эта часть главы намного старше кости средневекового человека. Выяснилось, что возраст человека, которому принадлежала эта часть головы, составляет от 25 до 40 лет. Кроме того, на голове был хорошо виден след от удара кинжалом.
Усекновение главы Иоанна Предтечи. Традиции праздника
По церковным традициям день обезглавливания Иоанна Крестителя – время строгого поста. Святой Иоанн Креститель вел суровый образ жизни, большую часть своей жизни он прожил в пустыне без хлеба, вина и другой пищи. В пустыне он ел только едкий и дикий мед, пил воду и не пытался насытить свое тело, думая о своей бессмертной душе.
Пост в день обезглавливания Иоанна Крестителя был установлен вместе с праздником, начало которого восходит к ранним временам христианской церкви. Древность поста в этот день подтверждается и статутом Иерусалимского монастыря Святого Саввы Освященного. Он говорит, что «пост в день казни Иоанна Крестителя завещал древним святым отцам». В этот день, даже если он выпадает на воскресенье, не едят фастфуд. В священную память о жизни и поступках Иоанна Крестителя этот день следует провести в строгом посте и молитве.
Старообрядцам запрещено танцевать и веселиться не только в этот день, но и в соответствии с Шестым Вселенским Собором, который правилом 51 установил:
полностью запрещает быть смешными и своими зрелищами, а также зрелищами создания животных и позорными танцами. Если кто-то презирает это правило и предается одному из этих запретных развлечений: тогда священнослужитель будет исключен из духовенства, а мирянин будет отлучен от церковного общения. (Трул. 24, 65, 66; Лаод. 54; Карп. 15).
«Танцы», – предупреждает также св. Иоанн Златоуст, – «действие не человеческое, а демоническое. Демоны учат нас этому, чтобы не только они мучились в аду. И это худшая из всех игр, потому что она уводит человека от Бога и уводит его в глубины ада. И женщина, которая танцует, называется невестой сатаны, блудницей дьявола и женой дьявола, и женщина, которая танцует, будет унесена не только в глубины ада, но и все, кто танцевал с ней. Она не хранит своей чести, и дьявол соблазняет ею многих и во сне, и наяву. Все, кто любит танец, будут обречены на неугасимый огонь. Мужу и противно, и скупо жить с такой женой . Братья и сестры, будьте бдительны и не любите беззаконных игр демонов. Главное – уйти от танцев, чтобы не быть обреченным на вечные муки».
Усекновение главы Иоанна Предтечи. Богослужение
При обезглавливании главы Иоанна Крестителя совершается праздничное богослужение: всенощное бдение. Стихи для праздника написали гимнографы монах Иоанн Дамаскин (VII-VIII век) и патриарх Герман (VIII век). Во время Великой вечерни читаются три паремии: отрывки из книг пророка Исаии (Исайя 40, 1-3, 9; 41, 17-18; 45,8; 48,20-21; 54,1), пророка Малахии (Мал 3 , 1-3, 5-7, 12, 18, 17; 4, 4-6), Царь Соломон (Wis. 4,7, 16-17, 19-20; 5,1-7), которые содержат пророчества на Иоанн Креститель. Утром читаем два канона, написанных в восьмом веке. Первый канон был составлен монахом Иоанном Дамаскинским, второй – святым Андреем Критским. Апостольские и евангельские чтения литургии посвящены событиям обезглавливания Иоанна Крестителя: 33 зачат Деяния Святых Апостолов (Деяния 13,25-32) и 24 зачат Евангелие от Марка (Мк 6,14- 30).
Несмотря на то, что произошло скорбное событие, Церковь Христова празднует его с радостью, восхваляя светильник Вселенной и победоносного страдальца, о котором мы воспеваем стихиры на Малой вечерне: «Поднеси свою голову на тарелку, Ирод лукавый, дальше прочь Иродиада, смело прогнавшая все лучшее. О страшное чудо и славный слух. Но Церковь Христова с радостью отметит ваши страдания».
Канон Андрея Критского также повелевает верующим чтить честную память о Пророке и Предтече: «Красная овца пустыни, плод Захарии и безнадежное процветание Елизаветы, предписывает верующим торжествовать, я чту его память».
Фрагмент иконы Усекновение главы Иоанна Предтечи
Усекновение главы Иоанна Крестителя – это день, в который при соблюдении строгого поста празднуется победа Пророка и Проповедника Христа над нечистым беззаконием.
Библиотека русской веры
Канон усекновения главы Иоанна Крестителя
Читать онлайн
Тропарь к празднику церковнославянский текст:
Память святого с хвалой, но ты возведен на престол свидетельством Господа-Предтечи. Пророк, который был более честным, показал, что он действительно боялся, так как даже в скорости крещения он смог крестить проповедуемого. Те, кто пострадал за истину, радуясь благой вести для тех, кто существует в аду, Бог есть план, Который берет на себя грехи мира и дает нам благодать милосердия.
Русский текст:
Память праведников почитается хвалой, но нужно лишь свидетельство Господа, Предок, ты истинно явился от пророков, самый честный, потому что ты был достоин крестить Проповедуемого в быстром потоке. Поэтому, пострадав за истину, он с радостью проповедовал Евангелие пребывающим в аду, Бог явился во плоти, взяв на себя грехи мира и дав нам великую милость.
Кондак церковнославянский текст:
Славное обезглавливание было предвестником, наблюдение было своего рода божественным, и для тех, кто существует в аду, Бани должны проповедовать грядущее. Пусть плачет Иродиада, незаконно попросившая убийства. Не по закону Божьему, под живым ты будешь любить вечно, а временный лист.
Русский текст:
Ему предшествовало славное обезглавливание, оно произошло по некоему божественному замыслу, чтобы находящиеся в аду проповедовали пришествие Спасителя. Да плачет Иродиада, требуя убийства без закона. Он не любил закон Божий, не вечную жизнь, а временную лесть.
Прославление праздника:
Мы чтим Крестителя Спаса Джованни и чтим все честные главы, посвященные обезглавливанию.
Праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи. Народные традиции и суеверия
В народе праздник усекновения главы Иоанна Крестителя летающий, Полеток, праздник Репный, Головосек, Иван – осенний торжок, Иван Пост, Иван пост. В Древней Руси на традиции празднования сильно повлияли языческие верования и бытовые суеверия. Многие христианские символы в массовом сознании были искажены и приобрели иное значение. Например, считалось, что круглые фрукты и овощи нельзя есть во время праздника обезглавливания, потому что они напоминают голову Пророка. Яблоки, картофель, арбузы, лук, репа были запрещены, и они даже не соглашались есть что-либо на тарелке, чтобы не вызывать воспоминаний о тарелке, на которой лежала голова Крестителя. Они пытались спрятать острые предметы – они напоминали меч, которым воин отрубил голову святому. Овощи не нарезали, а хлеб преломляли вручную. Согласно белорусскому поверью, связанному с днем казни Иоанна Крестителя, за год голова святого почти отрастает, но как только в этот день начнут резать хлеб, она снова упадет. У южных славян в день обезглавливания Иоанна Крестителя строго соблюдался запрет на красные фрукты и напитки, так как считалось, что «это была кровь святого Иоанна». Поэтому в этот день не ели черный виноград, помидоры и красный перец.
Цель всех этих обычаев заключалась не в том, чтобы вызвать какие-либо воспоминания о мученической смерти великого праведника и всячески избегать таких действий и поступков, которые напоминали бы это печальное событие. Из-за большей строгости соблюдения этих правил крестьяне считали, что нарушителей наказывал сам Иоанн, посылая плоды неурожая или даже просто отрывая им руки и лишая их языка.
Есть и другие популярные традиции, более связанные со временем и календарным циклом. День Усекновения главы Иоанна Крестителя считался началом осени: «С Иваном Постом мужчина встречает осень, женщина начинает свое бабье лето». В этот день строго постились (тоже считалось большим грехом есть рыбу, хотя говорят, что много рыбы в реках Ивана Поста), хороводов не проводили и песен не пели, это было принято называть бедных и путников. По народному поверью, у этого святого просят исцеления люди, страдающие головными болями.
По многим разным приметам истинный смысл праздника теряется. Православная церковь говорит нам, что эти суеверия не имеют под собой основы и, более того, они оскорбляют христианскую веру. Недопустимо сравнивать кочан капусты или арбуза с честной головой Иоанна Крестителя.
Усекновение главы Иоанна Крестителя. Иконы
В Православной Церкви иконы Усекновения главы Иоанна Крестителя известны с начала византийской эпохи. В средневизантийский период получил распространение иконографический сюжет, в котором Иоанн Креститель простирался ниц и воин поднял на него меч, действие разворачивается на фоне пустыни. Более того, святая голова изображалась отделенной от тела, кровь проливалась из шеи пророка, и его палач стоял на нем и вкладывал свой меч в ножны.
Русские иконописцы изобразили святого склонившимся со связанными впереди руками, а воин поднял над ним меч. Такой сюжет можно увидеть, например, на фресках собора Рождества Богородицы в Антониевом монастыре в Великом Новгороде, в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря в Пскове, в церкви Благовещения в Мячине в г. Великий Новгород.
Икона Усекновения главы Иоанна Крестителя. 17 век Россия
Два других иконографических сюжета символически связаны с обезглавливанием Иоанна Крестителя: на иконах сошествия Христа в ад изображены Святой Пророк и Предтеча, возвещающие о пришествии Спасителя и скором освобождении от адской тьмы праведникам Древнего Завета. Другой образ – так называемый «Иоанн-предшественник пустыни», особенно широко распространенный на Руси в XVI-XVII веках.
Иоанн Предотеча Ангел пустыни. Государственный музей-заповедник 17 века “Ростовский кремль»
На иконе Иоанн Креститель изображен отшельником, проповедником покаяния, предшественником монашества, у него два больших крыла, которые символически означают пост и молитву, вознесение к Богу. Обычно он говорит: «Вот Агнец, возьми прочь грехи мира »или« Покайся, приблизись к Царству Небесному».
Джованни Баттиста Ангел пустыни. Икона из серии так называемых «скрижалей» Софии Новгородской. Конец 15 – начало 16 века. Государственный Русский Музей
Также очень популярны иконы Иоанна Крестителя с почтовыми марками – сцены из его жизни.
Джованни Баттиста Ангел пустыни, с жизнью
Храмы в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи
Один из старейших сохранившихся до наших дней храмов – шестипрестольный храм Усекновения главы Иоанна Крестителя в Коломенском. По мнению многих исследователей, он старше знаменитой Вознесенской церкви и был заложен в 1529 году по приказу бездетного Василия III в селе Дьякове с молитвой о дарении великому князю наследника престола.
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове
В честь рождения сына Василий III приказал в 1531 году построить в Старом Ваганькове храм Усекновения главы Иоанна Крестителя, упраздненный задолго до революции. Также вскоре после рождения сына Василия III – будущего Ивана Грозного – в Москве на Кулишках появился Ивановский монастырь, а его собор был освящен во имя Усекновения главы Иоанна Крестителя. Монастырь восходит к самому первому московскому храму, построенному в Кремле во имя Рождества Иоанна Предтечи, который стоял на месте Большого Кремлевского дворца.
В честь обезглавливания Иоанна Предтечи освящена церковь Кирилло-Белозерского монастыря в Вологде. Храм построен в 1531-1534 годах за стенами монастыря на холме, рядом с часовней, воздвигнутой монахом Кириллом Белозерским. Позже территория вокруг этого храма была обнесена невысокой каменной стеной и стала называться Малым Ивановским монастырем, а холм, на котором стоял храм, получил название Ивановская гора. Внутри храма Усекновения главы Иоанна Крестителя столбы имеют круглое сечение, что делает их массивными, профили капителей и ставней плоские. Барабан богато украшен, украшен традиционным для Белозерья орнаментальным поясом. Стены храма имеют небольшую отделку. Церковь Усекновения главы Иоанна Крестителя имела второй купол поменьше, расположенный над юго-восточным углом: часовня, посвященная Сан-Чирилло. Впоследствии крышка закомары была разрушена, малый барабан сломан. В южной и западной стенах вместо расписных киотов выбиты новые большие окна. Внешние стены храма, ранее побеленные, были выкрашены в красный цвет.
Церковь в честь усекновения главы Иоанна Предотеха Кирилло-Белозерского монастыря в Вологде
В честь обезглавливания Иоанна Крестителя освящен придел Троицкого собора Михайло-Клопского монастыря в селе Сельцо Новгородской области. Дошедший до нас ансамбль Клопского монастыря формировался в основном в 60-70-е годы. XVI в. В архитектуре Троицкого собора практически отсутствуют черты традиционного новгородского стиля. Особенность объемной композиции здания придает портик западного фасада во всю ширину, с двумя нефами с севера и юга (в честь Покрова Пресвятой Богородицы, Усекновения главы Иоанна Крестителя, во имя Иоанна Лествичника, Феодора Стратилата), в дьяконе располагалась пятая придела во имя Михаила Клопского. За это время Троицкий собор несколько раз перестраивался.
Троицкий собор Михайло-Клопского монастыря в Новгородской области
В честь обезглавливания Иоанна Крестителя освящен боковой алтарь Богоявленской церкви в Запсковье (Псков). Первое упоминание о храме относится к 1397 году; нынешний храм возведен в 1495 году на месте предыдущего, как главный храм Богоявления в Запсковье. Внутри церкви четыре столпа с крестовым куполом и приподнятыми опорными арками. У северного прохода потолок был без колонн. Фасады храма разделены лопатками, заканчивающимися клинковыми арками, апсида и тамбур украшены традиционно красиво расположенными рядами «псковского ожерелья»: «тротуар-тротуар».
Церковь Богоявления из Запсковья
В честь Усекновения главы Иоанна Крестителя в селе освящен боковой алтарь храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Рудаково, Тульская обл. Основание церкви относится к началу 17 века. Покровская церковь имеет три придела и два придела: во имя Усекновения главы Иоанна Крестителя и во имя монаха Пафнуцио, чудотворца Боровского. В настоящее время храм находится в руинах.
Церковь Покрова в деревне. Рудаково, Тульская обл
В честь обезглавливания Иоанна Крестителя освящен собор в городе Керчь Республики Крым. Собор построен в 900 или 1000 годах. Церковь представляет собой четырехколонный крестово-купольный храм с одинарным куполом на высоком барабане. Массивные стены состоят из чередующихся полос белых каменных блоков и красного кирпича. Сочетание различных форм придает Керченской церкви своеобразие и остроту, ее невозможно спутать ни с одной другой: здесь как бы соединены две архитектурные системы – базилика и крестово-купольная. В 1834 г к церкви была пристроена новая придела, в 1846 г базилика была расширена на запад за счет каменной пристройки с колокольней, а стена древнего нартекса была разобрана. В конце 19 века к северному фасаду базилики пристроили помещения второго престола с разборкой части стен базилики. В советское время храм был закрыт. С 1990 года храм снова работает.
Храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи в городе Керчь, Республика Крым
Кроме того, во имя Усекновения главы Иоанна Крестителя была освящена церковь Секус Иоанно-Усекновенского монастыря в селе Винетор-Нямц в Румынии. Церковь была построена между 1602 и 1605 годами.
Внутри с. Arbore Румыния освятила храм в честь Усекновения главы Иоанна Крестителя. Храм датируется 1502 или 1503 годом.
Церковь в честь Усекновения главы Иоанна Крестителя находится в Иерусалиме (Старый город). Церковь состоит из двух частей: нижней и верхней. Нижняя часть, ныне подземная, более древняя, относится к V-VI векам. Вероятно, он пострадал во время персидского вторжения в 614 году. Затем он был восстановлен по приказу Иоанна в 11 веке. Церковь Джованнеи была разрушена в 1244 году и восстановлена в 1842 году.
В настоящее время у старообрядцев практически нет храмов, построенных в честь праздника Усекновения главы Иоанна Крестителя Господня. Сегодня престольный праздник отмечает только Смилгяйская старообрядческая религиозная община Древней Поморской православной церкви Литвы.
Храм во имя Усекновения главы Иоанна Крестителя Древней Православной Церкви Померании. Смилгяй, Литва