Преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские

15 сентября в нашем монастыре престольный праздник: мы чтим память покровителей монахов святых Антония и Феодосия Киево-Печерских. В нашем монастыре построен нижний храм, и мы называем его «пещерой», как прообраз пещеры, в которой когда-то поселился монах Антонио.

Преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские

«Они действительно по праву считаются отцами русского монашества, хотя монастыри в России существовали и до них. Но, как говорится в «Повести прошедших лет»: «Ведь много монастырей основали кесарево, бояре и богачи, но они не такие, как те, которые создавались слезами, постом, молитвой, бдениями. ” Придя с Афона в Киев, преподобный Антоний, обойдя все эти монастыри, не нашел подходящего монастыря и был вынужден вырыть себе пещеру ». Так началась знаменитая Киево-Печерская Лавра, основанная в 1051 году.

сохранилась биография основателя великой Лавры инока Антония Печерского. При крещении его звали Антипа. Родился в городе Любеч Черниговской области, в ранней юности покинул родительский дом и, вдохновленный свыше, приехал на Афон в один из монастырей. Здесь Антипа постригся с именем Антонио. Удовлетворяя Бога во всем, он боролся добродетелями, удивляя всех смирением и послушанием. Через некоторое время настоятель этого монастыря получил известие от Бога – освободить Антония в России, чтобы он мог насадить монашество в этой христианской стране, недавно принявшей крещение. Таким образом, по благословению старца преподобный добрался до Киева. Но не найдя там монастыря, такого же в духе Афона, он выкопал пещеру… Тяжелым было предприятие сурового подвижника, молитвенника, духовного борца Антония.

Однако, несмотря на суровость жизни, слава святого Антония вскоре распространилась не только на Киев, но и на другие города России. Многие приходили к нему за духовным советом и благословениями. Некоторые начали оформлять вид на жительство. Первую получил некий Никон в сане священника, вторую – инок Феодосий, которому на тот момент было около 24 лет.

Жизнь этого избранного Божьего примечательна с самых ранних лет его юности. Родился в Васильеве, недалеко от Киева, позже родители переехали в Курск. С юных лет он обнаружил непреодолимое влечение к аскетической жизни, ведя аскетический образ жизни еще в родительском доме. Он не любил детские игры и увлечения, постоянно ходил в церковь. Обладая прекрасными способностями и редким рвением, он быстро научился читать книги, так что умы молодых поражали всех. В 14 лет она потеряла отца и осталась под присмотром матери, строгой и авторитетной женщины, очень любившей своего сына. За борьбу за подвижничество он неоднократно наказывал его. И однажды, когда он узнал, что Феодосий тайно ушел с паломниками в Иерусалим, он догнал его и жестоко избил, волочил за волосы, повалил на землю и пнул ногой. Потом, связав сына, как вора, забрал его домой. Опасаясь, что Феодосий снова сбежит, он наложил на него цепи. Но ничто не могло отнять у него данной Богом преданности подвигу, и преподобный остался стойким на этом пути. Так он ходил в цепях несколько дней. Потом, пожалев сына, мать расслабила его и умоляла больше не оставлять ее. Феодосий пообещал. Но, получив свободу, он вернулся к своему подвижничеству: он все еще ходил в церковь, одетый как нищий. Его мать, снова убедив Феодосия отказаться от этих предприятий, избила его. Но мирская жизнь Феодосия была чуждой, он не мог носить эту дорогую одежду и есть сытую посуду… Однажды, придя в церковь, он услышал слова Евангелия: «Кто любит своего отца или мать больше меня не достоин меня “. В этих словах он увидел Божий призыв, который побуждал его отречься от мира.

Читайте также:  Мощи святого Сергия Радонежского - местоположение

Однажды, когда его матери не было дома, монах снова убежал из дома. По Божьему усмотрению он последовал за караваном, направлявшимся в Киев, как Феодосий слышал о местных монастырях, через три недели прибыл в Киев из Курска. Но в киевские монастыри его не приняли, и промысел Божий отправил в Антониевы пещеры.

«Знай, честный отец, что Сам Бог, предвидя все, привел меня к твоей святости и велит мне спастись, и поэтому я выполню все, что ты мне прикажешь», – сказал Феодосий, когда Антонио начал убеждать его, что жизнь в пещере очень сложно и скучно. Феодосий принял монашеский постриг и целые ночи проводил в непрестанной молитве, много работал и с радостью переносил всякое послушание. Спустя четыре года мать нашла его и со слезами просила его вернуться домой, но сам святитель уговорил ее остаться в Киеве и принять монашество в монастыре святителя Николая на Аскольдовой могиле.

Когда в пещере уже собралось достаточное количество братьев, монах Антоний, неизменно в поисках отшельника, уединился в уединении на ближайшей горе, выкопал себе здесь пещеру и начал подвизаться в уединении (сейчас: Близ или Антонио грот)

Преподобный Феодосий остался на прежнем месте. Вскоре братья-аббаты избрали его как «самого послушного, смиренного и кроткого». По его благословению был введен статут монастыря, привезенный из Константинополя. Эта карта перешла от Печерского монастыря ко всем другим русским монастырям, поэтому монаха Феодосия называют «главой единой монашеской жизни на Руси», а Киево-Печерский монастырь – «старейшим из всех русских монастырей”.

Читайте также:  Житие святого Сергия Радонежского

«С тех пор в России определились два типа монашеской жизни по двум ее моделям, раскрытым монахами Антонием и Феодосием. Первый – уединение в пещерах и оградках, занятие особенно трудное и благородное. Вторая – это монашеская община, которая воспитывает среди братьев такие необходимые монаху добродетели, как терпение, смирение, послушание, братская любовь, отречение от своей воли и повиновение правилам статута монастыря».

Вскоре в подземном монастыре перестали жить старшие братья, поэтому появились первые надземные кельи и началось строительство церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы, послужившей началом великой Печерской Лавры. Позже, когда монастырская жизнь была перенесена из пещер на поверхность, умерших жителей монастыря стали хоронить в подземных лабиринтах. Захоронения в пещерах производятся более семи веков.

Став настоятелем, преподобный Феодосий не изменил своего обычного поведения. Он продолжал смирять себя, как если бы он был последним из всех, вспоминая слова Спасителя: «Кто хочет быть первым среди вас, да будет вам рабом». Наставляя братьев в добродетелях, он сам подает пример. «Преподобный Феодосий с величайшей заботой и любовью следил за духовным развитием всех своих братьев и не упускал возможности дать каждому достойное образование. Когда он читал лекцию, он говорил мягко, смиренно, как бы умоляя того, к кому обращался; когда он объявил преступника, слезы текли из его глаз. Если кто-то из братьев соблазнялся злыми духами, он звал его, убеждал не ослабевать в борьбе, указывал на переживания подвижников и укреплял искушаемых силой своей молитвы. По его молитвам произошло много чудес».

Но тихий наставник может быть беспощадным и стойким, когда дело доходит до борьбы за оскорбленную правду. Таким образом, служение истине ставит святого в конфликт не только с судьями, но и с принципами, за которые он готов пойти в изгнание и смерть.

Помимо подвижничества, преподобный Феодосий отличался великим милосердием к бедным и любовью к духовному просвещению и старался расположить их к своим братьям. В монастыре он создал особый дом для бедных, слепых, хромых и расслабленных. Кроме того, каждую субботу он отправлял узникам в темницы целую телегу с хлебом. Игумен Феодосий не только не изолировал свой монастырь от мира, но и поставил его в тесную связь со светским обществом. Это было его свидетельством русского монашества.

Явление Неба на земле, свидетельство милосердной любви «Бога», радость Креста и Воскресения, образ истинного человечества: это были киевские подвижники, ученики Антоний и Феодосиан, примером которых мы являемся по-прежнему вдохновляет и не перестанет привлекать творческие, отважные, благородные души, пока любовь и благородство не иссякнут на земле.

Читайте также:  Николай II Александрович

Смерть, о которой Богородица сообщила иноку Антонию, наступила на девяностом году жизни 7 мая 1073 года. После кончины святителя Богу было угодно скрыть его мощи от народа. Те, кто осмелился выкопать их, были сожжены огнем, исходившим из гробницы. Его мощи, по мнению Бога, остаются скрытыми.

Год спустя, в 1074 году, последовала смерть монаха Феодосия, заранее предсказавшего время своей смерти. Его останки похоронили в пещере, где он удалился во время Великого поста. Уже через 17 лет мощи преподобного были найдены нетленными. А в 1108 году Феодосий был канонизирован. Сегодня местонахождение святых мощей праведников неизвестно. Дальние пещеры и источник Киево-Печерской Лавры названы в честь святителя Божьего.

Печерский монастырь постепенно стал образцом для всех остальных монастырей и приобрел огромное влияние на религиозность русского народа в целом. От него в обществе распространились аскетические настроения; благочестие понималось именно в тех формах, в которых оно здесь проявлялось. Монастырь сыграл значительную роль в развитии русской литературы, живописи, графики, архитектуры, прикладного искусства и печати. В Лавре жили и работали известные летописцы, писатели, ученые, художники, врачи, книгоиздатели. Именно здесь, около 1113 года, летописец Нестор составил «Повесть о прошлых годах» – главный источник наших знаний о Киевской Руси.

Именно здесь, в Лавре, на холмах Киева, впервые в истории русской святости появился не один, не два и более, а целый собор – около ста двадцати! – чудотворцы и праведники.

«Пещеры Лавры, освященные молитвами монахов, где покоятся их святые и их нетленные мощи, на протяжении тысячелетий посещали мириады паломников. В коридорах, кельях и храмах находятся гробницы с мощами святых, неподкупность которых можно увидеть собственными глазами. Смерть коснулась их, и они, как все смертные, переступили порог вечности. Однако тела святых Божиих не разлагаются сотни лет, скорее, они пахнут сладостью и дают исцеление и помощь тем, кто обращается к ним с верой и искренней молитвой, они живые, видимые, и это убедительно доказательство всемогущества и милосердия Божия. Нетленность святых мощей подтверждает истинность победы Господа нашего Иисуса Христа над смертью. Здесь, рядом с мощами монахов, в сердце каждого человека вселяется надежда, что в конце этой временной жизни наступит лучшая жизнь, будущее, которое может быть наполнено сверхъестественной радостью и покоем».

По молитвам наших преподобных отцов и богоносцев наших киевских пещер, да ниспошлет милосердный Господь каждому из нас, чтобы достичь совершенства в меру наших возможностей и с Его всемогущей помощью. Аминь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии