Святитель Василий Великий

Святой Василий Великий

Святой Василий Великий – один из трех Вселенских Иерархов, епископ Кесарийский Каппадокийский. Поминают 14 января (1 января по старому стилю).

 

Святитель Василий Великий. Жизнеописание

Святой Василий Великий родился около 330 г в Кесарии Каппадокийской. Его родители были благородного происхождения, а также отличались рвением к христианской вере. Его дедушка и бабушка пострадали во время преследований императора Диоклетиана, а его дядя был епископом, как и два брата: Григорий Нисский (ок. 335–394) и Петр Севастийский. Отец Василия был оратором и юристом и хотел, чтобы Василий пошел по его стопам. Василий получил прекрасное образование в Кесарии и Константинополе, затем учился в Афинской академии. В нем он познакомился с Григорием Богословом (329-389 гг.).

Вернувшись в Кесарию, Василий занялся светскими делами, но благодаря влиянию благочестивой сестры Макрины (324 (327 или 330) -380) Василий стал вести более аскетический образ жизни и со временем вместе с несколькими друзьями покинул город. И поселился на родовых землях в Понте. В 357 г. Василий совершил длительное путешествие по коптским монастырям, а в 360 г сопровождал епископов Каппадокии на Константинопольский синод. Незадолго до смерти епископа кесарева сечения Дианиона Базилион был рукоположен в пресвитер и стал советником епископа Евсевия, сменившего Дианиона после его смерти. Евсевию не понравился строгий подвижнический образ жизни Василия, и Василий решил уйти в пустыню, где начал налаживать монашеский образ жизни.

Приход к власти арийского императора Валента (328–378) и растущее угнетение христиан привели к тому, что Евсевий стал искать помощи у активного и ревностного Василия. В 365 году Базилион вернулся в Кесарию и стал управлять епархией. Он написал три книги против арийской ереси, проповедуя «три человека в одной сущности». Несмотря на противодействие некоторых епископов, после смерти Евсевия в 370 г. Василий занял место митрополита Каппадокийского и начал искоренять арианство в Малой Азии. Работа Василия по искоренению арианства привела к конфронтации с Валентом. Во время путешествия императора по Каппадокии епископ наотрез отказался признать правильность арийского учения. В ответ Валент разделил Каппадокию на две провинции, что привело к сокращению канонической территории епископа Василия и подорвало его положение в Церкви. Однако Василию удалось продвинуть своих товарищей по оружию Григория Нисского и Григория Богослова на епископские должности в ключевых городах. В это время началась борьба за патриархальный престол в Антиохии, на которой Василий не хотел видеть никейского павлина, опасаясь, что чрезмерное преувеличение единства Бога чревато ересью савеллианства.

Император Валент погиб в битве при Адрианополе (378 г.). Здоровье епископа Василия было подорвано подвижническим образом жизни. Умер в первый день нового 379 года. Святой Василий оставил нам много богословских сочинений: девять бесед на шестой день, 16 бесед на разные псалмы, пять книг в защиту православного учения о Святой Троице; 24 конференции по различным богословским темам; семь аскетических трактатов; монастырские правила; аскетическая карта; две книги о крещении; книга о Святом Духе; несколько проповедей и 366 писем разным людям.

 

Почитание святителя Василия Великого

Сант’Анфилохио, епископ Иконийский (ок. 340-394), в своей похоронной речи на Сан-Базилио сказал:

Для христиан он всегда был и будет самым спасительным учителем.

За заслуги перед Церкви Христовой святитель Василий назван Великим и прославлен как «слава и красота Церкви», «светило и око мироздания», «властелин догматов». Святой Василий Великий – небесный покровитель просветителя Русской Земли: святого великого князя Владимира в святом крещении Василия Блаженного. Князь Владимир поклонился святому Василию и в его честь воздвиг в России несколько церквей. Многие русские правители при крещении носили имена Василия Великого, в частности Владимир Мономах (крещеный Василий), Василий I, Василий II. Святитель Василий Великий вместе со Святителем Николаем Чудотворцем особенно почитается русским народом. Частица мощей Василия Блаженного находится в Почаевской Лавре. Честная голова святителя хранится в Лавре святого Афанасия на Афоне, а правая рука – в алтаре Храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Память святителя Василия Великого отмечается 14 января (1 января по старому стилю) и 12 февраля (30 января по старому стилю) в Храме Трех Святителей.

Читайте также:  Житие Иоасафа Белгородского и где находятся мощи

Статуя св. Василий Кесарийский в одном из пражских храмов

Народные традиции в день святителя Василия Великого

Канун Васильевского дня обычно называли Васильевским вечером. У северо-западных славян он получил название «щедрый», «щедрый», «богатый», потому что в этот вечер выносили со складов лучшее; в средней и южной России – «Авсень», «Овсен», «Усень», «Таузен». Гадание было любимым рождественским развлечением молодежи; Самыми верными и актуальными они считались только в новогоднюю ночь, Васильевский вечер. По сей день запрограммированы всевозможные предсказания судьбы, несмотря на то, что благочестивые люди считают это большим грехом. Практически все методы предсказания преследуют одну цель: узнать, скоро ли, где и с кем они поженятся (или с кем поженятся) и чем закончится жизнь в чужой семье.

Святой Василий Великий почитался покровителем свиней, поэтому в народе эту праздничную свинью называли. Во время праздника закололи скот, ужалили так называемых «цезаретских» свиней (названных в честь Василия Великого, архиепископа Кесарийского), чтобы стол был сытным, мясным и сказали: «Свинья и кабан на Васильевский вечер» «Одним из основных блюд была фаршированная свиная голова:« Васильевский день – свинья голова на столе! » «Зверь нечист, свинья, – слышит он себя среди людей, – но у Бога нет ничего нечистого: огонь обжигает щетину свиньи, и святой Василий освятит зиму!». Жареный кезаре считается всеобщим благом: все желающие односельчане могут прийти и съесть его, и каждый из пришедших должен принести хоть немного денег, которые вручают хозяину, а на следующий день их передают в приход церковь и идите к священнику. Цезаретскую свинью принято жарить и подавать целиком (неразрезанной), даже если она похожа на большую свинью. Перед едой старший член семьи трижды поднимает чашу со свиньей, говоря: «Чтобы свиньи кормили грудью, овцы – ягненка, коровы родили».

Святой Василий Великий

По народному обычаю, богатый стол в день Васильева обеспечит хозяину достаток на целый год

Кроме того, кутью всегда подавали на стол. В отличие от кутьи в канун Рождества («пост») и крещения («голод») она была «насыщенной», с добавлением сливок, масла, миндаля и грецких орехов. Стол не уступал по ассортименту блюд на рождественской вечеринке. Многие обычаи ассоциировались в народном воображении с вечерами Васильева. И сейчас кое-где соблюдаются обычаи, такие как приготовление «Васильевой каши», посев зерна или хождение по домам.

Святой Василий Великий

Картина Александра Мицника

После праздничного ужина была традиция ходить к соседям и знакомым и просить друг у друга прощения. Васильев день был особенно популярен среди молодежи. Они могли вступить в повторный брак, если им ранее было отказано. Дети в этот день любили разбрасывать яровые зерна по избам: «посев» был своеобразным ритуалом. Затем хозяйки собрали пшеницу и хранили ее для посева. Особо молились и садовники святителю Василию Великому, прося уберечь плодовые деревья от вредителей. Кое-где в тот вечер было принято стряхивать деревья со словами: «Как я стряхиваю мягкий белый снег, так святой Василий стряхнет весной каждого гада-червяка!»

Читайте также:  Возраст Иисуса Христа 33 года

Святитель Василий Великий. Иконы

Согласно иконографическому оригиналу XVI века, святой Василий Великий изображался на фресках и иконах в легком крестильном преступнике, правой рукой он благословляет народ, а левой держит Евангелие. Изначально Василий Великий изображался спереди, бюстом, как на иконе VII века из монастыря великомученицы Екатерины на Синае. Позже появились изображения святого в полный рост. На иконах XI века Василий Великий изображен кланяющимся в молитве с раскрытым свитком в руках.

Святой Василий Великий

Святой Василий Великий. Фреска. Сербия (Студеница). 1209 лет

Святой Василий Великий

Василий Великий. С уровня деисуса. В ПОРЯДКЕ. Музей 1486 года. Андрей Рублев

Святой Василий Великий. Фрагмент. Образ Феофана Греческой кисти

Святой Василий Великий. Фрагмент. Образ Феофана Грека. 1405 г до н.э

В конце XI века в Византии утвердили чествование памяти Трех Святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста). В связи с этим распространились совместные образы Трех Святителей. В Древней Руси праздничные иконы Трех Святителей были широко распространены с 15 века, часто в составе скрижалей менейских икон, например, «Троица» (2-я четверть 15 века), «София» Великого Новгорода. (конец 15 в.).

Три святых: Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов. Значок. Церковно-археологическое бюро Московской духовной академии начала XVII века

Три святых: Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов. Значок. Церковно-археологическое бюро Московской духовной академии начала XVII века

В византийском искусстве палеологического периода появились композиции, раскрывающие тему учения святых отцов, например «Беседа трех святых» или «Благословенные плоды учения» на фресках Архангельской церкви в г. Леснов, Македония (1347-1349). Василий Великий восседает на кафедре с крестообразным основанием, из которого исходят потоки воды, например. «Река познания». Подобные иконографические изображения святителя появлялись на Руси между XVI и XVII веками под названиями «Беседа Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста», «Учение» или «Добрые плоды учения», например, в фрески собора Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря (1502 г.).

Святой Василий Великий

Беседа Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста («Добрые плоды учения»). Савин Никифор Истомин. Государственная Третьяковская галерея начала XVII века, Москва

В московской иконописи чаще встречаются иллюстрации из жития Василия Великого. Русский лицевой лист Жития Василия Великого III четверти XVI века отличается исключительным богатством иконографических сюжетов (225 листовых миниатюр) из собрания М.А. Оболенского. Русские памятники XVII века характеризуются увеличением количества житийных эпизодов и большой декоративностью.

Святой Василий Великий с его жизнью. Значок. Начало 17 века Сольвычегодский государственный историко-художественный музей Архангельской области

Храмы на Руси во имя святителя Василия Великого

Первый храм, построенный князем Владимиром в Киеве на месте языческого храма, был освящен во имя Василия Великого. Кроме того, князь Владимир возвел в Вышгороде храм Василия Блаженного, где первоначально были похоронены князья-мученики Борис и Глеб. В XII веке во имя Василия Великого были построены церкви в Киеве, Новгороде, Овруче и на Смядыне под Смоленском. В XIII-XV вв. Церкви в честь Василия Великого строились в Твери (до 1390 г.), Пскове (до 1377 г.) и других городах.

Храм Василия Великого в Овруче (Украина) входит в комплекс монастыря Василия Блаженного (УПЦ МП). Храм был построен в 1190 году князем Рюриком Ростиславовичем (умер в 1212 году). Строительством церкви руководил архитектор Древней Руси Петр Милонег. В 1321 г. Васильевская церковь в Овруче была практически полностью разрушена литовцами, восстановлена ​​в 19070–1909 годах известным архитектором А. В. Щусевым. В храме сохранились фрагменты старинных русских фресок.

Читайте также:  День памяти Спиридона Тримифунтского

Васильевская церковь, Овруч

Во имя святителя Василия Великого освящена церковь во Владимире-Волынском (Украина). Точная дата постройки церкви неизвестна. По мнению исследователей, здание церкви датируется 70-80-ми годами XIII – середины XIV веков. Первые документальные сведения об этом памятнике относятся к 1523 году. В 1695 году церковь была заброшена, и оставалась такой же в 18 веке. Памятник неоднократно перестраивался и достраивался. Интерьер был украшен белеными фресками в конце 17 века. Важные работы, изменившие его первоначальный облик, были выполнены в 1900–1901 годах по проекту архитектора Н. И. Козлова.

Церковь Василия Великого во Владимире-Волынском (Украина)

Храм Василия Блаженного на Горке в Пскове освящен во имя Василия Блаженного. Деревянная церковь на месте каменной построена в XIV веке на холме, стоящем в болотистой местности, напротив ручья Зрачкой. В 1375 году на берегу ручья была возведена стена Среднего города, а перед церковью возвели Васильевскую башню, над которой возвели колокольню. В 1377 году храм был расписан. В 1413 году на месте деревянной церкви была возведена каменная церковь. Конец 15 и 16 века – время расцвета, когда к храму пристроили приделы и галерею. В начале XVI века была расписана чтимая Тихвинская храмовая икона Божией Матери.

Храм во имя Василия Великого на Горке. Псков (1413-1415 гг.)

В Тверской Ямской слободе в Москве когда-то была церковь Василия Блаженного. Точное время постройки храма неизвестно. Первое упоминание о церкви Базилио, епископа Кесарии, встречается в переписных источниках 1620-1621 годов. Эта церковь была деревянной, сбитой «клетками». В 1671 году все постройки Тверской Ямской слободы были уничтожены пожаром. В 1688 году началось строительство каменной церкви Basilio di Cesarea. В мае 1934 г храм закрыли и разрушили.

Церковь Василия Великого в Тверской Ямской слободе. Фотографии начала 20 века

В Киеве по ул. Жертвы революции (бывшие Три Святых) до 1930-х гг. ХХ века здесь была церковь, посвященная трем святым: Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту. Раньше эта церковь называлась Васильевской. Он был построен в начале 1980-х годов. XII век князем Святославом Всеволодовичем при княжеском дворе и освящении в 1183 г .: «Храмы Василия Блаженного были священными, есть они и в Киеве в Великом Дворе». После монгольского нашествия церковь отреставрировали только в шестнадцатом веке, а в середине семнадцатого века она сгорела. В конце семнадцатого века церковь, оставшаяся без свода, была снова перестроена. В 1935-1936 гг был разобран.

Святой Василий Великий

Потерянная церковь Василия Великого в Киеве. Рисунок взят из журнала «Architetto»

Старообрядческие храмы во имя святителя Василия Великого

Во имя святителя Василия Великого освящена Русская Православная Церковь-Церковь в городе Соликамске Пермского края. Старообрядческая церковь построена в начале 90-х на попечении семьи Кречетовых, освящена в 1995 году, колокольня построена в 1999 году. В 2000 году храм, за исключением колокольни, сгорел и был отстроен заново.

Старая церковь верующих во имя святителя Василия Великого в Соликамске

Внутри с. Золотилово Ивановской области в 1895-1915 гг. Был построен храм РПСТ в честь святителя Василия Великого. Сейчас церковь заброшена.

Бывшая старообрядческая церковь Василия Великого

В 1854 году на юго-востоке Румынии в пос. Сарыкой построил в ДРК храм во имя святого Василия Великого.

Скульптурные изображения святителя Василия Великого

Скульптурная композиция Василия Блаженного с житием была установлена ​​в начале 2011 года в Киеве.

Памятник Василию Великому в Киеве

Скульптура Василия Блаженного установлена ​​в одной из церквей Праги.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии