Свобода

Свобода

Свобода — это дарованная Богом способность человеческой воли, без которой она не могла бы сознательно и добровольно стремиться к добру, а значит, не могла бы стать добродетельной.

Бог — в высшей степени свободное Существо, потому что он действует независимо от необходимости или принуждения. Он выбирает то, что хочет, и реализует избранницу так, как хочет. Более того, его воля обладает совершенной святостью, он сам творит только высшее добро и добро, исключающее все зло, как свет исключает тьму.

Человек, созданный по образу Бога, также обладает даром свободы воли. «Если человек создан по образу блаженной и самой сущностной Божественности, а Божество свободно и имеет волю по природе, то человек, как Образ Божества, по природе свободен и имеет волю» (Св. Иоанн. Дамаск).

Подобно Богу, человек призван творить добро и расти в постоянном союзе с Богом как Архетипом и Источником добра. Благодаря такому союзу его свобода должна постоянно увеличиваться, поскольку сам Бог полностью свободен.

Однако после грехопадения человек встал на путь зла. Падение произошло из-за злоупотребления свободой разумных существ, которую Бог создал добром и, дав им, больше не хочет нарушать. После грехопадения человек поднялся до низшей степени свободы: свободы выбора между добром и злом. Выбирая добро, человек борется с грехом и присоединяется к Богу, возрастая в свободе. Избрав зло, человек становится рабом греха — своих порочных страстей, избавление от которых требует немалого подвига с помощью божественной благодати.

Для чего чело­веку дана сво­бода?

Бог дал человеку свободную волю, также чтобы человек мог свободно и сознательно стать подобным Ему, духовно приблизиться к Нему как к своему Создателю, Источнику всех благ, чтобы он мог с помощью божественной благодати реализовать свои творческие силы. Свобода воли, присущая нам по существу, при правильном ее использовании позволяет нам приобретать и развивать добродетели, добровольно подниматься по лестнице духовного совершенствования. Однако первый человек воспользовался этой свободой, чтобы понять грех, и, более того, он также обвинил Бога в этой предоставленной ему возможности.

Явля­ется ли сво­бода при­чи­ной греха?

Причина греха не в свободе, а в желании использовать эту свободу для зла (например, для удовлетворения своих похотей), намеренно злая воля, которая сознательно выбирает беспорядок и духовный вред в своей личной жизни и в жизни других.

Была ли сво­бода до того, как был создан чело­век?

Основа свободы, которой может наслаждаться человек, — это божественная свобода, свобода самого Бога. Бог ни от чего не зависит. Он безграничен, безграничен, он ничем не определяется, но сам все может определить. Само слово «определение» предполагает определенные границы, пределы, которые ограничивают объект (в широком смысле слова), за которые он не может выйти. Но у Бога нет таких границ, структур, для Него в принципе нет ничего невозможного. Для него все возможно, потому что безгранично. А поскольку свобода — это разновидность бесконечности, то в истинном и абсолютном смысле слова только Бог обладает такой свободой-бесконечностью.

Если Бог сво­бо­ден и благ, то Он не может делать зла. Какая же это сво­бода?

Это софистика. Бог может делать все, что хочет, но он не хочет зла. Этому нет предела, как нет предела тому, кто не хочет взорвать шумный соседский дом. Божья воля не только добра, но и бесплатна. Как совершенное Целое, Он сознательно и свободно творит добро в соответствии с возвышением Своих качеств, свойств и совершенств.

Чем сво­бода Бога отли­ча­ется от сво­боды чело­века?

Человек создан по образу и призван стать подобием Бога, это касается не только свободы, но и всего человеческого существа. Бог дал человеку свободу по своему образу и подобию, но божественная свобода отличается от человеческой свободы тем, что она абсолютна. Только Бог автономен в буквальном смысле слова (от греческого, что означает «быть законом для себя»). Бог обладает абсолютной свободой, а человек ограничен, относителен, зависит от Бога и ближнего. И в то же время Бог добр, а для человека свобода — это выбор между добром и злом.

Не при­ве­дет ли к потере сво­боды чело­века уси­ли­ва­ю­щийся кон­троль над дея­тель­но­стью отдель­ной лич­но­сти со сто­роны госу­дар­ства?

Государство не властно над внутренней свободой человека.

***

прот. Олег Давыденков:
Вопреки распространенному мнению, формальная свобода отнюдь не является признаком совершенства. Скорее наоборот, указывает на какое-то несовершенство. Например, Бог, будучи абсолютно свободным Существом, не имеет избирательной воли, потому что ему не нужно выбирать между различными возможностями. Каждый выбор всегда связан с некоторым несовершенством: невежеством, сомнениями, колебаниями, и Бог всегда прекрасно знает свои цели и средства их достижения. Итак, Бог свободен в том смысле, что он всегда такой, каким хочет быть, и всегда действует, как хочет; ему ничего не мешает, не тяготит его необходимость. Эта свобода называется моральной или духовной свободой.

Свобода

Сама по себе возможность выбора еще не делает человека свободным, ведь желания и способности человека не всегда совпадают. Человек часто желает того, чего он не может сделать, и, наоборот, часто вынужден делать то, чего он не хочет. Эта мысль наиболее ярко выражена в Священном Писании в Послании к Римлянам 7:19: Я делаю не добро, которое хочу, а зло, которого не хочу, делаю.

Следовательно, путь к истинной свободе проходит через освобождение от греха и силу естественных ограничений. Господь говорит о необходимости бороться за такую ​​свободу в Новом Завете: Если вы остаетесь в моем слове, то вы воистину Мои ученики. И вы познаете истину, и истина освободит вас (Иоанна 8: 31-32); Всякий, кто совершает грех, является рабом греха… Если Сын освободит вас, вы будете действительно свободны (Иоанна 8: 34,36). Ап. Павел говорит: Закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти (Рим. 8: 2) — и восклицает: Где дух Господень, там свобода! (2 Коринфянам 3:17). Другими словами, через общение с Божественным, через союз с Богом человек участвует в свободе, которой обладает Бог, и сам обретает истинную свободу.

святой Феофан Затворник:
Вы уже решили, чего хотите, так жаждете свободы? Нечего искать внутренней свободы, потому что она уже существует, поскольку является неотъемлемой частью духа. Никто не может это забрать. Оказывается, вам желательна внешняя свобода. Но если вы судите меня, насколько эта свобода допустима и достижима? Куда бы вы ни бросились, где бы вы ни были окружены собственными свободами, равными вашей свободе. Что бы мы ни решили делать, мы всегда должны рассматривать свои действия с действиями других людей и вместе с ними ограничивать себя и, следовательно, ограничивать нашу свободу. Каждый шаг подавление свободы. Причем легального, против которого по совести нельзя выступать. Если это так, то желание свободы преследует радугу и, что еще хуже, желание поймать призрак.

Свобода заключается не в том, чтобы не сдерживаться, а в том, чтобы контролировать себя!
Достоевский FM

«Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, делайте добро ненавидящим вас и молитесь за тех, кто оскорбляет и преследует вас» (Мф 5:44). Такая любовь освобождает и выводит из бесконечного порочного круга причин, где мера вознаграждается за меру, око за око и зуб за зуб. И сам человек может прийти сюда от низшего типа свободы, «свободы ОТ», до его высшей формы, «свободы ЗА» или «свободы Б». С точки зрения нормальной житейской логики такая любовь невозможна. Но — «невозможное для людей возможно Богу». «Если ты имеешь веру величиной с горчичное зерно и скажешь этой горе:« иди отсюда туда », и пойдет; и не будет для тебя ничего невозможного» (Матфея 17:20), а такая любовь творит много чудес более значительна, чем простая перестановка гор, и горы в данном случае представляют собой скорее окаменевшие блоки человеческих сердец. Напротив, всякий раз, когда мы полагаемся исключительно на наши природные силы, на нашу логику, никаких преобразований не происходит ни внутри нас, ни вокруг нас — в лучшем случае преобладают кантовские законы, принципы, «категорические императивы», там, где негде жить верой и любовью.
священник Филипп Парфенов

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Adblock
detector