Схоластика в философии

Фома Аквинский

В средние века развитие европейской философии было тесно связано с христианством. Именно в это время произошло развитие и упрочение религиозного понимания всей сущности окружающего мира, а также устранение всякого инакомыслия. Схоластика считается одной из крупнейших областей философии, связанных с христианским мировоззрением, о чем мы поговорим ниже.

Что такое схоластика?

Схоластика (от латинского «схолия» – «школа») – одно из религиозно-философских направлений, для которого характерно абсолютное подчинение теологии, а также слияние христианских догм с рациональным мышлением.

Основными проблемами, решаемыми схоластикой на начальном этапе своего существования, были формализация религии и систематизация христианства, поскольку в то время философская наука считалась инструментом познания Бога. В целом в основные задачи средневековой философии входили возможность логического понимания религии, приведение к общей системе произведений религиозных мыслителей, доступное и понятное объяснение сущности веры.

Мыслители Средневековья видели основу решения этих проблем в рациональных отношениях между религией и совестью. По их мнению, совесть при правильном использовании помогла человеку не только приблизиться к Богу, но и соединиться с ним. Главный вывод сторонников схоластов заключался в том, что разум и религия не могут противоречить друг другу, а, наоборот, должны дополнять друг друга.

Сущность окружающего мира, по мнению схоластов, может быть познана только через разум, но сам процесс познания требует точного использования определенных терминов и определений, а также выделения различий в представленных теориях. В итоге гармонии можно достичь с помощью логики, совмещенной с практическим опытом человека.

В то же время средневековая схоластика не имела единой точки зрения по всему перечню вопросов, например, по вопросу о взаимодействии отдельных предметов и общих понятий. Результатом этих различий во взглядах мыслителей стало возникновение отдельных тенденций в схоластике, которые превратились в реализм и номинализм.

Два ключевых направления схоластики

Суть разделения схоластики на два течения проистекает из спора между Платоном и Аристотелем, и предмет их спора касается отношения между вещью и идеей вещи. В средние века этот вопрос приобрел новую перспективу, связанную с теологией и касающуюся отношений между божественной волей и божественным разумом (точнее, вопрос о том, какое из них является первичным, а какое вторичным).

Читайте также:  Ангел-хранитель по дате рождения

Практический опыт подсказывает, что сначала в сознании человека появляется мысль, которая затем с помощью волевых действий воплощается в новом объекте, а значит, идеи всегда предшествуют вещам, а разум – воле. Но в Библии нет ссылок, которые прямо указывают на первоначальную идею создания мира Богом, она только раскрывает процесс его творения, а история каждого последующего дня творения заканчивается фразой: «И увидел Бог что это было хорошо “. По этой причине у средневековых европейских мыслителей сложилось впечатление бессознательного сотворения Богом всего сущего, за которым последовало его осознание факта творения.

Рассмотрим подробнее каждое из направлений.

Реализм

Реалисты считали, что идея возникает в реальности еще до создания вещи, как мысль в божественном сознании. Они называли божественное сознание первичным по отношению к божественной воле. Все последователи этого направления были разделены на крайних (последователи учения Платона об идеях) и умеренных (которые поддерживали взгляды и мнения Аристотеля). Для четкого понимания разницы между ними назовем ведущих представителей обеих ветвей:

  • К представителям крайнего реализма относятся Гийом де Шампо, который утверждал, что в утверждении «Сократ – человек» реально только слово «человек», а Сократ как личность представлен как нечто неопределенное и, следовательно, не может быть реальным;
  • Ансельм Кентерберийский был сторонником умеренного реализма, который относился к реальности только к концепциям, которые, хотя и связаны с объектами, существующими в реальности, все же существуют независимо от них.

Номинализм

Представители номинализма относили общие понятия исключительно к названиям предметов, считая, что они не могут предшествовать предметам. Они также признали приоритет и примат Божьей воли над разумом, поскольку только после создания определенной вещи ее существование осознается как Богом, так и людьми.

Среди представителей связного номинализма – Джон Росселин, который утверждал, что не существует мудрости вне мудрости души, и что общие понятия – это исключительно звуки, например, речь.

Даже представители умеренного номинализма, известные также как концептуалисты, не признавали реальности общего в объектах, но считали общие мысли и имена, занимающие ключевое место в познавательной деятельности.

Читайте также:  В чем разница между иереем и протоиереем в православии

Наиболее заметным философом-концептуалистом был Пьер Абеляр, ярый противник Гийома де Шампо, который заявил, что сущность любого общего понятия скрыта непосредственно в вещах, и поэтому абсурдно говорить, что только понятие «человечность» реально а не от реальности конкретных людей. Кроме того, Абеляр спорил с И. Росселиным, назвав свое утверждение о реальности только одного неправильным, поскольку каждое общее понятие соответствует единственной вещи, существующей в действительности, и поэтому само общее скрыто в отдельных объектах.

Философия Фомы Аквинского

Ф д’Акино, живший в тринадцатом веке, определяется как величайший философ-схоласт, работавший в век максимального процветания этого направления. Он является автором томизма, учения, которое по сей день остается основой официальной доктрины католической церкви. Среди основных работ Фомы Аквинского – «Сумма теологии», ставшая его основополагающей работой в области схоластического богословия.

В своих богословских трудах Фома Аквинский объединил взгляды Платона и Аристотеля, назвав все вокруг нас единством сущности (сущности) и существования (бытия). Божественная сущность тождественна существованию, но для всех остальных вещей и объектов сущность так или иначе не совпадает с существованием. Все единичное кажется случайным, оно определяется чем-то другим, а Бог, напротив, абсолютен.

Впоследствии философ развил взгляды Аристотеля, предложив рассматривать Бога как чистую форму, а окружающую действительность – как единство формы и материи. Оставаясь умеренным реалистом, он высказывал суждение о троичности существования общих понятий. По его мнению, эти концепции существуют как:

  • существенные формы в отдельных объектах;
  • ментальные абстракции в сознании людей;
  • идеальные прототипы отдельных объектов в божественном сознании.

Как и большинство европейских религиозных мыслителей, св. Фома Аквинский признавал приоритет веры над знанием, но как схоласт он придавал большое значение разуму в процессе познания истины. Основным отличием Фомы Аквинского от ранних схоластов является разделение христианских догматов на области знания, чего не было у первых представителей этого направления. Таким образом, он разделяет теологию и науку по объектам познания: представители науки объясняют сущность объективного мира, а теологи занимаются истолкованием того, что не может быть объяснено с помощью естественного человеческого мышления.

Фома Аквинский отрицал саму возможность существования противоречий между наукой и теологией, поскольку он ставил христианскую истину выше разума и называл Бога источником истины. Для этого он определил философию как дисциплину, призванную служить теологии для рационального выражения религиозных идей и опровергать любые ложные аргументы против религии.

Читайте также:  Голгофа сейчас

История развития схоластики

Периоды схоластического развития практически совпадают с периодизацией средневековья, разделенной на следующие три части:

  • Первый период развития описываемого направления относится к 9-12 векам, схоласты той эпохи живут и работают в европейских государствах, в частности, на территории Германии, Франции, Англии и Италии. В основе их работы лежит синтез философии и других наук с теологией, а в основе схоластической методологии лежат конкретные средневековые ценности и результаты независимых выводов различных мыслителей. Яркими представителями этого периода являются Джон Росселин, Бонавентура, Рабан Мавр.
  • В эпоху середины периода (13 век) происходит окончательное разделение философии и науки в целом с теологией. В 13 веке произведения Аристотеля приобретают популярность в Западной Европе, появляются крупные и влиятельные монашеские ордена, возникают философские и религиозные встречи, возникают споры между сторонниками Августина и Аверроэса. Основными представителями схоластики того периода являются немецкий философ Вителло, француз Винсент де Бове, знаменитый английский ученый Роджер Бэкон и испанец Раймунд Лулль.
  • Поздний период, относящийся к XIV-XV векам, характеризуется напряжением мыслителей к рационализации порядка направления, приобретающим все больший научный оттенок, окончательным отделением мистицизма от теологии. В результате философия теряет присущее прежде духовное значение и тесную связь с религией. В дальнейшем появилось новое направление схоластики, названное неохоластикой, главной задачей которого была защита христианства.

Заключение

Из всего вышесказанного можно сделать несколько выводов в пользу схоластики:

  • Бытует мнение, что именно схоластика заложила основы логического мышления. Считая Бога главным предметом своего исследования, это направление не могло не повлиять на развитие дисциплин естественных наук. Однако ее представители пытались понять взаимосвязь сущности Бога и человека, одновременно решая ряд серьезных логических задач (например, именно благодаря схоластике появилась математическая логика в ее современном понимании);
  • Это направление философии оказало значительное влияние на формирование и развитие словарного запаса;
  • Именно схоластика с присущими ей способами и методами мышления оказала ключевое влияние на появление многих современных направлений в философии, сделав ее предтечей современной философской науки.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии