Рождество Богородицы

Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество Пресвятой Богородицы и Пресвятой Богородицы – первый православный праздник (от славянского «двенадцать» – двенадцать) религиозного года. Это первый по хронологии событий в истории Нового Завета и по церковному календарю, который начинается в сентябре и поэтому в литургических гимнах называется «началом нашего спасения». Рождение Богородицы было исполнением пророчеств о скором пришествии на землю Христа Спасителя мира. Праздник Рождества Пресвятой Богородицы ежегодно отмечается Церковью 21 сентября (8 сентября по старинному стилю), он не преходящий и включает 1 день до праздника и 4 дня после праздника.

Рождество Пресвятой Богородицы. Событие праздника

Из Евангелия мы узнаем только основные и самые важные события в жизни Богородицы, но оно не говорит ни об обстоятельствах ее рождения, ни о ее дальнейшей жизни. Эти подробности передаются нам церковной традицией, то есть из древних легенд, из исторических писаний церкви, а также из иннографического литургического наследия, то есть из текстов богослужения. Церковь называет родителей Пресвятой Богородицы Иоакима и Анны «крестными родителями». Иоаким был потомком царя Давида, Анна происходила из семьи первосвященника Аарона. Они вели праведную и благочестивую жизнь. Предание гласит, что они оставляли себе только треть дохода – остальное раздавали нуждающимся и жертвовали в храм. Достигнув преклонного возраста, супруги остались бездетными. Надо сказать, что невиновность рассматривалась еврейским народом как наказание за грехи, и поэтому Иоахим и Анна терпели несправедливые обвинения в тайных грехах. Но они не отчаивались, а надеялись на Божью милость и верили, что Господь даже в преклонном возрасте мог послать им сына, как однажды это сделали Авраам и Сарра.

Рождество Пресвятой Богородицы

Святые Иоаким и Анна. Фреска из монастыря Диониса на Афоне

В один из великих еврейских праздников Иоахим пришел в храм Иеросалима, чтобы принести жертву Богу согласно закону Моисея. Но первосвященник даров Иоакима не принял, обвинив его в грехах, за которые Господь наказывает бездетными. К сожалению, Иоахим не вернулся домой, а ушел в пустыню, где паслись его стада. Анна тоже, узнав о том, что произошло в храме, опечалилась. Однако они не роптали на Господа, но горячо молились, прося Его милости. На их молитву ответил Господь. По легенде, Иоахиму в пустыне и Анне в саду явился ангел с радостной вестью о том, что у них родится дочь. Они оба немедленно отправились в Иеросалим и встретились у Золотых ворот. Со временем у них родилась дочь, которую назвали Марией. Иоаким и Анна радостно поблагодарили Господа и пообещали посвятить своего ребенка служению Богу.Дата Рождества Богородицы ровно 9 месяцев со дня православного праздника Зачатия Святой Анны (22 декабря).

Рождество Пресвятой Богородицы в истории

Одно из первых упоминаний праздника Рождества Пресвятой Богородицы встречается в V веке в словах святого Прокла, архиепископа Константинопольского (439-446). Якобиты и несториане, отделившиеся от православной церкви в V веке, также устраивают 8 сентября праздник под названием «Рождество Богородицы». Уже в VII-VIII веке Греческая Церковь праздновала праздник с большой торжественностью. Официальное утверждение этого праздника в Византийской империи приписывают императору Маврикия.

Богослужение на Рождество Пресвятой Богородицы

В застолье представлены творения монаха Джованни Дамаскено (8 век) – первого каноника; Сант-Андреа-ди-Крета (VII век) – второй каноник; Герман, Патриарх Константинопольский (VIII в.) – стихиры на стихи; Анатолий, епископ Салоникский (IX век) – стихиры на литии; Стефан и Сергий Святоградцевы (IX век) – стихиры на «Господь плакал» и некоторые на судебные споры и стихи. Стихеры на праздник Рождества Пресвятой Богородицы содержат доктринальную мысль, что в лице Девы Марии Господь приготовил себе земной престол и дворец; что Богородица превосходит всех жен в своем величии, потому что от нее родился Сын Божий; что разрешив бесплодие родителей Богородицы, Господь может разрешить и наше духовное бесплодие, то есть дать нам силы творить добро. При этом в одних и тех же стихирах все люди, как ветхозаветные, так и новозаветные (присутствующие в церкви), приглашены радоваться и прославлять Богородицу, потому что через нее небо соединилось с землей, адом был посрамлен, врата небесные, то есть Царство Небесное было снова открыто людям, мы были обновлены и «обожествлены», то есть стали причастниками Божьей благодати.

В паремии, читаемой в праздник Рождества Богородицы, первая (Быт. XXVIII, 10-17) говорит о видении Иаковом лестницы, которая символизировала Богородицу, соединяющую небо с землей; вторая пара (Иез. XLIII, 27; XLIV, 1-4) содержит пророчество Иезекииля, назвавшего Богородицу дверью, через которую прошли Святой Старец и Святой Строитель; третий (Притчи IX, 1-11) говорит о Доме, приготовленном для себя ипостасной Мудростью, например. Иисус Христос (этот дом, построенный Премудростью – Богородицей, Пресвятой Девой Марией, в котором поселился Господь).

Мысли каноника на праздники близки мыслям шитья. Апостол (Филипп II, 5-11) говорит об унижении и смирении Сына Божьего, принявшего образ раба, смирившегося до смерти на кресте, и за это он был прославлен выше всякого имени. Евангелие (Луки X, 38-42. XI, 27-28) говорит о постоянстве Христа в доме Марфы и Марии. Самая старая песня фестиваля, написанная, вероятно, в V-VII веках, – тропарий.

Церковнославянский текст:

Rzhctvo2 твое, btsde два, радость прославления2 всю вселенную и 3 из 8 ты будешь доволен истиной xrt0c bGy наш, ra € rushi1v clstvu, let blgswenie e3 Чтобы отпраздновать1 умереть, дары для нас живы до вечности.

Русский текст:

Рождение твое, Дева Мария, возвещало радость всей вселенной: потому что Солнце Истины, Христос Бог наш, сияло в тебе и, разрушив проклятие, благословило и, уничтожив смерть, дало нам жизнь вечную.

Кондак к празднику церковнославянский текст:

Їwaki1m и 3 nna поглощены отчаянием, and3 adam and3 є4vva t aphids2 dead freedom1stasz, лучшее из shm rzhctv0m your1m poi2 на продажу e3 ваш народ2, вина2 грешен и3 прощающий, громко кричать, бесполезно приветствовать e3 воспитателя нашего жизнь.

Русский текст:

Иоаким и Анна были освобождены от упрека в отсутствии детей, а Адам и Ева – от смерти за Твое святое рождение, Пречистое. Это отмечают и ваши люди, освободившиеся от тяжести греха, громко восклицая: бесплодие порождает Богородицу и пищу нашей жизни.

Праздник  Рождество Пресвятой Богородицы. Народные традиции

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы еще называют «Малая Пречистая», «Аспосов день». Согласно народной легенде, ближайшее время к этому дню называлось Опожники, Спожинки или Мадам. Масштабы празднования зависели от урожая Нового года. Хорошим урожаем Дама праздновала целую неделю: чем урожайнее лето, тем дольше праздник. В период между Успением Богородицы и Покровом проходил «деревенский праздник», совпадающий с празднествами церковного цикла. Вечеринка прошла по всем законам гостеприимства: варили пиво по количеству гостей, забивали барана или барана, готовили блюда из говядины, использовали голову и ноги быка для киселя, брали рыбу из кулебяков и более того, несмотря на Дело в том, что праздник был умеренным, выпекали лепешку из домашней пшеничной муки с добавлением покупной крупы. За день-два до праздника дети созвали на праздник родственников, отдав предпочтение тем, кто готов заплатить за обед в праздничные дни. Исключение было сделано для полов, особенно для молодежи: ни свекор, ни свекровь не обходили приглашение, даже если сами не ждали ответа. Очень важно, чтобы были хорошие отношения между полами и свекром, и свекровью дочери, как в пословице: «Не для зятя-собаки, а для свекрови» милый ребенок».

Читайте также:  Лунный календарь на Октябрь 2022 года

Сваха и сваха со свекром сына и тещей были самыми главными гостями, которые сидели за столом в переднем углу, прямо под картинкой. Развлечения в городе были шире и разнообразнее там, где стояли церкви в честь Рождества Богородицы, затем в этих странах проводились различные ярмарки, приуроченные к вечеринке.

Рождество Богородицы. Иконы

Древнейшие изображения праздника Рождества Богородицы известны с VI века и широко используются в византийском и русском искусстве XI – XII веков. Здесь возникают основные элементы иконографии: Анна в красной мафории на высокой кровати, поддерживаемая слугой; внизу слева или справа – сцена умывания ребенка. К Анне подходят три женщины с подарками. Отец Богородицы праведный Иоаким смотрит в окно спальни.

Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество Богородицы. Государственная Третьяковская галерея середины XIV века, Москва

Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество Богородицы. Значок двустороннего планшета. Конец 15 – начало 16 века Новгородский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Рождество Пресвятой Богородицы

Фрагмент иконы Рождества Богородицы. XVI век. Музей им. А. Рублева

Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество Богородицы. Невьянская икона. 1830-1840 гг

Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество Богородицы с житием. XVI век. Из местного ряда Собора Рождества Богородицы в Устюжне

Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество Пресвятой Богородицы. Из праздничного звания. Государственный музей-заповедник середины 17 века “Ростовский кремль”, Ростов Великий

Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество Богородицы. Невьянская икона. Круг Богатыревых. Вторая четверть XIX века

 

Храмы во имя Рождества Богородицы на Руси

Храмы и монастыри в честь Рождества Богородицы строились в XII-XIV веках по всей России. Покровительство Богородицы в освобождении русских земель от татаро-монгольского ига нашло отражение в массовом строительстве храмов, посвященных праздникам Богородицы.

Собор Бобреневского монастыря (1381 г.) под Коломной и входная церковь Андроникова монастыря были посвящены Рождеству Богородицы.

Рождество Пресвятой Богородицы

Бобренев монастырь под Коломной

В 1392 году в Московском Кремле вдовой великого князя Дмитрия Донского княжна Евфросина основала Вознесенский монастырь, а в честь Рождества Богородицы в традициях владимиро-суздальского зодчества построили белокаменный храм. Церковь расписана в 1395 году выдающимися иконописцами Феофаном Греком и Симеоном Черным.

Рождество Пресвятой Богородицы

Вознесенский монастырь. 1850-1865 гг

В честь Рождества Пресвятой Богородицы освящен Боголюбский монастырь во Владимирской области. Монастырь был основан в 12 веке, а главная церковь была построена между 1158 и 1751 годами. Собор Рождества Христова был украшен резными рельефами и фресками, медью и позолотой, керамическими полами и витражами. Круглые мраморные колонны поддерживали своды. Древний собор обрушился из-за руин и неумелых переделок в 18 веке он был заменен новым. Над лестничной башней построили шатер колокольни. Место княжеских покоев занял келейный корпус. В 19 веке старинные ворота с надвратной церковью были заменены надвратной церковью Успения Пресвятой Богородицы с колокольней, тогда же был построен огромный пятиглавый собор. 3 июня 1923 года монастырь был закрыт, а в 1991 году началось возрождение монастыря.

Рождество Пресвятой Богородицы

Собор Рождества Христова Боголюбского монастыря Владимирской области

В честь Рождества Пресвятой Богородицы в селе был освящен Ферапонтов монастырь. Ферапонтово, Вологодская обл. Собор Рождества Богородицы построен в 1490 году. Его объем, помещенный на высоком цоколе, завершается тремя орденами кокошника и маленьким изящным барабаном. Верхние фасады украшены поясами балюстрад и керамическими плитами с растительным орнаментом, нижние – поясом с тератологическим (животным) и растительным орнаментом, напоминающим белокаменную скульптуру владимирского зодчества. Три перспективных портала высечены из белого известняка. Внутри собор разделен четырьмя квадратными столпами на три нефа с приподнятыми арками под тамбуром. В 1924 году Ферапонтов Рождественский монастырь был закрыт. С 1975 года монастырь используется как музей. В 2018 году Синод принял решение о возобновлении монашеской жизни в монастыре.

Рождество Пресвятой Богородицы

Собор Рождества Пресвятой Богородицы в селе. Ферапонтово, Вологодская обл

В честь Рождества Пресвятой Богородицы в Москве освящен монастырь. Собор Рождества Христова был построен в 1501–1505 годах. Здание собора сильно пострадало от пожара в 1547 году, но было полностью восстановлено в 1550 году. Храм с четырьмя колоннами и тремя апсидами имеет главу. Нижний объем – кубический. Угловые части перекрыты крестовыми сводами и опущены по сравнению с центральной частью, имеют крестообразный план. Ступенчатые опорные арки несут высокий барабан с шлемообразной головкой. Наконечник имеет пирамидальный вид. Под барабаном два ряда кокошников. В 1676-87 гг. Он разобрал колокольню собора и заменил ее шатровой колокольней с юго-запада. К концу 18 в. Собор Рождества Христова был перестроен: южная пристройка протянулась по всему южному фасаду, а с севера по всей длине фасада возведен еще один объем, служивший крытым портиком. В 1835 году в шатровую колокольню собора ударила молния, и ее разобрали. Монастырь Рождества Богородицы был закрыт в 1921 году, собор монастыря частично отреставрирован; во время реставрации он вернулся в первоначальный вид. В 1991 году монастырские постройки были возвращены Русской Православной Церкви.

Рождество Пресвятой Богородицы

Ансамбль монастыря в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Москве

В честь Рождества Пресвятой Богородицы был освящен Пафнутьев Боровский мужской монастырь в селе Роща Калужской области. Рождества Пресвятой Богородицы Пафнутьев Боровский мужской монастырь был основан в 1444 году иноком Пафнутием Боровским. Первоначально здесь была снесена деревянная церковь Рождества Богородицы, на месте которой вскоре была построена небольшая белокаменная церковь. Оборонительные укрепления были возведены в начале 16 века. В 1511 году была построена каменная трапезная, а в 80-х годах того же века на месте церкви был возведен собор. В 1610 году Боровский монастырь был осажден войсками Лжедмитрия II. Предательство двух губернаторов позволило «воришке Тушино» проникнуть в крепость. В страшном бою на территории самого монастыря погибло 12 тысяч человек. Монастырь был сожжен, и все документы его ранней истории были сожжены. После окончания волнений многое было восстановлено, возведены новые башни и храмы. Колокольня построена в середине 17 века. В середине 17 века в Пафнутиевом монастыре в разное время дважды заключали в тюрьму протоиерей Аввакум и дворянку Морозову, которые умерли от голода в земляной яме. В 1923 году на территории монастыря была создана исправительная колония, затем сельскохозяйственный техникум. Реставрационные работы ведутся с 1960 года. В очередной раз Пафнутьев монастырь был передан церкви в 1991 году.

Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество Пресвятой Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский мужской монастырь

В честь Рождества Богородицы освящен храм в Волоколамске Московской области. Церковь служила собором Возмищенского монастыря, известного с 15 века и упраздненного в 1764 году. Здание церкви построено в 1535 году. Каменная четырехстолпная церковь изначально была трехглавой. Два восточных барабана были разобраны в 1792 году, когда почтовая крыша была преобразована в четырехскатную крышу. Стенки лопатками расчленены на три неравных блесны, дополненные полукруглыми закомарами. В центре закомары – футляры для круглых икон. Стены половинной высоты обнесены карнизом, переходящим в обрамление апсид. Из трех порталов сохранился северный перспективный портал с корпусным архивольтом, керамическими капителями и дынями. Завершает барабан шлемовидная голова с ажурным крестом XVII века. Гипсовое украшение барабана относится к середине 19 века. В 1850 г были построены трехъярусная колокольня и двухнефная трапезная. В годы Советской власти храм оставался действующим. Лишь во время Великой Отечественной войны службы ненадолго прервались, но вскоре возобновились.

Рождество Пресвятой Богородицы

Церковь Рождества Богородицы в Волоколамске

В честь Рождества Пресвятой Богородицы в Дмитровском районе Московской области освятили Медведевскую пустынь. Первое строительство деревянной церкви в Медведевой пустыни относится к 1360 году. В 1547 году в деревне Медведевой пустыни началось строительство каменной церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы. К крестово-купольному типу относится небольшой кирпичный храм с четырьмя колоннами и куполом с тремя одинаковыми апсидами. Гладкие плоскости фасадов рассечены лопатками на три равных прядильщика и украшены в основании полукруглой закомары орнаментальным терракотовым фризом. Окна с малой щелью расположены на двух уровнях. Входы в собор подчеркнуты порталами с перспективным корпусом. Крыша храма претерпела значительные изменения. Изначально собор заканчивался, помимо закомара, двумя рядами кокошников, расположенных параллельно этажам фасада. Их квадратные плинтусы скрыты под двухскатной крышей. Кирпичный световой барабан и луковая головка новые. В 16 веке была также построена трехъярусная колокольня, перестроенная в 1871 году. При этом из соседнего села. Дулова, храм Спаса перевезли в пустынь Медведева. В 19 веке костел Рождества Пресвятой Богородицы был перестроен. В 1937 году Эрмитаж Богородица-Рождество в Медведевой закрыли, а его имущество разграбили. В 1999 году храм Рождества Пресвятой Богородицы был передан Русской Православной Церкви. Существующий храмовый комплекс постепенно возрождается.

Читайте также:  Можно ли ходить на кладбище на пасху

Рождество Пресвятой Богородицы

Одноименная церковь Рождества Христова Медведева пустынь в Дмитровском районе Подмосковья

В честь Рождества Пресвятой Богородицы освящен Лужецкий Ферапонтов монастырь в городе Можайске Московской области, основанный в 1408 г. Собор Рождества Пресвятой Богородицы был построен в первой половине 16-го века век. Перестроенный в середине 18 века, галереи, окружающие собор, были разобраны. В 1960-х годах его отреставрировали. В 1922 году монастырь был официально закрыт и лежал в руинах. В 1994 году он был возвращен Русской Православной Церкви. Мощи преподобного Ферапонта Белозерского покоятся в соборе Божией Матери.

Рождество Пресвятой Богородицы

Можайский Лужецкий монастырь Богородицы Ферапонтова в Можайске Московской области

В честь Рождества Пресвятой Богородицы был освящен Саввино-Сторожевский монастырь в городе Звенигороде Подмосковья. Монастырь был основан в 1398 году, а собор с одним куполом и четырьмя крестово-купольными столбами был построен в 1405 году. Фасады, верхняя часть апсид и барабан украшены резными белокаменными поясами. Перспективные порталы с обтекаемым планом. Завершение тремя орденами закомаров в 18-19 веках его заменили на шатровую крышу. Луковая глава восходит к 17 веку. В середине 1919 года монастырь закрыли, а в 1990-х годах вернули Русской православной церкви.

Рождество Пресвятой Богородицы

Собор Рождества Христова Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде Московской области

В честь Рождества Пресвятой Богородицы был освящен Антониев монастырь в Великом Новгороде. Монастырь был основан в 1106 году. Первая новгородская летопись отмечает основание собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы в 1117 году и в 1119 году говорит о завершении строительства. Здание представляло собой трехнефный купольный храм с круговой лестничной башней. Собор сохранился до наших дней с перестройками и реконструкциями. Вместо узких с полукруглым концом протыкали широкие. Над сводчатой ​​крышей установили железную шатровую крышу. Главки получили характерную для позднего периода луковичную форму. Позже были добавлены аркадные галереи, окружающие собор. В композиции здания интересно асимметричное расположение трех глав, одна из которых венчает круглую башню, выступающую из общего объема. В этой башне есть лестница, ведущая на «этаж» – современные хоровые парты собора. В 1920 году Антониев монастырь был упразднен. Сегодня монастырские постройки входят в состав Новгородского музея-заповедника. На территории монастыря находится ряд факультетов Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого.

Рождество Пресвятой Богородицы

Собор Рождества Христова Антониева монастыря в Великом Новгороде

В честь Рождества Пресвятой Богородицы был освящен Десятинный монастырь в Великом Новгороде. Первые упоминания о монастыре относятся к 1327 году. Каменная церковь Богородицы была построена в 1397 году. Первоначально это была церковь с четырьмя колоннами, куполом и апсидой. С 1918 года в Десятинском монастыре располагаются Новгородский ГубЧК и Новгородское отделение ОГПУ. Подвал Рождественского собора переделали под кельи для арестованных, дом игумена – под клуб чекистов. В 1929 году кладбищенская церковь Огниссанти была снесена, а монастырское кладбище разрушено. Собор Рождества Богородицы сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны, но сохранил купол, а местами разрушил стены. В середине 1950-х его снесли и разобрали кирпичом. Монастырь сохранился фрагментарно. Помимо монастырской колокольни сохранились постройки монастырских помещений и руины церкви Рождества Богородицы.

Рождество Пресвятой Богородицы

Десятинный монастырь до революции

В честь Рождества Пресвятой Богородицы освящена церковь в Перинском скиту под Великим Новгородом. Мужской скетч Перинского Рождества Богородицы – монастырь, расположенный в Новгородском урочище Перынь и действовавший с XIV века по 1764 год. Впервые он упоминается в летописях в 1386 году, когда новгородцы сожгли монастырь. В Перине в 995 году была построена деревянная церковь Рождества Богородицы, простоявшая около двухсот лет; о ней практически ничего не известно. Тогда же, вероятно, и был основан монастырь, хотя впервые в летописях он упоминается в 1386 году в списке монастырей. Каменное строительство церкви в честь Рождества Богородицы датируется 30-ми годами прошлого века. Церковь имеет трехлопастную крышу, фрагменты фресок в наличниках проемов барабанного рва. Слегка суженные кверху стены, лопасти, окна, церковный барабан усиливают эффект легкости и устремленности вверх. Внутри здания три больших входа. Они и тонкие, широко расставленные столбы купола способствуют тому, что даже при небольших размерах церковь производит впечатление просторного и высокого сооружения. В основе дошедшего до нас здания лежит кладка домонгольского периода – сочетание известняка и тонких кирпичных цоколей, уложенных на известковом растворе, со смесью кирпичных хлопьев (бетона). Крест, венчающий церковь, – это так называемый «куполообразный крест с полумесяцем», типичная форма периода Премонгола, происходящая от «цветочного креста» или «креста из виноградной лозы». В настоящее время памятник восстановлен в первозданном виде.

Рождество Пресвятой Богородицы

Церковь Рождества Богородицы в Перинском скиту под Великим Новгородом

В честь Рождества Пресвятой Богородицы освящен Снетогорский мужской монастырь в Пскове. Впервые монастырь упоминается в Псковской летописи конца 13 века, согласно которой 4 марта 1299 года уже существовавший на тот момент монастырь был сожжен во время нападения ливонских рыцарей на Псков. В XIV-XV веках Снетогорский монастырь стал главным духовным и монастырским центром Пскова. Главное святилище монастыря – собор Рождества Пресвятой Богородицы – был построен в 1311 году. Интерьер собора выполнен в виде омологированного креста с прилегающими объемами по углам меньших объемов. В соответствии с внутренним устройством интерьера боковые фасады храма асимметричны. Их восточные пролеты украшены высокими арками, соответствующими высоте ветвей креста. Вот боковые порталы храма, над ними – ниши-иконы и окна, предназначенные для росписи. Низ западных пролетов оформлен низкими арочными нишами, соответствующими нижнему уровню угловых западных помещений. Восточный фасад с тремя апсидами в значительной степени сохранил свой первоначальный облик. Западный фасад, который первоначально заканчивался тремя закомарами, в настоящее время закрыт пристройками к храму, возникшими в последующие века. Завершает собор находящийся в центре внутреннего креста купол, барабан которого снаружи украшен необычным поясом остроконечных арок, восстановленным в ходе реставрации. В XV веке барабан купола был поднят, а арочный пояс был заменен бегунками и бордюрами. Форма крыши на протяжении истории собора менялась несколько раз. Первоначально храм был покрыт доской в ​​форме закомара, а на голове купола была установлена ​​деревянная лемеховая чешуя. В XVI веке на полукруглые закомары ставили треугольные клешни, головку купола делали выпуклой. После 1920 г началось разрушение монастыря. На территории монастыря располагался дом престарелых. В 1934 году была частично разрушена колокольня Вознесенской церкви. В годы Великой Отечественной войны это был штаб Северной группы армий. Территория и постройки монастыря были хорошо организованы для немецких офицеров. При этом в Никольской церкви устроили переговорную, в соборе – винный склад и тир, а на развалинах Вознесенской церкви – гараж. После войны продолжали существовать дом престарелых и детский санаторий. В 1993 году постройки Снетогорского монастыря были переданы Псковской епархии Русской Православной Церкви.

Читайте также:  День Иоанна Богослова в 2021 году

Рождество Пресвятой Богородицы

Снетогорский Богородицкий мужской монастырь в Пскове

В честь Рождества Пресвятой Богородицы в селе освящен Солотчинский монастырь. Солотча Рязанской области. Монастырь был основан в 1390 году. В 1570-1580 годах монастырь считался одним из важнейших в России. В 1618 году Солотчинский монастырь был опустошен войсками польского князя Владислава и запорожского гетмана Петра Сагайдачного. В конце 17 века монастырь снова расцвел. В 1917 году монастырь был закрыт советскими властями и здесь была колония для несовершеннолетних преступников. Впоследствии архитектурный ансамбль монастыря вошел в состав Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. Реставрация зданий началась в 1960-х годах.

Рождество Пресвятой Богородицы

Собор Рождества Богородицы Солотчинского монастыря

В честь Рождества Пресвятой Богородицы Палеостровский монастырь на ок. Палей Республики Карелия. Палеостровский Рождественский Богородицкий монастырь был основан в 15 веке. В 17 веке монастырь стал местом заточения епископа Павла Коломенского. Староверы бежали в монастырь после раскола Русской Церкви, найдя много сочувствующих. В 1928 году Палеостровский монастырь был разрушен, церковь Рождества Богородицы была официально закрыта. На острове создана колония для малолетних преступников. В монастыре сейчас идет активизация.

Рождество Пресвятой Богородицы

Рождества Богородицы Палеостровского монастыря в Республике Карелия

В честь Рождества Пресвятой Богородицы в селе была освящена Коренная пустынь. Свобода Курской области. Основан в 1597 году на месте, где у корня дерева появилась чудотворная икона Знамения Богородицы, именуемая Корень, или Курск. В смутные времена Рут-Пустыня сравняли с землей. С 1618 по 1764 год пустыня была отнесена к Курскому Знаменскому монастырю. В 1792 г здесь открыли общежитие. После революции монастырь был разграблен и закрыт. Был взорван храм Рождества Пресвятой Богородицы, снесли купол колокольни и устроили на нем смотровую площадку для отдыхающих в доме престарелых, который стал Коренной пустыней. В 1989 году скит передали Русской православной церкви.

Рождество Пресвятой Богородицы

Коренная пустынь Божией Матери в селе. Свобода Курской области

В честь Рождества Пресвятой Богородицы в селе освящена Софроньево-Молчанская Печерская пустынь. Новая Слобода из Сумской области Украины. По преданию, осенью 1405 года на Чудной горе, над болотом Мольче, появилась чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Местные жители быстро заметили святыню. На месте чудотворной находки люди возвели небольшую деревянную церковь Пресвятой Богородицы. Со временем в ней стали селиться монахи, соорудив рядом пещеры на склонах холмов для проживания и постоянных молитв. Позже здесь был построен небольшой монастырь. Молчанское Рождество Богородицы называли пустыней. В шестнадцатом веке пустыня разрослась и превратилась в большой монастырь-тюрьму, поэтому жившие там монахи обзавелись несколькими «осадными местами», где возвели церковь Святых Флоро и Лауро, а в восьмидесятых годах шестнадцатого века, Церковь Рождества Богородицы возведена в темнице. В 1605 году Софрониевский монастырь был разграблен войском Лжедмитрия I, направившимся в Москву. XVII и XVIII века – время расцвета Софроньевской пустыни. Уже в начале 1920-х годов Советское правительство закрыло Софроньевский монастырь. В первые послевоенные годы оставшиеся руины Софроньевского монастыря начали разбирать на кирпичи для свинарников, колхозных построек и промышленных построек. Так, бульдозеры сравняли с землей храм Рождества Пресвятой Богородицы, и на его месте появился колхозный пастбищный участок. Возрождение монастыря началось в 1999 году.

Рождество Пресвятой Богородицы

Богородица Рождества Христова Софроньева-Молчанская Печерская пустынь в деревне. Новая Слобода Украины

В честь Рождества Пресвятой Богородицы был освящен Молчанский монастырь в Путивле, Украина. История основания Молчанского монастыря тесно связана с Софроньевой пустыней. В 1592 году Молчанская пустынь была сожжена татарами, а в 1593 году все монахи перебрались в Путивль, где было несколько «осадочных дворов», превратив монастырский двор в новый Молчанский монастырь. В 1602–1604 годах были построены каменные укрепления, и монастырь стал настоящим оборонительным форпостом. Монастырь служил могучей крепостью, в которой неоднократно находили убежище монахи монастыря и местные жители. С 18 ноября 1604 г по 26 мая 1605 г. Лжедмитрий I использовал монастырь как свою резиденцию. Именно в это время был построен собор Рождества Богородицы и другие постройки. Поскольку собор возведен в центре узкого укрепленного двора, выстроенного со всех сторон, необходимо было при его строительстве совместить зернохранилище – в подвале и цокольном этаже, трапезную и кухню – в подвале, собор и цокольный этаж теплая церковь – на втором уровне, боевая комната с бойницами – на третьем уровне, над алтарем. В архитектурном плане здания есть три необычных элемента: алтарь в форме квадратной башни, а не полукруглой апсиды; защитная камера третьего порядка алтаря увенчана занавеской; наложен на основание нефа системой крестовых сводов с колонной в центре. В 1605 году Молчанский монастырь был передан Путивльскому Молчанскому монастырю, и на его территории была устроена монастырская пасека. Во время Гражданской войны времен Турбидов в монастыре вспыхнул пожар, в результате которого здание было сильно повреждено. В 1653 году разрушенный монастырь был восстановлен. Во избежание недоразумений, Путивльский монастырь стали называть Большим Молчанским монастырем, а восстановленный на Молчанском болоте – Малой Молчанской пустыней. Последний с конца 17 века стали называть Софроньевской пустыней, или Софроньевым монастырем. С конца 17 века монастырь, как и сам город Путивль, начал постепенно приходить в упадок. В послереволюционный период монастырь закрыли, а монахов разогнали. С 30-х годов ХХ века на территории и в зданиях монастыря размещались детский дом, профессионально-техническое училище и военное заведение. Реставрационные работы в монастыре ведутся с 1960 года, а спустя 17 лет здесь был создан Государственный историко-культурный заповедник. В 1991 году монастырь был передан УПЦ.

Рождество Пресвятой Богородицы

Монастырь Рождества Богородицы Молчанский в Путивле (Украина)

В честь Рождества Пресвятой Богородицы освящена церковь в Юрьево (Великий Новгород, МДЗ «Витославицы»). Церковь Рождества Богородицы была построена между 1530 и 1540 годами. Церковь перевезена из села Передки. Рыхлый трехпрестол стоит на высоком постаменте и венчает высокая занавеска. С пяти сторон: с севера, северо-запада, запада, юго-запада и юга церковь окружена открытой снаружи лоджией, опирающейся на опорные кронштейны – бревна, освобожденные от основного каркаса. Северо-западная и юго-западная стороны галереи не повторяют контуры церковных стен, а выпрямлены. На западе, перед галереей, находится портик. Ветви бревенчатого креста перекрыты двускатными крышами, боковые алтари и галереи – двускатными крышами. Яркая особенность церкви: боковые стены креста в плане не параллельны, как это обычно делалось в этих случаях, а явно смещены от центра помещения.

Рождество Пресвятой Богородицы

Церковь Рождества Богородицы в Юрьеве под Великим Новгородом

В честь Рождества Пресвятой Богородицы в Суздале Владимирской области был освящен собор, построенный между 1222 и 1225 годами. В 1237 году при нашествии Батуевой орды на Суздаль собор Богородицы был разграблен. Позже восстановлен. 25 марта 1577 года в Суздале вспыхнул сильный пожар, серьезно повредивший собор. В 1635–1636 годах, после нашествия Польши, собор снова отреставрировали. В 1719 году в Суздале вспыхнул большой пожар, уничтоживший почти все церкви и дома жителей. От пожара пострадал и собор: расплавилась крыша и жестяные головы, обрушился верхний ярус собора. Затем собор отреставрировали. В советские годы не работало. В 1991 году в соборе прошли богослужения.

Рождество Пресвятой Богородицы

Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Суздале Владимирской области

В честь Рождества Богородицы в Московском Кремле освятили храм. Церковь построена на территории Кремля в 1393–1394 годах на месте старинной деревянной церкви Воскресения Справедливого Лазаря. Церковь Рождества Богородицы находилась на женской стороне Кремля и была домовой церковью великих княжон. Во время пожара 1479 года верхняя часть церкви обрушилась и ее пришлось восстанавливать. В 1514 году была перестро?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии