Память святых апостолов Петра и Павла – история праздника

«Почтем Петра, каменя веры, и Павла, истиннаго учителя…»

Святые апостолы Петр и Павел

Память верховных апостолов Петра и Павла – великий праздник, отмечаемый 12 июля (29 июня по старому стилю). В этот день заканчивается Петровский пост.

История праздника в честь святых верховных апостолов Петра и Павла

Апостолы Петр и Павел были очень разными. Пётр невежественный и Пол прекрасного образования. Петр был ближайшим учеником Христа, а Павел гонителем христиан. Петр был женат, а Павел девственником. Но Церковь так же почитает их: «Святая слава превосходства апостолов Петра и Павла, молись о нас Богу!» Апостолы Петр и Павел мученически скончались в один день – 29 июня по юлианскому календарю. Об этом говорится в римском (4 век) и карфагенском (5 век) календарях, в мартирологе (список мучеников) блаженного Иеронима (4 век) и в сакраментарии (служебной книжке) Папы Григория Великого (6 век) . Апостол Петр был распят на кресте вверх ногами, а апостол Павел обезглавлен. По мнению некоторых церковных историков, апостол Павел умер ровно через год после апостола Петра. Перенос мощей святых апостолов состоялся в 258 году, также 29 июня.

Праздник в честь верховных апостолов известен с первых веков христианства. Около 324 г., во время правления Константина Великого в Риме и Константинополе, двух столицах Римской империи, были построены первые храмы в честь апостолов Петра и Павла. С этого момента праздник стал отмечаться еще более торжественно.

Жизнь апостола Петра

Простые галилейские рыбаки Симон и Андрей, выслушав призыв Христа: «Следуй за Мною!», Бросают сети и становятся апостолами, «ловцами человеков». Симон был одним из ближайших учеников Господа. Свидетель многих чудес, задолго до Воскресения он говорит о своем исповедании: «Ты Христос, Сын Бога живого» и слушает в ответ:

Ты Петр, и на этой скале Я построю свою Церковь, и врата ада не одолеют ее (Мф 16: 16-18).

Новые имена Симоны – Петр и Кифа, греческие и арамейские слова, обозначающие рок.

Ближайшие к Спасителю ученики – Петр, Иоанн и Иаков – видели Его Преображение на горе Фавор, пришли с ним в Гефсиманский сад и стали свидетелями его ареста. Петр даже отрезал ухо одному из охранников. Верный верующий, свидетель Божественного Преображения, Петр трижды отрекся от своего Учителя в ночь Страстей Христовых, а затем «горный человек пошел в слезах» (Мф 26,75). Его покаяние и горячая вера были настолько искренними, что он услышал слова Господа о прощении после своего воскресения:

Любишь ли ты меня? .. Накорми моих овец (Иоанна 21: 15-17).

Именно апостол Петр произнес вдохновенную проповедь после сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы, после чего 3000 человек обратились ко Христу. Несколькими днями позже его вторая проповедь, после того как калек был исцелен, обратила еще 5000 человек к вере Христа. Его тень также исцеляла больных (Деяния 5:15).

Апостол Петр проповедовал в Иудее, в странах Малой Азии, в Италии. По словам церковных историков, он приехал в Рим в 67 году. Когда император Нерон начал преследовать христиан, ученики убедили апостола Петра скрыться. Но, покидая Рим, на Аппиевой дороге, апостол увидел Христа: «Куда идешь, Господи?» Услышав ответ: «В Рим на распятие снова», апостол вернулся в город, был арестован и заключен в темницы Мамертинской тюрьмы. На холме Ватикана, где располагался цирк Нерона, апостолу приготовили крест. Из смирения он попросил, чтобы его распяли вверх ногами. Здесь, на холме, святой мученик Клементе Романо и другие ученики похоронили тело апостола. Так исполнились слова Господа:

Истинно, истинно говорю вам: когда вы были молоды, вы препоясывались и ходили, куда хотели; но когда ты состаришься, ты протянешь руки, и другой опоясывает тебя и ведет, куда ты не хочешь (Иоанна 21:18).

Христиане возвели небольшую часовню над могилой апостола Петра во II веке. Там же император Константин Великий построил большой храм, освященный в 329 году. В основании базилики находятся мощи апостола Петра. Собор находится на территории государства Ватикан, которым управляет Папа, глава католической церкви.

Жизнь апостола Павла

До обращения Павла ко Христу его звали Савл. Он родился в Тарсе, столице провинции Киликии в Малой Азии. Происходил из колена Вениамина, как король Сеула, от которого и получил свое имя. По рождению он был римским гражданином, которому в то время были предоставлены огромные привилегии, особенно в провинции. Римское имя Павел (лат. – маленький), вероятно, тоже получил при рождении, но стали использовать его только после обращения ко Христу.

Будущий апостол Павел был ревностным фарисеем, учившимся в Иерусалиме у Гамалиила, самого авторитетного еврейского учителя того времени. Когда первый мученик архидиакон Стефан был побит камнями, Саул сохранил одежды палачей. Он так ненавидел христиан, что преследовал их везде и всюду. По дороге в Дамаск, где он собирался преследовать христиан, Господь чудесным образом призвал его на апостольское служение. Внезапно засиял очень яркий свет, и послышался голос: «Савл, Савл, за что ты меня преследуешь?» Он ослеп и упал на землю. Товарищи слышали только голос, но ничего не видели. Они привезли Саула под руку в Дамаск, где Анания, один из семидесяти апостолов, научил его вере во Христа и крестил его. Зрение вернулось во время погружения в воду.

Савл стал апостолом Павлом. С рвением, которое он преследовал ранее, он теперь проповедовал веру Христову в Аравии, Сирии, Палестине, Антиохии, на острове Кипр и в Афинах. Он основал множество поместных церквей, в которые отправлял свои послания, составлявшие большую часть книги Апостола, читаемые во время утренней службы в православных церквях.

Апостол Павел, в отличие от Петра, получил прекрасное образование. Он был хорошо знаком не только с Священным Писанием Ветхого Завета, но и знал греко-римскую культуру того времени: философию, литературу, религию, знал методы риторики. Все это позволяло ему свободно обсуждать с греческими философами в Афинах. Проповедь апостола Павла была направлена ​​прежде всего на язычников.

Когда апостол Павел снова посетил Иерусалим, евреи обвинили его в том, что он привел язычников в храм Соломона. Суд синедриона не мог приговорить римского гражданина к смертной казни, поэтому его отправили в Кесарию, где находился римский прокуратор, управлявший провинцией. Воспользовавшись правом римского гражданина просить самого императора о суде, арестованный Павел в цепях под конвоем отправляется в Рим. Процесс длился еще около двух лет. Даже находясь в тюрьме, у него была возможность увидеть апостола Петра и римских христиан.

Святые апостолы Петр и Павел

Истребление источника воды в Мамертинской тюрьме. Фреска в катакомбах Святой Феклы. Вторая половина IV – первая половина V века Рим

Согласно легенде, апостолы провели вместе последние дни перед казнью в застенках Мамертинской тюрьмы. Там они крестили тюремных охранников Прокесса и Мартиниана, а также 47 других заключенных. Воды для крещения не было, но случилось чудо: источник перекрылся.

Вместе они привели апостолов на казнь, они разошлись по дороге в Остию. Петр был распят на холме Ватикана, Павла вывели за город к Сальвианским водам. Гражданин Рима не должен был быть распят на кресте, поэтому ему отрубили голову мечом. В том месте, где упала голова апостола, были забиты три пружины, которые сохранились до наших дней.

Читайте также:  Семик - праздник христианский

Там же похоронено тело апостола Павла. Император Константин Великий построил на могиле церковь. Позже базилику расширили и украсили. Храм был разрушен во время пожара 1823 года. В 1854 году был восстановлен огромный собор длиной 120 метров.

Служба верховным апостолам Петру и Павлу

В настоящее время в Православии праздник Петра и Павла один из великих, приравнивается к двенадцати. В этот день заканчивается Петровский пост, начавшийся через неделю после праздника Троицы. Но если праздник выпадает на среду или пятницу, разрешается только рыбный корм.

Стихи для службы Петру и Павлу были написаны в VII-VIII веках Константинопольским Патриархом Германом, святым Андреем Критским, монахами Иоанном Дамаскинским, Козьмой Маюмским и другими православными гимнографами.

Часть шитья адресована одновременно Петру и Павлу:

От Тебя утверждение твоей Церкви, Господь, стойкость Петра и разум Павла, светлая мудрость и истинное согласие Бога отдаляют красоту Греции. Так же тайком научим вас из обоев, поем Тая, Исус Всесильне, Спа душе.

Перевод: «Утверждение Твоей Церкви, Господь, Ты дал твердость разума Петра и Павла и светоносную мудрость, а также истинную божественную проповедь, устранив обман атеизма. Поэтому мы, наученные ими обеими тайнами Божественного, поем Тебя, Всемогущего Иисуса, Спасителя наших душ».

Остальные стихеры адресованы только Пьетро:

Третий вопрос, ёжик: Петре, ты меня любишь? Христос исправил третье отвержение. То же самое с провидцем Провидца Саймоном: Господи, ты все знаешь, ты вес, потому что я люблю Тая. Те же ванны для него: Мои пастыри, мои избранные, мои пастыри ягнят, которые также дают мою кровь для спасения. Так молитесь, благословенный Богом апостол, даруйте нам благодать милосердия.

Перевод: «Тройной вопрос:« Петр, ты меня любишь? » «Христос исправил тройное отрицание. Вот почему Симон ответил Знающему тайну:« Господи, ты все знаешь, ты все знаешь, ты знаешь, что я люблю тебя! »Тогда Спаситель обратился к нему:« Накорми моих овец, накорми моих овец, накорми мои избранные, накормите моих ягнят, которых я купил своей кровью для спасения! «Молись ему, благословенный апостол, даровал нам великую милость».

Есть еще стихиры в богослужении, адресованные одному Павлу:

Кто скажет апостолу Павлу, даже больше во всех городах, ваших узах и скорбях? Работа, болезнь и бдительность, даже в алчи и в жажде злого умысла. Даже зимой и нагота, ящик для лошадей и голени что бьют. Бросать камни и презирать. Глубина плавления. Жалко быть ангелом и мужчиной. Все, что вы претерпели для Христа, укрепляет вас, чтобы вы могли обрести мир через Христа Иисуса, его Господа. Мы также молимся вам, которые верно составляют вашу память, мы непрестанно молимся, чтобы наши души были спасены.

Перевод: «Кто перечислит славного апостола Павла во всех городах ваших уз и скорбей? Труды, драки, бдения, муки голода и жажды, холода и наготы, корзина и удары палок, забивание камнями и презрение к людям, дно, в которое он утонул в кораблекрушении. Вы стали шоу для ангелов и людей. Вы претерпели все для укрепляющего вас Христа, так что вы приобрели весь мир во Христе Иисусе, вашем Господе. Поэтому мы просим вас, с верой совершенствуя свою память: непрестанно молитесь о спасении наших душ».

Прославление святых апостолов:

Мы возвеличиваем вас, апостолы Христа Петра и Павла. Который просветил весь мир своим учением и все довел до Христа.

Во время вечернего богослужения накануне праздника читаются паремии – отрывки из послания апостола Петра. Поскольку тексты книги Нового Завета читаются, верующие слушают их стоя (обычно можно сидеть на саронгах). На утрени читаем два канона, написанные монахом Иоанном Дамаскинским (8 век). Один канон адресован апостолу Петру, другой – Павлу.

Народные традиции праздника Петра и Павла

День святых апостолов Петра и Павла в народе считается праздником рыбаков, поскольку апостол Петр был повсюду известен как покровитель рыболовства и даже носил у жителей реки и озера имя «рыбак». В Петровский день закончился весенний сезон и начался летний рыболовный сезон: в этот день были завершены расчеты на весенний промысел и заключены новые переговоры на лето. Рыбаки молились апостолу Петру, совершали молебны, а в некоторых местах даже установили обычай ежегодно 29 июня собирать «Рыбака Петра для светской свечи», которую ставили в церкви перед ним. К его образу. Для остальной части населения апостолы не считались первостепенными и не были связаны с конкретными религиозными обрядами.

В круговороте сельскохозяйственных работ Петровский день считался началом скашивания травы, хотя с какими-то особыми приметами он почти не ассоциировался. Сказали только, что «со дня Петрова хлеб загорится» и что «если пшено в день Петрова в ложке, то будет и на ложке». «Апостол-ключ», которому, согласно древнему преданию, будет передан Господь ключ от Царства Небесного, считался одним из самых надежных – после «Святого Николая Милосердного» – покровителем полей засеянный хлебом.

Еще с вечера накануне застолья молодые люди села уходили в поле и здесь, вдали от родительского надзора, всю ночь «сторожили солнце»: по распространенному представлению, солнце горит. День Петра и Павла, как и день Святого Христова Воскресения, играет некоторыми особыми красками, которые сверкают и сияют, как радуга. Кое-где сходились на Петров один день за три источника, умывались «Петровой водицей» и распивали хмельные напитки. Устраивали петровские хороводы, «петровские вечеринки», в некоторых деревнях девушки ходили в лес «крестить кукушку».

В крестьянской среде Петровский пост соблюдался во всей строгости церковного устава, а дни «заговоров» и «болтовни» считались праздниками. Например, в Вологодской губернии был даже обычай общих разговоров со всем миром. Каждая семья заранее готовилась к празднику Петра: пекла, жарила и варила, так как все имели в виду прием гостей и родственников, которые в день Петра тоже приехали из дальних стран. Если вечеринка приходилась на среду или пятницу, говорили, что «мясоед братался с постом».

Святые апостолы Петр и Павел. Иконы

Иконографическая традиция изображения святых апостолов Петра и Павла пришла на Русь из Византии.

Святые апостолы Петр и Павел

Апостолы Петр и Павел. Дно памятной вазы. Византия, Метрополитен-музей 4 века, Нью-Йорк, США

Святые апостолы Петр и Павел

Апостолы Петр и Павел. Фрески в катакомбах Санта-Текла. Вторая половина IV – первая половина V века Рим. Выровненные фрагменты

Святые апостолы Петр и Павел

Апостолы Петр и Павел. Иконы деисусного ордена Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Преподобный Андрей Рублев, 1425-1427 гг

В российском государстве это было творчески переработано. Это привело к тому, что апостолы Петр и Павел на русских иконах (в отличие от большинства других апостолов) легко узнаваемы: в мозаиках Киевской Софии и на первых новгородских иконах, в деисусном ордене Высоцкого монастырь, Монако Андрей Рублев, также на миниатюре Псалмов Хлудова. Ярко выраженные портретные характеристики апостолов Петра и Павла восходят к раннехристианской иконографии: в росписи римских катакомб III – начала IV веков мы узнаем апостола Петра с короткими седыми волосами и бородой и Павла с характерная еврейская внешность, высокий лоб и длинная темная борода.

Святые апостолы Петр и Павел Святые апостолы Петр и Павел

Лики апостолов Петра и Павла. Базилика Космы и Дамиано (Санти Косма и Дамиано). Первая треть шестого века

Святые апостолы Петр и Павел

Апостолы Петр и Павел. Деталь фрески. Ватопедский монастырь. Конец 12 века.

Типичным для периода премонголов является изображение в полный рост святых апостолов Петра и Павла, стоящих рядом. Так они изображены на самой древней дошедшей до нас иконе (XI век) – из Софийского собора в Новгороде. Возможно, эта икона была привезена из Корсуни в Киев самим равноапостольным великим князем Владимиром, а потом оказалась в Новгороде. В настоящее время исследователи датируют его серединой 11 века. – возможно, это список более ранней киевской иконы, перенесенной в Новгород. Икона почиталась как чудотворная, тогда еще в 16 веке. Иоанн IV вместе с другими почитаемыми святынями привез его из Новгорода в Москву.

Читайте также:  Пятидесятница - праздник Православной церкви

Святые апостолы Петр и Павел

Икона верховных апостолов Петра и Павла из Софийского собора в Новгороде. Середина 11 века

Впоследствии икона была возвращена в Новгород и хранилась в Софийском соборе до середины ХХ века. Во время Великой Отечественной войны икона была вывезена в Германию немецкими оккупантами, но в начале 1950-х годов был возвращен в Новгород. После реставрации, уже в 21 веке, он снова вошел в Новгородский музей-заповедник. Иконография нашей первой иконы апостолов содержит детали, ставшие каноническими для более поздних времен. Это не только характерная черта апостолов. Апостол Павел держит книгу закрытой в драгоценной рамке, у Петра есть свернутый свиток – символ его апостольских писаний, длинный золотой посох (Иоанна 21: 15-17) и золотые ключи (Мф 16:19). У апостолов чуть выше, как вдали, на его плечо помещено изображение Благословляющего Спасителя с Евангелием в левой руке.

Еще одна известная икона, изображающая верховных апостолов попарно, происходит из церкви апостолов Петра и Павла в Белозерске, датируется концом XII – началом XIII веков и находится в Государственном Русском музее. Он отличается от строгой лаконичности новгородцев: апостолы изображены рядом друг с другом лицом к зрителю, они довольно узнаваемы по сходству своего портрета с каноническими натурщиками, но их руки сложены почти в одном жесте благословения и расположения их сочинений почти одинаковы – книги апостола Павла и свиток Петра… У Петра нет посоха или ключей. Этот иконографический тип распространился и в России: пример – икона XV века из Петрозаводского музея изобразительных искусств.

Святые апостолы Петр и Павел

Апостолы Петр и Павел. XII – первая половина XIII века Из церкви Воскресения Христова в Белозерске. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Святые апостолы Петр и Павел

Апостолы Петр и Павел. Середина – вторая половина XV века Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск

Изображение предельно упрощено; апостолы держат в руках только свои писания, Павел держит книгу обеими руками, а Петр держит свиток правой рукой, сложенной для благословения. Сходство портрета очевидно, но борода апостола Павла не совсем темная. Есть много примеров дальнейшего развития первого «новгородского» иконографического типа парного изображения верховных апостолов. На иконе начала XVII века из села Слудка (Пермская картинная галерея) сходство с портретом неоспоримо, хотя у апостола Петра нет подчеркнутой седины, а борода Павла не такая темная и длинная, как на первых иконах. Они молятся перед Спасителем, восседающим на Троне на облаке, в окружении небесных сил развоплощенных. Руки апостолов изображены не в благословляющем жесте, а в молитве ко Христу. На открытой ладони Петра носит тонкую цепочку с изящным золотым ключиком. Но большинство сохранившихся изображений верховных апостолов – это иконы деисусного ордена. В зависимости от принятой схемы они могут быть как поясными, такими как, например, знаменитый «Высоцкий» чин, расположенный в Государственной Третьяковской галерее (от Высоцкого монастыря до Серпухова), так и высокими. Ярким примером поясного изображения является икона апостола Павла звенигородского чина, написанная монахом Андреем Рублевым (Третьяковская галерея). До наших дней сохранились только три иконы деисусного ордена, написанные преподобным Андреем, по-видимому, для Воскресенского монастыря в Москве «наверху.

Апостол Петр. Конец 14 века. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Апостол Петр. Конец 14 века. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В Новгородском музее-заповеднике собраны иконы начала XVI века из Деисусной степени церкви Архангела Михаила в селе Подчевары Кирилловского района Новгородской губернии (степень снята для выставки XV Археологического съезда в Новгороде в 1911 году и поступил в НГОМЗ со старого епархиального склада в Новгороде).

Иконография апостолов Петра и Павла напоминает иконы деисусного яруса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря и Рождественского собора Ферапонтова монастыря. Обращаю внимание на интересные детали: от цепи, наброшенной на ладонь апостола Петра, свисает только связка ключей, а согнутая в локте рука, видимо, поддерживала свиток с писаниями апостола (изображение свитка не сохранилось). У апостола Павла есть книга, которую он поддерживает левой рукой и готовится повернуть правой рукой.

Святые апостолы Петр и Павел Святые апостолы Петр и Павел

Апостолы Петр и Павел. С уровня деисуса. В ПОРЯДКЕ. 1497 Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Кириллов

Иконы деисусного ордена главного иконостаса Софийского собора в Великом Новгороде, написанные иконописцами Андреем Лаврентьевым и Иваном Дермой Ярцевым, датируются 1509 годом (в Четвертой новгородской летописи есть запись: «Летом 7017. По заказу Преосвященного архиепископа Сирапиона св и мастера расписали Ондрея Лаврентьева и Дерму Ярцева сына »(ПСРЛ, т. 4, ч. 1, стр. 461). В 1537 г иконы были украшены серебряными окладами басма, золочение и эмали Димитрия в Павле (Псковский музей) сочетаются с праздничным обрядом: апостол Петр с Сретением Господа и Петр – с Вознесением.

Святые апостолы Петр и Павел

Апостол Петр. С уровня деисуса. Лаврентьев Андрей, Дерма Иван Ярцев. 1509 г., Софийский собор, Новгород

На иконах середины XVI века из деисусного чина Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря в Ярославле (находится в заповеднике Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея) только апостол Павел наделен сходством с портрет и его еврейские черты лица сведены к минимуму – это, скорее, монгольский тип лица. Апостол Петр изображен довольно молодым и с рыжими волосами; его можно узнать, пожалуй, только по ключу, свисающему с красной веревки в левой руке, которым он крепко держит свиток.

Святые апостолы Петр и Павел

Апостол Павел. Первая половина – середина XVI века Из деисусного уровня иконостаса Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря в Ярославле. Заповедник Историко-архитектурного и художественного музея Ярославля, Ярославль

Изображения апостолов Петра и Павла на царских вратах встречаются довольно редко; Иконографически это все те же деисусные иконы – как, например, на царских воротах монастыря святого Павла на Афоне. Большой интерес представляют житийные иконы апостолов Петра и Павла. На новгородской иконе апостолов Петра и Павла с их житиями (XVI век) обращают на себя внимание некоторые нетипичные детали. Апостол Петр одет в гиматии золотистого цвета, а свиток в его левой руке имеет веерообразную форму (правая рука сложена в именительном падеже). Апостол Павел обеими руками держит книгу почти горизонтально; в этой позиции его трудно читать. Житийные марки содержат сцены из жизни святых апостолов, в том числе их мученическую кончину: распятие апостола Петра на кресте вверх ногами, то есть вверх ногами, и обезглавливание головы апостола Павла мечом.

Святые апостолы Петр и Павел

Петр и Павел с жизнью. Государственный Новгородский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник XVI века, Новгород

Таким образом, в древнерусских памятниках иконографии верховных апостолов Петра и Павла мы видим не только приверженность канону, но и разнообразие его трактовок, что также прослеживается на первых изображениях.

Святые апостолы Петр и Павел

Апостолы Петр и Павел. Середина 14 века монастырь Святой Екатерины, Синай, Египет

Святые апостолы Петр и Павел

Апостол Павел. С уровня деисуса. Вторая половина XVI века Покровский собор Рогожского кладбища, Москва

Святые апостолы Петр и Павел

Апостолы Петр и Павел, пророк Илия и Святой Власия. Государственный Русский музей середины XVI века, Санкт-Петербург

Святые апостолы Петр и Павел

Апостолы Петр и Павел. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник последняя четверть XVII века

Святые апостолы Петр и Павел. Картины

Известные художники, такие как Эль Греко (1541–1614), В.Л. Боровиковский (1757–1825), Н.Н. Ге (1831–1894) и другие, изображали в своих работах апостолов Петра и Павла.

Святые апостолы Петр и Павел

Апостолы Петр и Павел, Эль Греко. Между 1587-1592 гг

Святые апостолы Петр и Павел

Святые апостолы Павел и Иоанн. Боровиковский Владимир Лукич. 1770. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Святые апостолы Петр и Павел

Апостол Петр. Ге Николай Николаевич. 1863 Государственная Третьяковская галерея, Москва

Святые апостолы Петр и Павел. Скульптуры

Святые апостолы Петр и Павел

Апостол Петр. Бернардо Чуффаньи. Скульптура фасада церкви Орсанмикеле во Флоренции. 1415 Италия

Святые апостолы Петр и Павел

Апостол Петр. Иван (Джованни) Витали. Западные двери Исаакиевского собора. 1841-1846 Фрагмент

Святые апостолы Петр и Павел

Апостол Павел. Статуя в атриуме Сан Паоло фуори ле Мура (San Paolo fuori le Mura). Рим

Петропавловские храмы и монастыри

Храмы во имя верховных апостолов Петра и Павла строятся в России издавна. Возможно, самый старый сохранился в Смоленске. Построен в 1140-1150 годах княжеской артель. Освящен Симеоном, первым смоленским епископом. В дальнейшем храм несколько раз перестраивался, первоначальный вид восстановил П. Д. Барановский. Кирпичный храм – образец древнерусского храма с крестовым куполом. Смоленские мастера продолжили традиции Киевской Руси и Византии. Этот храм похож на Владимиро-Суздальский и ранне-московский, но некоторые декоративные элементы напоминают образцы архитектуры Новгорода и Пскова.

Читайте также:  День Иоанна Богослова в 2021 году

Святые апостолы Петр и Павел

Церковь апостолов Петра и Павла на Городянке в Смоленске. Встроенный 1146

В Великом Новгороде сохранилось несколько старинных церквей в честь апостолов Петра и Павла. В конце XII века на Синичьей горе была построена Петропавловская церковь. Его строительство велось в 1185–1192 годах. Возможно, храм был построен на месте более старого. Здесь были монастырь и кладбище. Это место было за городом. В 1611 году монастырь подвергся нападению шведов. В 1764 году монастырь был подавлен. С 1925 года по настоящее время храм бездействует и находится в руинах. В 1992 году он был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Святые апостолы Петр и Павел

Церковь Петра и Павла на Синичьей горе. Великий Новгород

Другой храм – храм святых апостолов Петра и Павла в Кожевниках, построенный в 1406 году. Это новгородский четырехстолпный храм с куполом на улице Бредова-Зверина, недалеко от южной части бывшего Зверинского Покровского монастыря.

Святые апостолы Петр и Павел

Церковь Святых Апостолов Петра и Павла в Кожевниках. Великий Новгород

Церковь Петра и Павла в Славне построена в 1367 году рядом с церковью старообрядцев во имя пророка Илии (ул. Знаменская). Сейчас церковь заброшена.

Святые апостолы Петр и Павел

Церковь Петра и Павла в Славне. Великий Новгород

В Брянске князь Олег в 1275 году основал Петропавловский монастырь, в котором сам принял постриг, оставив царство. При Екатерине II монастырь был лишен всей земли и пришел в упадок. Упразднен в 1830 году. Впоследствии монастырь был восстановлен как женская община. До наших дней сохранилось несколько жилых построек и собор Введения Пресвятой Богородицы, построенный в начале 18 века на месте старой деревянной церкви.

В 1600 году на берегу Онежского озера в селе Повенец был построен собор в честь верховных апостолов Петра и Павла. Упразднен примерно в 1945 году.

Святые апостолы Петр и Павел

Петропавловский собор в деревне. Принц. Рисунок из журнала «Мировая иллюстрация»

В городе Пскове есть церковь Петра и Павла Буйская. Первоначально храм стоял на месте ранее существовавшей церкви в 1373 году, здание было восстановлено в 1540 году на слиянии главных улиц города. Храм возведен на месте старейшего кладбища города – Буйского, у стен центральной городской крепости. В 1810 г были разобраны две ветхие приделы и колокольня, к западному притвору пристроен портик.

Святые апостолы Петр и Павел

Церковь Петра и Павла в Пскове

Именем святых апостолов Петра и Павла освящен храм бывшего Сироткинского монастыря в Пскове. Храм датируется 15 – второй четвертью 16 века. Очень интересно архитектурное решение здания: оно типично для Пскова в целом, оригинально по своей композиции, которая включает в себя различные постройки разных эпох. Древний четырехместный зал с довольно большой апсидой, соединяющей его с востока, оборачивается по своей оси с запада: портик, трапезная, колокольня, вытянутые в линию. С севера, по всей длине этой линии, храмовый комплекс окаймляют последовательные пристройки: часовня Успения Пресвятой Богородицы, за ней по той же оси восток-запад три помещения, соответствующие размеру трапезная и притворы главного храма; большая апсида бокового алтаря (близкая по пропорции к полукругу алтаря старой церкви – редкий в Пскове пример уравновешенной двухчастной системы). Сдержанные акценты высотного небоскреба и луковичного купола также уравновешиваются друг другом. Уникален декор южного фасада: эмалированные печные кресты. Типичным для Пскова является украшение головного барабана коньком и бордюром. После упразднения монастыря в 1764 году Петропавловская церковь была передана в постоянное пользование Псковской епархии Русской Православной Церкви.

Святые апостолы Петр и Павел

Церковь во имя святых апостолов Петра и Павла из бывшего Сироткина монастыря в Пскове

Во имя святых апостолов Петра и Павла освящен храм на острове Лычного озера. Сандалии из Кондопожского района Республики Карелия. Храм построен в 1620 году. По данным 1831 года, на Лихноостровском кладбище было две церкви и колокольня. За долгую жизнь Петропавловская церковь существенно изменила свой облик. Например, в середине 18 века на месте притвора была устроена трапезная с новыми коридорами. При этом основной объем церкви был дополнен вторым восьмиугольником. В последующие годы первоначальный облик памятника полностью не восстановили: нет колокольни с крытым переходом к церкви. Во второй половине ХVII в. – В первой половине 18 века была надстроена шатровая крыша, позже возведена отдельно стоящая шатровая колокольня и новая трапезная, стены обшиты досками. В 1872 году в храм перенесли колокольню. Во время гражданской войны он был поврежден во время боевых действий, палатка была разрушена, а позже сломана колокольня. В 1951–1956 восстановлен в формах XVIII века. В 2003-2004 гг. Конструкции были усилены хомутами.

Святые апостолы Петр и Павел

Храм во имя святых апостолов Петра и Павла на острове Лычный. Сандалии из Кондопожского района Республики Карелия

Во имя святых апостолов Петра и Павла освящена церковь в городском поселении Повенец Медвежьегорского района Республики Карелия. Храм построен в 1600 году. Из статьи «300-летие первого Повенецкого собора» в Олонецком епархиальном вестнике №1. 13-14 за 1900 г .: «. был построен Повенецкий храм, – строителем которого, как сказано в записях в расчетных палатах Повенецкого собора, был монах Аноимовский чек» и новгородские купцы… Храм был разрушен во время Великой Отечественной войны. Отечественная война.

Святые апостолы Петр и Павел

Церковь во имя святых апостолов Петра и Павла в поселке городского типа Повенец Медвежьегорского района Республики Карелия

Во имя святых апостолов Петра и Павла освящен собор в селе Селижарово Тверской области. Каменная церковь Петра и Павла была возведена не ранее конца XVI века как трапезная Селижаровского Троицкого монастыря. Поэтому в храме были хлеб, повар, погреб, сушилка, пивоварня, казна, погреб и погреба. Петропавловская церковь с приделом Гурьева располагалась на втором этаже двухэтажного здания, прототипа Грановитой палаты Московского Кремля. В 1762 году алтарь был расширен, а оконные проемы здания перестроены. В 1930-е гг. Храм закрыли и разрушили, помещения перестроили под магазин. Храм был возвращен верующим в 1992 году.

Святые апостолы Петр и Павел

Собор во имя святых апостолов Петра и Павла в селе Селижарово Тверской области

Во имя святых апостолов Петра и Павла освящена церковь в городе Каменец-Подольский Хмельницкой области Украины. Самые ранние документальные свидетельства о церкви Петра и Павла относятся к концу 16 века. Есть сведения, что в 1591 году этой церкви пожертвовал дом каменецкий мещанин Иван Селецкий. Трехмачтовая, трехконховая каменная церковь имела башню над Бабинцом. Внутри сохранились фрагменты фресок XVI века. В период турецкого владычества церковь Святых Петра и Павла была передана католикам для их богослужений. В 18 веке церковь Петра и Павла была униатской. В 1795 году храм был возвращен Русской православной церкви.

Святые апостолы Петр и Павел

Церковь во имя святых апостолов Петра и Павла в городе Каменец-Подольский Хмельницкой области Украины

Старообрядческие Петропавловские храмы

Традиция строительства и освящения храмов во имя апостолов Петра и Павла сохранилась и у старообрядцев. Сегодня престольный праздник в общинах Русской Православной Церкви старообрядцев в Якутске, Дзержинске, Нижегородской области, о. Афанасьево, Кировская область, с. Русская Тавра Свердловской области, пос. Краснокаменка, Крым. Храмовый праздник проходит и в Белкриницких приходах Румынии: в городах Сулина, Пятра Нямц и Яссы.

Святые апостолы Петр и Павел

Церковь Русской Православной Церкви Святых Апостолов Петра и Павла. Афанасьево

Святые апостолы Петр и Павел

Церковь Русской Православной Церкви во имя Петра и Павла в пос. Русская Тавра Свердловской области

Святые апостолы Петр и ?</body></html>

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии