Пророк Илия

Пророк Илия

2 августа (20 июля по старому стилю) отмечается память славного святого пророка Илии Фесбитинского. В христианстве он самый почитаемый святой Ветхого Завета. Пророку Илии молятся о даре дождя во время засухи.

Пророк Илия. Жизнеописание

Пророк Илия родился в Тезвии Галаадского в колене Левиина за 900 лет до Рождества Христова. По легенде, дошедшей до нас от святого Епифания Кипрского (ум. 403), когда родился Илия, его отцу было таинственное видение: дворяне приветствовали ребенка, перевязали его огнем и накормили горящим пламенем. Имя пророка Илии переводится как «Бог Мой, Господь», что выражает главное содержание его служения (3 Царств 18:36) – ревностную борьбу за поклонение единому Богу, и своими действиями он проявлял его силу.

Пророк Илия был ревностным защитником чистоты веры в Израильском царстве и грозным обличителем идолопоклонства и зла. Его работа восходит к периоду правления Ахава (ум. 852 г до н.э.), когда его финикийская жена Иезавель решила установить культ Ваала и Астарты. Предание гласит, что истинные преданные благочестия были изгнаны из страны, а при дворе был создан штат жрецов Ваала. Пророк Илия явился грозным обличителем за попирание святыни, совершившим множество чудес, чтобы рассуждать о нечестивом царе. История его жизни и деятельности изложена в Третьей и Четвертой Книге Царств (3 Царств 17-20 и 4 Царств 1-3).

Когда зло Ахава достигло предела, пророк Илия объявил царю, что из-за его нечестия земля будет страдать от голода в течение нескольких лет (3 Царств 17: 1). Но Ахав не раскаялся, между царем и пророком началась борьба, закончившаяся триумфом последнего. Во время жертвоприношения на горе Кармель (Кармель), устроенного с целью проверки и сравнения могущества Яхве и Ваала, священники последнего были полностью побеждены и казнены пророком (3 Царств 18:40). Это еще больше разозлило Иезавель, которая поклялась убить Илию. По повелению Бога пророк Илия спрятался у ручья Хорат, куда вороны приносили ему еду каждое утро и вечер.

Люди в то время страдали от невыносимой жары и голода. Традиция Ветхого Завета гласит, что Господь по Своей милости, видя страдания людей, был готов пощадить всех и ниспослать дождь на землю, но он не хотел нарушать слова пророка Илии. Для пророка было важно обратить сердца израильтян к покаянию и вернуть их к истинному поклонению Богу. Через некоторое время пророк Илия, согласно слову Божьему, пошел к бедной вдове в Зарепте Сидонском. Поскольку он не раскаялся в последней горсти муки и масла, согласно молитве пророка Илии, с тех пор мука и масло не использовались в доме вдовы. Здесь пророк Илия совершил еще одно чудо: он воскресил сына вдовы, который внезапно заболел и умер, сочувствуя боли женщины.

На третий год засухи пророк Илия вернулся в Ахав. Илия предложил устроить состязание со жрецами Ваала, чтобы выяснить, чей это был истинный бог. Собирая людей на горе Кармил, пророк Илия предложил построить два жертвенника: один для священников Ваала, другой для пророка Илии, чтобы служить истинному Богу. «На кого из них падает с неба огонь, это будет указанием о котором Бог истинен, – сказал пророк Илия, – и все должны поклоняться ему, и те, кто не узнает его, будут преданы смерти ». Священники Ваала весь день танцевали, молились и кололи себя ножами, но это не обошлось. К вечеру пророк Илия воздвиг свой жертвенник из 12 камней по количеству колен Израилевых, возложил жертву на дрова, приказал вырыть ров вокруг жертвенника и приказал полить жертву и дрова водой… Когда ров наполнился водой, огненный пророк обратился к Богу с горячей молитвой и умолял, чтобы Господь послал огонь с небес, чтобы предупредить заблудших и ожесточенных израильтян и обратить их сердца к Нему. Огонь упал с неба и зажег жертву пророка Илии. Народ восклицал: «Воистину, Господь един Бог, и нет другого Бога, кроме Него!» Затем по велению пророка Илии священники были убиты. По молитве пророка Илии Господь послал на землю сильный дождь, и засуха закончилась. Однако, несмотря на чудеса и великие знамения, которые произошли благодаря молитве пророка, Иезавель хотела убить его, потому что он предал смерти священников Ваала. Илия исчез в пустыне.

В это время пророк был вознагражден, насколько это было возможно для человека, созерцанием Бога лицом к лицу. Господь утешил его, сказав, что на земле еще остались люди, которые никогда не поклонялись идолам, и указали на Илию Елисея, которого Он избрал пророком после Илии.

Согласно легенде, пророк Илия был взят на небо живым:

Внезапно появилась огненная колесница и огненные кони и разлучили их обоих, и Илия устремился в вихрь к небу (4 Царств 2:11).

Согласно Библии, только Енох, живший до Потопа, был взят на небо живым до него (Быт. 5:24). В книге Мудрости Иисуса, сына Сираха, событие вознесения Илии описывается следующим образом:

Илия был сокрыт вихрем, а Елисей исполнился его духом (Сир 48:12).

Согласно Четвертой книге Царств, Илия оставил свой плащ («плащ») пророку Елисею, бросив его ему с огненной колесницы (4 Царств 2: 11-13).

Книга пророка Малахии говорит, что Бог пошлет пророка Илию на землю:

Вот, Я пошлю к вам пророка Илию перед наступлением дня Господня, великого и страшного (Мал. 4: 5).

Это Второе пришествие. Перед Вторым пришествием пророк Илия спустится с небес, чтобы разоблачить ложного Мессию и преобразовать остаток Израиля в истинного Бога.

Пророк Илия несколько раз упоминается в Новом Завете. Итак, описывается эпизод, в котором старейшины и народ просили Иоанна о Предтече, когда он проповедовал на берегу Иордана в духе и силе Илии и даже походил на него, был ли он Илия? Более того, ученики Иисуса Христа, согласно Евангелию от Матфея, спросили Его, должен ли Илия предстать перед Мессией. На что Христос ответил: «Верно, Илия должен прийти первым и все исправить; но говорю вам, что Илия уже пришел, и они не узнали его, но сделали, как хотели; и пострадает Сын Человеческий »(Матфея 17: 11-12). Тогда ученики поняли, что Иисус имел в виду Иоанна Крестителя, который был обезглавлен (Марка 6:28).

Во время Преображения Господня пророк Илия явился с Моисеем, и они говорили с Иисусом «о своем исходе, который Он должен был совершить в Иерусалиме» (Лк 9:31). По словам Иоанна Златоуста, «один умерший, а другой еще не живший смертью», казалось, показывают, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, Он господствует над небом и землей». Предполагается, что это один из двух светильников, которые стоят перед Богом и должны явиться перед вторым пришествием Христа на землю (Откровение 11: 3-12). Во время крестных страданий Христа некоторые люди думали, что Христос зовет на помощь пророка Илию, и ждали его пришествия.

Чудеса святого пророка Илии

По молитве пророка Илии небо «закрылось» и не дало дождя (3 Царств 17,1), что вызвало голод. Согласно Божьему слову, вороны (3 Царств 17: 6) и ангел (3 Царств 19: 5-6) приносили ему еду. По словам пророка, еда в доме вдовы Сарепты не кончилась (3 Царств 17: 13-16). Пророк Илия воскресил сына вдовы Сарепты (3 Царств 17: 21-22). Пророк Илия принес огонь к жертвеннику (3 Царств 18: 36-38). Через молитву пророка Бог пролил дождь на землю после трех лет «заключения» на небесах (3 Царств 18: 41-45). Пророк Илия говорил с Богом лицом к лицу, закрыв лицо (3 Царств 19: 9-14). Пророк Илия спустил огонь с неба, чтобы наказать грешников и обозначить истинное поклонение Богу (4 Царств 1, 10-12). Пророк Илия разделил реку Иордан, как Моисей, поразив ее своей одеждой (4 Царств 2,8). Пророк Илия был приведен живым на небо за особую праведность перед Богом (4 Царств 2:11).

Читайте также:  Тексты акафиста и тропаря Гавриилу Ургебадзе, о чем молятся святому

Почитание пророка Илии на Руси

Пророк Илия был одним из первых святых Бога, которых начали почитать на Руси. На его имя еще при князе Аскольде, в начале 9 века, в Киеве был возведен соборный храм. И святая равноапостольная княгиня Ольга построила храм во имя пророка Божия Илии на севере России, в селе Выбуты. Святой Пророк Илия всегда воспринимался православным народом как один из самых близких к нашей Родине святых. В «Ильинских» церквях проходят и проводятся крестные ходы, особенно в период засухи. Ильинский день считался границей времен года, тогда как у южных славян (например, в Македонии) этот день назывался серединой лета, а на Руси – переходом к зиме. После Ильина день должен был идти дождь и было запрещено купаться (чтобы не утонуть и не заболеть). В этот день можно было начать наслаждаться плодами нового урожая. Праздник в представлениях славян ассоциировался с темой брака и символикой плодородия: молились о богатом урожае и девушках, собирающихся выйти замуж.

День памяти пророка Илии отмечается 2 августа (20 июля по старому стилю). В христианстве он самый почитаемый святой Ветхого Завета. По месту рождения в городе Писва пророка Илия зовут Илия Фезвитянин.

Тропарь, кондак и канон святому пророку Илие

Тропарио, пункт 4.

Мясистый ѓнГлъ и сорт 3 проп0квмъ. Вторая ptcha исходит от xrt0va и 3lіS славный сверху послать 3lisewy, чтобы поблагодарить, чтобы прогнать болезни, и3, чтобы очистить прокаженных, темных, которые чтят є3rd2 t0chit celba2.

Плотский ангел и пророк степени, второй до пришествия Христа, Илия славный, посылающий благодать Елисею свыше, изгоняя недуги и очищая прокаженных, вместе с теми, кто чтит его, обостряет его целомудрие.

Кондак, поз.2.

Например, and3 дает нам отличные возможности, e3yE великолепны, а также у нас есть 1stavivy и streamsџclouds, участник moth2 њnas3di1nago.

Пророк и дальновидный великих дел Бога нашего, Илия великое имя, с распростертыми облаками, текущими водными потоками, молится за нас, единственных, кто любит людей.

Библиотека русской веры
Канон пророку Илии

Читать онлайн

Святой пророк Илия. Иконы

Образы пророка Илии были столь же распространены, как и изображения святителя Николая Чудотворца, великомученика Георгия Победоносца и Деметрия Салоникского. Иконография пророка Илии сочетает в себе символические элементы, отражающие его значение как соучастника важнейших событий в истории божественного домостроительства. В словах святителя Иоанна Златоуста есть яркая образная черта пророка:

Представьте себе… Илия, пророк, земной ангел и небесный человек, ходивший по земле и управлявший небесной колесницей, которая была трех локтей высотой и достигала большой высоты, взошел на своды небес, владыка вод, язык которого был хранилищем вод и ключом к небу (Иоанн Златоуст, Святое Слово об апостоле Петре и пророке Илии // Creations. 2004. T. 2. Книга 2. С. 776).

В христианском искусстве были распространены не только отдельные изображения пророка Илии, но и отдельные сцены из его жизни. В почитании Илия был наделен несколькими функциями. Для монахов его жизнь была образцом подвижничества. В имперской сфере его почитали как покровителя воинской доблести. Император Василий I Македонский ежегодно участвовал в богослужении в Новой церкви Большого Императорского дворца в день памяти Илии, где хранились плащ и пояс Илии. В народном представлении Илия был покровителем стихий. Роль божественного пророка в божественной икономии, эсхатологические ожидания Илии как вестника Второго пришествия, а также различные аспекты его почитания стали причинами разнообразия иконографии.

Изображения пророка Илии известны в еврейской синагоге Дура Европос (249–250). В сцене с царем, судя по фрагментам ног, пророк представлен спереди. Рядом с полосой земли сохранилось фрагментарное изображение ног, возможно, останки фигуры полководца Обадии, который привел Илию к Ахаву. В сцене воскресения сына вдовы Сарепты, Илия лежит на кровати, на руках у него ребенок, которого он протягивает к руке Господа, изображенной выше, слева – предварительное действие – вдова в в черной одежде отдает Илии тело мертвого сына, справа – вдова в легкой праздничной одежде, держащая на руках смеющегося ребенка.

Первое изображение пророка Илии представлено в иконографии «Вознесение пророка Илии, или вознесение огненное» и находится в часовне Сант-Аквилино в базилике Сан-Лоренцо Маджоре в Милане (ок. 370 лат.). В апсиде базилики Сант-Аполлинаре в классе в Равенне (ок. 549 г.) в сцене Преображения Господня (фигура Христа заменена крестом с лицом посреди креста, апостолы Петр, Иоанн и Иаков изображены в виде агнцев, крест в молитвенной позе от епископа Аполлинария, по бокам от которого 12 апостолов в виде агнцев), полуфигуры пророков Илии (справа) и Моисея (слева)) представлены в облаках. Элиа – пожилой мужчина с длинными седыми волосами, с прямым пробором посередине и падающим на спину с длинной седой бородой, направленной вниз.

Первое известное иконическое изображение Илии было выполнено в технике восковой росписи (энкаустика) в VII веке и находится в монастыре великомученицы Екатерины на Синае. Икона – правое крыло не сохранившегося триптиха. Илья изображен с седыми волосами, его одежда проработана с ассистентом. Правая рука в пророческом жесте, в опущенной левой руке – развернутый свиток.

Пророк Илия

Пророк Илия. Значок. Монастырь великомученицы Екатерины на Синае VII века

В византийском искусстве сохранились редкие образцы единичных изображений Илии. Одна из первых – большая икона (1180–1200, Византийский музей, Касторья) с фронтальным изображением поколения Илии на синем фоне, одетого в охристую тунику с синим поясом и плащом, с развернутым свитком в левой руке. На складном медальоне с изображениями Мадонны Оранты и Иисуса Христа (конец 10 – начало 11 века, Национальная библиотека Сан-Марко, Венеция) Илия изображен со свитком в руке между пророками, апостолами и святыми.

Иконографические программы храмов средневизантийского периода часто включают отдельные сюжеты из Жития Илии. К первым примерам относятся фрески пещерной церкви Айвали-Килисе (Каппадокия; между 913 и 920 годами), где на склоне небольшой арки обрамлена ниша со сценой «Жертвоприношения Авраама», «Жертвоприношения на горе». Кармель »и« Вознесение пророка Илии».

Пророк Илия

Пророк Илия. Фрагмент фрески в церкви Сорока мучеников в Тырново. В ПОРЯДКЕ. 1230 Краеведческий музей, Велико Тырново

Особое почитание пророка Илии на Синае, недалеко от которого, на горе Хорив, он имел честь увидеть Бога, привело к широкому распространению его изображений в контексте различных икон, происходящих из монастыря великомученицы Екатерины или создан для него.

Пророк Илия

Пророк Илия. Вторая половина XII века Монастырь Святой Екатерины, Синай, Египет

Пророк Илия

Богоматерь с младенцем с пророками Моисеем и Илией и св. Григорием Богословом. В ПОРЯДКЕ. 1250-е годы Монастырь Святой Екатерины, Синай, Египет. Возможно, справа изображен не Григорий Богослов, а Николай Чудотворец

Самыми популярными в монументальном искусстве и иконописи были сюжеты «Пророк Илия в пустыне» и «Огненное восхождение пророка Илии».

Пророк Илия

Илия Пророк питался воронами. 1199 г. Церковь Спаса на Нередице, Новгород. Фреска в аркозолиуме апсиды алтаря

Подробные агиографические повествования в монументальной живописи известны с 13 века. Один из наиболее ранних дошедших до нас циклов расположен на северной стене юго-восточного отсека храма Ахтала (1205–1216 гг.) И включает 3 сюжета: «Жертвоприношение на горе Кармель», «Пророк Илия в пустыне», «Вознесение пророка». Илия».

Читайте также:  Молитвы преподобному Сергию, игумену Радонежскому, всея России чудотворцу

Первый христианский храм, воздвигнутый в Киеве, был освящен во имя пророка Илии. Наряду с традиционным корпусом «Жития Ильи» и «Слова хвалы» вскоре в России появился цикл апокрифических произведений. Так, в русских указателях, начиная с «Изборника князя Святослава» 1073 года, есть указание на апокрифическое «Приложение Ильина» («Поход Агапия в рай»), где старец Агапий был проведен через Эдемский сад от Илии. В «Слове и видении апостола Павла» («Путь апостола Павла в мучениях») речь идет о встрече в раю апостола Павла с Илией и Елисеем. Эти произведения, хотя и попадали в категорию запрещенных книг, в разное время запрашивались и стали источником новых иконографий пророка Илии.

Пророк Илия

Илия Пророк в пустыне с жизнью и деисусом. Из церкви Ильи Пророка в селе Выбуты под Псковом. Государственная Третьяковская галерея, конец 13 – начало 14 века, Москва

Пророк Илия

Пророк Илия. Вещего ранга. Лаврентьев Андрей, Дерма Иван Ярцев. Новгород, 1509 Софийский собор, Новгород

Пророк Илия

Илия Пророк. Первая половина – середина 15 века Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск

Пророк Илия

Илия Пророк. Новгород. Государственная Третьяковская галерея, конец XIV – начало XV века, Москва

Пророк Илия

Пророк Илия. Новгород. 15 век. Родом из села Воробьево близ Машозера Прионежского района Республики Карелия

Пророк Илия

Илия Пророк. Из села Кефтеницы в Карелии. Государственный Русский музей XVI века, Санкт-Петербург

Пророк Илия

Пророки Илия и Елисей. Вещего ранга. Ярославский художественный музей последней трети XVI века, Ярославль

В Киевской Руси почитание пророка Илии приобрело особые черты. Противостояние Илии с архангелом Михаилом, рано проявившееся в различных иконографических версиях, характерно для древнерусской культуры и необычно для Византии. Одной из причин сочетания образов Илии и Архангела Михаила было то, что они оба обладают властью над стихиями огня и воды, а также почитаются как заступники за человечество на Страшном суде. Первый образец образа Илии сохранился в Кондакаре Типографской карты (конец XI – начало XII века, Третьяковская галерея).

Самый ранний образ в древнерусском монументальном искусстве известен на картине Святой Софии Киевской, где седой Илия изображен в полный рост, держа в руке свернутый свиток в нижней части столба юго-западного купола.

Пророк Илия

Огненный подъем пророка Илии. 14 век. Государственный Исторический Музей, Москва

Многогранность иконографии «Пророка Илии в пустыне», которая содержит евхаристическую тему и выражает идеал монашеской жизни, была интегрирована в русское искусство по причинам послушания Божьей воле, глубокой молитвы и в то же время время время, смелости и ревностного общения с Богом .Некоторые памятники пятнадцатого века изображают Илию сидящим на камне, наполовину повернутым вправо, левой рукой придерживая голову, а правой – свитком.

Пророк Илия

Илия пророк в пустыне. Новгород. Музей изобразительных искусств Республики Карелия первой половины XV века, Петрозаводск

Пророк Илия

Илия пророк в пустыне. Ярославль. Ярославский художественный музей конца XV ​​века, Ярославль

Пророк Илия

Илия пророк в пустыне. Первая треть – вторая четверть XVI века. Собрание В.А. Бондаренко, Москва

Пророк Илия

Илия пророк в пустыне. XVI век. Происходит из церкви в селе Волосово близ Каргополя Плесецкого района Архангельской области. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Пророк Илия

Илия пророк в пустыне. Великий Устюг (?). Палехский государственный художественный музей XVI века, Палех

Пророк Илия

Илия пророк в пустыне. В ПОРЯДКЕ. 1530 год. Происходит из церкви Элиа, пророка Цыпинского кладбища, расположенной недалеко от Ферапонтова монастыря. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Кириллов

Пророк Илия

Илия пророк в пустыне. Белозерье (?). Вторая половина XVI века Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва

Очевидно, даже в домонгольской Руси существовали параллели между Илией в огненном столпе, вознесенном на небо, и образом Богородицы «Неопалимая Купина», которые объединены темой божественного огня, преображающего, но не горит.

В XVI веке иконография Огненного восхождения стала насыщаться образами предыдущих событий из Жития Илии. На новгородской иконе второй четверти XVI века присутствуют два сюжета: «Ангел предлагает Илию» и «Переход через Иордан на материк». В результате иконография, объединяющая разные композиции без распределения по штампам, распространилась и оформилась в особый тип житийных икон. Это явление присуще только иконографии Илии. Эти «сложные» композиции не получили особого названия и названы, как правило, по сюжету, выделенному шкалой.

Пророк Илия

Огненный взлет пророка Илии. Новгород. Вторая четверть XVI века (1530 г.) Частное собрание при Фонде святого и достойного похвалы апостола Андрея Первого, Москва

Пророк Илия

Огненный подъем пророка Илии. Северо-русский. Государственный Исторический музей XVI века, Москва

Пророк Илия

Огненный взлет пророка Илии. Вторая половина XVI века Происходит из Горицкого монастыря в Шексне. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Пророк Илия

Огненный подъем пророка Илии, с жизнью. Последняя четверть XVI века Ярославский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Ярославль

Пророк Илия

Огненное вознесение пророка Илии. Северо-русский. Центральный музей древнерусской культуры и искусства конца XVI века имени Андрея Рублева, Москва

Пророк Илия

Огненный взлет пророка Илии. Новгород. Музей икон начала 17 века, Реклингхаузен, Германия

Пророк Илия

Огненный подъем пророка Илии, с жизнью. Пантелеев Игнатий. Русский Север (Обонежье, село Тубозеро), 1647. Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск

В русском искусстве сохранился первый культовый житийный цикл пророка Илии: образ пророка Илии в пустыне, с житием с Выбутского кладбища под Псковом (начало 13 века, Третьяковская галерея). Центральное украшение изображает Илию в пустыне, в апостольских одеждах – хитоне и гиматии, без вороны.

Пророк Илия

Илия пророк с жизнью. Конец 14 века. Нижегородский художественный музей

Развитие агиографической иконографии активно продолжалось и в XVI в. Особое внимание к образу Илии объяснялось распространением его почитания. Существует множество «обычных» церквей во имя пророка Илии.

Небольшие житийные иконы Илии предназначались для кафедры или для домашней молитвы. Некоторые из них имели индивидуальный подбор брендов, в том числе и редкие предметы. Для ярославского храма Николая Чудотворца Семен Спиридонов Холмогорец написал икону «Пророк Илия с житием в 26 клеймах» (1678 г., ЯХМ). Илия изображен в полный рост со свитком в руке, молящимся Господу в небесном сегменте слева, со сферой в руках, сидящим на херувимах. Композиция украшения заключена в арку на фоне изысканных трав. Отличительные черты архитектуры и ландшафта необычайно сложны и разнообразны.

Храмы Илии пророка на Руси

Во имя святого пророка Илии освящена церковь на Выбутском кладбище в Псковской области. Каменная церковь Элиа была построена из плиты в 15 веке. Якобы здесь был более старый храм, т.к в Московской Третьяковской галерее есть икона святого пророка Илии из церкви Выбутов, датируемая 13 веком. Церковь стоит на берегу реки Великой. Колокольня каменная, соединена с притвором церкви. В храме два престола: главный – во имя святого пророка Божия Илии, соседний – во имя святителя Николая. Рядом с церковью кладбище. Церковь была закрыта в советское время. 15 декабря 1927 года финансовое управление Псковского облисполкома направило в районное управление образования (ОКРОНО) письмо с грифом «Не подлежит рекламе», в котором объявило о своем намерении «продать 14 колоколов разных марок» размеры от закрытой Выбуцкой церкви до Госпромцветмета ». В ответ ОКРОНО заявило, что« продажу колоколов немузейной ценности может осуществлять только Главнаука ». Во время Великой Отечественной войны храм был поврежден. В 1955 году -1957 восстановлен по проекту В.П. Смирнова. В 1999 году в церкви возобновились службы.

Пророк Илия

Храм во имя святого пророка Илии на Выбутском кладбище

Во имя пророка Илии освящен храм у села Конечек (бывшее Кривовичское кладбище) Псковской области. Когда и кем была построена церковь – информации нет. В 1877 году справа от главного храма был построен боковой алтарь, посвященный СС. Животворящая Троица. Церковь окружает кладбище, обнесенное каменной оградой. Церковь Ильи на бывшем Кривовичском кладбище сильно пострадала во время боевых действий по освобождению Пскова в 1944 году. Ее руины находятся недалеко от села Конечек Псковской области.

Читайте также:  Молитвы о чревоугоднике и при чревоугодии

Храм в Теплых рядах в Москве освящен во имя пророка Илии. Каменный храм строился как собор, основанный не позднее 15 века недалеко от Московской торговой площади Ильинского монастыря. От названия этого храма его назвали улицей Ильинка, в торгах стали называть Ильинский крестец. Строительство храма велось с 1519 по 1521 год »и поставили некие простые люди с именем Клим и прозвищем« Мужило ». Храм сгорел в 1547 году и пострадал от пожара в 1626 году. 27 мая 1606 года в Москве против лжедмитрия I горожане начали бороться после того, как по приказу Шуйского на колокольне монастырского храма Ильи Пророка прозвучал сигнал тревоги церковь стала приходской и в 1676 году вместе с церковной территорией была перенесена в новгородский епископский дом и построена на верхнем храме, куда был перенесен престол в честь пророка Илии имя апостола Тимофея. Храм закрыли в 1923 г., затем демонтировали верхний ярус колокольни. С 1930 по 1980 г в здании храма размещались различные учреждения. Здание является объектом культурного наследия федерального значения. Ни в храме.

Храм Ильи Пророка в Теплых рядах (Москва)

В честь пророка Илии в селе освятили храм. Пруссаки Коломенского района Московской области. Село пруссаков принадлежало шереметевским боярам. В середине 16 века его купил коломенский епископ. Тогда же была построена церковь Илии с шатровой крышей. Он упоминается как камень в писцах 1578 года. Здание было частично перестроено в 1660 году. В первой половине девятнадцатого века с запада были пристроены кирпичная трапезная и деревянная колокольня «на столбах» (ныне утраченная).

Пророк Илия

Ильинский храм в прусской деревне

Также во имя пророка Илии освящена церковь на Вийском кладбище Архангельской области, построенная в 1600 году.

Пророк Илия

Церковь Ильи на Вийском кладбище

Ильинская церковь существовала в станице Часовенская (Задняя Дуброва) Архангельской области. Построен и освящен около 1622 года. В 1879 году его разобрали и построили новую церковь на каменном фундаменте. В 1884 году колокольню разобрали до основания и перестроили на каменном фундаменте. В советское время алтарь распилили, занавес опустили. Он в руинах.

Старообрядческие и единоверческие храмы во имя пророка Илии

В честь пророка Илии была освящена РПЦЗ в селе Елкино Воскресенского района Московской области. Однокупольный деревянный храм с шатровой колокольней, построенный в 1907–1909 годах путем реконструкции старого деревянного молельного дома на первом этаже. 19 века, закрыли в 1937 году и впоследствии сломали. В 2005 году была воссоздана община верующих, в 2007-2008 годах построен новый деревянный одноглавый храм.

Пророк Илия

Ильинский храм (ИПСТ) в селе Елкино

Ильинские храмы РПНТ существуют и в Гомеле (Беларусь), в пос. Замульта из Усть-Коксинского района Алтайского края, в станице Кавказская Краснодарского края, в пос. Тойкино Пермского края, в городе Великий Новгород, в городе Набережные Челны, в пос. Прагури и в городе Констанца (Румыния).

Пророк Илия

Храм во имя пророка Илии в Гомеле

Пророк Илия

Ильинский храм в селе. Тойкино, Пермский край

Пророк Илия

Ильинский храм в Великом Новгороде

Кроме того, в селе Пласкинино Раменского района Московской области строится храм ДРК во имя пророка Илии. В древней Грузинской православной церкви города Тбилиси Тбилисской епархии находится храм во имя святого пророка Илии Фезвитянина.

В городе Минске (Беларусь) существует единоверная община во имя святого пророка Элии Фезбиты, основанная в 2002 году.

Святой пророк Илия. Картины

Известные художники, такие как Гиллис ван Конингсло, Питер Пауль Рубенс, Поль Густав Доре, Юлиус Шнорр фон Карольсфельд, А.М. Волков, П.Плешанов, П.И. Нерадовский и другие.

Пророк Илия

Пророк Илия и ангел в пустыне. Питер Пауль Рубенс. 1626-1628 Боннский музей, Байонна

Пророк Илия

Ворон кормит пророка Илию в пустыне. Гиллис ван Конингсло. Королевский музей изящных искусств конца 16 века. Брюссель

Пророк Илия

Вознесение пророка Илии. Поль Гюстав Доре. В ПОРЯДКЕ. 1855-1866 гг

Пророк Илия

Вознесение пророка Илии. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. В ПОРЯДКЕ. 1852-1860 гг

Пророк Илия

Пророк Илия воскрешает сына вдовы Зарепты. Волков А.М. 1854 г. Таганрогская картинная галерея

Пророк Илия

Воскрешение сына вдовы Сарепты. П. Плешанов. 1854 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Пророк Илия

Вознесение на небо пророка Илии. П.И. Нерадовский. Трапезная при церкви Сергия Радонежского Троице-Сергиевой лавры. 1948 г.

Народные традиции в Ильин день

На огненной колеснице могучий седой старик с грозными глазами едет из конца в конец по бескрайним небесным полям, и его карающая рука стреляет пылающими каменными стрелами с высоты над звездами, поражая испуганную армию демонов и сыновей людей, нарушивших закон Божий, Куда бы ни появился этот грозный старик, он всегда несет с собой огонь, ужас, смерть и разрушение. Его несгибаемое сердце не смягчат крики или стоны изумленных, и взор его грозных глаз не остановится на зрелищах земных несчастий. Совершив праведность небесную, он, как бурный вихрь, мчится все дальше и дальше на своей сверкающей колеснице, и только седые кудри рассыпаются по его могучим плечам и плывет на ветру серебристо-белая борода. Таков, по мнению народа, пророк Илия, олицетворяющий праведный гнев Божий, его повсюду на Руси называли грозным, а день, посвященный его памяти, считали одним из самых опасных. Во многих местах крестьяне даже постились в Ильинскую неделю, чтобы предотвратить гнев пророка и спасти свои поля, села и скот от его стрел. В тот же день праздника крестьяне называли «злым» и проводили его в полном безделье, так как даже пустая работа считалась большим грехом. Если в тот день на небе появлялись облака, люди смотрели на них со страхом; если это была гроза, то этот страх перерастал в панику: все население пряталось в домах, плотно закрывало двери, закрывало окна и, зажигая четверговые свечи перед изображением, умоляло пророка направить свой гнев на милость. В некоторых регионах, например в Никольске Вологодской губернии, крестьяне курили дом ладаном даже по вечерам, а все легкие предметы, такие как самовар, зеркало и тому подобное, покрывали полотном или даже выносили на улицу хижина, потому что пророк Илия считал такие предметы предосудительной роскошью, неприличной в жизни крестьянина. В Вятской губернии пророка Илию умилостивили дарами: крестьяне в этот день принесли в церковь барана, пчелиный мед, пиво, колосья свежей ржи и гороха. Но по вопросу о том, какой из этих элементов понравился Илье больше всего, возникли разногласия. Одни представляли пчелиный мед, другие утверждали, что лучше ягненка.

Самым надежным способом предотвратить гнев Ильи считался молебен в поле. Во многих селах такие молитвы совершались ежегодно. Приписывая пророку Илии способность производить гром и молнии и направлять облака по своему усмотрению, то есть передавая в его руки самые ужасные и в то же время самые благотворные силы природы, наш народ твердо верил, что плодородие земли – дело рук пророка, и без его воли невозможно собрать урожай. Поэтому люди представляли Илию не только посланником небесного гнева, но и благодетелем человечества, который дал земле обильные плоды и прогнал злых духов. По народному поверью, не только сам Илия страшен злым духам, но и пролившийся в его день дождь имеет еще и великую силу: дождем Ильина они омыли себя от клеветы врагов, взмахов и заклинаний. Сам Илия навлек на демонов панику, безграничный ужас: как только в небе раздался рев его колесницы, черти толпами бежали к границам, прятались за спиной людей или прятались под капюшонами ядовитых грибов, в народе известных как “яруйки».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии