9 октября (26 сентября по старому стилю) Церковь чтит память славного и всемогущего святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Этот день принадлежит к большим праздникам, которых насчитывается двенадцать. Апостол Иоанн занимает особое место среди учеников Христа. Церковь не случайно называет Иоанна апостолом любви, поскольку он учил, что без любви человек не может приблизиться к Господу. Апостол Иоанн является автором Евангелия от Иоанна, трех соборных посланий и Апокалипсиса Иоанна Богослова (Апокалипсиса). Иоанн Богослов – единственный из двенадцати апостолов, умерший естественной смертью.
- Жизнь и проповедь апостола и евангелиста Иоанна Богослова
- Преставление апостола Иоанна Богослова
- Почитание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
- Тропарь, кондак и канон святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову
- Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. Иконы
- Храмы и монастыри во имя Иоанна Богослова на Руси
- Старообрядческие храмы во имя Иоанна Богослова
- Образ апостола и евангелиста Иоанна Богослова в живописи
- Душеполезное поучение
Жизнь и проповедь апостола и евангелиста Иоанна Богослова
Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломеи (дочери справедливого Джузеппе Промесси Спози). Иоанн вместе со своим старшим братом апостолом Иаковом, который был рыбаком, был вызван Иисусом Христом среди своих учеников, это произошло на берегу Геннисаретского озера. И они, оставив своего отца Зеведея, последовали за Спасителем. (Матфея 4:21; Марка 1:19). Иоанн был одним из любимых учеников Спасителя. Согласно Евангелию от Марка, Христос называл братьев Иакова и Иоанна «сыновьями громовыми» (Воанергес), вероятно, за их стремительный характер. Иоанн всегда следовал за Господом. Он был свидетелем воскресения Господом дочери начальника синагоги Иаира (Марка 5:37; Луки 8:51) и был свидетелем Преображения Господа на горе Фавор (Матфея 17: 1; Марка 9: 2; Луки 9:28). Во время Тайной вечери он лег рядом с Господом и по знаку апостола Петра, прислонившись к груди Спасителя, спросил имя изменника.
Апостол Иоанн последовал за Христом, когда связанный, он был приведен на суд злых первосвященников Анны и Каиафы, также был при епископском суде во время допроса Спасителя и последовал за Ним по Крестному пути. У подножия Креста она скорбит вместе с Богородицей и слушает обращенные к ней слова Господа: «Жена, вот сын твой» и Ему: «Се мать твоя» (Иоанна 19, 26, 27). С этого периода апостол Иоанн заботился о Пресвятой Богородице до ее Успения. После Успения Богородицы апостол Иоанн вместе со своим учеником Прокрусом отправился проповедовать в Эфес. Корабль, на котором они плыли, потерпел крушение. Все, кроме апостола Иоанна, были отброшены волной на берег. На сороковой день волна тоже вынесла его на берег. В Эфесе проповедь апостола сопровождалась многочисленными знамениями, поэтому число уверовавших сильно увеличилось.
Во время правления императора Нерона Иоанн был схвачен и доставлен в Рим, где ему напоили ядом, а затем бросили в котел с кипящим маслом, но Господь спас его. Затем апостол был сослан к о. Патмо. Во время своего пребывания на острове Иоанн обратил всех жителей в христианскую веру, изгнал множество демонов из храмов идолов и исцелил больных. Колдун Кинопс особенно сильно сопротивлялся проповеди апостола Иоанна, но с помощью молитвы, силы Божьей благодати, действующей через него, Иоанн разрушил все демонические уловки Кинопса и гордый колдун умер в морских глубинах. На о. Апостол Иоанн Патмос написал книгу «Откровение» (Revelation), в которой образно возвестил тайны судьбы Церкви и конца света. После окончания изгнания апостол Иоанн вернулся в Эфес, где продолжил свою евангелизационную работу, обучая христиан остерегаться ложных учений. Здесь он написал Евангелие и три соборных послания, в которых говорится о смысле любви к Богу и ближнему, без которой невозможно спасение.
Иоанн Богослов на Патмосе, 17 век, Нижний Новгород
Церковь не случайно называет Иоанна апостолом любви, поскольку он учил, что без любви человек не может приблизиться к Господу. Уже в старости Джованни знал, что молодой человек сбился с пути и стал предводителем разбойников. Апостол отправился в пустыню в поисках его. Увидев Иоанна, юноша стал прятаться от него, но апостол бросился за ним, умоляя его остановиться, пообещав взять грех юноши на себя, лишь бы он покаялся и оставил путь, губящий душу. Юноша тронулся добротой и любовью апостола, раскаялся и начал исправлять свою жизнь.
Библиотека русской веры
Урок памяти апостола Иоанна Богослова. Великие читатели Menaion
Читать оригинал онлайн
Преставление апостола Иоанна Богослова
Апостол Иоанн завершил свой земной путь в возрасте более ста лет. Он лежал живым в гробнице и приказал своим ученикам засыпать его землей, что они и сделали, оплакивая его. Узнав об этом, остальные ученики апостола подошли к месту захоронения и раскопали гробницу, но она оказалась пустой.
Остальные апостол Иоанн Богослов. Минология в миниатюре Василия II. Константинополь, 985 г. Библиотека Ватикана. Рим
В 4 веке на месте гробницы Иоанна Богослова была построена небольшая церковь, а при императоре Юстиниане здесь была возведена большая базилика с шестью куполами (каждый по 30 м высотой). В настоящее время остались только этажи и колонны.
Руины базилики святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
Почитание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
Ежегодно из гроба апостола Иоанна исходила мелкая пыль в виде манны, с помощью которой христиане исцелялись от болезней. В память об этом чуде он установлен 21 мая в память святого апостола и евангелиста Иоанна. При этом память святого апостола отмечается 13 июля – в день собора двенадцати славных и хваленых апостолов и 9 октября – в день упокоения апостола Иоанна Богослова.
Тропарь, кондак и канон святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову
Тропарио, пункт 2:
Любимый апостолом Христом Богом, возлюбленный, пытающийся освободить безответных людей, принимаю бота, который наклоняюсь, как будто лежащий на персидских приемах. Молитесь Богослову, величественный языческий упрек, как облако, рассеянный, просящий у нас мира и великого милосердия.
Кондак, поз.2:
Кто исповедует ваше девственное величие; излучает чудеса, изливает исцеления и молится за наши души как богослов и друг Христа.
Библиотека русской веры
Канон святому апостолу Иоанну Богослову
Читать онлайн
Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. Иконы
Только святому апостолу Иоанну, как тайному носителю судьбы Божией, Святая Церковь дала титул Богослова. Иконографическим символом апостола и евангелиста Иоанна является орел. Кроме того, апостол Иоанн изображен с ангелом, который передает ему Божественное Слово. В раннехристианском искусстве апостол Иоанн Богослов часто изображался молодым человеком, особенно в мозаиках Равенны: в куполе православного баптистерия (середина V века) и в медальоне на арке западной стены храма. Церковь Сан-Витале (546-547 гг.).
Апостол Иоанн Богослов. Мозаика церкви Сан-Витале в Равенне. 546-547
Однако есть и самые старые изображения апостола в виде старика в церкви Сан-Витале в Равенне.
Апостол Иоанн Богослов. Мозаика церкви Сан-Витале в Равенне. 546-547
На более поздних иконах апостол Иоанн изображен в виде старика с чернильницей, пером, книгой в руках и в присутствии ангела или орла.
Апостол Иоанн, 1408 г., инок Андрей Рублев. Фрагмент фрески Страшного суда из Успенского собора во Владимире
Апостол Иоанн. Значок. Россия. 16 век Рязань
Апостол Иоанн с жизнью. Значок. Россия. Начало 16 века. Третьяковская галерея летать
Храмы и монастыри во имя Иоанна Богослова на Руси
Во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова освящен храм в селе Варяжках Смоленска. Церковь была построена в 1160 году и представляет собой купольное крестово-купольное здание. Фасад церкви разделен на три части, в каждой из которых есть окна. С восточной стороны фасада находится портал. Венчает здание шлемовидная голова с массивным восьмиугольным барабаном. Вверху есть небольшая выпуклая голова. В послереволюционные годы храм закрыли и разграбили. Он сильно пострадал в боях за город в 1941-1943 годах: были полностью разрушены колокольня, трапезная и придел. Храм передан местной епархии Русской Православной Церкви в 1993 году. В 1994-1995 годах внутри храма проводились реставрационные работы, установлен иконостас.
Церковь Иоанна Богослова в Варяжках. Смоленск
Церковь Мишарина Гора в Пскове освящена во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Церковь восходит к 1547 году. Храм поставлен на цоколе с четырьмя колоннами и тремя полукругами апсид. В отделке фасадов лопастными арками и апсид с роликовыми, бордюрными и полозьевыми мотивами появляется новая деталь: крест без валика, расположенный вокруг окна центральной апсиды. Церковь действующая.
Церковь апостола и евангелиста Иоанна Богослова на Мишариной горе. Псков
Во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова освящен собор монастыря Иоанна Богослова Савво-Крипецкого в селе Крипецкое-1 Псковской области. Соборный храм апостола Иоанна Богослова освящен в 1557 году. Собор каменный, четырехстолпный, одноглавый, на высоком цоколе. В начале 20 века собор перестроили. В 1922 году все ценности были вывезены из монастыря и собора. Богослужения в соборе прекратились в 1923 году. В 1950-х годах в подвале храма была ограда и конюшня. В 1995 году снова заработал Крыпецкий монастырь.
Крыпецкий монастырь Иоанна Богослова в Псковской области
Во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова освящен Чердынь Иоанно-Богословский монастырь в городе Чердынь Пермского края. Богословский монастырь Святого Иоанна был основан святителем Ионой, епископом Пермским, в 1462-1463 годах. В 1718 г в монастыре был построен новый каменный храм с двумя алтарями. В 1764 году Екатерина II провела реформу церкви, в результате которой были закрыты многие монастыри и церкви, монастырь Иоанна Богослова остался один, в результате чего он пришел в полный упадок и был закрыт в 1784 году. С началом революционных волнений в 1917 году монастырь подвергся гонениям со стороны атеистов. В 2004 году Чердынский монастырь был вновь открыт как мужская собственность.
Церковь Иоанна Богослова в Чердынском монастыре Иоанна Богослова
В 1478 году был основан Череменецкий Иоанно-духовный монастырь, расположенный на полуострове на берегу озера Череменец в Лужском районе Ленинградской области в городе Череменец Скребловского сельского поселения. Первое упоминание о монастыре относится к 1498 году. По легенде, во время правления Иоанна III (1440–1505) в 1478 году на острове, где расположен монастырь, появилась икона святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова фермеру Мокий. Князь, узнав об этом явлении, приказал основать на острове монастырь во имя апостола.
Череменецкий Иоанно-Богословский монастырь. Фотографии начала 20 века
Во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова освящена старейшая деревянная церковь в городе Переяславль-Хмельницкий в Украине. Постройка датируется 1606 годом. Это трехкупольное здание с расположенными в ряд главами. Дома притвора и нефа прямоугольные, алтарь граненый, построен на пяти сторонах восьмигранника. Церковь перевезена из села Остройки и находится на территории Музея архитектуры и народного быта. В советское время здесь располагался музей атеизма, а сейчас музей УПЦ.
Церковь Иоанна Богослова в Переяславле-Хмельницком, Украина
Именем святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова был освящен боковой алтарь собора в честь Богоявленского Богоявленского монастыря Авраамиева в Ростове Великом Ярославской области. Монастырь был основан в 1261 году. Собор был построен между 1553 и 1554 годами и представляет собой храм с тремя нефами, пятью куполами, скрещенным куполом, четырьмя колоннами и тремя апсидами. Во время беспорядков монастырь Авраама был разграблен поляками. В середине 17 века при архимандрите Ионе были возведены каменные церкви Введенская и Никольские ворота. В XX-XXI вв. Авраамиев монастырь подвергся некачественной реставрации. Состояние монастыря в настоящее время неудовлетворительное.
Авраамов монастырь в Ростове Великом
Именем святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова освящен боковой алтарь собора в честь Благовещения Пресвятой Богородицы Благовещенского монастыря в городе Муром Владимирской области. Первый деревянный храм Благовещения Пресвятой Богородицы был возведен в Муроме в 1192 году. В 1553 году на его месте началось строительство Благовещенского монастыря. В 1612-1616 годах монастырь сильно пострадал от пожаров, кроме того, был разграблен поляками, но вскоре состояние монастыря было восстановлено, а Благовещенская церковь, согласно описи 1637 года, «после разорения монастыря» Поляков, был отремонтирован игуменом ». Высокий куб основного объема храма перекрыт закрытым сводом, украшенным двумя рядами кокошников. Третий ряд визуально образуется кокошником у основания барабанов каждой из пяти глав. Главный элемент скромной мебели – оконные рамы. Барабаны пяти глав собора украшены с особой тщательностью.
Собор Благовещения Пресвятой Богородицы Благовещенского монастыря Мурома
Именем святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова освящен боковой алтарь храма Василия Великого в Горке в Пскове. Каменное здание Василийской церкви в Горке было построено в 1413 году на месте деревянного дома 1377 года постройки. В советские годы церковь была закрыта. Здание сильно пострадало во время Второй мировой войны. С 1945 по 1998 год в здании церкви размещался Государственный архив (архив документов) Псковской области. Реконструкция началась в 1998 г., но здание церкви сильно пострадало в результате пожара 2003 г. Строительство храма было передано общине РПЦ в 2003 г.
Церковь Василия Великого в Горке в Пскове
Во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова освящен придел храма Николая Усохского в Пскове. Впервые церковь построили в 1371 году, в 1536 году после пожара перестроили. Большая каменная церковь с куполом и тремя апсидами с бесколонным северным боковым алтарем во имя Сретения Господня; с южной стороны, возможно, стояла теплая часовня, посвященная Иоанну Богослову; в обеих боковых приделах были аркады. Вестибюли – главный, западный и боковой – северный и южный – соединялись галереей. Однако переделки семнадцатого-девятнадцатого веков значительно исказили облик храма.
Усохская Свято-Николаевская церковь в Пскове
Во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в селе были освящены церкви Грузии (около 1577 г.). Маргарити в Греции (между 1450 и 1500 годами) и в Охриде в Македонии (между 1270 и 1280 годами.).
Старообрядческие храмы во имя Иоанна Богослова
В старообрядчестве в настоящее время существует несколько церквей во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В Русской Православной старообрядческой церкви сегодня престол находится в городе Великий Новгород и в городе Набережные Челны (область Татарстан), а также в селе Старая Некрасовка Одесской области; в старинном русском православном храме – в селе Тонкино Нижегородской области.
Церковь апостола Иоанна Богослова. Старая Некрасовка
Церковь апостола Иоанна Богослова. Тонкино
Образ апостола и евангелиста Иоанна Богослова в живописи
Среди художников, изображающих апостола и евангелиста Иоанна Богослова, всемирно известные живописцы: Эль Греко «Джованни Евангелиста» (1595–1605, Museo del Prado, Мадрид); Иероним Босх «Святой Иоанн на Патмосе» (1504–1505, Берлинская художественная галерея, Берлин), «Сцены из Страстей Христовых и пеликан с птенцами» (Реверс таблицы «Святой Иоанн на Патмосе»; Ганс Мемлинг »Апостол Иоанна »(ок. 1468); Доменикино« Иоанн Богослов »и другие.
Эль Греко «Джованни Евангелиста», 1595–1605, Музей Прадо, Мадрид
Иероним Босх “Сан-Джованни-а-Патмос”, 1504–1505, Берлинская картинная галерея, Берлин
Душеполезное поучение
Несколько слов о молодом человеке, спасенном Иоанном Богословом
Когда великий ученик Христа, Иоанн Богослов, прибыл в город Асийский, он встретил молодого человека из хорошей семьи, высокого и красивого, и пожелал спасти его душу, чтобы он мог стать верным. Выучив его достаточно заповедям Божьим, он отвел его к епископу того города и сказал ему: «Епископ, я вверяю вам этого молодого человека свидетельством Святого Духа, чтобы вы могли защитить его от все зло ». Сказав это, Иоанн уехал в другие страны, чтобы научить их вере Христовой.
Но епископ, приняв юношу, наставил его, хранил и прилежно наставлял. И вскоре он крестил его, думая, что подтвердит это крещением. Юноша же стал постепенно расслабляться и сближаться с другими молодыми и сумасшедшими людьми, ходить с ними всю ночь на вечеринки, пьянство и блуд. Затем он пошел на грабеж, и в конце концов его злые друзья забрали его с собой в горы. И поскольку он был велик телом, разбойники сделали его старым для себя и сделали его безжалостным и злым, жестоким и свирепым.
Затем, через год, Иоанн приехал в Эфес и на глазах у всех сказал епископу: «Приведите ко мне молодого человека, которого вы мне доверили». Епископ глубоко вздохнул, заплакал и ответил Иоанну: «Молодой человек умер». Джон спросил: как и как? Психическая смерть или физическая смерть? И епископ сказал: «Искренне к вам. Великий губитель – также последний жестокий разбойник ». И Иоанн сказал епископу:« Разве я не сделал тебя хранителем души этого молодого человека, как доброго пастыря для овец Христовых? А теперь принеси мне коня, и я пойдет туда, где прячется молодой человек».
Сидя на коне, Иоанн вскоре повел его в поисках заблудшей овцы Христа. Когда он достиг горы, где прятались воры, его схватили воровские часовые. И Иоанн умолял их отвести его к своему майору, но они взяли его и привели. Молодой человек остался вооруженным, и когда он увидел идущего к нему Иоанна, он со стыдом убежал. Иоанн, забыв о старости, быстро погнался за юношей и крикнул ему: «Почему ты убегаешь от меня, сынок, от своего отца? И почему ты так меня беспокоишь, сын мой? Стань, не бойся, у тебя есть надежда на спасение. Я положу свою жизнь за тебя, как Господь Иисус Христос за нас. Не бойся, дитя, остановись, не бойся. Христос послал меня дать вам прощение грехов. Я буду страдать за тебя и пролить на меня кровь, которую ты пролил на меня. На моей шее будет тяжесть твоих грехов, дитя!»
Услышав все это, молодой человек остановился и бросил оружие на землю, сильно дрожа и плача. Со слезами на глазах он подошел к Джованни и поцеловал его. Он спрятал правую руку, потому что она все еще была в крови. Взяв его от разбойников, Иоанн вернулся в Эфес. Там он познакомил его с церковью, дав всем нам хорошо известный пример покаяния, чтобы никто из нас, впав во многие грехи, не отчаялся в своем спасении. Но, придя к покаянию, я получил бы Божью милость. Господь хочет всех нас спасти и привести к истинному разуму.
Слово Иоанна Богослова при обучении человека рисованию икон
Недалеко от Константинополя находился городок, в котором жил молодой сирота по имени Гусар. Он заработал деньги, чтобы его наняли пасти гусей. На воротах этого города красовалось изображение Иоанна Богослова. И всегда, когда гуси паслись перед воротами города, гусар писал пальцем на песке, глядя на изображение Иоанна Богослова. При этом он сказал: «Господи, дай мне научиться писать эту картину, потому что этого желает моя душа». Когда он не мог убрать ни руки, ни голову, ни глаза, он разгладил рисунок и снова написал.
Он делал это три года. И однажды, когда он писал, Иоанн Богослов явился к нему в образе седого старика, каким его изображали на воротах. И он спросил его: «Что ты делаешь, гусар, рисуешь на песке?» Гусар ответил: «Посмотрите на дверь, где изображение Иоанна Богослова. Я учился писать эту картину на песке в течение трех лет ». Святой Иоанн сказал ему:« Хочешь научиться писать иконы? »Гусар сказал:« Итак, сэр, я хочу это » палкой и чернилами и написал письмо: «Я, Иоанн Богослов, возлег на персов честного Господа и пил Его тайную чашу, я посылаю этого молодого гусара к тебе, Хинар, чтобы ты научил его лучше писать иконы. Сам ». И, скрепив письмо перстнем, он отдал его гусару, сказав:« Иди в Константинополь, там царский иконописец по имени Хинар. Он пишет в золотых царских покоях и ходит на утреню в церкви. Святой Софии. Дождавшись его, передай ему это письмо. Скажи мне, что Иоанн Богослов дал мне его, и тогда иди с ним ». Сказав все это, Иоанн стал невидимым.
Гусар уехал в город рано, а когда было утро, он увидел этого царского иконописца, возвращающегося из церкви Святой Софии, дал ему письмо и последовал за ним. Иконописец, прочитав письмо, дивился написанному. Гусар рассказал ему все, что произошло. Тогда зависть охватила сердце иконописца, а не учить гусара.
В то время некий царский муж построил каменную церковь и приказал Хинарию расписать икону Иоанна Богослова. Уходивший по делам иконописец приказал гусару отшлифовать краски. По воле божьей, Хинар притормозил до обеда, затем Иоанн Богослов подошел к гусару и спросил его, что он делает. Гусар ответил: «Я растираю краски, чтобы мой учитель написал икону Иоанна Богослова». Иоанн сказал ему: «Встань и напиши». Испуганный гусар ответил: «Я, сударь, кисть держать не научился». Джон сказал: «Посмотри на меня и напиши». Взяв палку и вложив ее в руку, он начал писать рисунок на доске. И, написав, она отвернулась от него. Тогда вся комната была освещена иконой, как солнцем.
Гусар заплакал, думая о том, что с ним теперь будет от хозяина. Вернувшись, мастер был удивлен случившемуся. И с тех пор гусар стал искуснее мастера. Царю также объявили, что у иконописца есть ученик, который приехал учиться на третий день, а вчера он написал икону Иоанна Богослова так, что комната сияет от нее, как от солнца, так же, как это не может прийти в голову человеку. Взяв икону, они принесли ее царю. Царя охватил страх перед светом, исходящим от иконы, и это было пустотой для царского иконописца среди царских людей. Некоторые говорили, что ученик более опытен, чем учитель, другие, что учитель более квалифицирован. Царь сказал: «Я действительно могу судить, кто лучше кого. Пусть два орла напишут в моих комнатах и повесят их на стену. Я поймаю и отпущу ястреба. И что ястреб схватит орла, тот хозяин будет более искусным. “И все они ответили:” Право, царь, ты говоришь».
Но вскоре они написали двух орлов, каждому своего, и все дивились, глядя на них обоих. Глядя на почерк мастера, они сказали, что другого на свете нет. Приближаясь к писанию ученика, они восхищались и восхищались его великим искусством. Но король взял ястреба и отпустил его. И ястреб стал хватать птицу школьника на стене. С этого времени царь водил гусара в свои покои для написания икон, и он писал более искусно, чем его господин Хинар. Эти две птицы все еще живут в королевских покоях, где они были написаны. И икону Иоанна Богослова внесли в храм, и этот храм освятили во имя Иоанна Богослова, и праздновали с радостью во Христе Иисусе, Господе нашем. Слава ему сейчас и во веки веков, во веки веков и во веки веков.
(Пролог, 26 сентября).
В какой мере неграмотность автора этого произведения также выражается в самом названии.
В Православной Церкви апостола Иоанна никак нельзя назвать богословом, потому что он самовидец, свидетель и участник событий Евангелия. Церковь называет его евангелистом:
Благослови, Владыка, святой апостол евангелист и евангелист (имя апостола произносится).
Священник, благословляя крестным знамением, говорит:
Бог, молитвами святого, славного, всем доблестного Апостола и Евангелиста (имя), дай тебе слово тому, кто проповедует Евангелие со многими силами, во исполнение Евангелия Его возлюбленного Сына, Господа нашего Иисуса Христа.
Аминь.