Молитва Ефрема Сирина | Азбука веры

Молитва св. Ефрема Сирина

Ефрем Сирин

Молитва святого Ефрема Сирина — покаянная молитва, составленная в IV веке святым Ефремом Сирином, сопровождаемая заступническими поклонами, которая читается во время семидневных служб Великого поста, а по уставу должна читаться и во время служб с «Аллилуиа» во время семидневных периодов Великого поста. См. Типикон, гл. 9.

Молитва:

Господь и Владыка моей жизни, не дай мне духа праздности, уныния, жадности и тщеславия. (Склоняется)

Дай мне, Твоему слуге, дух чистоты, смирения, терпения и любви. (Склоняется)

Господи Боже, сохрани меня от видения своих недостатков и осуждения брата, ибо через Тебя я благословен во веки веков. Аминь. (Поклон до земли)

Боже, очисти меня, грешного. (Двенадцать раз, с преклонением чресл).

(Молитва читается полностью, с одним поклоном в конце).

Перевод: Господь и Владыка моей жизни! Не давай мне склонности к лени, к беспечности, к тщеславию и пустословию.

Чистоту души, смирение, терпение и любовь пошли мне, слуге Твоему.

Царь и Господь, даруй мне видеть свои грехи и не осуждать брата, ибо Ты благословен во веки веков! Аминь.

***

Во время Великого поста эта молитва читается в церкви на Часах в среду и пятницу Серафимовой недели и в течение всей Святой Четыредесятницы, кроме субботы и воскресенья, а также первых трех дней Страстной недели. В эти дни на него также распространяется правило домашней молитвы. По субботам и воскресеньям эта молитва не читается.

В Страстную среду, в конце Божественной литургии, в последний раз читается молитва святого Ефрема Сирина. Начинаются особые богослужения Страстной недели.

Св. Ефрем Сирин празднуется в дни, когда совершается служба полного дня, что не указано в Типиконе. См. Типикон. Календарь на месяц: 14 ноября.

***

Почему эта молитва чита­ется во время бого­слу­же­ния в дни Вели­кого поста

Автор молитвы — великий христианский подвижник святой Ефрем Сирин.

В какое-то время Ефрем был призван служить Богу особым вмешательством свыше — сверхъестественным откровением.

До этого момента он вел довольно легкомысленную, свободную от морали жизнь. Однажды его посадили в тюрьму по ложному обвинению в соучастии в краже скота, который на самом деле стал жертвой диких волков.

Там его посетил таинственный человек, который свидетельствовал, что хотя он, Эфраим, сейчас несправедливо заключен в тюрьму, в его заключении есть какая-то высшая справедливость.

Поразмыслив, Эфраим последовал его совету и вспомнил, как однажды, по юношеской беспечности и забаве, выпустил из загона корову бедняка. В результате корова была задавлена хищным зверем, что вызвало дополнительные трудности и страдания в и без того неспокойной и несчастливой жизни бедняка. В то время виновный не был наказан.

Тогда тот же человек пообещал Ефрему, что справедливость будет восстановлена в деле, в котором его обвиняли, и это было сделано. Настоящий виновник был установлен и наказан (им оказался пастух, который пренебрегал стадом), а Ефрем был освобожден.

После этого события он начал по-другому смотреть как на свою личную жизнь, так и на Божье провидение в целом, и, отбросив суету мира сего, обратился к аскетизму.

Мотив глубокого покаяния и благодарности Богу за все Его милости жил в сердце святого до конца его жизни.

Он также выражает особое смиренное, покаянное отношение, характерное для истинного последователя Христа, в молитве, известной под его именем.

Эта короткая, но в то же время содержательная и выразительная молитва — одна из самых важных просьб, с которыми верующие, осознающие свою духовную нищету и стремящиеся преодолеть свои страсти и пороки, должны обращаться к Господу, Дающему жизнь и всякое благо (Иак. 1:17).

Его следует читать в дни Великого поста, потому что в это время христианин должен приложить особые усилия для преобразования своей жизни. Но этого можно достичь только с помощью Бога (Иоанна 15:5). Поэтому мы молим Его о прощении, прося помощи, особенно в тех просьбах, которые представлены в тексте молитвы Св.

Почему эта молитва чита­ется во время бого­слу­же­ния в дни Рож­де­ствен­ского поста

Сравнивая службу Великого поста со службой Рождества, следует отметить, что согласно Уставу Церкви, в определенные дни Великого поста поется гимн «Аллилуиа», то есть структура службы в эти дни точно соответствует структуре Великого поста: часы, молитва Ефрема Сирина, простирания. Всего в течение Адвента «Аллилуйя» поется одиннадцать раз: 19, 26 и 29 ноября, а также 1, 2, 3, 8, 14, 16, 18 и 19 декабря. Богослужения в эти дни, как и во время Великого поста, носят в основном покаянный характер.

Во время Великого поста также проводятся торжественные службы. Чередование праздничных и покаянных дней — важная особенность рождественских служб, отличающая их от других дней церковного года, особенно от Великого поста.

Что озна­чают слова: «дух празд­но­сти, уныния, любо­на­ча­лия и празд­но­сло­вия не даждь ми»? Неужели Гос­подь явля­ется пода­те­лем духа грехов и стра­стей

В наше время мы часто слышим: если Бог свят и всемогущ, то почему грешники совершают грехи, почему мир полон беззакония, зла? Разве Бог недостаточно свят или всемогущ? Еще большее недоумение вызывают слова вышеупомянутой молитвы святого Ефрема, если воспринимать их со строгим буквализмом.

Каков ответ? Бог — самый совершенный Дух в Себе (Иоанна 4:24), абсолютное Добро, и, конечно же, Он никогда никого не побуждает к греху.

Помня об этом, мы должны также понимать, что все, что происходит в сфере творения, включая бесчисленные злодеяния, не происходит без воли Бога.

Мы должны различать два аспекта Божьей воли: Его благость и Его милость. Господь любит добро, всегда дает его, всегда делает все добрым: мысли, помыслы и поступки.

Что касается беззакония, то его Бог, будучи абсолютно Святым (Левит 20:26), ненавидит зло (Псалом 44:8).

Как ни странно, возможность совершения грехов заложена в природу человека Самим Творцом. Почему?

Если бы у человека не было такой возможности, он не смог бы сознательно и добровольно выбрать добро. А без этого он не смог бы стать праведным: ведь праведность основывается и формируется на добровольном, а не навязанном стремлении к Добру (см. подробнее: Почему Бог создал людей для мучений в аду?).

Испытывая свободную волю человека, Бог позволяет ему совершать злые дела (если он считает нужным), будь то через искушения злых духов или по собственной воле.

Говоря словами святого Ефрема, мы просим Господа «не дать» нам духа тщеславия, жадности, скупости и суетности; мы просим, по сути, уменьшить меру этого позволения, в результате которого мы, как нравственно свободные личности, имеем возможность совершать такие грехи.

Таким образом, мы молимся Господу жизни о благодатной помощи, чтобы отразить искушение или, если оно возникло, эффективно преодолеть его.

В этом же смысле следует понимать известное высказывание из молитвы «Отче наш»: «Не введи нас в искушение».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Adblock
detector