Молитва Иисусова

Молитва Иисусова

Иисусова молитва — это молитва «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного» или более короткие ее формы. Согласно церковным правилам, неграмотные миряне должны заменять молитвой «Отче наш» все молитвы и псалмы: Малая вечерня — 400, Великая вечерня — 700, Часы без перерыва — 1000, Часы с перерывом — 1500, Полунощница — 600, Лауды — 1500, Кафизма — 300, Хвала — 100, Псалмы — 6000.

Молитва Иисусова

Как еще назы­вают Иису­сову молитву

Иисусова молитва также известна как «работа ума и сердца», «работа сердца», «умная молитва», «тайная молитва», «святая молитва», «молитва сердца», «завеса ума и сердца», «отрезвляющая молитва», «хранение ума».

Почему Иису­сова молитва имеет так много назва­ний

В зависимости от действия слова, разума, сердца и Духа Божьего (на поклоняющегося) и, можно сказать, в зависимости от того, как мы воспринимаем молитву, она называется тем или иным именем. Вообще говоря, существует несколько видов молитвы: вербальная молитва (произносимая вслух), активная мысленная молитва (она называется мысленной, потому что произносится мысленно, и активной, потому что произносится сознательно, а не автоматически Святым Духом, до полного подчинения воле Божьей) и активная молитва «мысль-сердце» (наряду с разумом молится и сердце). После очищения сердца от страстей и греха молящийся получает два вида молитвы: активную молитву ума (непрерывную молитву, движимую Святым Духом) и чистую молитву ума (чистую от посторонних мыслей). После объединения души с Иисусом Христом в «одном духе» (1 Кор. 6:17) происходит высшая ступень молитвы — зрительная молитва (соединившись с Господом, подвижник видит великие тайны Бога).

Откуда берет начало молитва Иису­сова

Прообраз Иисусовой молитвы представлен в Евангелии (Марка 10:46-52): когда Иисус Христос выходил из Иерихона, слепой Вартимей, «сын Тимея», сидел на обочине дороги. Когда слепой услышал, что пришел Иисус из Назарета, он начал кричать и говорить: «Иисус, Сын Давидов, помилуй меня». Многие заставили его замолчать, но он стал кричать еще больше: «Сын Давидов, помилуй меня…» Молитва Иисуса также в некоторой степени напоминает молитву хананеянки, взывавшей к Иисусу: «Помилуй меня, Господи, Сын Давидов, ибо дочь моя жестоко бесновата». (Матф. 15:22). Подобно Вартимею и хананеянке, мытарь из евангельской притчи просил Бога о милости: «Боже, помилуй меня, грешного!». (Луки 18:13).

При­хо­ди­лось слы­шать Иису­сову молитву с неко­то­рыми незна­чи­тель­ными изме­не­ни­ями в тексте. Допу­стимо ли менять слова

Молитва «Отче наш» имеет различные формы. Наиболее распространенным является: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня (меня), грешника (грешницу). Во множественном числе: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных», тогда как раньше молились: «Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас грешных».

В краткой форме эта молитва звучит так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас» или «Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас»; «Господи Иисусе Христе, Господи Иисусе Христе, помилуй меня» или «Господи Иисусе Христе, помилуй нас».

Святителя Игнатия (Брянчанинова) в качестве подготовки к постоянной практике молитвы «Отче наш», предназначенной только для чрезмерно усердных, включает еще одну краткую форму: «Господи Иисусе, Сыне Божий, помилуй меня». Самая краткая форма молитвы «Отче наш» звучит так: «Господи, помилуй меня».

Слово «грешник» не всегда включалось в эту молитву. Она была добавлена святым Григорием Синайским.

Существует также вступительная молитва Иисуса, которая звучит следующим образом: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, Господи, молитвами Твоей Непорочной Матери и всех святых помилуй меня, грешного» или «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Твоей Непорочной Матери и всех святых помилуй нас». Аминь.

Нужно ли испра­ши­вать бла­го­сло­ве­ние на Иису­сову молитву

На этот вопрос существуют противоположные мнения. Согласно одной точке зрения, молитва «Отче наш» (мы имеем в виду процесс молитвы) — это особая деятельность, особое духовное усилие, и поэтому ее должен направлять и благословлять опытный учитель, тот, кто хорошо знает духовную жизнь обратившегося к нему христианина. «Без руководства, — предупреждает преподобный Варсонофий Оптинский, — эта молитва опасна. И этот священник должен быть очень опытным молитвенником, он сам должен иметь опыт молитвы.

Согласно другому распространенному мнению, которое исповедуют сами священнослужители, Иисусова молитва ничем не отличается от любой другой молитвы, и поскольку молитва является естественным состоянием жизни христианина (1 Фес 5:17), она не нуждается в особом благословении. Например, протоиерей Димитрий Смирнов сказал: «Нет необходимости наделять молитву Иисуса какими-то особыми свойствами. Это просто одна из молитв. Однако, благодаря своей формальной формуле, она стала популярной наряду со всеми молитвами Церкви, а также с Литургией Иоанна Златоуста, которая, благо, вытеснила все другие Божественные Литургии, и теперь мы молимся в основном устами этого необыкновенного святого….. Если кто-то молится молитвой «Иисус», добро пожаловать.

Могут ли слу­чаться иску­ше­ния с тво­ря­щим Иису­сову молитву

У человека, который собирается молиться молитвой «Отче наш», может возникнуть искушение попросить священника о благословении. Но как только лукавый увидит эту твердость, он может восстать против молящегося, поэтому часто во время чтения молитвы «Отче наш» на молящегося обрушивается буря мыслей, подстрекаемых врагом. Преподобный Иларион Оптинский учил не отрицать помыслы врага, ибо это возможно только при опытной молитве, а просто молиться дальше в простоте сердца, уповая на милосердие Божие: «И если против желаний покорится ум ваш, продолжайте молиться, но не отрекайтесь — не отвергайте еще меры вашей». Монах Варсонофий Оптинский также предупреждал, что того, кто следует путем Иисусовой молитвы, могут постигнуть скорби как во время, так и после молитвы: «Путь Иисусовой молитвы — самый короткий и удобный. Но не ропщите, ибо все, идущие этим путем, испытывают скорбь. Тот, кто читает молитву «Отче наш», должен быть особенно внимателен к своей духовной жизни. «Безумие от молитвы «Отче наш» может наступить тогда, когда, исполняя эту молитву, человек не отказывается от каких-либо греховных привычек и грехов, которые осуждает его совесть. В этом случае внутри происходит глубокий раскол, который изгоняет всякий мир из сердца». — писал святитель Феофан Затворник.

Чем отли­ча­ется Иису­сова молитва от меди­та­ции

Существует множество различий. В молитве Иисуса сильно выражена вера в Бога, который заботится о спасении человека. В этой молитве мы не ищем встречи с безличным (абсолютным) Богом, но наша молитва сосредоточена на личном Боге — Богочеловеке Иисусе Христе. Важно понять, что спасение, о котором мы просим в этой молитве, — это не абстрактное состояние, а единение с Триединым Богом. Другое отличие состоит в том, что в процессе молитвы (как следствие молитвы) мы не стремимся довести ум до абсолютного «небытия», а обращаем его к сердцу и достигаем благодати Божьей. Царство Божье внутри вас (Лк 17:21). Плоть, согласно учению Церкви, не является злом; злом является плотский ум. Это не «одежда души», как утверждают философские доктрины, и к ней нужно стремиться не для того, чтобы отвергнуть, а чтобы спасти. Ведь под спасением всего человека подразумевается как его душа, так и тело. Следовательно, мы не стремимся к разрушению тела, но боремся против греховного служения ему. Мы не желаем уничтожения жизни и не стремимся впасть в такое состояние, чтобы для прекращения страданий у нас не было желания жить. Другим важным аспектом является безразличие к окружающему миру, в то время как учения Востока избегают углубляться в человеческие проблемы и стараются оставаться спокойными и безмятежными. Православные, напротив, постоянно молятся за всех и плачут над миром. Радость, которая существует только для нас, а не для всего мира, не является истинной радостью. Наконец, мы не уделяем особого внимания психотехническим методам или различным позам, хотя считаем, что некоторые из них помогают сосредоточить ум в сердце. Молящийся человек стремится не к апатии (которая является негативным состоянием), а к обретению Божьей благодати.

***

Молитва Иисуса, согласно учению святых отцов, уместна, когда человек ходит, сидит или лежит, пьет, ест, разговаривает или выполняет какую-либо ручную работу; кто может со смирением читать молитву Иисуса, выполняя все эти действия, тот не может отказаться от нее. (Преподобный Амвросий Оптинский).

Сила не в словах молитвы «Отче наш», а в духовном отношении, в страхе Божьем и преданности Богу, в постоянном внимании к Богу и памятовании о Нем.
(Святой Феофан Затворник).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Adblock
detector