Икона

Икона (от греч. Εἰκών (иконы) — рисунок, рисунок) — живописное изображение Святой Троицы, Иисуса Христа, Богородицы, ангельских сил, святых и священных событий, написанное по канонической церковной иконописи и освященное по канонической церковной иконописи церковный обряд.

icon 1 - Значок

Седьмой Вселенский Собор сформулировал учение Церкви о почитании икон следующим образом: «… Чем чаще они (изображения) становятся объектом нашего созерцания с помощью икон, тем больше становятся те, кто на них смотрит иконы заставляют вспомнить сами прототипы и полюбить их. Почитание их поцелуем и преклонением перед обожанием, не истинным поклонением нашей вере, которое подобает единой божественной природе, а благоговением, благовониями и зажженными свечами, потому что честь, данная образу, переходит к изначальным».

Божественная благодать, действующая в изображенных на иконах, участвует в их иконах, поэтому мы с таким трепетом и уважением относимся к этим изображениям.

У некоторых значков есть особые названия:

  • Аналогия — это небольшая икона, предназначенная для размещения по аналогии в церкви.
  • Алтарь или переносной — находится непосредственно за алтарем, в его левом углу; проводится во время крестных ходов.
  • Местные — так называются иконы Спасителя и Богородицы, расположенные соответственно справа и слева от Царских ворот, а также икона святого храма или священного события, в честь которой освящается храм, расположенный рядом с иконой Спасителя (также называемой храмом).
  • Мироточивость — отсюда S mirra.
  • Шлюз — расположен над входом в храм или монастырь.
  • Носится на теле: маленький значок на груди.
  • Праздничный — изображение священного события или святого, в честь которого совершается эта праздничная служба; покоится на кафедре в центре храма.
  • Семья — икона с изображением святых покровителей всех членов семьи (см. Именины).
  • Складной (складной) — состоящий из двух или трех маленьких значков, сложенных вместе.
  • Чудесные — через которые благодать Божия действует в изобилии: чудеса, свидетелями которых является Церковь, совершались или совершаются: (исцеления, защита от бедствий, исполнение прошения и т.д.).
  • Раскрытый — проявленный или приобретенный чудесным образом.
  • Изображение, на котором Спаситель или святой изображен до пояса, называется длиной талии, а длина плеч — длиной плеч.

Икона — образ глубоко символичный. Все характерные черты лика иконы, изображение жестов и положение фигуры имеют духовное значение. Например, высокий лоб означает духовную мудрость и задумчивость, большие глаза — проникновение в божественные тайны, тонкие губы — аскетизм, вытянутые пальцы — духовное благородство и чистоту поступков, наклон головы — внимание в сердце к голосу Бога, поднятие рук — молитва, слегка наклоненная фигура — смирение и послушание воле Божьей.

***

Что общего и что отлич­ного между иконой и кар­ти­ной?

Икона, как и картина, является предметом художественного творчества человека. Подобно написанию картины, написание иконы требует использования определенных художественных приемов и приемов, художественных навыков.

При этом значок существенно отличается от изображения. Прежде всего, следует отметить, что икона представляет особую сферу человеческого существования — духовную и религиозную, имеет особые функции, особое предназначение.

Изображение может отражать как реальный мир, так и воображаемый, воображаемый мир. Икона только настоящая, но, в отличие от изображения, показывает ее не с точки зрения художника, а на основании Божьего Откровения.

Изображенный на иконе мир — это не только и даже не столько знакомый грешникам мир земного бытия, но и мир инаковости. Также представляя земной, видимый, чувствительный мир, икона раскрывает его так, как его видят святые: как объект творения и Божьей заботы; как арена духовной борьбы сил Добра и Зла. В то же время значки представляют для нас как верхний, так и нижний мир.

Даже если это религиозные картины, на которых могут быть представлены идеи, связанные с православной иконографией, эти картины, будучи независимыми от требований церковных канонов, несут на себе отпечаток индивидуализма своих авторов, след личного, субъективного и связанного с ними отношения с ошибками, фантазиями, мечтами именно этого автора (в этом отношении разницу между иконами и картинами можно сравнить с той разницей, которая прослеживается между церковной и нецерковной религиозно-философской литературой).

Цель иконы — способствовать единству человека и Бога. Конечно, в некоторой степени изображение также может служить этой цели, например, оказывая благотворное влияние на эстетические и даже религиозные чувства и тем самым способствуя нравственному преобразованию человека. Однако это относится не ко всем образцам изобразительного искусства. Очень часто изображения, даже относящиеся к сфере высокого творчества, вызывают в человеке те чувства, с которыми совершенно неприемлемо понятие христианской добродетели и чистоты.

В отличие от картин, отражающих реальность с разной степенью конкретности, икона глубоко символична; Причем, как правило, эти символы понятны и доступны всем внимательным и образованным верующим. Образы символических картин часто понятны только их авторам.

Наконец, значок служит окном в небесный мир. С благоговением взирая на образ Бога или его святого, отмеченный на иконе, христианин духовно восходит к самому прототипу; молясь перед лицом изображенного человека, он действительно соединяется в духовной связи с изображенным человеком, Богом или его святым; и Бог, или его святой, действительно слушает молитву, действительно отвечает на просьбу молящегося (по мере веры и мере адекватности).

Картина не имеет такого смысла и цели. Кроме того, ложный образ Бога способствует формированию у доверчивого зрителя ложного впечатления о Нем, что может привести к созданию в душе воображаемого кумира.

Чем икона отли­ча­ется от идола?

Этот человек изначально не был неверующим. До грехопадения первобытные люди ярко чувствовали присутствие Бога, они были в общении с Ним, и эти отношения были разрушены дерзким преступлением. Вначале знание об истинном Боге, Творце, распространялось среди потомков от отцов и матерей до детей. Постепенно истинное знание о Боге было вытеснено ложным, захваченным мифами и легендами.

Со временем среди народов распространилась извращенная вера в местных богов. Стремясь иметь под рукой осязаемые образы воображаемых божеств, люди начали создавать себе идолов и идолов. Часто сами идолы «наделены» сверхъестественными и божественными свойствами. Следовательно, идолы появились в результате незнания Бога, как один из результатов греха.

Идол в переводе с греческого — изображение. Это статуя, идол, которому поклоняются как божеству. Для язычника идол, которого он обожал, был подобен физическому и живому воплощению божества. Принесение кровавой жертвы идолу, предложение лакомства в виде фруктов или цветов буквально означало «питать, умилостивлять божество». Сознание язычников воспринимало искусственного идола как визуализированное божество, материализовавшееся из дерева, металла, мрамора или любого другого материала, из которого был сделан идол.

В отличие от идолов священные иконы олицетворяют неопознанных существ, а не воображаемых ложных богов. Они представляют собой образы воплощенного Единого и Истинного Бога, а также образы Его святых, образы видимого и невидимого мира, важных событий прошлого, настоящего и будущего.

В отличие от идолопоклонников, которые верили в силу своих идолов, христиане, поклоняясь иконам и молясь перед ними, не означают, что молитвенные речи обращаются к дереву и картинам. Православные относятся к иконам как к святыням, божественным средствам, которые способствуют единству с Господом, добрыми ангелами и праведниками, но не наделяют их божественными качествами.

Несмотря на то, что сами идолы не обладают какой-либо сверхъестественной силой, поклонение им может сопровождаться проявлением потусторонних сил. Почему? Идолопоклонство доставляет удовольствие дьяволу; почитая идолов и идолов, люди вступают в общение с демонами (1 Кор. 10: 19-20).

Иное дело — поклонение иконам. Поклонение священным иконам угодно Богу.Один из самых ранних репрезентативных образов Христа был создан по воле Бога во времена Ветхого Завета. Это медный змей: «И сказал Господь Моисею: сделай змея [из меди] и возложи его на знамя, и [если змей укусит кого-нибудь], будучи ужаленным, взглянув на него, он останется жив» (Нм 21,8). Медный змей символизировал Христа, взошедшего на Крест, мертвого и воскресшего, взирающего на Которого с верой христиане освобождаются от власти дьявола и греха.

Кумиры бессильны. А через молитвы истинно верующих, которые молятся перед иконами, Бог учит благодати. Икона помогает молящемуся подняться духом к прототипу, образ которого представлен на нем. Поэтому, глядя на изображение, христианин входит в общение не с изображением, а с изображенным святым. И несмотря на то, что молящийся находится перед образом, его молитва действительно, а не мнимая, слышит сам прототип. В связи с этим икону часто называют окном в небесный мир.

Идолопоклонство развращает нравственность людей. Смиренная и покаянная молитва перед иконами способствует восхождению по лестнице духовного совершенства.

Те, кто поклоняются идолам, могут подвергнуться суду Божьей Истины уже в земной жизни, но гораздо страшнее то, что они подвергают себя опасности вечного уничтожения (Второзаконие 27:15). Поклоняющиеся святым иконам часто становятся объектами Божьей милости, Божьего благословения.

Зачем освя­щать иконы?

Смысл освящения икон выражается в молитве, которую священник читает при освящении иконы: «Взгляни на эти иконы, которые твои рабы создали в твою честь и славу <…>, благослови и освяти их, и даруй им силу исцеления, изгони все козни дьявола и пусть все те, кто усердно молится перед ними, будут услышаны и получат милость твоей любви к людям и получат благодать».

По словам С.В. Алексеевой, «освящение — это, можно сказать, благословение, которое священник дает от имени всей Церкви на использование предмета или образа для общения с Богом. Посвящение также является критерием оценки его богословского содержания и , следовательно, разрешение на участие в литургической жизни Церкви. Сомнительные по содержанию и технике иконки не благословлены.

Мы не будем судить, происходят ли изменения в физической природе объекта в момент его освящения, но с моральной точки зрения эти изменения очевидны. Меняется не только состояние объекта, но и отношение к нему человека”.

Кто и когда напи­сал самую первую икону?

По традиции Церкви, первая икона появилась еще при земной жизни Спасителя. Это изображение мы знаем под названием «Спаситель, нерукотворенный». Подробное описание происхождения изображения, не сделанного вручную, можно найти в Четя Минея. Вкратце, все сводится к следующему: царь Эдессы Авгар, больной проказой, послал своего архивариуса Ханнана (Анания) ко Христу с письмом, в котором просил Христа прийти в Эдессу и исцелить его. Ханнан был художником, и Абгар сказал ему, что, если Спаситель не может прийти, нарисуйте Его картину и принесите ему. Ханнан нашел Христа в окружении большой толпы, остановился на камне, с которого ему было лучше видно, и попытался изобразить Спасителя. Увидев, что Ханнан хочет сделать свой портрет, Христос попросил воды, умылся, вытер лицо тряпкой и его изображение было отпечатано на этой пластине. Спаситель доставил эту плату Ханнану с приказом принести ее с письмом тому, кто ее послал. В этом письме Христос отказался пойти в Эдессу, сказав, что он должен сделать то, для чего был послан. Завершив Свою работу, Он пообещал послать одного из Своих учеников к Авгару. Получив портрет, Авгар излечился от своего главного недуга, но его лицо все еще было повреждено. После Пятидесятницы святой апостол Фаддей, один из 70 человек, отправился в Эдессу, завершил исцеление Авгара и обратил его в христианство. Абгар прикрепил изображение к столу и поместил его в нишу над городскими воротами, убрав оттуда идола, который там находился.

Когда появи­лись первые руко­пис­ные иконы?

Предание Церкви приписывает первые иконы Богородицы святому евангелисту Луке. В настоящее время в Русской Церкви насчитывается около десяти таких икон. Конечно, все эти иконы не принадлежат евангелисту в том смысле, что они написаны его рукой. Авторство апостола Луки следует понимать в том смысле, что эти иконы представляют собой списки (или, скорее, списки из списков) икон, когда-то нарисованных евангелистом.

Все ли иконы явля­ются чудо­твор­ными?

История Церкви знает множество чудес, которые происходят через священные иконы, с древних времен до наших дней. В то же время в Церкви много явленных образов (то есть приобретенных чудесным образом Промыслом Божьим), и их появление отмечено чудесами. Но грань между чудотворной иконой и немудечной иконой не безусловна и не принципиальна. Каждая икона благословлена ​​и может стать чудотворной. Также можно сказать, что любая икона, перед которой горячо и искренне молятся Бог, святая или развоплощенная сила, становится чудотворной для молящихся, так как перед этим образом совершается чудо преображения души.

Какие иконы кла­дутся в центре храма на аналое?

В центре храма на кафедре помещается икона праздника (если в этот день праздник церковный) или икона с изображением святого, память которого отмечается в этот день. В воскресенье кладут икону Воскресения Христова, кроме нее можно полагаться на икону праздника или святого. В другие дни по аналогии ставится храмовая икона, то есть икона того праздника или святого, в честь которого освящается главный алтарь храма.

Почему веру­ю­щие целуют икону?

Целование и поклонение святым иконам свидетельствует о любви к изображенным на них — к Богу, Богородице и святым. Через почитание святых икон к человеку притягивается благословение Божие и любовь святых Божиих.

Как пра­вильно цело­вать иконы?

К иконам следует подходить без спешки, мысленно помолившись. Принято дважды креститься с луком на поясе, затем поклоняться иконе в знак любви и благоговения перед тем, что на ней изображено. После этого креститесь в третий раз, поклонитесь и уходите. Изображенный на иконе Спаситель должен поцеловать ноги, благословив правую руку (правую руку), край одежды. Богоматерь и святые имеют руку или подол одежды, а чудотворный образ Спасителя и голова Иоанна Крестителя покрыты волосами. Если перед вами икона, которой кроме вас хочет поклониться большое количество людей, молитесь заранее, чтобы не задерживать и не искушать других верующих.

Для чего зажи­га­ются све­тиль­ники перед ико­нами и совер­ша­ется перед ними каж­де­ние?

Светильники символизируют духовную радость, теплоту веры и пыл духа молящихся перед иконами. Сам Бог повелел пророку Моисею зажечь светильники перед священными изображениями и воскурить перед ними благовонное курение: «И скажи сынам Израилевым принести вам чистый елей, вырванный с оливковых деревьев, для освещения, чтобы светильник всегда горит; в скинии собрания за завесой, которая находится перед ковчегом откровения, Аарон и его сыновья зажгут его на ночь перед Господом. Это вечный закон для родов их от сынов Израилевых »(Исх 27: 20-21). Во время православного богослужения зажигают светильники в знак радостного рвения духа перед Богом, и воскуряют фимиам, чтобы напомнить верующим, что молитва, как дым от фимиама, должна взойти на Престол Божий.

Как устро­ить домаш­ний ико­но­стас?

обязательно наличие в доме икон Спасителя и Богородицы.Кроме того, много икон святых Божиих. Хорошо иметь в домашнем иконостасе иконы святых, имена которых носят членами семьи и теми святыми, к которым чаще всего обращаются за небесной помощью. Иконы лучше покупать в православном храме или в специальных церковных лавках, где они уже освящены. Расположить иконы в священном уголке или в домашнем иконостасе необходимо по принципу иерархии. Главное место следует отвести иконам Святой Троицы, Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Желательно, чтобы икона Троицы Христа не уступала другим иконам. Икона Пресвятой Богородицы, как правило, помещается рядом с образом Спасителя, в правую (то есть правую, правую) руку от Него. Остальные иконы располагаются по обеим сторонам, изображающий собор святых вокруг Господа Иисуса Христа. Святой крест необходимо поставить на видном месте как символ спасения людей от вечной смерти.

Где устро­ить домаш­ний ико­но­стас?

Для домашнего иконостаса желательно специально выделить часть основного помещения (или место в каждой комнате); по древнерусской традиции выбирался передний угол, то есть при входе в комнату передний правый угол, который часто мог совпадать с востоком. В этом так называемом красном углу обустроено место исключительно для икон, светильников, святой воды, просфор и других святынь. Можно, если не позволяют условия, обустроить место для икон, причем не в углу комнаты, главное — создать своеобразный домашний иконостас, который станет удобным местом для личной и семейной молитвы. Желательно избегать близости иконостаса телевизора, магнитофона и других бытовых приборов, которые служат земным и сиюминутным целям. Не стоит ставить рядом с священными иконами декоративные предметы многовекового характера.

Что озна­чают над­писи на иконах, напри­мер, буквы на главе Спа­си­теля?

На иконах есть обязательные надписи. Икона считается законченной только тогда, когда ей присвоено имя: в духовном смысле это означает сочетание имени и изображения. Надписи на иконах — знаки святости, славы и божественной тайны. Иконы Господа нашего Иисуса Христа всегда имеют нимб или нимб — символ света Фавора, святости. На ореоле на греческом языке выгравированы три буквы, которые означают — Существующий (Оригинал — иметь жизнь, быть в себе).

Что делать с иконой, если она пришла в состо­я­ние негод­но­сти и не под­ле­жит рестав­ра­ции?

Такой значок ни в коем случае нельзя просто выбрасывать. Раньше такие иконы разрешали вдоль реки, но теперь реки залиты нечистотами, поэтому такую ​​икону лучше отнести в храм и отдать на сжигание в церковной печи. Следует помнить, что повреждение значка очень жаль, поэтому выцветшие бумажные значки нельзя мять, рвать, резать. Даже к поврежденной иконе нужно относиться с благоговением.

Каковы основ­ные типы ико­но­гра­фии Спа­си­теля?

Иконография Господа Иисуса Христа включает в себя множество направлений, в том числе относящихся к праздничному циклу (однако иконография праздников обычно рассматривается как самостоятельное направление иконописи).

В качестве основных иконографических прообразов Спасителя чаще всего выделяют пять: Спаситель нерукотворный, Господь Вседержитель (Вседержитель), Спаситель по силе, Сальваторе Эммануил (Эммануил), Спаситель на престоле.

Сальваторе не ручная работа

По церковному Преданию, иконы этого типа воспроизводят образ Христа для жизни, явившийся после чуда.

История связывает это чудо со следующими событиями. Когда царь Эдессы Абгар, страдающий неизлечимой болезнью (проказой), узнал о чудесах, совершенных Христом, он послал своего художника Ананию передать ему письмо с приглашением посетить город Эдесса. Выслушав Ананию, Христос отказался лично посетить Авгара, но он не отказался от Своей милости. Умыв лицо и попросив принести убрус (тарелки), Христос вытерся. В результате на ткани платка отпечаталось его божественное лицо. Через Ананию совет был передан царю Абгару, после чего он был исцелен.

Поверив в Христа, Авгар обратил своих подданных в истинную веру. По его распоряжению несамодельный Образ был помещен в нишу над городскими воротами; его почитали как великое святилище. Когда один из потомков Абгара, впавший в грех идолопоклонства, захотел убрать это изображение, епископ Эдессы по указанию свыше тайно замуровал нишу, спрятав Образ за глиняным столом.

Со временем положение Образа было забыто, но когда (около 545 г.) Эдесса была осаждена армией персидского царя Хозроэса I, Небесная Госпожа, явившись епископу Евлалию (Евлавию), указала на Образ и приказала удалить это от городских стен. Ниша была открыта, и к удивлению присутствующих, помимо Нерукотворного изображения (sull’ubruse), была найдена еще одна похожая на нее, воспроизведенная на глиняном столе, который ее накрывает. После того, как горожане возвысили свои молитвы к Богу и совершили крестный ход (с изображением нерукотворенного), вражеская армия отступила, и город был освобожден от меча и позора.

Иконы Спасителя, не сделанные вручную, в разных вариантах представляют собой лик Господа либо без намека на доски, либо отображенный на доске (убрузе) или плитке (красновато-коричневый). Последние два варианта определены соответственно как «Сальваторе на Убрусе» и «Сальваторе на канатах.

Всемогущий Господь

На изображениях этого иконографического типа Господь представлен фронтально: в высоту или в виде поясного изображения.

На его правой руке написано сложено в жесте благословения — в знак благословения всех людей на избавление от греха и обретение Царства Небесного. В левой руке Искупителя воспроизводится открытое или закрытое Евангелие или свиток. И Книга, и свиток указывают на евангельскую весть; Книга вместо этого указывает на Книгу Жизни.

Основная идея сюжета: Господь представлен в образе Всевышнего, Вседержителя (Вседержителя).

Спас в силу

Особенностью икон этого плана является то, что восседающий на престоле Спаситель изображен на фоне трех особых геометрических фигур: красного ромба (квадрата), вписанного в синий овал (круг, эллипс), который, в свою очередь, является На красный четырехугольник, в углах которого, выступая из контура овала, расположены символы четырех евангелистов, по одному в каждом углу (орел — знак Иоанна, ангел — Матфей, ​​теленок Люк, Леоне — Марко).

Красный ромб, обрамляющий фигуру Спасителя, означает огонь Божественного и указывает на божественное достоинство Мессии; синий овал символизирует Небеса, ангельский мир, а внешний и больший четырехугольник, который включает символы евангелистов, указывает на проповедь Евангелия во всем мире.

Христос написан благословляющей правой рукой, держащей Книгу в левой (символ Евангелия и Книги Жизни)

Иконография этого сюжета отражает эсхатологический мотив, раскрывающий Мессию в величии целестиальной славы, каким он явится в конце веков, чтобы судить мир.

Частично сюжет заимствован из видения пророка Иезекииля, созерцающего Господа, которого переносят ангельские силы, представленные в виде таинственных животных (Иез. 1: 4-28).

Эммануэль Батс

Иконы этого направления изображают Христа в образе ребенка или ребенка — Эммануила, который находится не на руках у матери, а отдельно. Имя Эммануил, выраженное через пророка Исаию, означает «Бог с нами» (Ис. 7:14).

Иконография этого типа с особой выразительностью подчеркивает идею цели пришествия Сына Божьего в мир — спасение человека, призвание всех людей в Царство Божье.

Спаситель на престоле

Текстура икон этого типа по своему содержанию аналогична текстурам изображений «Вседержитель». Христос появляется величественно и торжественно восседающим на престоле как Царь Славы, Судья и Властелин мира.

Внешнее отличие в том, что Евангелие находится на коленях у Христа, а Сам Он изображен в полный рост.

Каковы основ­ные типы ико­но­гра­фии Божьей Матери

В иконографии Богородицы традиционно выделяют следующие типы: Оранта, Одигитрия, Элеуса

Оранта (молится)

Оранта — одно из древнейших образов Богородицы, в древности изображения молящейся жены часто относились к христианам вообще, символизируя влечение души к Богу, позже этот образ закрепился в иконографии Богородицы.

Будучи Матерью Христовой по природе человека, а также в силу особой святости, справедливости, нравственной чистоты, Дева Мария имеет особое дерзновение по отношению к Богу.

На иконах типа «Оранта» Она представлена ​​спереди с поднятыми вверх руками в знак искренней, напряженной молитвы, как Заступница и Заступница перед Господом, Владычицей Небесной.

К типу «Знамение» относятся поясные (а иногда и в полный рост) изображения молящейся Богородицы с Младенцем Христом (Отроком), отмеченные на медальоне».

Слово «знамение» по смыслу аналогично слову «чудо». Иконография Знака с яркой выразительностью указывает на величайшее чудо в истории мира: Воплощение Сына Божьего для спасения людей.

Одигитрия (Путеводитель)

Иконы этого типа изображают Богородицу с Сыном. Господа обычно изображают сидящим на Его левой руке.

В свою очередь, в его левой руке изображен свиток, символизирующий евангельскую проповедь. Правая рука Христа сложена в жесте благословения, как знак того, что Он благословляет людей идти путем Света, Истины, Жизни.

По сюжету образа Богородица указывает на Него (свободной рукой) как Путь, Истину, Жизнь (Иоанна 14: 6), подтверждая, что никто не приходит к Отцу, кроме как через Него (Иоанна 14: 6).

Элеуса (нежность)

На иконах этого типа Богоматерь изображена таким образом, что ее щека нежно (нежно) прижимается к Младенцу Христу. В этой иконографической детали воспроизводится идея высокой и бескорыстной любви Богородицы к Сыну, особой духовной близости (что также подчеркивается спряжением Их нимба).

Сына Божьего можно изобразить сидящим слева или справа.

В более широком толковании иконы этого типа указывают на единство земного и небесного, близость Христа и Его Церкви, близость каждой христианской души к Богу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
EzoMirek.ru
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии