Епископ

Епископ (от греч. Επίσκοπος — надзиратель) — высшая иерархия в Церкви, третья степень священнического служения, после диакона и пресвитера.

эпископ 1 - Епископ

Епископ — преемник апостолов, имеющий всю силу благодати для исполнения всех семи таинств Церкви, принимая в таинстве рукоположения благодать архипастыря, благодать для управления Церковью. Епископская ступень священной иерархии Церкви — это высшая ступень, от которой зависят все остальные ступени иерархии (пресвитер, диакон) и низшее духовенство.

Посвящение во епископа происходит через рукоположение (таинство священства, рукоположение). Епископ избирается из числа монашеского духовенства и рукоположен епископами.

Епископов еще называют епископами, то есть старшими священниками.

Основные степени правления епископа — патриарх, митрополит, архиепископ, экзарх.

Традиционный адрес:

  • Владыка, с именем или без имени (кроме патриарха);
  • Высокопреосвященство (епископу);
  • Высокопреосвященство (митрополиту, архиепископу);
  • Ваше Святейшество (Патриарху).

***

Церковь состоит из епископа, духовенства и всех тех, кто стоит в вере.
тшмч. Киприан Карфагенский

«Поскольку Церковь, согласно обетованию Христа, должна была оставаться до скончания веков, то полнота власти управления, данной Христом Апостолам, должна была не закончиться их смертью, но остаться в Церкви навсегда. Поэтому Апостолы передали свои полномочия избранным преемникам, чтобы они продолжали последовательно и неизменно оставаться в Церкви. Этим людям, получившим имя епископов (επίσκοπος-надзиратель), апостолы доверили высший надзор и управление (архипастора) в установленных христианских общинах, что апостолы не всегда могли оставить за собой лично, будучи обязаны распространять христианство по всему миру.
Таким образом, верховная власть, в собственном смысле слова, управления в Церкви апостолами возложена на епископов — их преемников; остальные чины иерархии назначались только помощниками епископа в управлении церковью; а остальные представители духовенства — офицеры».
протоиерей Василий Певцов (Лекции по церковному праву).

Читайте также:  Беседа со священником Константином Мальцевым

***

1. История учреждения ученой степени

Имя «епископ» встречается в Ветхом Завете (2Ez 9,39-40), откуда оно было заимствовано из новозаветной церкви. Сам Иисус Христос в Священном Писании назван епископом, что означает «надзиратель душ наших» (1 Петра 2:25); Его также называют епископом (Евр. 4:14; 7:26). Апостольский титул называется епископат (Деян. 1,20). От апостолов титул епископа впоследствии был передан их ученикам.

Обряд избрания и посвящения в епископа подробно описан в древних писаниях Церкви. Блаженный Иероним говорит, что «назначение» епископа предшествует хиротонии. По правилам святых апостолов и постановлениям Первого Вселенского Собора рукоположение во епископа должно осуществляться двумя и более епископами. В апостольских указах указывается молитва хиротонии во епископа. В трудах Дионисия Ареопагита говорится, что посвящение во епископа происходит, когда Евангелие возлагается на голову преклонившего колени. Рукоположенные в епископы были предварительно испытаны в вере и благочестии и прочитали Символ веры. При освящении Евангелие и руки присутствующих епископов возлагались на голову протеже. Софрон Иерусалимский, живший в седьмом веке, говорит о хиротонии епископа: «В святых церквях по всей вселенной существует древнее апостольское предание, согласно которому возведенные в иерархию обязаны старшему священнику откровенно заявить, как они философствуют и в чем заключают веру. Эта традиция берет свое начало от мудрого апостола Павла, который предупреждает, что все это не должно продолжаться напрасно »(Гал. 2: 9) (Из Послания Софрония Иерусалимского Собора Сергию, Патриарху Константинопольскому).

Избрание и назначение епископов на протяжении всего исторического существования Церкви остается неизменным в ее основные моменты.

В Русской Православной Церкви было внесено дополнение в «Архиерейский чин» при Патриархе Иоакиме. По его словам, облачение новоназначенного епископа в рясу, мантию, клобук, а также вручение розария происходит после благословения патриарха и с затенением его руки. Это дополнение было включено в «Офицер епископального священства», которое было опубликовано в 1677 году в переработанном виде, откуда оно перешло в современный обряд епископского хиротонии.

Читайте также:  Память святых апостолов Петра и Павла

2. Описание чина хиротонии во епископа

  • Назначение кандидата в епископа. «Благословен Бог наш». Тропарь и кондак Пятидесятницы. Усиленная ектения. Отпустить.
  • Указ о предвыборной речи избранных. Много лет.
  • Доказательство веры новоизбранного. Благословение Патриарха. Прочтите Символ веры.
  • Прочтите догмат веры об Ипостасях Единого и Триединого Бога. Обет соблюдать каноны святых апостолов, семь Вселенских соборов и девять поместных правил и святых отцов.
  • Передача текста обещания Святейшему Патриарху.
  • Благословение Хенчмана.
  • Много лет Патриарху, епископам и новоназначенным.
  • Рукоположение во епископа по окончании песни Трисвятя».
  • Поклонение протеже колен перед священным престолом.
  • Наложение Евангелия и рук епископов на его голову, тайная молитва «Kyrie, eleison» (Господи, помилуй).
  • Чтение Патриархом двух молитв.
  • Чтение ектений первым и вторым митрополитом.
  • Он облачается в епископские одежды.
  • Приветствия и поцелуи от архипастырей
  • Участие в Божественной литургии
  • «Мир всем» перед Апостолом и после Евангелия, зажигая людей свечами.
  • Принятие Протопресвитером Святой Чаши у Великого входа.
  • Причастие пресвитеров и диаконов по окончании литургии.
  • Освящение архиерейской мантии, панагии, плаща, капюшона и четок Патриархом и епископами, участвующими в хиротонии.
  • Представление архипастырского посоха.
  • Слово предстоятеля новоназначенному епископу.
  • Вручение жезла архипастырскому благословению народу.

3. Идеологическое значение епископальной хиротонии

Согласно толкованию преподобного Симеона Фессалоникийского, «хиротония происходит после первого входа, потому что так было вначале: с тех пор, как Владыка воплотился и пострадал за нас, он снова воскрес и вознесся на небеса — вот и все то есть от первого входа, — после чего сошел Святой Дух, рукоположив преемников Спасителя и явил им, чтобы они были с Ним. Поэтому теперь, когда епископ вместе с другими входит в святилище, как на небесах, и прежде чем они войдут на престол, как небесный престол, посвященные переносятся и освящаются, таким образом становясь троном с ними. Это рукоположение совершается после Песни Тризаджио, Песни Анджелико, созвучной песни Альта и Дольны ». Открытое Евангелие, распространенное с опущенными буквами, представляет собой образ руки Господа, призывающей посвященных проповедовать слово Божье.

Читайте также:  Что такое покаяние

В первой молитве Патриарх просит Владыку и Господа укрепить посвященного «влиянием благодати Святого Духа», так как он укреплял апостолов, пророков и епископов и хранил его «непорочным» и всячески украшенным, Он открыл это святым, чтобы он мог молиться о спасении людей и быть услышанным Господом.

Во второй молитве он просит Господа сотворить Истинного Пастыря, назначенного подражателем, «который душу свою положил за овец», чтобы сделать его наставником слепых, наставником глупцов, наставником непокорных и смелых, учитель детей в истинном познании, светильник в мире, право управлять вверенными ему душами ко спасению».

Согласно объяснению святого Симеона Фессалоникийского, епископ получает мантию как учитель, поэтому источники, украшающие ее, означают «благодать учения, которое пребывает в епископе, и в то же время разнообразие высших даров принадлежащие ему, посредством того, что он излил на всех ». Жезл, данный епископу, как объясняет сам учитель Церкви, означает« силу Духа, силу, которая укрепляет и направляет по отношению к людям».

Протоиерей Геннадий Нефедов. Таинства и обряды Православной церкви.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии