Чудотворные иконы в Дивеево обзор, история, чудеса

Чудотворные иконы в Дивеево

Какие чудотворные иконы находятся в Серафимо-Дивеевском монастыре, чем они знамениты, и как прикладываться к святым образам — советы паломникам

Икона «Умиление» в Дивеево

Икона Богоматери Избавительницы является фрагментом иконы Благовещения. На этом движущемся изображении Дева Мария получает благую весть от архангела Гавриила. Ее смирение проникает в самую душу молящегося. Неудивительно, что отец Серафим особенно почитал икону «Умиление» и молился перед ней ночь за ночью. И старец часто помазывал тех, кто приходил к нему за советом, маслом из лампады, горящей перед его любимым образом, и люди исцелялись.

После необычайного коленопреклонения преподобного Серафима Саровского перед иконой «Умиление», икона была перенесена в Дивеевский монастырь, где и находилась в Троицком соборе до революции.

Икона Пресвятой Богородицы в Дивеево

Точная копия чудотворного образа сейчас находится в Свято-Троицком соборе. Эта икона была написана в начале XX века и также является чудотворной. Каждое воскресенье перед ним проводится специальная молитвенная служба — Параклис

«Казанская» икона

Чудотворная икона Казанской Божьей Матери также имеет интересную историю.

В северной части Дивеево находится святой источник в честь иконы Божией Матери «Казанская». Над источником находилась часовня, которая еще некоторое время после упразднения Серафимо-Девского монастыря использовалась для молитв. В 1939 году часовня была повреждена. Но Господь явил чудо — из-подо льда замерзшего источника местный житель поднял Казанскую икону древнего писания.

В советское время его хранила монахиня Доминика. Она также была свидетельницей многих чудес от иконы. А когда Серафимо-Деевский монастырь был вновь открыт, монахиня Доминика передала Казанскую икону в дар монастырю, где она и по сей день находится в Свято-Троицком соборе.

Иконы из кельи Батюшки Серафима Саровского

Три старинные иконы, перешедшие в Дивеевский монастырь после смерти преподобного Серафима Саровского, хранятся в церкви Рождества Богородицы. В этой подземной церкви покоятся мощи преподобных жен Дивеевских, первоначальницы и матери Александры, инокини Марфы и инокини Елены.

Иконы в церкви Рождества Господня в Дивеево

После поклонения мощам желающие могут поклониться и иконам из кельи отца Серафима. Они расположены на левой стене напротив выхода, по три в ряд в старинных рамах. На иконах изображены Спаситель, Богоматерь и Иоанн Креститель. Доступ в церковь осуществляется ежедневно с 8 утра до 5 вечера.

Иконография Преподобного Серафима Саровского

Но сейчас, когда мы говорим об иконах, мы считаем необходимым говорить о тех иконах Серафима Саровского, которые существуют сегодня.

Столетие канонизации преподобного Серафима Саровского с нетерпением ждали по всей России, и не только в Дивицах и Сарове велась подготовка к торжествам. С июня по декабрь 2003 года в Нижнем Новгороде и даже в Москве прошло множество мероприятий, конференций и выставок, посвященных истории Дивицкого и Саровского монастырей, духовному подвигу самого преподобного Серафима и историческому наследию, дошедшему до наших дней. Одним из таких событий стала выставка в Нижнем Новгороде в галерее N.A. Добролюбова и в Москве в Центральном музее древнерусской культуры им.

Что же содержит иконография преподобного Серафима Саровского?

Существует несколько видов икон с изображением одного из самых любимых русских святых.

Значение икон Серафима Саровского

  1. Преподобный изображен в полной фигуре, в мантии, епитрахили и кафтане, с непокрытой головой, окруженной нимбом. В левом верхнем углу иконы изображена Богоматерь на облаках. Внизу видны стены Саровского монастыря. Правая рука святого прижата к груди, в левой руке — кожаные четки. Иногда на полях иконы пишутся житийные сцены. Именно этот образ был пожертвован покойным митрополитом Нижегородским Николаем в деревянный Казанский собор в селе Дивеево, который был открыт в 1989 году. Икона находится в Свято-Троицком соборе на левом поле. Это одна из самых почитаемых святынь, поскольку в ней хранится полумантия преподобного Серафима Саровского.
  2. Другой тип иконы встречается гораздо реже. Серафим Саровский также изображен в полный рост, но он в жилетке с крестом на голове и благословляет правой рукой. Два таких образа находятся также в Дивеевском монастыре в соборах Троицком и Преображенском.
  3. Третья разновидность иконы представляет собой поясное изображение святого в плаще, епитрахили и нарукавных повязках.

Прототипом для всех типов икон служили портреты из жития Серафима Саровского. Лучшая из них — работа художника Серебрякова, выполненная за 5 лет до смерти отца Серафима. Статтельман изображен в плаще, епитрахили и мантии, правая рука лежит на сердце. Бледность его лица подчеркивает его аскетическую жизнь, а глаза голубые и очень добрые. Волосы на его голове и бороде седые и густые, но не очень длинные.

Иконы Серафима Саровского в Дивеево

Портрет был написан при его жизни другим художником, Дмитрием Ефстаевым, студентом Академии художеств. На этом портрете отец Серафим одет в мантию и епитрахиль, но кафтан прикрыт рукавами рясы, а в правой руке он держит деревянные четки. Глаза у него голубые, волосы на непокрытой голове светло-русые с сединой. Это можно объяснить тем, что портрет был написан, когда преподобному Серафиму было около 50 лет, а сам он еще не был настолько стар. Оригинал портрета был утерян во второй половине XIX века, но было сделано его подобие. Фотография портрета послужила иллюстрацией к первой биографии монаха Серафима, опубликованной в 1863 году.

До революции в Дивеевском монастыре находился еще один очень интересный портрет святого Серафима. На ней изображен старик в плаще и жилетке, с посохом в правой руке. Но взгляд святого был особенным — казалось, он охватывал всю Россию пророческим взором. Этот портрет имеет долгую историю путешествий.

В начале XX века духовный писатель Сергей Нилус приехал в Дивеевский монастырь, чтобы записать рассказ жены покойного Николая Николаевича Мотовилова, Е.И. Мотовиловой.

После смерти Елены Ивановны, с 1910 года настоятельница хранила ее портрет до разгона монастыря в 1927 году. Затем он был перевезен в Киев, а в 1943 году — в Берлин. Позже следы чудесного портрета были найдены в Северной Америке в Ново-Деевском монастыре.

Помимо икон и знаменитых прижизненных портретов преподобного Серафима, существовало множество картин и житийных изображений, написанных как художниками, так и простыми крестьянами. Было много картин и житий, написанных как художниками, так и крестьянами.

Так, крестьянин Ефим Васильев через 11 лет после смерти святого написал картину, на которой о. Серафим кормит медведя. В 1840-х годах была написана картина, которая тронула до слез. Лежащий священник Серафим идет по Саровскому лесу, опираясь на трость, с сумкой, перекинутой через плечо.

В 1849 году художник Борель сделал литографию, изображающую смерть святого. Святой встал на колени перед образом Богоматери Смирения со сложенными на груди руками.

Икона Серафима Саровского на камне в Дивьево

Картина «Молитва на камне» также хорошо известна. Одна из них была написана священником Леонидом Михайловичем Чичаговым (впоследствии владыкой Серафимом), который написал летопись Серафимо-Деевского монастыря». Сейчас картина находится в одной из православных церквей Москвы.

По сей день история иконографии преподобного Серафима Саровского остается незавершенной. В XX веке художники и иконописцы всего мира создали новую волну картин и изображений. Святой Серафим Саровский и его духовные подвиги вдохновляют сердца людей.

Как прикладываться к иконам?

  1. К иконам следует относиться с благоговением. Перекрестите тело, поклонитесь и попросите Господа, Деву Марию или святого, на икону которого вы хотите возложить руки. Затем прикоснитесь губами к значку на корпусе или рамке (не рекомендуется целовать стекло, так как это оставляет следы, но если вы это сделаете, не расстраивайтесь, в этом нет ничего плохого).
  2. Поцеловав икону, снова перекреститесь и поклонитесь.
  3. Если у вас есть особая просьба и к иконе выстроилась очередь, не останавливайте людей. Поклонитесь святому образу в назначенное время, затем встаньте рядом и молитесь про себя столько, сколько вам нужно.
  4. Перед иконами обычно, но не всегда, стоят подсвечники, в которых можно зажечь свою свечу.
  5. Для женщин! Прежде чем поцеловать икону, убедитесь, что на ваших губах нет помады. Если есть сомнения, лучше протереть губы салфеткой, чтобы не оставлять следов макияжа на иконе.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Adblock
detector