Образ Всемогущего Отца считается уникальным и известен с древних времен. Чаще всего на иконах Спаситель изображается в виде седовласого старца на троне, с великой мудростью и миром в глазах. Лик Господа Отца на картинах помещен в символический треугольник, что говорит православным о присутствии Святой Троицы, исходящей от Всемогущего и Единого Бога.
Перед иконой Спасителя просят о прощении тяжких грехов, о силе для совершения добрых дел, об очищении сердца и окружающего мира.
Историческая справка
Одно из имен Всевышнего Бога, упоминаемых в Писании, имеет еврейское происхождение и переводится как “хозяин”. (т.е. Господь, создавший войско).
Бог Саваоф. Картина В.М. Васнецова.
Под армиями Творца подразумеваются:
- Защитники земель Израиля;
- Небесные слуги Божьи;
- Вокруг Него сонмы святых;
- Звезды и другие подобные объекты космоса.
Фраза “Господь воинств” уходит своими корнями в ветхозаветный период. Как культовое имя оно использовалось в святилищах древнееврейского города Силом и ассоциировалось с христианским Ковчегом Завета.
Описание иконы
В Византии изображения Вседержителя не создавались и не использовались, в русской иконописной традиции этот образ появился в 16 веке. В основе творения лежал лик ветхозаветного Спасителя (Воплощение Сына Вечного). Господь благословляет свой народ обеими руками или держит свиток или книгу. Его одежда белоснежная, складки хитона имеют розовый оттенок, гиматий (плащ) – зеленый, волосы равномерно рассыпаны по плечам. Нимб имеет форму звезды, состоящей из пересечения двух ромбов.
Икона “Господь Воинств
Это изображение впервые появилось на иконе под названием “Страшный суд”. Отец Саваоф изображен несколько раз в каждой из четырех композиций этого образа.
- В первой композиции Бог, сотворив мир, отдыхает на кушетке, держа в руках распятие и сосуд (символ отправки Сына в жертву), на голове у него корона.
- Во второй композиции Господь Саваоф изображен в поясе и медальоне.
- На третьей он сидит на троне, держа в руке свиток, справа от него стоит воскресший Христос, а между ними – Святой Дух, венчающий Троицу.
- Четвертый образ, озаглавленный “Приди, народ”, изображает Бога, сидящего на херувимском троне, сияющего славой и с открытыми Писаниями в руках.
- Образ Бога воинств широко использовался в иконописи, при создании литературных миниатюр и настенных росписей. В русских православных церквях XVI века изображение Господа Воинств часто помещалось на внутренней стороне главного купола. Изображения можно было увидеть в соборах Московского Кремля, в церкви в Вязьме (Одинцово) и в монастыре в Ярославле.
Василий Великий учил, что истинный Бог не имеет формы и не может быть познан, поэтому не следует напрягать воображение, чтобы увидеть Его. Не следует путать материальные достижения с бесконечным и неописуемым великолепием Господа. Любое понятие, приближающееся к Его образу, превращает наше познание в идолопоклонство.
Следует помнить, что икона является своеобразным ориентиром для тех, кто еще не очистил свой разум от греховности. Святые, с другой стороны, видят Бога через свой внутренний свет, также неописуемый.
История иконографии
Православные образы Отца воинств в композиции под названием “Отечество” прямо соответствовали лику Старого Денми (Воплощение Вечного Сына), использовавшемуся в византийской культуре. Подобный стиль использовался в настенных росписях и в качестве аналоговых лиц.
Другие варианты изображения Господа в различных ипостасях встречаются в композициях многих икон, например: “Благовещение”, “Рождение Богородицы”, “Покров Богородицы”, “Сошествие Святого Духа на учеников Христа”, икона Пресвятой Богородицы “Воцарение” и др.
- На миниатюрах XVI века Он изображен сидящим в небесных сферах, благословляющим человечество. В Его левой руке – сфера, как в сцене “Сотворение мира”.
- Между 17 и 18 веками. Бог Отец изображается на настенных росписях в церквях на Балканах. Произведение “Отечество” находит место в монастырях Македонии и Румынии.
Икона Отечества
- На Московском Соборе 1667 года было запрещено использовать изображение Всевышнего Отца на иконах, транскриптах и миниатюрах. Закон был основан на мнении, что это изображение не соответствует канонам православной веры, поскольку Бог – Первое Лицо Святой Троицы – не может быть изображен и показан в истинном свете.
- Однако запрет не помешал дальнейшему созданию наиболее значительных композиций (“Родина” и “Сопрестолиум”). Их размещали на внутренней стороне главных куполов и других частей церквей. Несмотря на легко уловимую символическую связь между Господом Воинств и первой ипостасью Святой Троицы, имя “Бог Отец” под иконами не писалось. Широкая распространенность этих изображений в России объясняется их соотнесением с ликом Иисуса.
Читайте о канонических иконах Господа:
- Икона “Тайная вечеря”.
- Икона Христа Пантократора
- Икона Царя Славы
Молитвы к Богу Отцу
Молитвенная просьба, обращенная непосредственно к первой Ипостаси, имела большое значение на Руси. С древних времен акафист, входящий в структуру некоторых торжественных молитв, читался во время церковных служб.
Есть небольшое отличие от общепринятых текстов: слово “Аве”, которым традиционно завершается икона, заменено словом “Господи Боже”. Свабиаоф здесь называется Воинством Небесным, а акафист пронизан атмосферой глубокого благоговения перед Творцом. Поэтому фраза “помилуй меня” звучит как законное обращение сотворенного существа к своему Творцу.
Молитва Богу Отцу, Господу Саваофу
О могущественный Царь! Сидящий на облаках, покоящийся в вышних, благословляющий твердь небесную. Свят, свят, свят Господь Саваоф, наполни небо и землю славой Твоей. Осанна в вышних! Исполни, Всемогущий Бог, эту смиренную молитву и прошение рабов Твоих, чтобы уши Твои услышали голос наших молитв, святой Господь! Войди милостиво и услышь нас, рабов Твоих от земли до неба, взывающих к Тебе: спаси, сохрани и помилуй нас, избавь нас от всякого гнета и несчастья и всякого зла, защити нас днем и ночью Духом Твоим Святым, и во всякий час даруй мне победу и даруй всем молящимся Тебе Твою Божественную силу, дивную благодать, могущество и силу, полную силы и мощи. Силой искреннего и животворящего Креста Господня порази всех врагов наших, видимых и невидимых, сделай их как овец и развей их как пыль перед ветром, чтобы они познали имя Твое, Господи, чтобы они были посрамлены навеки, ибо Ты – Всевышний на всей земле, и уповающие на Тебя не убоятся, во веки веков. Аминь.
Внимательное прочтение молитвы к Богу Отцу обнаруживает провозглашение христианской доктрины Троицы. В краткой, но точной форме акафист представляет основные события церковной истории от дней творения до вселюбящей жертвы Христа. Все это, а также высокохудожественный стиль композиции и подачи, делает это молитвенное обращение к Господу одним из лучших произведений гимнографии.
На полотнах Господь чаще всего предстает в образе мудрого седовласого старца, символизирующего первое лицо Святой Троицы. Иконы Бога Отца получили широкое распространение с XVI века, и верующие обращаются к ним, чтобы получить избавление от греховности.
Несмотря на богословский запрет на изображение Спасителя, Его образы можно увидеть на внутренней стороне куполов, иконописных композициях и различных миниатюрах.