Бестиарий

Он был уродлив с нечистью на Руси. За последнее время богатырей стало так много, что количество Горыныча резко упало. Лишь однажды в Иване вспыхнул луч надежды: пожилой крестьянин, называвший себя Сусанин, обещал отвести его в то же логово, что и Лиха Одноглазого… Но он наткнулся только на старинную шаткую избушку с разбитыми окнами и выбитой дверью. На стене нацарапал: проверил. Мерцания нет. Богатырь Попович».

Сергей Лукьяненко, Юлий Буркин, «Остров Русь»

«Славянские чудовища» — согласитесь, это звучит дико. Русалки, эльфы, вода — все они знакомы нам с детства и заставляют вспоминать сказки. Поэтому фауна «славянской фантастики» до сих пор незаслуженно считается чем-то наивным, легкомысленным и даже немного глупым. Теперь, когда речь идет о волшебных монстрах, мы часто думаем о зомби или драконах, хотя в нашей мифологии есть такие древние существа, по сравнению с которыми монстры Лавкрафта могут показаться маленькими пакостями.

Обитатели славянских языческих легенд — это не радостный домовой Кузя или сентиментальный монстр с алым цветком. Наши предки всерьез верили в зло, которое мы теперь считаем достойным только детских страшилок.

В наши дни практически не сохранились первоисточники с описанием вымышленных существ из славянской мифологии. Что-то было покрыто мраком истории, что-то было разрушено во время крещения Руси. Что мы имеем, кроме расплывчатых, противоречивых и зачастую непохожих легенд разных славянских народов? Немногочисленные упоминания в трудах датского историка Saxon Grammar (1150–1220) — раз. Chronica Slavorum немецкого историка Гельмольда (1125-1177) — два. И напоследок следует вспомнить сборник «Словенские веды» — сборник старинных болгарских обрядовых песен, по которым также можно делать выводы о языческих верованиях древних славян. Объективность источников и церковных летописей по понятным причинам находится под большим сомнением.

Книга Велеса

Долгое время «Книга Велеса» («Книга Велеса», скрижали Исенбека) выдавалась за уникальный памятник древнеславянской мифологии и истории, датируемый VII веком до нашей эры — IX веком нашей эры.

Его текст должен был быть вырезан (или сожжен) на небольших деревянных досках, некоторые из «страниц» были частично сгнившими. Согласно легенде, «Книгу Велеса» в 1919 году обнаружил под Харьковом белый полковник Федор Исенбек, который привез ее в Брюссель и передал для изучения слависту Миролюбову. Он сделал несколько копий, и в августе 1941 года, когда немцы напали, пластины были потеряны. Выдвигались теории, что они были бы спрятаны нацистами в «архиве арийского прошлого» при Анненербе или утилизированы после войны в Соединенных Штатах).

К сожалению, подлинность книги изначально вызывала большие сомнения, а недавно наконец было показано, что весь текст книги является подделкой, совершенной в середине 20 века. Язык этой подделки представляет собой смесь нескольких славянских наречий. Несмотря на разоблачение, некоторые писатели до сих пор используют «Книгу Велеса» как источник знаний.

Единственное доступное изображение одной из табличек «Книги Велеса», которое начинается словами «Посвящаем эту книгу Велесу».

Сказке о славянских сказочных существах может позавидовать другое европейское чудовище. Возраст языческих легенд впечатляет: по некоторым подсчетам, он достигает 3000 лет, а его корни восходят к эпохе неолита или даже мезолита, то есть примерно 9000 лет до нашей эры.

Общий «зверинец» славянских сказок отсутствовал: в разных местностях говорили о совершенно разных существах. У славян не было морских или горных чудовищ, но злых духов леса и реки было много. Не было и гигантомании: наши предки очень редко думали о злых гигантах вроде греческих циклопов или скандинавских этунсов. Некоторые чудесные существа появились у славян относительно поздно, в период их христианизации — чаще всего они были заимствованы из греческих легенд и внесены в национальную мифологию, создав причудливую смесь верований.

Согласно древнегреческому мифу, Альциона, жена фессалийского царя Кейка, узнав о смерти своего мужа, бросилась в море и превратилась в птицу, названную в честь своего алкиона (зимородка). Слово «Алконост» вошло в русский язык из-за искажения старинной поговорки «Алкион — птица».

Славянский алконост — райская птица с удивительно сладким и благозвучным голосом. Он откладывает яйца у моря, затем опускает их в море — и волны успокаиваются на неделю. Когда вылупляются яйца, начинается буря. В православной традиции Алконост считается божественным посланником: он живет на небесах и спускается, чтобы передать людям высшую волю.

Алконост птиц. Лубок, конец 18 — начало 19 века

Крылатая змея с двумя хоботами и птичьим клювом. Он живет в высоких горах и периодически совершает опустошительные набеги на деревни. Он так тяготеет к камням, что не может даже сидеть на мокрой земле, только на камне. Асп неуязвим для обычного оружия, его нельзя убить мечом или стрелой, его можно только сжечь. Название происходит от греческого aspis — ядовитая змея.

Этакий озорной лесной дух, маленький, пузатый, с круглыми щеками. Не спит ни зимой, ни летом. Ему нравится обманывать людей в лесу, отвечая на их крик «Ау!» повсюду. Он приводит путников в рощу глухих и бросает их туда.

Славянская ведьма, персонаж народного фольклора. Обычно изображается злой старухой с взъерошенными волосами, крючковатым носом, «костлявой ногой», длинными когтями и несколькими зубами во рту. Баба Яга — персонаж неоднозначный. Чаще всего она выполняет функции паразита, с ярко выраженными склонностями к каннибализму, однако порой эта ведьма может добровольно помочь отважному герою, допрашивая его, покуривая в туалете и даря ему магические дары (или предоставляя ценную информацию).

баба Яга, как известно, живет в глухом лесу. Там стоит его хижина на куриных ножках, окруженная частоколом из человеческих костей и черепов. Иногда говорили, что на воротах дома Яги вместо запора были руки и небольшой зубастый рот служил замочной скважиной. В доме Бабы-Яги обитают привидения: войти в него можно, только сказав: «Изба, изба, повернись ко мне лбом и возвращайся в лес».
Как и западноевропейские ведьмы, Баба Яга умеет летать. Для этого ему понадобится большая деревянная ступка и волшебная метла. У Бабы Яги часто можно встретить (знакомых) животных — черную кошку или ворону, которые помогают ей в колдовстве.

Происхождение поместья Бабы Яги неясно. Возможно, оно пришло из тюркских языков, возможно, образовалось от древнего сербского «эга» — болезнь.

 

Баба Яга, костяная нога. Ведьма, каннибал и первая летчица. Фото Виктора Васнецова и Ивана Билибина.

Изба на курногах

Изба в лесу на куриных ножках, где нет окон и дверей — это не фантастика. Так строили себе временные пристанища охотники с Урала, Сибири и финно-угорские племена. Дома с глухими стенами и входом через люк в полу, возвышающиеся на 2-3 метра над землей, защищенные как от грызунов в поисках припасов, так и от крупных хищников.Сибирские язычники держали каменных идолов в подобных сооружениях. Можно предположить, что фигурка какого-то женского божества, помещенная в домик «на куриных ножках», породила миф о Бабе Яге, которая с трудом умещается в ее доме: ноги в одном углу, голова в другом, а отдых носом к потолку.

Дух, живший в банях, обычно изображался в виде старика с длинной бородой. Как и все славянские духи, он злобный. Если в бане человек поскользнулся, обгорел, потерял сознание от жары, согрелся кипятком, услышал треск камней в печи или стук в стену — все это хитрости бани.

По большому счету банник болит редко, только при некорректном поведении людей (мытье на праздниках или поздно ночью). В большинстве случаев это им помогает. У славян баня ассоциировалась с мистическими и животворными силами — здесь часто рожали или гадали (считалось, что баня может предсказывать будущее).

Как и других духов, банника накормили: ему оставили черный хлеб с солью или закопали задушенного черного цыпленка под порогом ванной. Существовал и женский вариант банника — банник или обдериха. В туалете тоже жил Шишига — злой дух, который появляется только у тех, кто идет в ванную без молитвы. Шишига принимает образ друга или родственника, предлагает человеку попариться с ним в паровой бане, и он может тлеть до смерти.

Бани были в Риме и Турции. Но банник есть только у славян.

Популярный персонаж сербского фольклора, злой демон или колдун. Согласно легенде, царь завещал своим троим сыновьям выдать своих сестер замуж за того, кто первым попросил их руки. Однажды ночью кто-то громким голосом пришел во дворец и попросил выдать младшую принцессу замуж. Дети исполнили волю отца и вскоре точно так же потеряли среднюю и старшую сестру.

Вскоре братья пришли в себя и отправились искать их. Младший брат познакомился с прекрасной принцессой и взял ее в жены. Заглянув из любопытства в запретную комнату, князь увидел скованного цепями человека. Он представился Баш Челиком и попросил три стакана воды. Наивный юноша напоил незнакомца, набрался сил, разорвал цепи, выпустил крылья, схватил царевну и улетел. Опечаленный князь отправился на поиски. Он обнаружил, что громовые голоса, просящие жениться на его сестрах, принадлежали повелителям драконов, ястребов и орлов. Они согласились помочь ему и вместе победили злого Баш Челика.

Так выглядит Баш Челик, представленный В. Таубером.

Живые мертвецы, восстающие из могил. Как и любой другой вампир, упыри пьют кровь и могут опустошать целые деревни. В первую очередь убивают родственников и друзей.

Как Алконост, божественная женщина-птица, основная функция которой — делать предсказания. Хорошо известна пословица «Гамаюн — птица-пророк». Он также умел контролировать время. Считалось, что когда Гамаюн улетает со стороны зари, за ней идет буря.

Гамаюн-Гамаюн, сколько мне осталось жить? — Ку. — Почему так, но…?

Полулюди с одним глазом, одной ногой и одной рукой. Чтобы переместиться, им пришлось сложить пополам. Они живут где-то на краю света, искусственно размножаются, выковывая из железа свой вид. Дым из их кузниц приносит с собой мор, оспу и лихорадку.

В самом общем виде — дух дома, покровитель домашнего очага, старик с бородой (или весь покрытый волосами). Считалось, что в каждом доме есть свой домовой. В домашних условиях их редко называли «домовыми», предпочитая ласкового «дедушку».

Если люди устанавливали с ним нормальные отношения, кормили его (оставляли на полу блюдце с молоком, хлебом-солью) и считали его членом своей семьи, то домовой помогал им в мелких домашних делах, присматривал за скотом., Охранял ферму, и предупредили об опасности.

С другой стороны, рассерженный домовой мог быть очень опасен: по ночам он зажимал людей до синяков, душил их, убивал лошадей и коров, шумел, бил посуду и даже поджигал дом. Считалось, что домовой обитает за печью или в сарае.

Брауни, рис. Билибин.

Полузабытое существо южнославянского фольклора. Его точного описания не существует — одни считают его животным, другие — птицей, а в центральной Сербии считается, что дрекавак — это душа некрещеного мертвого ребенка. Согласен только в одном: дрекавак ужасно кричать умеет.

Обычно дрекавак — герой детских страшилок, но в отдаленных районах (например, гора Златибор в Сербии) в это существо верят и взрослые. Жители села Тометино Поле иногда сообщают о странных нападениях на свой скот — из-за характера травм сложно определить, что это был за хищник. Жители деревни утверждают, что слышали жуткие крики, поэтому, скорее всего, это дрекавак.

Знакомый нам с детства образ красивой птицы с яркими и ослепительными огненными перьями («как горит тепло»). Традиционное испытание сказочных героев — достать перышко из хвоста этого пернатого. Для славян жар-птица была скорее метафорой, чем реальным существом. Он олицетворял огонь, свет, солнце, возможно, знание. Ближайший его родственник — средневековая птица феникс, известная как на Западе, так и в России.

Нельзя не вспомнить такого обитателя славянской мифологии, как птица Рарог (вероятно, искаженная Сварогом — богом кузнецов). Огненный ястреб, который может даже походить на огненный вихрь, Рарог изображен на гербе Рюриковичей (по-немецки «Рароги») — первой династии русских правителей. Со временем сильно стилизованный подводный Рарог стал напоминать трезубец — так появился современный герб Украины.

Иван Заревич и Жар-птица. Рис. Билибин.

Злой дух (иногда жена печенья), который появляется в образе уродливой старушки. Если кикимора живет в доме за печью или на чердаке, она постоянно вредит людям: шумит, стучит по стенам, мешает спать, рвет нитки, ломает посуду, травит скот. Иногда считалось, что младенцы, которые умерли без крещения, становились кикиморой, или злые плотники или пекари могли принести кикимору в строящийся дом. Кикимора, живущая в болоте или лесу, болит гораздо меньше — в основном это пугает только заблудших путешественников.

Старая кикимора, рис. Билибин.

Один из известных отрицательных персонажей древнего славянина, обычно изображаемый в виде худощавого, скелетного старика с отталкивающей внешностью. Агрессивный, мстительный, жадный и скупой. Сложно сказать, был ли он олицетворением внешних врагов славян, злым духом, могущественным волшебником или уникальным типом нежити.

бесспорно, Кощей обладал очень сильной магией, избегал людей и часто был вовлечен в излюбленные отношения всех плохих парней в мире — похищал девушек. В русской художественной литературе образ Кощея довольно популярен и представлен по-разному: в комическом свете («Остров Русь» Лукьяненко и Буркина) или, например, в виде киборга («Судьба Кощея в Киберзойская эра »Александра Тюрина).

Характерной «маркой» Кощея было бессмертие, далеко не абсолютное. Как мы все, наверное, помним, на волшебном острове Буян (способном внезапно исчезнуть и появиться на глазах у путешественников) есть большой вековой дуб, на котором висит сундук. В сундуке сидит заяц, в зайце — утка, в утке — яйцо, а в яйце — волшебная игла, где спрятана смерть Кощея. Его можно убить, сломав эту иглу (по некоторым версиям, разбив яйцо о голову Кощея).

 

Кощей представлены Васнецовым и Билибиным.

 

Георгий Милляр — лучший интерпретатор ролей Кощея и Бабы Яги в сказках советского кино.

Дух леса, защитник животных. Он выглядит как высокий мужчина с длинной бородой и волосами по всему телу. В самом деле, он не злой: ходит по лесу, защищает его от людей, время от времени показывается своим глазам, за что умеет принимать любые формы: растение, гриб (говорящий гигантский мухомор), животное или даже человек. Лешего можно отличить от других людей двумя способами: его глаза горят волшебным огнем, а ботинки носят наоборот.

Иногда встреча с дьяволом может закончиться слезами: она приведет человека в лес и бросит на съедение животным. Однако те, кто уважает природу, также могут подружиться и получить помощь от этого существа.

Леший, рис. М. Врубель.

Дух зла, неудач, символ боли. Внешность Лиха не определена: это гигант с одним глазом или высокая худощавая женщина с одним глазом посередине лба. Общеизвестно, что их часто сравнивают с циклопами, хотя, кроме одного глаза и высокого роста, у них нет ничего общего.

До наших дней дошла поговорка: «Не буди Дэшинга, пока он молчит». В буквальном и аллегорическом смысле Лихо означал беду: он привязался к человеку, сел ему на шею (в некоторых легендах несчастный пытался утопить Лихо, бросился в воду и утонул) и не дал ему жить.
Однако избавиться от Пиявки можно было — обмануть, прогнать силой воли или, как изредка упоминается, передать его другому человеку вместе с подарком. Согласно очень темным предрассудкам, Рывок может прийти и поглотить вас.

В славянской мифологии русалки — это злобная нечисть. Это были утонувшие женщины, мертвые девушки у водоема или люди, купающиеся в неподходящее время. Русалок иногда отождествляли с «мавками» (от старославянского «нав» — мертвые) — детьми, умершими без крещения или задушенными матерями.

Глаза таких русалок горят зеленым огнем. По своей природе они злые и злые существа, хватая пловцов за ноги, утаскивая их под воду или заманивая с берега, закутывая в объятия и топя. Считалось, что смех сирены может вызвать смерть (это делает их похожими на ирландских банши).

Некоторые верования называли русалок низшими духами природы (например, кроткими «хранителями»), не имеющими ничего общего с утонувшими людьми и добровольно спасающими утопающих.

Также были различия в «древесных сиренах», которые жили на ветвях деревьев. Некоторые исследователи относят к полуденной русалке (в Польше — Лаканицу) — низших духов, которые принимают облик девушек в прозрачных белых платьях, которые живут в полях и помогают лагерю. Последний тоже прирожденный дух: считается, что он похож на старика с седой бородой. Поле живет на возделываемых полях и обычно защищает фермеров, за исключением тех случаев, когда они работают в полдень. Для этого он посылает крестьянам полдня, чтобы они своей магией лишили их рассудка.

Также стоит упомянуть кресс-салат — разновидность русалки, крещеную утонувшую женщину, которая не относится к разряду злых духов, а потому относительно хороша. Водяницы любят глубокие лужи, но очень часто поселяются под колесами мельниц, катаются по ним, портят жернова, мутят воду, моют ямы, рвут сети.

Сирена. Художник Константин Васильев.

Считалось, что вороны были женами водных духов, появлявшихся в облике стариков с длинной зеленой бородой из водорослей и (редко) рыбьей чешуей вместо кожи. Широко раскрытые, толстые, жуткие и водянистые глаза живут на большой глубине в водоемах, командуя сиренами и другими подводными обитателями. Считалось, что он объезжал свое подводное царство верхом на лошади, за что эту рыбу в народе иногда называли «дьявольской лошадью».

Тритон от природы не злобен и даже выступает покровителем моряков, рыбаков или мельников, но время от времени любит пошутить, утаскивая под водой распахнутого (или обиженного) купальщика. Иногда вода была наделена способностью менять форму, превращаясь в рыб, животных или даже бревна.

Со временем образ воды как покровителя рек и озер изменился: его стали воспринимать как могущественного «морского царя», жившего под водой в роскошном дворце. Из духа природы мерфолк превратился в своеобразного магического тирана, с которым герои народного эпоса (например, Садко) могли общаться, заключать договоры и даже хитростью победить его.

 

Водяные раки, представленные Билибиным и В. Владимировым.

Еще одно существо с головой женщины и туловищем совы (совы), обладающее очаровательным голосом. В отличие от Алконоста и Гамаюна, Сирин не вестник свыше, а прямая угроза жизни. Считается, что эти птицы живут в «индийских землях недалеко от рая» или на реке Евфрат и поют песни для райских святых, чувствуя, что люди полностью теряют память и волю, а их корабли терпят крушение.

Нетрудно догадаться, что Сирин — это мифологическая адаптация греческих сирен. Однако в отличие от них птица Сирин — не отрицательный персонаж, а, скорее, метафора соблазна человека всевозможными соблазнами.

Птица Сирин на виноградном дереве. Рисунок на сундуке, 1710 год.

Персонаж позднеславянских легенд, сложный образ, сочетающий в себе характеристики птицы, злого волшебника и героя. Соловей-разбойник жил в лесах под Черниговом у реки Смородина и 30 лет охранял дорогу на Киев, никого не впуская, оглушая путников чудовищным свистом и ревом.

Соловей-разбойник имел гнездо на семи дубах, но легенда также гласит, что у него был особняк и три дочери. Эпический герой Илья Муромец не испугался врага и поразил глаз стрелой из лука, а во время их боя соловьим свистком вор вырубил весь лес на местности. Герой отвез злодея в плен в Киев, где князь Владимир ради интереса попросил соловья-вора свистеть — проверить, правдивы ли слухи о сверхспособностях этого злодея. Соловей, конечно, так свистнул, что чуть не разрушил половину города. Впоследствии Илья Муромец отвел его в лес и отрубил ему голову, чтобы такое безобразие не повторилось (по другой версии, соловей-вор впоследствии выступил помощником Ильи Муромца в бою).

Соловей-вор и Илья Муромец. Рис. Билибин.

В своих первых романах и стихах Владимир Набоков использовал псевдоним «Сирин».

В 2004 году село Кукобой (Первомайский район Ярославской области) было объявлено «родиной» Бабы Яги. Его «день рождения» отмечают 26 июля. Православная церковь выступила с резким осуждением «культа Бабы-Яги».

Илья Муромец — единственный эпический герой, канонизированный Русской Православной Церковью.

Баба Яга встречается даже в западных комиксах, например, в «Хеллбой» Майка Миньолы. В первом эпизоде ​​компьютерной игры «В поисках славы» Баба Яга — злодейка основного сюжета. В ролевой игре «Вампир: Маскарад» Баба Яга — вампир из клана Носферату (отличающийся уродством и скрытностью). После того, как Горбачев покинул политическую арену, он вышел из укрытия и убил всех вампиров клана Бруха, которые контролировали Советский Союз.

Изба Бабы Яги в Кукобое.

* * *

перечислить всех сказочных существ славян очень сложно: большинство из них очень мало изучены и представляют собой местные разновидности духов: лесных, водных или домашних, а некоторые были очень похожи между собой. В целом обилие нематериальных существ сильно отличает славянский бестиарий от более «мирских» собраний монстров из других культур
.
Среди славянских «чудовищ» монстров как таковых очень мало. Наши предки вели спокойный и размеренный образ жизни, и поэтому созданные ими создания для себя ассоциировались с элементарными элементами, нейтрального характера. Если они выступали против людей, то по большей части защищали только матушку-природу и традиции предков. Истории из русского фольклора учат быть добрее, толерантнее, любить природу и уважать древнее наследие наших предков.

Последнее особенно важно, ведь старые легенды быстро забываются и вместо загадочных и озорных русских русалок к нам приходят девушки-рыбки Диснея с ракушками на груди. Не стесняйтесь изучать славянские легенды, особенно в их оригинальных версиях, не адаптированных для детских книг. Наш бестиарий архаичен и в определенном смысле наивен, но мы можем им гордиться, потому что он один из старейших в Европе.

Если вы обнаружили опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter. # бестиарий # Древняя Русь # мифы и легенды # Славяне

Бестиарий

Михаил Попов Постоянный автор и редактор Московского фонда в 2005-2010 гг. Показать комментарии

Оставляя комментарии на сайте «Мир фантастики», я подтверждаю, что согласен с пользовательским соглашением сайта.

Комментарии для сайта Cackle

  • Свежий номер

    Бестиарий

    # 217 декабрь 2021 Подписка «Братство кольца и рождественское чудо

  • Рекомендуем
    • Что слушать: 6 альбомов для приключенческой фэнтезийной ролевой игры

      Что послушать: 6 альбомов для фэнтезийного ролевого приключения

    • Каркоса, Юггот и не только: другие миры Лавкрафта

      Каркоза, Юггот и далее: иные миры Лавкрафта

    • Лучший научно-фантастический сериал о космосе и других планетах

      Лучшие фантастические сериалы про космос и другие планеты

    • Лучший исекай в азиатских фильмах и телешоу

      Лучшие исекаи в кино и сериалах Азии

    • Если бы древние цивилизации не исчезли

      Если бы древние цивилизации не исчезли

  • Наши комиксы
    • Комикс: Звездные войны: Разделяй и властвуй!

      Комикс: Star Wars: Разделяй и властвуй!

      Кто на самом деле украл чертежи Звезды Смерти?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии