Святая великомученица Варвара

Святая великомученица Варвара

17 декабря (ст. 4) Церковь чтит память великомученицы Варвары Илиопольской. Святой почитается как защитник от внезапной и насильственной смерти без покаяния.

Содержание

  • Житие святой великомученицы Варвары
  • Почитание святой великомученицы Варвары
  • Кондак, тропарио и канон святой великомученицы Варвары
  • Святая великомученица Варвара. Иконки
  • Храмы во имя святой великомученицы Варвары
  • Церкви древних верующих во имя Святой великомученицы Варвары
  • Образ святой великомученицы Варвары в искусстве
  • Народные традиции в день святой великомученицы Варвары
  • Скульптуры Святой великомученицы Варвары

Житие святой великомученицы Варвары

Святая великомученица Варвара жила в III веке в финикийском городе Илиополисе. Его отец Диоскоро был представителем аристократии в Малой Азии при императоре Максимиане (ок. 250-310). Варвара была очень хорошенькой, и отец запер ее в башне, чтобы спрятать девушку от посторонних глаз. Во время заключения Барбара, изучая окружающий мир, который был виден ей из окон, пришла к мысли о существовании единого Создателя всех живых существ. Желая жениться на своей дочери, Диоскоро разрешил Барбаре покинуть башню. Затем она познакомилась с христианами Илиополиса и крестилась.

Когда Диоскор узнал о христианском крещении своей дочери, он рассердился и отвел дочь к Максимиану. Путем уговоров они пытались уговорить Варвару отречься от христианской веры. Но она была непреклонна. Затем подвергли ее жестоким истязаниям: бичевали воловьими сухожилиями, натирали раны вретищем и сожгли на огне. Максимиан дал своему отцу право судить его дочь. Язычник Диоскоро стал палачом своей дочери: обезглавил Санта-Барбару. Позже Диоскоро и Максимиан понесли наказание, оба из которых были сожжены молнией. Вместе со святой Варварой была казнена святая Иулиана, объявившая себя христианкой во время пыток святой Варвары.

Библиотека русской веры
Житие святой великомученицы Варвары. Великие читатели Menaion

Читать оригинал онлайн

Почитание святой великомученицы Варвары

Некий благочестивый муж Валентиниан взял останки Варвары и Джулианы и похоронил их в деревне Геласия, в 12 милях от Евхайта в Пафлагонии. На этом месте был воздвигнут храм, и мощи святых исцеляли больных проказой. В Эдессе был монастырь Варвары. В Константинополе, в районе Василиска, Вирине, вдове византийского императора Льва Великого (390–461), был построен храм в ее честь. В 6 веке мощи Варвары были перенесены в Константинополь и помещены в этом храме. Здесь, по сообщению синаксара Константинопольской церкви, торжественно проходило ежегодное чествование его памяти. В Константинополе много других церквей известны в честь великомученицы Варвары, одна из них находилась в южной части главной Виа Меса Константинополя, между форумами Торо и Константин. Другой храм находился в Мангани, недалеко от ворот Святой Варвары.

Из «Хроникона» Андреа Дандоло (1305–1354) известно, что большая часть мощей великомученицы Варвары была подарена дожу Венеции по случаю свадьбы его сына Джованни Орсеоло с Марией Аргиропулиной, родственницей Византийский император Василий II Болгар (958-1025) и сестра римского императора III Аргиро (968-1034). В VI веке мощи святой великомученицы Варвары были перенесены в Константинополь. По легенде, в 1108 году княгиня Варвара Комнина, дочь византийского императора Алексия I Комнина (1056/1057 – 1118) и жена великого князя Киевского Святополка II (Михаила) Изяславича (1050-1113), перед отъездом в Россию, просил у отца даровать мощи святой великомученицы Варвары. Великий князь Святополк Изяславич, годом ранее построивший в Киеве каменный храм, почтил здесь мощи великомученика и основал златоверхий Михайловский монастырь. Во время нашествия Батыя мощи были спрятаны только для того, чтобы вернуться на прежнее место.

Читайте также:  Можно ли дома молитвы читать сидя

Рак с мощами святой великомученицы Варвары в монастыре с золотыми куполами. Фото 1872 г

Рак с мощами святой великомученицы Варвары в монастыре с золотыми куполами. Фото 1872 г

В 1644 году, во время правления киевского митрополита Петра Могила (1596/1597 – 1647), часть перста великомученика была передана канцлеру Королевства Польского Георгию Осолинскому. В этот же период левая рука, долгое время находившаяся в Греции, была перенесена в город Луцк, где была заложена в монастырской церкви в честь Воздвижения Креста Господня. В 1650 году великий литовский гетман Януш Радзивилл (1612–1655) после штурма Киева получил две частицы мощей из своих пальцев и ребро. Часть пальцев досталась его жене, а затем киевскому митрополиту Иосифу Тукальскому (ум. 1675), а после его смерти они оказались в городе Батурин, в Никольском монастыре, где поклонялись мощам как исходящие чудесные исцеления. В 1656 году митрополит Киевский Сильвестр (Косов; конец XVI / начало XVII века – 1657) передал часть мощей Патриарху Антиохийскому Макарию III (умер в 1675 году). Во время разрушения Златоверхого Михайловского монастыря в 1930-е годы мощи святой великомученицы Варвары были конфискованы и переданы в музей. Сейчас они покоятся во Владимирском соборе в Киеве, который принадлежит Украинской православной церкви Киевского патриархата. Левая нога святой великомученицы Варвары находится в соборе Святой Варвары в Эдмонтоне (Канада), так как она была вывезена из Киева в 1943 году епископом Пантелеймоном (Рудык; 1898-1968), служившим в Канаде с 1952 года.

Кондак, тропарь и канон святой великомученице Варваре

Тропарь, поз.4

Агнец весь благословенный, божественно озаренный светом Святой Троицы. Trisolare, установленная в источнике, в гонке отцовской лести. И исповедуя веру Христову. Так честная Варвара, милость дарована свыше, исцелить все недуги и недуги. Этими молитвами, Господи Боже, спаси наши души.

Кондак, д.4

Также в Троице, благочестиво воспевающей ее на веки вечные, вслед за Богом-носителем страстей эллинская женщина оставила свои жертвы. В самый разгар суда, больного Варваро, палачи не боятся божественно мудрого упрека. Пойте вслух. Божество поклоняется Троице.

Библиотека русской веры
Канон Святой великомученицы Варвары

Читать онлайн

Святая великомученица Варвара. Иконы

Одно из самых ранних сохранившихся образов святой великомученицы Варвары представлено на фреске в Санта-Мария-Антиква в Риме, 705-707 гг .: святая изображена в полный рост, с крестом в правой руке, голова покрыта мафорией, под которым видна табличка.

Святая великомученица Варвара. Середина 7 века Рим, Италия, церковь Санта-Мария-Антиква. Фреска на западной стене пресвитерия

Святая великомученица Варвара. Середина 7 века Рим, Италия, церковь Санта-Мария-Антиква. Фреска на западной стене пресвитерия

Святая великомученица Варвара. Минея Декабрь (деталь). Значок. Россия, начало 17 века. Духовно-археологический кабинет Московской Духовной Академии

Святая великомученица Варвара. Минея Декабрь (деталь). Значок. Россия, начало 17 века. Духовно-археологический кабинет Московской Духовной Академии

В византийском искусстве иконография Варвары складывалась с 10 века. Традиционно святая изображается в богато украшенной одежде, соответствующей ее благородному происхождению, в белом платье и короне (или диадеме) на голове, с крестом в руке. Есть изображения без компенсации, только с диадемой или без короны, и платно, с покрытой головой. Среди избранных святых, в памятниках прикладного искусства, в отличительных знаках житийных икон Варвара может быть изображена, как и другие святые жены, в мафории, а иногда и с непокрытой головой.

Святая великомученица Варвара. Фреска Благовещенской церкви. Грачаница. Косово. Сербия. Около 1318 г

Святая великомученица Варвара. Фреска Благовещенской церкви. Грачаница. Косово. Сербия. Около 1318 г

Святые Симеоне ло Стилита и Варвара. 13 век Синай, Египет, Святая Екатерина

Святые Симеоне ло Стилита и Варвара. 13 век Синай, Египет, Святая Екатерина

В древнерусском искусстве иконография следует устоявшимся византийским образцам.

Святая великомученица Варвара. 1199 г. Новгород, Церковь Спаса на Нередице. Фреска на склоне арки южной стены

Святая великомученица Варвара. 1199 г. Новгород, Церковь Спаса на Нередице. Фреска на склоне арки южной стены

Святая великомученица Варвара. Значок. Россия. Вторая половина XIV века Москва, Государственная Третьяковская галерея

Святая великомученица Варвара. Значок. Россия. Вторая половина XIV века Москва, Государственная Третьяковская галерея

Санте Барбара, Параскева, Юлиана. Значок. Псков, последняя четверть XIV века Москва, Государственная Третьяковская галерея

Санте Барбара, Параскева, Юлиана. Значок. Псков, последняя четверть XIV века Москва, Государственная Третьяковская галерея

Святая великомученица Варвара. Значок. Псков, 14 век

Святая великомученица Варвара. Значок. Псков, 14 век

Святая великомученица Варвара. Значок. Москва, конец 15 века. СПГИХМЗ, «Ризница Троице-Сергиевой Лавры»

Святая великомученица Варвара. Значок. Москва, конец 15 века. СПГИХМЗ, «Ризница Троице-Сергиевой Лавры»

Деисус со святыми Варварой и Параскевой. Псков, первая четверть XV века. Новгород, Государственный Новгородский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Деисус со святыми Варварой и Параскевой. Псков, первая четверть XV века. Новгород, Государственный Новгородский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Параскева Пятница, Варвара и Ульяна со своей жизнью. Псков, Новгород первой половины XVI века, Новгородский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Параскева Пятница, Варвара и Ульяна со своей жизнью. Псков, Новгород первой половины XVI века, Новгородский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Пророк Иеремия, Параскева, Екатерина и Варвара; Богоматерь Одигитрия и Иоанн Златоуст. Первая половина XVI века Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник

Пророк Иеремия, Параскева, Екатерина и Варвара; Богоматерь Одигитрия и Иоанн Златоуст. Первая половина XVI века Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник

Храмы во имя святой великомученицы Варвары

В Пскове освящен храм во имя святой великомученицы Варвары. Храм был построен в 1618 году. Сегодня это единственная бревенчатая церковь в Пскове, возраст которой составляет триста лет.

Храм Святой великомученицы Варвары в Пскове

Храм Святой великомученицы Варвары в Пскове

Именем святой великомученицы Варвары освящен придел Кирилло-Белозерской церкви в Рощенье (середина 17 века). В советское время храм был закрыт. Сейчас Вологодская обойная фабрика расположена в церкви Кирилла Белозерского. Колокольня и купол храма утрачены.

Во имя Святой Варвары в Минском соборе Сошествия Святого Духа находится часовня. Собор был построен между 1633 и 1642 годами.

Собор Сошествия Святого Духа в Минске

Собор Сошествия Святого Духа в Минске

Во имя святой великомученицы Варвары освящены церкви в Болгарии (Асеновград, область Пловдива, храм построен примерно между 1000 и 1100 годами), Грузии (село Лагами, церковь построена между 800 и примерно 900 годами; деревня Кхе, храм датируется примерно 1000 и примерно 1050 гг.) и Турцией (Гёреме; датируется примерно 600 и примерно 900 гг.).

Старообрядческие храмы во имя святой великомученицы Варвары

Во имя святой великомученицы Варвары освящены РПЦ-храм в Новосибирске и часовня РПЦ в Улан-Удэ в Республике Бурятия.

Церковь Святой великомученицы Варвары в Новосибирске. Фото с сайта sobory.ru

Церковь Святой великомученицы Варвары в Новосибирске. Фото с сайта sobory.ru

Часовня Святой великомученицы Варвары в Улан-Удэ

Часовня Святой великомученицы Варвары в Улан-Удэ

Образ святой великомученицы Варвары в искусстве

В западном христианском искусстве святая великомученица Варвара изображалась с длинными распущенными волосами, с короной или без нее. Основные атрибуты святого – башня, факел, чаша, страусиное перо, книга, фигура Диоскоро, а иногда и пушка. Сцены его мучений были обычным явлением. Многие художники мира изображали великомученика на своих полотнах, в том числе Ян ван Эйк (ок. 1385/1390 – 1441), Джованни Антонио Больтраффио (1466/1467 – 1516), Джироламо Франческо Мария Маццола (1503-1540), Лукас Кранах Старший (1472–1553), М.В. Нестеров (1862–1942) и многие другие.

Санта Барбара. Ян ван Эйк, 1437 год, Королевский музей изящных искусств, Антверпен

Санта Барбара. Ян ван Эйк, 1437 год, Королевский музей изящных искусств, Антверпен

Санта Барбара. Джованни Антонио Больтраффио. 1502 год

Санта Барбара. Джованни Антонио Больтраффио. 1502 год

Санта Барбара. Франческо Пармезан. 1522, Музей Прадо

Санта Барбара. Франческо Пармезан. 1522, Музей Прадо

Мученичество Санта-Барбары. Лукас Кранах Старший. В ПОРЯДКЕ. 1510 лет

Мученичество Санта-Барбары. Лукас Кранах Старший. В ПОРЯДКЕ. 1510 лет

Санта Барбара. М. В. Нестеров

Санта Барбара. М. В. Нестеров

Народные традиции в день святой великомученицы Варвары

Близость к большому ежегодному празднику – Святому Николаю зимой – предопределила отношение к Дню Варвара как к началу праздничного периода, как к времени для вечеринок и досуга. «Мощение Варварского моста (юг) – работа по дому (север)!» «Зима уступает место Варваре!» – слышно в народе прямо сейчас. Имя этой хозяйки, по поверью зимних ледяных мостов святого, также тесно связано с преподобным Саввой, которого вспомнили на следующий день. По изречениям, записанным В. И. Далем: «Варвара ара, Савва ложится, Никола гвозди!»

Накануне Николая Чудотворца, а чаще в день Великомученицы Варвары служили Никольщине: приносили образы из храма в свои дома, отслуживали молитвы Пресвятой Богородице, Спасителю, св. Николай. Власий, святитель Николай Чудотворец, освятил воду и одновременно отслужил панихиду по умершим родственникам.

В этот день восточные славяне молятся святой Варваре о защите от внезапной и внезапной смерти, о том, чтобы она не умерла без исповеди и причащения, за умерших без причастия и исповеди, за детей и об исцелении от различных болезней, а также о том, чтобы смягчить гнев и упорство родителей, освободить себя от уныния и печали.

Существовали запреты на определенные виды деятельности, мотивированные обязательством отмечать день Барбары как нерабочие часы, что вытекало из понимания Санта-Барбары как покровительницы женских ремесел, строгой святой, наказывающей за свое неуважение. В Сибири этот день почитали беременные женщины, которые молились и клялись Варваре во время тяжелых родов.

Чтобы лучше разводить скот, кое-где пекли пироги с маком, которые называли «вареньем», где-то из пшеничного теста вырезали головы, рога, ноги, копыта, колосья и кормили скот печеньем. Здесь можно увидеть культ Барбары как защитницы домашнего скота. Восточные славяне во времена Варварина, Савина и Николина варили кутью и компот. В день Варвары чешские девушки кладут веточку вишен в воду дома, а словацкие девушки кладут их в землю и поливают каждый день, чтобы они зацвели к Рождеству. Считалось, что если веточка тоже зацвела, в следующем году будет свадьба. В Словении веточки вишни срезали и помещали в воду в зависимости от количества членов семьи, и если веточка не зацвела к Рождеству, это было плохим предзнаменованием для человека, для которого она была предназначена. В некоторых местах Хорватии пшеница прорастает в блюдце, так что к Рождеству она становится зеленой от травы.

Среди южных славян как православное, так и католическое население отмечали этот день довольно широко. В большинстве регионов Сербии и Хорватии в этот день или накануне специально готовили ритуальное блюдо, подобное коливе в канун Рождества – из зерен пшеницы, ячменя, ржи, кукурузы, гороха, бобов, чернослива, яблок, орехов и т.д.по – варица. Воду для приготовления варицы брали из разных источников; Они бросали на него различные травы и засушенные цветы, затем убирали их и добавляли святую воду. В этот день они пошли за водой, тщательно причесались и аккуратно оделись, поздоровались с ней, как с одушевленным существом. Варицу ели холодной на вторые или чаще на третьи сутки; даже была особая поговорка: «Варвар готовит, Савица холодная, Николица ест». Приготовленную кашу оставляли в казане на ночь и на замороженной поверхности определяли, будет ли год урожайным.

Сочинители русской народной духовной поэзии посвятили великомученице Варваре серию своих музыкальных сказок. В разных местах поются разные стихи: в одном она названа «красной невестой дворца небесного», в другом – «красной девой», которую «украшает кровь (пролитая за Христа)»; третья заканчивается восклицанием: «Цари, дева, со Христом вовек, красавец-варвар!»; согласно четвертому, это «закон благодати». Большое значение имеет также народное повествование, в котором вся жизнь великомученика прослеживается, украшенная цветами цветочной речи простых людей.

Скульптуры святой великомученицы Варвары

Скульптурные изображения святой великомученицы Варвары установлены в Челябинской, Новокузнецкой и Кемеровской областях.

Скульптура великомученицы Варвары на пласте Челябинской области

Скульптура великомученицы Варвары на пласте Челябинской области

Скульптурная композиция Святой великомученицы Варвары в Новокузнецке

Скульптурная композиция Святой великомученицы Варвары в Новокузнецке

Скульптурная композиция Святой великомученицы Варвары в Кемерово

Скульптурная композиция Святой великомученицы Варвары в Кемерово

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии