Рождество Христово честного и славного пророка и Предтечи, Крестителя Господня Иоанна – таким образом праздник установлен в честь рождения сына праведных Захарии и Елизаветы, впоследствии ставшего Иоанном Крестителем (иначе называвшимся Предтечей), он полностью назван в старообрядческой традиции. Он относится к большим, непреходящим праздникам, ежегодно отмечаемым 7 июля (24 июня по старому стилю). Этот день всегда выпадает на пост Петра. Согласно Евангелию, праздник Рождества Иоанна Крестителя наступает через шесть месяцев после Рождества Христова. Поскольку Рождество Христово было приурочено к зимнему солнцестоянию, Рождество Иоанна Крестителя было приурочено к летнему солнцестоянию. После Рождества Христова день начинает увеличиваться, а после рождения Иоанна Крестителя – уменьшается. Это напоминает нам слова самого Иоанна Крестителя:
Я не Христос, но я послан перед ним. Имеющий невесту есть жених, но друг жениха, который присутствует и слушает его, радуется, когда он слышит голос жениха. Моя радость сбылась. Он должен расти, а я уменьшаться (Иоанна 3: 28-30).
Сам Господь Иисус Христос назвал Иоанна ангелом и сказал, что среди рожденных женами величайший Иоанн Креститель не родился (Матфея 11: 10-11). В православной традиции Иоанн Предотеча почитается как величайший святой (после Богородицы); его называют первым монахом, первым миссионером, а также первым мучеником.
От издателя: Написание и произношение эпитета «Предотеча» в имени Крестителя Господа Иоанна различаются в традициях старообрядцев и новообрядцев. Слово «предшественник» было заимствовано из старославянского языка, в котором оно образовано от глагола prodtechi – «идти (течь) впереди, идти вперед» по методу начертания из греческого prodromos (где pro – «до», дромос – «движение»). Предтечей (дословно – «предшественник») зовется Иоанн Креститель, который, согласно Евангелию, возвестил пришествие Иисуса Христа. В древней до-раскольнической традиции Иоанна Крестителя принято называть «Предотеча» (в результате развития языка на месте b появилась буква «О»), а в современном русском языке и в период пост-раскола (Никонян), звук b по какой-то причине был изъят, а название «Предтеча» стало общепринятым. В этой статье мы будем придерживаться общепринятого в современном русском языке названия «Предтеча».
- События праздника рождества Иоанна Предтечи
- Жизнь Иоанна Предтечи
- Праздники в честь Иоанна Предтечи
- Рождество Иоанна Крестителя. Богослужение
- Народные традиции праздника рождества Иоанна Предтечи
- Храмы во имя рождества Иоанна Предтечи
- Старообрядческие храмы во имя рождества Иоанна Предтечи
- Иконография праздника рождества Иоанна Предтечи
События праздника рождества Иоанна Предтечи
Рождение Иоанна Крестителя было предсказано пророком Исайей через 700 лет:
Голос, вопиющий в пустыне: приготовьте путь Господу, исправьте стези Богу нашему в пустыне (Ис 40,3).
Мы узнаем о рождении Иоанна Крестителя и предшествующих ему событиях из Евангелия от Луки. Священник Захария и его жена Елизавета долгое время не имели детей. Священники Ветхого Завета по очереди служили в Иерусалимском храме. Когда пришло время Захарии, он воскурял в храме курение и увидел архангела Гавриила. Захария смутился и даже испугался, но архангел сказал:
Не бойся, Захария, потому что твоя молитва была услышана, и твоя жена Елизавета родит тебе сына, и ты назовешь его Иоанном; и испытаете радость и веселье, и многие возрадуются рождению Его, потому что он будет велик пред Господом (Лк 1, 13-15).
Захария не поверил услышанному, поскольку они с Елизаветой были уже в преклонном возрасте. За это архангел Гавриил лишил его слова, так что Захария до конца своего служения говорил с народом знамениями. Люди поняли, что у него было какое-то видение. Елизавета зачала, но все пять месяцев прятала. Через полгода Пресвятая Богородица услышала Благовещение:
Святой Дух сойдет на вас, и сила Всевышнего осенит вас; поэтому святой, который родится, будет называться Сыном Божьим. Вот Елизавета, твоя родственница, которую называют бесплодной, и зачала сына в преклонном возрасте, а ей уже шесть месяцев (Лк 1,35-36).
Пресвятая Богородица бросилась к Елизавете. В момент их встречи, находясь в утробе матери, Иоанн вскочил на ноги: так он приветствовал своего владыку. Поэтому Елизавета поняла, что Дева Мария пришла к ней неспроста:
Благословенны вы среди женщин и благословен плод чрева вашего! И откуда взялось, что ко мне пришла Матерь Господа моего? (Луки 1, 43-44).
Встреча Богородицы и Елизаветы. Роспись гадюки в часовне праведных Иоакима и Анны Софийского собора в Киеве, 1940-е годы 11 век
Со временем у Захарии и Елизаветы родился ребенок. На восьмой день, согласно закону Ветхого Завета, он должен был сделать обрезание и дать ребенку имя. Они хотели назвать его в честь ее отца, но Элизабет сказала воссоединившимся родственникам, что ребенка следует назвать Джоном. Они не согласились, потому что в их семье не было никого с таким именем! Решили спросить у отца. Захария не смог ответить, но взял табличку и написал: «Имя ему Иоанн». После этого Господь запретил ему молчать, и Захария пророчествовал о великом будущем своего сына:
И тебя, дитя, назовут пророком Всевышнего, потому что ты предстанешь перед лицом Господа, чтобы приготовить ему путь (Лк 1,76).
Жизнь Иоанна Предтечи
Мы знаем детство и юность Иоанна Крестителя из церковных традиций. Когда царь Ирод, узнав от волхвов о рождении иудейского царя, приказал убить всех детей, праведная Елизавета смогла уйти с сыном в пустыню. Захария в эти дни снова служил в храме в Иерусалиме. Когда к нему пришли с просьбой выдать сына, священник ответил:
Сейчас я служу Господу Богу Израилеву, но не знаю, где сейчас находится мой сын.
Разъяренные воины убили его прямо у алтаря. В память об этом в православных церквях на Солеа (возвышение возле иконостаса) кладут красный ковер – от престола до алтаря у подножия амвона. На нем может стоять только священник в облачении. Джованни вырос в пустыне. После смерти праведной Елизаветы она проводила дни в посте и молитве. На нем была одежда из верблюжьей шерсти, опоясанная кожаным поясом. Он ел акриды и дикий мед. Акрид – это род саранчи, которая по закону Моисея могла есть. Кроме того, в Палестине плоды рожкового дерева также назывались акрами. Заменили бедных хлебом и пошли кормить скот. Вот как Иоанн Предотек описал его современник, еврейский историк и военачальник Иосиф Флавий:
Его характер был странным, и его образ жизни не был похож на человеческий, потому что как дух бестелесен, так он и жил. Его уста не знали хлеба: он не ел пресного хлеба даже на Пасху, говоря, что «в память о Боге, освободившем людей от рабства, дана пища и для бегства, потому что путь близок». Ни вино, ни топор не позволяли никому приближаться к нему. И он ненавидел все, что свойственно животным. И он опроверг каждую ложь. Источник: летописный сборник аверса Ивана Грозного.
В возрасте тридцати лет Иоанн Креститель начал общенациональную проповедь:
Покайтесь, потому что Царство Небесное близко!
Многие собрались на берегу Иордана, чтобы послушать пламенную проповедь. Потрясенные словами проповедника, люди крестились в водах Иордана. Это был прообраз христианского таинства крещения. Сам Господь Иисус Христос пришел в Иорданию, чтобы принять крещение от Иоанна. В молитве мы обращаемся к великому святому со словами:
Святой Великий Иоанн, Пророк и Предтеча, Креститель Господень, молись Богу за нас!
Мы называем его пророком, потому что он объявил о скором пришествии Спасителя. Предтеча – потому что он пришел прямо перед тем, как Христос вышел на национальную проповедь, говоря: «Человек, который стоял позади меня, который стоял передо мной, потому что он был передо мной» (Иоанна 1:30). Креститель – потому что он крестил Иисуса Христа в Иордане.
Праздники в честь Иоанна Предтечи
Уже в первые века христианства зародилась традиция отмечать рождение Иоанна Крестителя и день его мученической кончины: Усекновение главы. Праздник Рождества Иоанна Крестителя известен с третьего века среди христиан Востока и Запада. С начала 4 века этот праздник приобрел общецерковное значение. Продолжая древние традиции, старообрядцы отмечают следующие события, связанные с жизнью и служением Иоанна Крестителя:
- 20 (7) января – Собор Иоанна Крестителя (на следующий день после Крещения Господня);
- 9 марта (24 февраля) – первое и второе приобретение головы;
- 6 июня (25 мая) – третье приобретение головы;
- 7 июля (24 июня) – его рождение;
- 11 сентября (29 августа) – обезглавливание;
- 5 октября (23 сентября) – зачатие.
Перенос десницы Иоанна Крестителя с Мальты в Санкт-Петербург 12 (25) октября также отмечается в Церкви нового обряда.
Рождество Иоанна Крестителя. Богослужение
По значению и торжественности богослужения праздник Рождества Иоанна Крестителя приравнивается к празднику двенадцати. Стихи праздничной службы написали Анатолий Константинопольский Патриарх (V век), Иоанн Дамаскин и Андрей Критский (VIII век) и другие православные гимнографы. Во время вечерней службы читаются два канона: один написал Иоанн Дамаскин, другой – Андрей Критский. Праздничные песни напоминают о встрече матери Иоанна Крестителя с Богородицей:
Елизавета зачинает Предтечу Благодати, но девственный Господь славен. Он поцеловал и мать, и ребенок поморщился. Внутренне хвалите Господа. Удивленная матерью Предтечи, она закричала: где я буду, чтобы Мать Господа моего пришла ко мне? Да спасут их отчаявшиеся, имея милость милосердия.
Перевод: Елизавета зачала предтечу Господа, Деву, Господа славы. Когда обе матери поцеловали друг друга на прощание, маленький Джон вскочил на ноги. В утробе матери рабыня хвалит Мастера. Мать Предотцева удивилась и сказала: «Откуда же ко мне пришла Матерь Господа моего?» Да спасет отчаявшийся милосердный. Кондак и икос праздника, читаемые согласно шестому канону, объясняют значение и значение праздника.
Контакт:
Добрый день Христа рождает Предтечи, и это исполнение каждого пророчества. Его пророки проповедовали о нем, положив руку на Тома в Иордане, Слово Божье было пророком и проповедником вместе с Предтечей.
Перевод: Сегодня бесплодные рождают Предтечи Христа, что является исполнением всех пророчеств. Потому что по тому, что проповедовали все пророки, он вложил свою руку в Иордан. И Слову Божьему явился пророк и проповедник, одновременно его предшественник.
Икос:
Теперь мы возносим хвалу Господу-Предшественнику, его жрец Елисавета родила из хорошего места, но не без семени. Христос – вместилище непроходимых без семени. Джон – плохой ребенок, но без этого человека вы не родите. Но Иисус есть грехопадение Отца и Духа Божьего, Девы-Матери Чистых. Но Бессемянному Он явился хорошему пророку и проповеднику вместе с Предтечей.
Перевод: «Сегодня мы славим Господа, что Елизавета родила священника (Захарию) из бесплодного чрева, но не без семени. Только Христос родился без семян. Иоанн родил бесплодную женщину, но не без участия мужа. И Иисус родил Чистую Деву, осеняющую Отца и Божественный Дух. Но рожденному без семени (Богу) явились пророк и проповедник, оба предшественники».
Народные традиции праздника рождества Иоанна Предтечи
В мифологии славян до принятия христианства дни летнего солнцестояния были связаны с поклонением языческим богам. Эти идеи оказались настолько сильными, что даже спустя столетия Стоглавский собор 1551 года утверждал: «против праздника Рождества Христова Великого Иоанна Крестителя, как ночью, так и в одни и те же праздники, и весь день и до ночи, мужчины, жены и дети в доме, на улице, на прогулке и по воде, издевательство порождает всевозможные игры и всевозможные непристойности, сатанинские песни и танцы, гусль и многие другие виды и скупое воспитание. И каждый раз, когда проходит ночь, они с великим криком уходят в лес, как демоны, их омывает вода».
Церковь всегда осуждала такие языческие отголоски и богохульства, но, несмотря на это, жители села очень твердо придерживались купальских традиций. Ночь на Иван Купала была наполнена ритуалами, связанными с водой, огнем и травами. Славянские народные названия праздника: Иван Купала, Иванов день, Иван Цветной, Иван Травный, Иван Колдун, Иван Любовный, Иван Чистоплотный, Иван Веселый, Иван Травник и другие. Фамилия указывает на распространенное мнение, что все чудодейственные и целебные травы цветут именно в ночь на Ивана Купала, когда творческие силы земли достигают максимального напряжения. Поэтому знающие и опытные люди, а особенно целители и целители села, ни в коем случае не пропускают летнюю ночь и круглый год собирают целебные коренья и травы. Обязательным обычаем этого дня было массовое купание: на севере России часто купались в банях, а на юге – в реках и озерах. Считалось, что с этого дня из рек вышла вся нечисть, поэтому до времен Ильина можно было плавать без страха. Ближе к закату, на холмах или у рек, зажигали костры. Иногда огонь добывали древним способом: трением дерева о дерево. В ночь на Ивана Купала выбирали «суженых» и праздновали свадебные обряды: прыгали на костре, держась за руки, обменивались гирляндами (гирлянда – символ детства), искали цветок папоротника и купались в утренней росе.
Генрих Семирадский. «Ночь перед Иваном Купалом», 1880 г
К сожалению, в наше время многие люди считают, что плести венки и перепрыгивать через костер на Ивана Купала необходимо. Но следует понимать, что это отголоски язычества, подменяющие православное понимание праздника суеверными представлениями. Иоанну Крестителю принято молиться от головной боли и за детей.
Храмы во имя рождества Иоанна Предтечи
Русские летописи сообщают, что в начале XII века при Владимире Мономахе палец (то есть палец) Иоанна Крестителя был привезен в Киев из Константинополя. Для этого была построена церковь Сан-Джованни-а-Сетомли. Известны и другие древнерусские церкви Рождества Иоанна Предтечи. В 1243 году княгиня Ефросинья основала монастырь в Пскове. Его главный храм был посвящен рождению Иоанна Предотеха. Новгородские мастера построили четырехглавый собор из плинтусов (кирпичей) и местного известняка. Собор сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, часть его была разрушена гранатами и пожарами. В 1949-59 годах реставрация проводилась по проекту П.М. Максимова. Исследования и реставрация продолжались в 1970-1980 годах архитектором С.П. Михайловым.
В Великом Новгороде известна церковь Иоанна в Опоках, основанная в 1127 году князем Всеволодом Мстиславичем. В 1130 году по уставу храм был передан Ивановской общине восковых мастеров, торговавших медом и воском. В церкви хранились: «Иван локоть» для измерения длины полотна, «рубль гривна» для взвешивания драгоценных металлов, весы – «skalva cerata», «леденец». В середине 15 века архиепископ Евфимий перестроил храм. На основе фундамента и нижней части древних стен возведен большой одноглавый храм. Он также был поврежден во время Великой Отечественной войны и восстановлен в середине 1950-х годов. В настоящее время он внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Церковь Иоанна Предотеча на Опоках в Великом Новгороде. Основан в 1127 году, перестроен в 1453 году
В начале XII века в Москве был построен храм Рождества Иоанна Предтечи в Бору. При митрополите Петре церковь стала соборной. Это было во дворе митрополита, на вершине Боровицкого холма. Новая каменная церковь была построена на месте старой деревянной церкви в 1461 году. После пожара она разрушилась и была перестроена в начале 16 века Алевизом Новым. После рождения цесаревича Димитрия, сына Ивана Грозного, часовня этого храма была освящена во имя мученика Уара. В некоторых источниках под этим названием упоминается вся церковь. Император Николай I приказал разобрать храм из-за ветхости и несоответствия кремлевскому ландшафту, где только что был возведен Большой Кремлевский дворец. Придел мученика Уара перенесен в Архангельский собор, а такая же церковь Рождества Иоанна Предтечи перенесена на Боровицкую башню Кремля.
Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Боре. 1820 г
Один из старейших храмов Нижнего Новгорода также был посвящен рождению Иоанна Предотеха. В летописях упоминается с 15 века. Во время беспорядков с крыльца этой же церкви (тогда еще деревянной) Козьма Минин призвал нижегородцев освободить Москву от захватчиков. В 1683 году на месте деревянной церкви была построена каменная церковь. По названию этого храма ближайшая башня Нижегородского кремля называется Ивановской.
Церковь Сан-Джованни Предотечи алла Торга, Нижний Новгород. Построен в 1683 году на месте старинного деревянного дома
Старообрядческие храмы во имя рождества Иоанна Предтечи
Староверы сохранили традицию строительства церквей во имя рождения Иоанна Крестителя. Сегодня престольный праздник отмечают приходы старообрядческой Русской православной церкви в селе. Сепыч, Пермский край, пос. Шамарс из Свердловской области и село Кувакуш из Кировской области. Храмовый праздник сегодня в Белкриницком приходе в Мануиловке Сучавского района (Румыния).
Церковь Русской Православной Церкви во имя Рождества Иоанна Предотечи в пос. Шамар Свердловской области
Церковь Русской Православной Церкви во имя Рождества Иоанна Предотечи в пос. Сепыч Пермского края
Во имя рождения Иоанна Предотеки в селе Подмолодье Псковской области построили старообрядческий храм-помор.
Иконография праздника рождества Иоанна Предтечи
Древнейшее изображение рождения Иоанна Крестителя сохранилось на фресках византийской церкви Охрида – оно датируется серединой 11 века. В византийскую эпоху иконописцы изобразили стоящую Елизавету на кровати, рядом с ними изобразили Захарию с табличкой в руке (эпизод называния имени). Ниже представлены горничные, которые моют и пеленают ребенка. Русские иконописцы продолжили эту традицию. Постепенно сюжет иконы усложнялся, в нее стали включаться бытовые детали: сервированный у кровати стол, сцена укачивания ребенка.
Икона Рождества Иоанна Предтечи. 16-ый век
Икона Рождества Иоанна Предтечи. Семен Хромой, Письма Строганова, 1616 г
Рождество – Джованни Предотечи. Начало 17 века. Пермская государственная картинная галерея
В XVI-XVII веках образы Рождества Иоанна Крестителя вошли в его житийные циклы: в центре большой иконы он был изображен в виде ангела пустыни – во весь рост с крыльями за спиной, вокруг – марки со сценами из его жизни.
Икона Джованни Предотечи “Ангел пустыни” с жизнью. Ярославль, вторая половина XVI века
Большой популярностью пользуется и древнейший вид иконописи Деиса: Господь Иисус Христос с предстоящей Пресвятой Богородицей и Иоанном Крестителем. Эта иконографическая композиция восходит к Византии. Сегодня мы видим это на иконостасах всех православных храмов, на отдельных иконах.
Deesi. Псков, 15 век.
Святой Великий Иоанн Предтеча Господа, молись за нас Богу!