Церковь Рождества Пресвятой Богородицы – главное украшение Малой Дмитровки. Упустить его из виду просто невозможно, так как это здание имеет уникальный архитектурный стиль, характерный только для шатровых церквей, которые, как известно, в России уже не строили еще в 1653 году.
Собор был последний в своем роде будет возведен на территории государства. Сегодня он привлекает толпы верных и простых любознательных туристов, в том числе иностранцев.
Немного истории
С 1625 по 1648 год на месте церкви Рождества Пресвятой Богородицы стояло деревянное здание. Здание было настолько сильно повреждено пожаром, что никто не решился взяться за его восстановление. Поэтому было решено построить каменную церковь вместо деревянной. Основан в 1649 году. Основным материалом для строительства был кирпич, на покупку которого деньги выделил сам Алексей Михайлович (столичные жители несколько раз обращались к царю с соответствующей просьбой). Скорейшей реализации амбициозного проекта поспособствовал практически случайно оказавшийся в Москве патриарх Иерусалимский Паисий.
Строительство церкви Рождества Пресвятой Богородицы в целом обошлось государству в 8 сотен рублей, что по тем временам считалось очень большой суммой. Церковь открыла свои двери в 1652 году. Духовенство решило освятить ее в честь изображения неопалимого куста Мадонны. Последний – сильнейший оберег от пожаров.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы стал последним с шатровой крышей. Запрет на строительство был издан патриархом Никоном в 1653 году, через год после открытия церкви.
Уникальный собор неоднократно перестраивался. В 17 веке он получил пристройку в виде пристройки, которая использовалась как трапезная. Тогда же в церкви появилась сторожка с выходом на колокольню и часовню великомученика Ф. Тирона. В очередной раз здание было перестроено в 18 веке, когда местные жители готовились к встрече с Александром II. С его посещением храм получил новый «вид» портика с западной стороны (по стилю он оказался идентичным существующим). Последующая масштабная реконструкция церкви Рождества Пресвятой Богородицы произошла вскоре после этого, в конце 19 века. Потом его забрал известный архитектор Николай Султанов.
Чудом церковь пережила советское время. Правительство закрыло его в 1935 году, однако за этим решением не последовал приказ о сносе здания. Здание начали использовать как офисное здание, а затем как репетиционную базу труппы «Цирк на сцене». В это время храм несколько раз реставрировали. В 1950-х годах западный портик XVIII века был полностью разобран и впоследствии заменен новым, более напоминающим портик XVII века. Работы выполнялись под руководством Николая Свешникова и Дмитрия Сухова, представляющих Архитектурную академию (надзорный орган).
После распада Советского Союза храм был передан в дар Русской православной церкви, которая взялась за реставрацию здания. Этот процесс потребовал значительных вложений. Он был завершен, в том числе за счет пожертвований общественных деятелей (например, актера А. Абдулова). Собор открыл свои двери для прихожан в 1991 году. В патриаршем дворе (храм получил этот статус после возобновления строительства) проходят ежедневные функции и праздничные литургии.
Архитектурные особенности и интерьер
Строение собора сложное. Его главное украшение – продолговатый четырехугольник, главными украшениями которого являются три завесы, малые главы, алтарный объем, а также трапезная, двухъярусная колокольня и придел. Последний дополнен компактной палаткой, установленной на мощном барабане. Несмотря на сложную композицию, памятник архитектуры выглядит ажурно, легким, очень аккуратным. Соответствующий эффект мастерам удалось получить, в том числе, благодаря маленьким слуховым окнам, увенчанным небольшими главами. Эта часть здания резко контрастирует с большой шатровой крышей, выходящей на улицу Малую Дмитровку.
Создавая храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках, архитекторы руководствовались традиционными чертами русского стиля. Модель удачно реализована благодаря великолепному убранству, величественному фасаду с аккуратными закомарами, кокошниками, наличниками, рамками и арочным поясом.
Внутри храма прихожане и туристы увидят современные иконы, размещение которых в здании предшествовало официальному открытию собора и возобновлению богослужений в начале 1990-х годов. Главной святыней церкви было изображение Ф. Тайрона. Эта икона соседствует с другими, не менее красивыми (но не столь древними), подаренными храму благодарными прихожанами, иностранными православными туристами.