Наста в этот день светлый праздник, Чистая Дева, твое честное прикрытие
Покров Пресвятой Богородицы и Пресвятой Богородицы отмечается 14 октября (1 октября по старинному стилю). Этот праздник не входит в число двенадцати, но является одним из самых необычных и почитаемых. По благочестивому обычаю относится к большим праздникам. Покров Пресвятой Богородицы известен на Руси со второй половины XII века. По легенде, этот праздник учредил князь Андрей Боголюбский.
Покров Пресвятой Богородицы. Событие и история праздника
В праздник Покрова Пресвятой Богородицы верующие вспоминают чудо явления Богородицы знаменитому христианскому святому Андрею из любви к Христу и его ученику Епифанию. Описание этого видения дано в житии Андрея Юродивого, помещенного в Великую Минею святого Макария в Москве 2 октября в старинном стиле, на следующий день после праздника Покрова.
Страшно и чудесно видеть честного священника (т.е честных святых – в славянском языке кроме единственного и множественного числа есть двойное число – прим. Ред.) Андрея и Епифания, как вид святой Богородицы в воздухе, пришел к Святому Предтечу и с богословом Иоанном и с морозом многих святых. Людям, которые находятся в церкви, я молюсь Сыну со слезами о тяжести мира. И гласная Андреа Епифанови: «Вы видели Царицу и Владычицу всех, молящихся о мире?» Он сказал: «Я понимаю, отец!» И покрывая их своей честной честью, сияя ярче избирателя, людей в церкви.
Согласно описанному видению, Богородица пришла по воздуху через царские врата во Влахернскую церковь Константинополя в сопровождении ангелов, Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и сонма святых. Остановившись у кафедры перед алтарем, Богородица сняла елей с головы и поднесла его к молящимся в церкви. При этом офора сияла, как избиратель (от греч. Ἤλεκτρον – янтарь, ред.). Андрей Юродивый – будущий известный христианский святой, славянин, однажды попавший в византийский плен. Омфор или вуаль – женский головной убор, большая вуаль, закрывающая голову и плечи. Святые Андрей и Епифаний видели, как Богородица покрывала своим омпером всех молившихся в храме людей, защищая их от бед и бед – видимое выражение молитвенной помощи Богородицы, молящейся «со слезами на Сына» для всего мира ». Песнопения храма этого праздника пронизаны чувством радости и благодарности. Пресвятая Богородица – наша заступница перед Богом, благодатная оболочка ее молитвы защищает нас от зла и бед.
Покров Пресвятой Богородицы. Богослужение
Древнейшие русские стихирари (сборники стихиров, праздничных песен) также включают гимны Покрову. Сегодня известна первая служба Покрова Пресвятой Богородицы Минеи XIV века. И первые упоминания об этом фестивале находятся в Прологах, сборниках поучительных текстов, датируемых концом XII – началом XIII века. Уже в XV веке праздник Покрова распространился на Россию. В Grande Menaion, составленном Сан-Макарио, есть уже не одно, а несколько слов похвалы Празднику Покрова, написанные в разное время. В XVI веке при святом Макарии, митрополите Московском и всея Руси (ок. 1482-1563), и первом русском царе Иване Грозном (1530-1584) праздник стал одним из самых почитаемых в России. Церковь.
Храмовые песнопения в этот праздник проникнуты чувством радости и благодарности. Пресвятая Богородица – наша заступница перед Богом, благодатная оболочка ее молитвы защищает нас от зла и бед. Вот как об этом говорят в праздничном тропарии:
В день доброй веры люди будут праздновать дневной свет, мы омрачим Бога твоим пришествием, и твой пристальный святой образ сердечной славой покроет нас в честь сиамфоры и благословит всех нас, которых Бог имел дал нам от него
Русский текст:
Сегодня мы, православные, празднуем с радостью, осеняющую, Богородицу, с Твоим пришествием, и, взирая с любовью на Свой чистейший образ, просим Тебя прикрыть нас своей честной пеленой и освободить нас от всякого зла, моля Сына нашему, Христос, Бог наш, для спасения наших душ.
Библиотека русской веры
Канон Покрова Пресвятой Богородицы
Кондак к празднику:
она находится в церкви в течение девственного дня и с лица святых незримо молится Богу за нас. Ангелы поклоняются от святого, а апостолы от пророка радуются. Мы из любви к Богородице, молимся за Христа, Пресвятого Бога.
Русский текст:
Сегодня Богородица находится в храме и вместе с сонмом святых незримо молится Богу за нас. Ангелы поклоняются с епископами, а апостолы радуются с пророками. Потому что за нас молится Богородица Христос, Бог Вечный.
Храмы Покрова Пресвятой Богородицы на Руси
На Руси церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы начали строить еще в XII веке. В 1165 году Андрей Боголюбский построил первую церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы – церковь Покрова на Нерли. Этот белокаменный храм, всемирно известный памятник архитектуры, возведен на искусственном холме между лугом при слиянии рек Нерли и Клязьмы. Весной вода поднимается так высоко, что белокаменный храм располагается на небольшом острове.
Церковь Покрова на Нерли
После взятия Казани на рву был построен Покровский собор, получивший в народе название «Собор Василия Блаженного». Первый временный деревянный Покровский собор был построен осенью 1554 года. Строительство каменного собора длилось шесть лет и было завершено в 1561 году. До постройки колокольни Ивана Великого в 1600 году Покровский собор был самым высоким зданием в Москве.
Собор Сан Базилио иль Беато (Церковь Покрова на рву)
Во имя Покрова Пресвятой Богородицы был освящен Покровский монастырь в Суздале. Основание монастыря относится к 1364 году. Активное каменное строительство монастыря началось в 16 веке. В первой четверти 16 века величественный собор, Святые врата с входом в Благовещенскую церковь, колокольня во имя происхождения честных деревьев Животворящего Креста Господня и некоторые в Покровском монастыре возведены пристройки. К сожалению, Покровский собор не избежал неуместных переделок. В XVIII веке древние своды были перекрыты четырехскатной крышей, которая почти на половину высоты закрывала центральный тамбур. Главка приобрела нелепую форму удлиненных лампочек и вытянутых барабанов. Настенная мебель была сильно повреждена. В 1923 году монастырь был закрыт и разрушен. В 80-е годы в отреставрированных помещениях музейного комплекса разместились гостиничные номера, бары и рестораны. В соборе был концертный зал. Монастырь был возвращен Русской Православной Церкви в 1992 году.
Покровский храм Пресвятой Богородицы Покровского монастыря в Суздале
Во имя Покрова Пресвятой Богородицы был освящен Покровский Зверинский мужской монастырь в Великом Новгороде. Самым старым из сохранившихся построек монастыря является Покровская церковь. Основан в 1335 году новгородским архиепископом Власием. Освящен в 1399 году. В последующие годы храм несколько раз реставрировали и перестраивали. В 1851 году рядом с церковью был похоронен русский писатель, государственный и общественный деятель Иван Матвеевич Муравьев-Апостол. В 1919 году Зверинский монастырь был преобразован в приходскую церковь. В 1920 году приходу грозило закрытие. В январе 1930 г по решению властей деятельность прихода была прервана. Покровский собор вернули верующим только в 1989 году.
Зверинский Покровский монастырь в Великом Новгороде
Во имя Покрова Пресвятой Богородицы в Великом Новгороде освящен храм. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы расположена в западной части Кремля, примыкая к восточному фасаду кремлевских стен и Покровской башни. Первое упоминание в летописях относится к 1305 году. В 1389 году старую церковь разобрали, а на ее месте возвели новый храм. В конце 16 века церковь Покрова была перестроена, так как древняя кладка памятника восходит к этому периоду. В 1692-1693 гг. Храм Покрова был перестроен: изготовлены новые барабаны, выбиты новые окна, сделана двухэтажная южная пристройка. С тех пор Покровская церковь стала одним из главных храмов Кремля и домовой церковью новгородских губернаторов. В конце XVIII века Покровская башня была превращена в тюрьму, а Покровская церковь – в тюремный храм. В 1860-х годах XIX века Покровская башня и церковь были приспособлены под губернский архив. В 1889 году Покровская башня и церковь были преобразованы в хоспис. Церковь сильно пострадала во время Великой Отечественной войны.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Великом Новгороде
Во имя заступничества Пресвятой Богородицы освящен храм Святителя Николая Антониева Краснохолмского монастыря в селе. Слобода Краснохолмского района Тверской области. Церковь была построена между 1590 и 1594 годами. Она была построена на месте трапезной церкви великомученика Деметрия Салоникского. Белый камень для фундамента и известь разбили на Мологе их монастырскими ломами, клиньями с клиньями, которые делали в Устюжине. Церковь была теплой, двухэтажной, длиной около 29 м с полукругом для алтаря, шириной около 13 м и толщиной стен около 180 см. Длина самой церкви с алтарем, где находились божественные богослужения могли проходить, ее было всего около 8 м 64 см. Остальное пространство занимала трапезная, келарская с двумя кладовыми для зерна и подъездом. В 19 веке церковь подверглась некоторой реконструкции. Во второй половине 20-х годов ХХ века Антониев монастырь прекратил свое существование. Монастырь начал разоряться: значительная часть церковных ценностей была конфискована и украдена, книжные и архивные коллекции были разрушены, ценные предметы культа, культуры и быта средневековья и Нового времени были потеряны, очень немногие уцелели. В 1930 году монастырь был закрыт. Храмы и монастырские постройки начали разбирать в конце 1930-х годов. В 1960 году постановлением Совета Министров РСФСР Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь был взят под охрану государства как архитектурный объект. В конце 1960-х годов в Никольском соборе были проведены первые реставрационные работы. В настоящее время храмы и другие постройки монастыря нуждаются в срочном восстановлении.
Руины Краснохолмского Никольского Антониева монастыря в Тверской области. Справа у домов – стены Покровской церкви
Во имя заступничества Пресвятой Богородицы в селе был освящен Лихвинский монастырь. Вид Тульской области. Монастырь был основан по одним источникам в 14 веке, по другим – в 1477 году. Из монастырских записок за 1564 год известно, что в монастыре было две шатровые церкви, одна во имя Зачатия Святой Анны, другой – Покров Пресвятой Богородицы. В мае 1667 г началось строительство каменного соборного храма Покрова Пресвятой Богородицы, который был разрушен и разобран для монастырских нужд. Монастырь был закрыт в 1918 году. Сохранился собор и небольшие фрагменты стен. В 2015 году было принято решение вновь открыть монастырь.
Руины Лихвинского Покровского монастыря в селе. Вид Тульской области
Во имя Покрова Пресвятой Богородицы освящен храм в селе Болотово Псковской области. Каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы XIII века, существовавшая на Знахлицком кладбище в Псковской области, была очень тесной для прихода. В 1898 г к церкви пристроили теплый придел во имя Преображения Господня, а в 1912 г на месте бывшей колокольни построили нартекс и колокольню из кирпича. На шпиле было 4 колокола, самый большой из которых весил около 13 фунтов.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Болотово Псковской области
Во имя Покрова Пресвятой Богородицы освящен храм в селе Сояла Пинежского района Архангельской области. Деревянная церковь была построена в 1605 году и перестроена в 1786-1790 годах после разрушения шатра молнией. Церковь представляет собой восьмиугольник, заканчивающийся занавесом, с прямоугольным алтарем и притвором, покрытым бочками, окруженным галереей-гульбищем. Во время реконструкции ее обшили досками, в 1879 году построили новую деревянную колокольню. Церковь закрыли не позднее 1930-х годов. Впоследствии галереи разобрали, шатер рухнул. Сейчас ведутся работы по сохранению Покровской церкви для последующего восстановления.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Сояла Пинежского района Архангельской области
Во имя Покрова Пресвятой Богородицы освящен храм в Брянске, на Покровской горе. После упразднения, вероятно, в 1500 г самостоятельной Брянской епархии, собор был перенесен из Спасо-Гробовского храма в старинный Покровский храм, расположенный в Брянской крепости. С тех пор его называют Покровским собором. На средства брянского помещика Е.Т. Алымова вместо старой деревянной церкви в 1626 году была построена новая двухэтажная церковь. Нижний храм освящен в честь святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси. Верхний летний храм освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1798 году Преображенская церковь Поликарповского монастыря стала собором города, а Покровский собор – приходской церковью, которая с 1876 года была закреплена за Преображенским собором. В 1896 году епархиальные власти передали храм 144-му Каширскому пехотному полку, и полковые священники совершали в нем богослужения. В апреле 1919 года военный храм бывшего Каширского полка закрыли и передали под школу. После закрытия здание храма несколько раз перестраивалось и адаптировалось под нужды государственных учреждений. Головной убор и колокольня были снесены. Богослужения в храме возобновились 24 мая 1991 года.
Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы в Брянске, на Покровской горе
Во имя Покрова Пресвятой Богородицы освящен храм в Москве, в Медведкове. После изгнания поляков из Москвы князь Д.М. Пожарский в 1620 году построил деревянную Покровскую церковь в своем родовом имении Медведково. Шатровый каменный храм был построен князем Пожарским в 1634–1635 годах. Храм построен очень высоко, его основание имеет четырехугольную форму и окружено арочными галереями. Выше четырехугольник, над ним восьмиугольник, заканчивающийся занавесом, окруженный небольшими луковичными куполами по углам четырехугольника и над алтарем. Ряды маленьких кокошников дважды опоясывают основание восьмиугольника и основание шатра, что придает всему храму особую гармонию и гармонию. Храм не был закрыт в советское время и сохранил убранство, святыни и колокола. Сейчас службы проходят в верхнем храме.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Москве, в Медведково
Во имя Покрова Пресвятой Богородицы освящен храм в Москве, в Покровском-Стрешнево. Церковь построена в 1629 году. С этого момента начинается история села Покровское. По переписи 1646 г здесь 8 крестьянских семей. По другим данным, изначально церковь Покрова была деревянной, каменная церковь была построена позже, в 1646 году. Церковь несколько раз перестраивалась, отражая своим внешним видом доминирующие архитектурные тенденции разных эпох. В середине 18 века он был наделен пышными чертами барокко и пристроен трапезной. А с 1822 года храм перестроили в стиле ампир. В 1896 году он приобрел эклектичный вид. Колокольня построена в 1770 году. Ограда с парадным входом и угловыми башнями построена в конце 18 века. В 30-х годах ХХ века церковь закрыли, колокольня церкви была частично разрушена. Богослужения в Покровском храме возобновились в 1994 году.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском-Стрешнево в Москве
Во имя Покрова Пресвятой Богородицы освящен храм в Москве, в Рубцове. Церковь восходит к 1618 году. Храм был дворцовым, с 1761 года стал приходской церковью. У храма есть цоколь, на сводах открыт проход. В 1787 году на месте бывшей колокольни была построена нынешняя колокольня, открытые аркады преобразованы в закрытые трапезные боковых алтарей, нижние арки размещены под портиком. В храме образовалась епархиальная община сестер милосердия. В общине были приют, аптека, поликлиника, дом престарелых, курсы фельдшеров и школа по разведению шелкопряда. В 1934 году храм был закрыт, разграблен, храмовое кладбище разрушено, высокая каменная ограда с воротами разрушена. Строительство храма было перенесено в Метрострой для электроцехов. Когда-то он использовался как жилище. В 1961-1962 годах в храме велась реставрация. В 1992 году храм был возвращен церкви. В настоящее время этой же веры принадлежит Покровская церковь. С 3 июля 2009 года в храме действует Патриарший центр древнерусской литургической традиции.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове, Москва
Во имя заступничества Пресвятой Богородицы освящена церковь Авраамьево-Городецкого монастыря в селе. Ножкино Костромской области. Покровский собор – первое каменное здание Авраамьево-Городецкого монастыря и самое старое из сохранившихся построек. Он был заложен в Смутный период в 1608 году и был завершен 23 года спустя. Освящение собора состоялось в 1632 году. Собор представлял собой четырехугольную одноэтажную пятиглавую церковь с трапезной. Он служил летней церковью, а зимой службы проходили в теплой церкви в честь Рождества Христова, возведенной вскоре после этого (примерно в середине 17 века) и разобранной в 19 веке. В советское время Покровский собор был сильно поврежден, здесь располагалась тракторная станция, стояли тракторы. Сейчас Покровский собор отреставрирован.
Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы Авраамьево-Городецкого монастыря в селе. Ножкино Костромской области
Старообрядческие храмы Покрова Пресвятой Богородицы
Большинство храмов в России освящено в честь праздников Богородицы, эта традиция сохранилась даже у старообрядцев. Особенно много храмов освятили старообрядцы во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Видимо, это связано с тем, что первым храмом, построенным после раскола на Ветке, был Покровский.
Главный храм Русской Православной Церкви старообрядцев – Покровский собор на Рогожском кладбище, построенный в 1790-1792 годах по проекту архитектора М.Ф. Казакова. Первоначально он был спроектирован для строительства пятиглавого храма в стиле классицизма. Но его внушительные размеры могли затмить Успенский собор Московского Кремля, поэтому по распоряжению императрицы Екатерины II проект был скорректирован: оставлена одна из пяти глав, убрана апсида алтаря и увеличена высота здания понижен. В результате этих изменений внутренняя часть храма кажется больше, чем внешняя. До реставрации Храм Христа Спасителя был самым большим храмом Москвы.
Покровский собор Русской православной старообрядческой церкви на Рогожском кладбище
Помимо соборов, и во многих приходских церквях сегодня это престольный праздник: в общинах Русской Православной Церкви старообрядцев в городах Сан другие города и села России, Украины, Казахстана, Молдовы, Румынии, Болгарии и Канада.
Церковь РПСТ во имя Покрова Пресвятой Богородицы, Миасс, Челябинская область
Церковь РПСТ во имя Покрова Пресвятой Богородицы, с. Стрельниково, Костромская обл
Во имя Покрова Пресвятой Богородицы освящен и собор другого древнего единения верующих – Древнерусской Православной Церкви. Храм был построен в 1908-1910 годах при согласии белокриницкой общины. В советские годы он был закрыт, передан в 1990 году общине Древнерусской православной церкви.
Покровский собор древнерусской православной церкви (метро Павелецкая)
Кроме того, Покров – храмовый праздник общин древнерусской православной церкви в городах Самара и Белгород, в селах Новый Загань и Бичуры в Республике Бурятия.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (ДРК), с. Новый Заган (Бурятия)
Сегодня престольный праздник в поморской общине церкви на улице Токмакова в Москве и во многих приходах России, Беларуси, Молдовы, Украины и стран Балтии. В Соединенных Штатах храмовый фестиваль отмечается одновременно белыми и поморскими общинами в Вудберне, штат Орегон).
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (DOC). Белгород
Покров Пресвятой Богородицы. Иконы
Иконография Покрова основана на Житии Андрея, Христа из любви к безумному святому, которое описывает явление Покрова Богородицы. Древнейшие изображения праздника Покрова XIV века на Руси. Есть две основные иконографические традиции Покрова: «Суздальская» и «Новгородская». На некоторых иконах перед церковью изображена Богородица, сама возлагающая вину на молящихся.
Защита Богородицы. Фреска из Ферапонтова монастыря. Дионисий, 1502 г
Покров Богородицы, первая половина XVI века. Собрание Вологодского музея-заповедника. В точности повторяет икону церкви Зачатия Покровского монастыря в Суздале
На других иконах Богородица изображена стоящей внутри храма и молящейся с другими людьми, а гомофора поддерживают ангелы.
Покров Пресвятой Богородицы. Около 1399 г. Новгород
В конце 15 века эти две иконографические традиции начали сливаться.
«Покров Богородицы» из Воскресенского Горицкого монастыря. XVI век
Покров Богородицы штампами. XVI век. Устюженский краеведческий музей
Покрова Пресвятой Богородицы / Современная старообрядческая икона. Борисовская лаборатория в Коломне
Народные традиции праздника Покрова Богородицы
В народной традиции время свадеб начиналось с Покрова: после сбора урожая, когда основные работы на полях заканчивались, оставалось достаточно времени и еды для угощения. Поэтому праздник Покрова считается покровительницей свадеб, и он был подобен застолью девушки. В тот день подружки невесты старались в обязательном порядке пойти на службу, зажечь свечу перед изображением Покрова Богородицы, и была уверенность, что девушка, которая первая зажгла свечу, раньше выйдет замуж другие.
Отсюда популярная поговорка: «Праздник покрова, покрой землю снегом, а мою голову короной». С тех пор девушки устраивают вечерние встречи с поделками.
Также считалось, что с этого момента началась зима, выпал первый снег, покрывший землю. Начали топить печи, конопатить хижины, «кормить» скот на зиму. В этот день последний пучок последней полосы отдавали скоту, которого называли «жнецом». Во время сбора хлеба этот сноп обязательно съедали всей семьей, а затем ставили в переднем углу избы до заступничества. В этот день ее кормили скотом, тем самым надеясь уберечь ее от недостатка зимней пищи и всех бед, которые могли подстерегать их в самое тяжелое и суровое время года.