Пасха Христова: история и традиции главного праздника года

Пасха Христова: история и традиции праздникаРусская вера и русские традиции: старообрядчество и староверы вчера и сегодня

Праздник праздников и празднование торжеств, Светлое Воскресенье Христово — Святая Христова Пасха

Пасха

Пасха в 2021 году — 2 мая!

Воскресение Христово (Пасха) — важнейший христианский праздник, установленный в память о Воскресении Иисуса Христа из мертвых. Устав церковной службы зависит от даты Пасхи (с этого дня начинается отсчет «столпов» осмоглаша), а также от окончания самого продолжительного и самого сурового Великого поста (прерывания поста) и многих других православных праздников. Даже для людей, далеких от религии, святая Пасха ассоциируется с торжественным ночным праздником, крестным ходом и куличами, крашеными яйцами и колокольным звоном. А в чем духовное значение праздника Пасхи и каковы его традиции? — Об этом в статье ниже.Пасха Христова. Сколько дней празднуется?

Пасха — самый главный и торжественный христианский праздник. Он проходит каждый год в разное время и является частью мобильных праздников. Другие переносные праздники зависят от Пасхи, например: Вербное воскресенье, Вознесение Господне, Праздник Святой Троицы (Пятидесятница) и другие. Празднование Пасхи самое продолжительное: 40 дней верующие приветствуют друг друга словами «Христос воскресе!» — «Фактически он воскрес!» День светлого воскресения Христа для христиан — это время особого праздника и духовной радости, когда верующие собираются на службы, чтобы прославить воскресшего Христа, и вся пасхальная неделя празднуется «как один день». Церковная служба в течение недели практически полностью повторяет пасхальную вечернюю службу.

Событие праздника Пасхи: отрывок из Евангелия

Христианский праздник Пасхи — это торжественное напоминание о Воскресении Господа на третий день после Его страданий и смерти. Сам момент Воскресения не описан в Евангелии, потому что никто не видел, как это произошло. Снятие с креста и погребение Господа произошло в пятницу вечером. Поскольку суббота была для евреев днем ​​отдыха, только через день, на заре этого дня, женщины, сопровождавшие Господа, и ученики из Галилеи, которые были свидетелями Его страданий и смерти, пришли к Гробу Господнему, который мы сейчас называем воскресенье. Они несли ладан, который, по обычаю того времени, возливали на тело умершего.

После субботы, на рассвете первого дня недели, Мария Магдалина и другая Мария пришли посмотреть гробницу. И вот, произошло сильное землетрясение, ибо Ангел Господень, спустившийся с неба, пришел, откатил камень от входа в гробницу и сел на него; его внешний вид был подобен молнии, а его одежды были белы, как снег; боясь его, стражники испугались и упали, как мертвые; И ангел, обращаясь к женщинам, сказал: не бойтесь, потому что я знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его здесь нет — Он воскрес, как он сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, и скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и идет впереди вас в Галилею; там вы это увидите. Вот, я тебе сказал.

И, поспешно выбравшись из гроба, они со страхом и большой радостью побежали предупредить его учеников. Когда они пошли рассказать своим ученикам, и вот, Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они подошли, схватили его за ноги и поклонились ему. Тогда Иисус говорит им: не бойтесь; пойди, скажи братьям моим идти в Галилею, и там они меня увидят »(Матфея 28: 1-10).

Библиотека русской веры
Описание Иисуса Христа историком I века Иосифом Флавием. Коллекция анналов лица (История мира, книга 5)

Празднование Пасхи в истории. Почему воскресенье называется воскресеньем?

Современное название дня недели также происходит от христианского праздника Пасхи: воскресенье. Каждое воскресенье недели в течение года христиане особенно празднуют молитву и проводят торжественные мероприятия в храме. Воскресенье еще называют «Маленькой Пасхой». Воскресенье названо воскресеньем в честь воскресшего Христа на третий день после распятия Иисуса. И хотя христиане вспоминают воскресение Господне еженедельно, особенно торжественно это событие отмечается раз в году — в пасхальные праздники.

В первые века христианства было разделение на крестную пасху и пасхальное воскресенье. Ссылки на это содержатся в трудах ранних отцов церкви: Послание святого Иринея Лионского (ок. 130-202) римскому епископу Виктору, «Пасхальное слово» святого Мелитона Сардского (начало II века). — ок. 190), работы Сан-Клементе Александрийского (ок. 150 — ок. 215) и Ипполито дель Папа (ок. 170 — ок. 235). Крестная Пасха — память о страданиях и смерти Спасителя праздновалась особым постом и совпадала с Пасхой в память о распятии Господа в этот ветхозаветный праздник. Ранние христиане строго молились и постились до пасхального воскресенья, радостного воспоминания о воскресении Христа.

В настоящее время в Пасхе нет разделения на крест и воскресенье, хотя содержание литургического правила сохранилось: суровые и траурные службы Большой четверки, пяток и суббот завершаются радостным и ликующим пасхальным богослужением. Фактически, сама пасхальная вечерняя служба начинается с унылой полуночной канцелярии, в которой читается канон Великой субботы. В это время в центре церкви все еще стоит кафедра с Плащаницей, вышитой или расписной иконой, изображающей положение Господа в гробнице.

Какого числа Пасха у православных?

Первые христианские общины праздновали Пасху в разное время. Одни вместе с евреями, как пишет блаженный Иероним, другие — в первое воскресенье после евреев, так как Христос был распят в день Пасхи и воскрес утром после субботы. Постепенно разница в пасхальных традициях поместных Церквей становилась все более очевидной, возник так называемый «пасхальный спор» между христианскими общинами Востока и Запада и возникла угроза единству Церкви. На Первом Вселенском Соборе, созванном императором Константином в 325 году в Никее, обсуждался вопрос об общем праздновании Пасхи. По словам церковного историка Евсевия Кесарийского, все епископы не только приняли Символ веры, но и согласились отпраздновать Пасху для всех в один день:

Для единодушного исповедания Веры спасительный праздник Пасхи должен был отмечаться всеми одновременно. Поэтому было принято общее решение, которое было утверждено за подписью каждого из присутствующих. Закончив с этим, Василевс (Константин Великий) сказал, что теперь он одержал вторую победу над врагом Церкви и, следовательно, устроил победный пир, посвященный Богу.

С этого момента все поместные Церкви стали праздновать Пасху в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия. Если это воскресенье является еврейской Пасхой, христиане переносят празднование на следующее воскресенье, так как даже в правилах Святых Апостолов, согласно 7-му канону, христианам запрещено праздновать Пасху вместе с евреями.

Как рассчитать дату Пасхи?

Чтобы рассчитать Пасху, нужно знать не только солнечный (равноденствие), но и лунный календарь (полнолуние). Поскольку в то время в Египте жили лучшие знатоки лунного и солнечного календаря, честь исчисления Православной Пасхи досталась епископу Александрии. Он должен был ежегодно информировать все поместные церкви в пасхальное воскресенье. Со временем Пасхалия создавалась на 532 года. Он основан на периодичности юлианского календаря, в котором календарные показатели для расчета Пасхи — круг Солнца (28 лет) и круг Луны (19 лет) — повторяются через 532 года. Этот период называют «великим индикатором». Начало первого «великого указания» совпадает с началом эры «от сотворения мира». Текущее 15-е Великое Указание началось в 1941 году. В России пасхальные скрижали были включены в литургические книги, например, в последующую Псалтирь. Известны также несколько рукописей 17-17 веков под названием «Великий мирный круг». В них есть не только Пасхалия за 532 года, но и таблицы для ручного расчета даты Пасхи, так называемой Пасхи пяти пальцев или «Дамаскинской руки».

Рука Дамаскина из рукописи Великого Тихоокеанского Круга

Рука Дамаскина из рукописи Великого Тихоокеанского Круга

Стоит отметить, что у старообрядцев до сих пор сохраняются знания о том, как вычислить дату Пасхи, любой переносной праздник вручную, умение определять, на какой день недели выпадает тот или иной праздник, продолжительность поста Петра и другую важную информацию необходим для совершения богослужения.

Православная пасхальная служба

В Страстную неделю, предшествующую Пасхе, каждую из которых называют Великой, православные христиане совершают службы и вспоминают Страсти Христовы, последние дни земной жизни Спасителя, Его страдания, распятие, крестную смерть, погребение, сошествие в ад и воскресение. Для христиан это особо почитаемая неделя, время особо строгого поста, подготовки к главному христианскому празднику.

Перед началом праздничной службы в храме читаются Деяния апостолов. Пасхальная служба, как и в древности, проходит в ночное время. Служба начинается за два часа до полуночи с воскресной полуночной канцелярии, во время которой читается канон Великой субботы «На морской волне». Девятый канон канона, когда поется ирмос «Не плачь надо мною, Мати», после курения Плащаницу приносят к алтарю. Староверы-безпоповцы после третьего канона канона и седана прочитали слово Епифания Кипрского «Что такое тишина».

После полуночного офиса начинается подготовка к шествию. Священники в сияющих одеждах, с крестом, Евангелием и иконами выходят из храма, за ними молятся при зажженных свечах; трижды обходят храм, вставая (на солнце, по часовой стрелке), поют стихиры: «Воскресение Твое, Христос Спаситель, ангелы поют на небесах, и на земле хвалим чистые сердца». Эта процессия напоминает процессию мироносиц глубоким утром к могиле, чтобы помазать Тело Иисуса Христа. Крестный ход останавливается у западных дверей, иногда закрытых: это все еще напоминает мироносцам, получившим первую весть о воскресении Господа у дверей гробницы. «Кто откатит нам камень из могилы?» — недоумевают они.

Крестный ход на Пасху

Крестный ход на Пасху среди старообрядцев

Священник, бросив иконы и присутствующих, начинает светлое утро восклицанием: «Слава святым единосущная и животворная и неделимая Троица». Храм освещен множеством светильников. Духовенство и духовенство трижды поют тропарий во время застолья:

Xrt0s воскрес и3 из мертвых, к смерти шага 2 и 3 к могиле даров

После этого тропарь многократно повторяет певцов, когда священник произносит стихи: «Да воскреснет Бог» и другие. Затем священник с крестом в руке, изображающий Ангела, откатившего камень от дверей гробницы, открывает закрытые двери храма и все верующие входят в храм. Кроме того, после Великой ектении пасхальный канон исполняется с торжественной и ликующей мелодией: «День Воскресения», составленной святым Иоанном Дамаском. Тропари пасхального канона не читаются, а поются с припевом: «Христос воскрес из мертвых». Во время пения канона священник, держа в руках крест, на каждой песне благовоняет святые иконы и народ, приветствуя их радостным возгласом: «Христос воскресе». Народ отвечает: «На самом деле он воскрес». Неоднократное явление священника с ладаном и приветствие «Христос воскресе» изображают неоднократные явления Господа ученикам и их радость при виде Его.После каждой песни читается небольшая ектения. В конце канона поется утреннее светило:

Pl0tyu ўsnyv ћkw умерли, tsR и 3 dd, три дня в неделю, и 3 я поставил 1r и 3z8 тлей2, и 3 ў, чтобы отпраздновать 1 смерть. Бессмертная страсть, спасение мира.

(Перевод: Царь и Господь! Заснув во плоти, как мертвые, ты воскрес три дня назад, воскресив Адама от разрушения и уничтожив смерть; Ты — Пасха бессмертия, спасение мира).

Затем читаются хвалебные псалмы и поются хвалебные стихи. К ним присоединяются стихиры Пасхи с припевом: «Да восстанет и возвышается Бог, чтобы помешать Ему». После этого, пока они поют тропарь «Христос воскрес», верующие обмениваются братским поцелуем, то есть «Христос», с радостным приветствием: «Христос воскрес» — «Воистину воскрес». После пения пасхальных стихиров читаем слова св. Иоанна Златоуста: «Кто благочестив и боголюбив». Затем произносятся ектении и следует прощание утрени, которую священник совершает с крестом в руке, восклицая: «Христос воскресе». Затем поются пасхальные часы, состоящие из пасхальных гимнов. В конце пасхальных часов совершается пасхальная литургия. В пасхальной литургии вместо Трисвящения: «Елицы крестятся во Христа, во Христа облекаются. Аллилуиа ». Апостол читается из Деяний св. Апостолов (Деяния 1, 1-8), Евангелие читается Иоанном (1, 1-17), который говорит о воплощении Сына Божьего Иисуса Христа, в Евангелии называется «Слово». В некоторых приходах священников-старообрядцев существует интересный обычай: во время пасхальной литургии несколько священников читают Евангелие одновременно и даже на нескольких языках (повторяя каждый стих Евангелие несколько раз)., В некоторых липовских приходах читают на церковнославянском и румынском языках, в России — на церковнославянском и греческом. Некоторые прихожане Покровского собора в Рогожском вспоминают, что владыка Геронтий (Лакомкин) читал на Пасху Евангелие по-гречески.

Отличительная черта пасхального богослужения: все поется. Храмы в это время зажигаются свечами, которые верующие держат в руках и ставят перед иконами. Благословение после литургии «причесано», то есть сыр, мясо и яйца, верующим разрешается поститься.

Вечером празднуется Пасхальная вечерня. Его особенность в следующем. Настоятель носит все священные одежды и после вечернего входа с Евангелием читает на престоле Евангелие, в котором рассказывается о вечернем явлении Господа Иисуса Христа апостолам в день его воскресения из мертвых (Иоанна XX, стр. 19-23). Богослужение в первый день святой Пасхи повторяется на протяжении пасхальной недели, за исключением чтения Евангелия на вечерне. За 40 дней до праздника Вознесения Господня во время службы поются тропари, стихиры и пасхальные каноны. Молитва Святому Духу: «Царя Небесного» не читают и не поют перед праздником Святой Троицы.

Кондак к празднику:

еще e3 in0 гроб снизу бессмертен, но уничтожить widow1 в силу e3 воскресил ћkw завоеватель xrtE b9e жен mmrwn0sitsam joyfull, и 3 их мир подарков 1m ґpclwmA, и 4 упавших в воскресенье.

(Перевод: Хотя Ты, Бессмертный, сошел в могилу, но разрушил силу ада и, как Победитель, воскресни, Христос Бог, мироносным женам, говоря: «Возрадуйтесь», апостолы, дайте воскресение упал).

Во входящем и исходящем поклонах вместо «Достоин вкусного» (до пасхального дара) читаем ирмос девятого канона пасхального канона:

Sveti1cz sveti1cz n0vyi їєrlie1me, с помощью дополнительных gDнz о вас от S. Liky nn7e и3 merry1cz siHne, thctaz beautiful btsde, њ vstanii rzhctvA thyegw2 (поклониться земле).

(Перевод: озари, озари (радостью) новый Иерусалим; ибо над тобой сияла слава Господня; торжествуй ныне и радуйся Сион; и ты, Матерь Божия, радуйся в воскресении Того, Кто родился от тебя).

К сожалению, далеко не все люди могут сегодня войти в старообрядческий храм на пасхальную службу. Во многих регионах нет старообрядческих церквей, в других они настолько отдалены, что добраться до них крайне сложно. Поэтому в разделе «Библиотека» продолжается Пасхальное богослужение по двум Уставам. В пасхальную службу по сокращенному Правилу впоследствии входят Светлая утреня, Пасхальный канон, Пасхальные часы, Обедница (гражданским письмом). Мы также предлагаем подробный светский обряд пасхального богослужения (на церковнославянском языке в формате pdf), который широко используется в общинах без попсы из-за отсутствия священства.

Традиции празднования Пасхи у старообрядцев

У старообрядцев всех договоренностей — и священников, и безпоповцев — много общих традиций празднования Воскресения Христова. Свою пасхальную беседу старообрядцы начинают с семейной трапезы после богослужения. Во многих общинах также проводится обычная трапеза в церкви, на которую собирается много верующих. В день Воскресения Христова на стол ставятся особые блюда, которые готовятся только один раз в год: кулич, пасхальная рикотта, крашеные яйца. Помимо пасхальных деликатесов здесь готовят множество традиционных русских деликатесов. В начале пасхальной трапезы принято употреблять освященную в храме пищу, затем все остальные блюда.

Праздничные обеды готовятся один раз в год

Пасхальные праздничные блюда готовятся один раз в год

На Пасху принято крестить — поздравлять друг друга с великим праздником и обмениваться крашеными яйцами, как символ жизни, целуя трижды. Подробнее о пасхальных поцелуях читайте в комментариях. Иван Курбацкий «Как правильно Христос: раз или три поцеловать?»

Пасхальные поцелуи в России

Пасхальные поцелуи в России

Красное яйцо с луковой шкуркой раньше называлось окрашенным яйцом, крашенное яйцо — писанкой, а деревянные пасхальные яйца — яйцами. Красное яйцо означает возрождение людей от крови Христа.

Кулич и яйца. Пасхальные яйца красного цвета как символ возрождения

Кулич и яйца. Пасхальные яйца красного цвета как символ возрождения

Другие цвета и узоры, используемые для раскраски яиц, являются нововведением, которое не приветствуется во многих всплывающих сообществах, равно как и тепловые наклейки с изображением лица Христа, Богородицы, изображений храмов и надписей. Весь этот «принт» обычно широко представлен на прилавках магазинов в предпасхальные недели, но мало кто задумывается о дальнейшей судьбе таких термоклеевых наклеек — после того, как они будут очищены от пасхального яйца вместе с изображением Иисуса Христа или Богородица, отправляется прямо в помойку.

Термонаклейки на пасхальные яйца с изображением Христа Богородицы. Такие наклейки НЕ приветствуются православными христианами, потому что после очистки от пасхальных яиц вместе с изображением Иисуса Христа или Богородицы они отправляются напрямую в корзину, что недопустимо

Термонаклейки на пасхальные яйца с изображением Христа Богородицы. Такие наклейки НЕ приветствуются православными христианами, потому что после очистки от пасхальных яиц вместе с изображением Иисуса Христа или Богородицы они отправляются напрямую в корзину, что недопустимо

В рамках мероприятий без поп-музыки есть ряд отличий в праздновании Пасхи. Следовательно, в некоторых безпопских общинах Сибири куличи вообще не готовят и, следовательно, не освящают, считая это еврейским обычаем. В других общинах нет смены одежды, смены темной одежды и шарфов на светлую одежду; прихожане остаются в той же христианской одежде, в которой пришли на службу. Общим в пасхальных традициях старообрядцев всех договоренностей, конечно же, является их отношение к работе в светлую неделю. Накануне государственного праздника или воскресенья христиане работают только до середины дня перед праздником, а старообрядцам очень жаль работать всю неделю Пасхи. Это время духовной радости, время торжественной молитвы и прославления воскресшего Христа. В отличие от старообрядческих священников, в некоторых аккордах Безпопова нет обычаев для наставника ходить по домам прихожан с христианством, однако любой прихожанин непременно может пригласить наставника для пения, если он того пожелает. Пасхальные стихиры и застолье.

Праздник Светлой Пасхи — самый любимый праздник с детства, он всегда радостный, а главное — теплый и торжественный! Прежде всего, это приносит много радости детям, и каждый верующий старается подать пасхальное яйцо, торт или сладости, особенно ребенку.

Яйцо катание - пасхальное развлечение для самых маленьких

Катание яиц — старинные русские пасхальные забавы для детей

Во время Яркой недели в некоторых всплывающих сообществах все еще есть древние развлечения для детей, к которым даже взрослые присоединяются с нескрываемой радостью: катать крашеные (неосвященные) яйца. Суть игры заключается в следующем: каждый игрок катит свое яйцо по специальной деревянной дорожке — горке, и если скатанное яйцо попадает в чужое яйцо, игрок забирает его себе в награду. Сувениры обычно размещают недалеко от карниза. Раньше такие соревнования могли длиться несколько часов! А «счастливчики» вернулись домой с богатым «урожаем» яиц.
Катание яиц на Пасху в молитвенном доме старообрядца Москвинской DOCL

Ламинирование яиц на Пасху в старом молитвенном доме москвинских верующих (ДПКЛ)

Для всех старообрядцев, независимо от согласия, Пасха — праздник праздников и торжество торжеств, это победа добра над злом, света над тьмой, это великое торжество, ангелы и архангелы — один вечный праздник, бессмертная жизнь для всего мира вечное небесное блаженство для мужчин. Искупительная жертва Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, кровь, пролитая Им на Чтимом Кресте, освободила человека от страшной силы греха и смерти. Пусть воспетая в праздничных песнях «Новая святая Пасха, Таинственная Пасха» продолжается в наших сердцах все дни нашей жизни!

Воскресение Христово. Иконы

В иконографии старообрядцев нет отдельной иконы Воскресения Христова, потому что момент воскресения Иисуса не видели не только люди, но и ангелы. Это подчеркивает непостижимость тайны Христа. Привычный образ Христа в белых одеждах, выходящего из гроба со знаменем в руке, — это более поздняя католическая версия, появившаяся в церквях Русской Православной Церкви только в период после Петра Великого.

В православной иконографии икона Воскресения Христова, как правило, изображает момент сошествия Спасителя в ад и исход душ ветхозаветных праведников из ада. Кроме того, иногда изображается воскресший в сиянии Христос, ангел, проповедующий Евангелие женщинам, несущим смирну и другие предметы, связанные с воскресением. Сюжет «Воскресение Христа — Сошествие во ад» — один из самых распространенных иконографических сюжетов.

Пасха

Воскресение Христа — Сошествие в ад. Россия, 19 век

Общая идея пасхального образа Христа в аду созвучна теме Исхода народа Израиля из Египта. Как когда-то Моисей освободил евреев из рабства, так и Христос приходит в подземный мир и освобождает души, томящиеся там. И это не только освобождает их, но и переводит в царство Истины и Света.

Сошествие в ад. Средиземноморье, сер. XVI век

Сошествие в ад. Средиземноморье, сер. XVI век

Икона сошествие в ад. Андрей Рублев, 1408-1410

Сошествие в ад. Андрей Рублев, 1408-1410

Пасха

Дионисий. Икона «Сошествие во ад» (конец 15 века, Русский музей).

Воскресение страстями Господними. Великий Устюг, 16 век.

Воскресение страстями Господними. Великий Устюг, 16 век.

Воскресение Христа и сошествие в ад. Палехские буквы, с. XVIII век

Воскресение Христа и сошествие в ад. Палехские буквы, с. XVIII век

Пасха

Воскресение и сошествие в ад со страстью и праздниками. Девятнадцатый век. Музей истории религии, Санкт-Петербург

Храмы Воскресения Христова

Самый известный храм Воскресения Христова — Храм Гроба Господня (Иерусалимский храм Воскресения Христова).

Иерусалимская церковь Воскресения Христова. 325-326

Иерусалимская церковь Воскресения Христова. 325-326

Храмы Воскресения Христова на Руси были построены во имя Воскресения Слова, или Обновления, то есть освящения после реставрации Храма Гроба Господня, осуществленного в 355 году при правлении Св. Константина. Великий, равный апостолам.

В Москве сохранилось несколько храмов в честь этого праздника, одна из них — церковь Воскресения Слова на Успенской Вражке. Первое упоминание о храме относится к 1548 году. Это была деревянная церковь, которая сгорела во время большого пожара в Москве 10 апреля 1629 года. Существующий каменный храм был построен на его месте в 1634 году. В течение почти двух столетий храм оставался неизменным; в 1816-1820 гг были перестроены трапезная и колокольня.

Церковь Воскресения Божьего Успения Пресвятой Богородицы Вражка (РПЦ) летать

Церковь Воскресения Божьего Успения Пресвятой Богородицы Вражка (РПЦ) летать

Один из старейших храмов Коломны освящен в честь Воскресения Слова. 18 января 1366 года в этом храме венчались святой верующий князь Дмитрий Донской и святая княгиня Евдокия (в монашестве Евфросиния) Московская. Храм несколько раз перестраивался. В 90-е гг возвращен приходу Успенского собора Русской православной церкви.

Церковь Воскресения Слова (РПЦ). Коломна

Церковь Воскресения Слова (РПЦ). Коломна

Во времена Золотой Орды в Коломенском Посаде был воздвигнут храм во имя святителя Николая «Мокрого», упомянутого в писцах 1577–1578 годов. В начале 18 века на его месте был построен храм с высоким алтарем в честь Воскресения Слова и приделом в честь святителя Николая Чудотворца. В начале 1990-х годов этот один из старейших и красивейших храмов города Коломны был передан администрацией старообрядческой Русской православной церковной общине. Главный праздник храма сейчас отмечается 19 декабря в честь св. Николая «зимы», и в народе этот храм до сих пор известен многим как храм Воскресения Христова.

Церковь Святого Николая РПЦ в Коломне

Церковь Святого Николая РПЦ в Коломне

Старообрядческие храмы Воскресения Христова

Знаменитая Рогожская колокольня была освящена 18 августа 1913 года во имя Воскресения Христова, после того как эта церковь была возведена на средства благотворителей в честь дара свободы вероисповедания старообрядцам. После того, как храм был осквернен во время гонений атеистов, его пришлось заново освятить. В 1949 году он был освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы, так как древний антимис во имя Воскресения Христова исчез, но в Рогожском антимис сохранился, освященный во имя Успения Богородицы. Бог.Храм оставался на этом месте до 31 января 2014 года. В конце 1990-х годов начали изучаться предложения по восстановлению храму его исторического названия. После того, как храм был перестроен и отремонтирован в 2012 году, его пришлось заново освятить. Инициативу о повторном освящении храма его историческим названием поддержал предстоятель Русской Православной Церкви старообрядцев митрополит Корнилий (Титов) в соборе, освященном в 2014 году. 1 февраля 2015 года в Рогожской слободе состоялось освящение храма башня Рогожского кладбища во имя Воскресения Христова. Таким образом, ему было возвращено его историческое имя.

Колокольня церкви Воскресения Христова. RPC

Колокольня церкви Воскресения Христова. RPC

Старой Православной церкви Померании принадлежит действующий храм Воскресения Христова и Покрова Богородицы в Токмаковом переулке (Москва). Это первая старообрядческая церковь поморской общины (2-я московская община поморского брачного консенсуса), возведенная после манифеста религиозной толерантности 1905 года в Москве. История этого храма очень многострадальна. Сейчас реставрация храма ведется за счет членов общины, пока идут службы.

Церковь Воскресения Христова и Покрова Богородицы в Токмаковском переулке (Москва). WPC

Церковь Воскресения Христова и Покрова Богородицы в Токмаковском переулке (Москва). WPC

Также в Литве, в городе Висагинас, действует Церковь Воскресения Христова Древней Православной Церкви Померании.

Христианская Пасха и Песах у иудеев (Еврейская Пасха)

В 2021 году православные христиане отмечают Пасху 2 мая, а еврейский праздник Пасха (Пасха) в этом году — с 27 марта по 4 апреля. Таким образом, многие внимательные христиане задаются вопросом: «Почему в 2017 году православные празднуют Пасху вместе с евреями?» Этот вопрос исходит из 7-го Канона Апостолов, который буквально читается так:

Если кто-либо, епископ, пресвитер или диакон, отмечает священный день Пасхи перед весенним равноденствием с иудеями, он должен быть исключен из священного чина.

Получается, что предположительно все православные христиане нарушат 7-й апостольский канон в этом году? Когда в 2017 году православные христиане, католики и евреи отмечают Пасху в один день, в сознании некоторых христиан образуется целый «экуменический клубок». Как быть?

Чтобы решить эту проблему, необходимо знать, что дебаты об исчислении дня Пасхи в Православной Церкви, по сути, закончились утверждением Православной Пасхи на Первом Вселенском Соборе. Пасхальные таблицы позволяют рассчитать день пасхального календаря, то есть не глядя на небо, а используя календарные таблицы, которые циклически повторяются каждые 532 года. Эти таблицы были составлены таким образом, чтобы Пасха соответствовала двум апостольским правилам Пасхи:

  • Празднование Пасхи после первого весеннего полнолуния (то есть после первого полнолуния после весеннего равноденствия);
  • не празднуйте Пасху с евреями.

Поскольку эти два правила не определяют день Пасхи однозначно, были добавлены два других вспомогательных правила, которые вместе с (основными) апостольскими правилами позволили однозначно определить Пасху и составить таблицы православного пасхального календаря. Вспомогательные правила не так важны, как апостольские и к тому же одно из них со временем стало нарушаться, так как установленный на Пасху календарный метод расчета первого весеннего полнолуния давал небольшую погрешность — 1 день в 300 лет. Это было отмечено и подробно обсуждено, например, в «Собрании святоотеческих правил» Мэтью Властара. Однако, поскольку эта ошибка не повлияла на соблюдение апостольских правил, а только усилила их, слегка опередив день празднования Пасхи по календарным датам, Православная Церковь решила не изменять Пасху, утвержденную отцами Вселенский собор. В католической церкви в 1582 году Пасха была изменена таким образом, что вспомогательное правило, утратившее силу, начало снова выполняться, но стало нарушать апостольское правило не праздновать с евреями. В результате православная и католическая Пасха со временем разошлись, хотя иногда они могут совпадать.

Если мы соблюдаем два апостольских канона, перечисленных выше, поразительно, что один из них — о несоблюдении с евреями — не подтвержден строго и требует толкования. Дело в том, что празднование Пасхи длится 7 дней. На самом деле православная Пасха тоже празднуется 7 дней, в течение всей Светлой недели. Возникает вопрос: что значит «не праздновать с евреями»? Не допускаете ли совпадения светлого Воскресения с первым днем ​​еврейской Пасхи? Или нам следует подойти более строго и не допускать навязывания Светлого Воскресения ни на один из 7 дней еврейского праздника?

Действительно, внимательно изучая Пасху, можно заподозрить, что до Первого Вселенского Собора христиане использовали как первое (слабое), так и второе (сильное) толкование апостольского канона. Однако отцы Первого Вселенского Собора при составлении Пасхи абсолютно остановились на первом толковании: световое воскресение не должно совпадать только с первым, главным днем ​​Пасхи, но может совпадать с последующими 6 днями еврейской Пасхи праздник . еврейский. Это было мнение Первого Вселенского Собора, ясно выраженное в Паскуалии, которому Православная Церковь до сих пор следует. Поэтому в 2017 году православные не нарушают седьмое правило Святых Апостолов о праздновании Пасхи с иудеями, потому что христианская Пасха не совпадает с первым днем ​​еврейской Пасхи, а в другие дни такие «перекрытия» имеют место не запрещено, тем более что подобные случаи были и ранее.

Новопасхалисты и их учение

В наше время, в 2010 году, несколько прихожан Русской Православной старообрядческой церкви усомнились в святоотеческой трактовке апостольского правила на Пасху и решили пересмотреть этот вопрос. Фактически только А.Ю. Рябцев занимался доработкой, а остальные просто поверили его слову. А.Ю. Рябцев, в частности, писал (цитируем частично его слова, опуская очевидные домыслы):

… Часто наша Пасха совпадает с последними днями Пасхи, которая отмечается семь дней, и первое главное правило расчета Пасхи нарушается… В современной практике мы иногда находимся в последних днях Пасхи.

А.Ю. Рябцев предложил запретить совпадение Светлого Воскресения со всеми 7 днями еврейского праздника Пасхи и праздновать православную Пасху по новым правилам, предложенным им самим. Сторонников этого учения стали называть «новыми пасхалами» или «новыми пасхалами». 1 мая 2011 года впервые по новым правилам праздновали Пасху в старинном скальном храме на горе Тепе-Кермен в Крыму. После собора КНР 2011 года, осудившего празднование Пасхи согласно новым подсчетам, новые паскуалисты разделились на отдельную религиозную группу, которая существует до сих пор. В него входят всего несколько человек. Видимо, существует какая-то связь между этой группой и Г. Стерлиговым, который также высказал идею изменения дня празднования православной Пасхи.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Adblock
detector