Катехизация (греч. Κατήχησις; лат. Catechismus, катехизация – устное наставление, наставление) – это краткое наставление в вере для новых христиан или для тех, кто хочет креститься; справочник, содержащий основные положения христианского учения; жанр христианской доктринальной литературы.
В раннем христианстве устное наставление для тех, кто готовится принять крещение, называлось катехизисом. Именно в этом смысле это слово используется в Новом Завете. Таким образом, «катехизис» стал жанром христианской литературы, раскрывающим незыблемые доктринальные принципы христианства.
В современном понимании катехизис можно назвать справочником по основным догматическим концепциям Православия. Это книга, в которой кратко изложена квинтэссенция христианства, причем в такой форме, которая не должна вызывать путаницу или неоднозначное толкование. Это концентрированное выражение того, что Церковь считает необходимым основанием веры каждого человека.
В такой традиционной для нас форме катехизис сформировался впервые на Западе. Первая книга, названная Катехизисом, – это работа Андреаса Альтхамера, составленная в форме вопросов и ответов в начале 16 века.
Однако даже в раннехристианскую эпоху святители Кирилл Иерусалимский, Иоанн Златоуст, бл. Августин принадлежал к целым циклам катехизисов или проповедей (homiles), которые послужили образцом для позднесредневековых и современных европейских катехизисов. Тем, кто готовился принять крещение, необходимо было получить представление о значении таинств Церкви, а также ознакомиться с Символом веры как важнейшим изложением основ христианского учения с молитвой Господней (” Отче наш ») как выражение сущности христианской духовности и с Десятью заповедями в качестве главного морального ориентира для христиан. В раннем христианстве гендерная форма катехизиса, как и его содержание, была совершенно свободной и не обязательно была вопросом и ответом. А в средние века в Западной Церкви были созданы многочисленные доктринальные установки для духовенства и мирян, далекие от жанровой самобытности современных катехизисов.
В современном терминологическом значении катехизис (как догматически точное изложение основ веры в вопросах и ответах) появился в Западной Европе во время Реформации.
В традиции русской церкви подготовка к крещению называлась оглашенными, а прошедшие такую подготовку оглашенными. Также было слово «катехувер», обозначающее книгу учений для тех, кто готовился принять христианство, и выражение «устные слова», то есть учение для катехуменов. Вплоть до XVII века в России перечисления основных категорий христианства, наряду с Символом веры и Катехизисом, обычно помещались в абцедарии, толковые молитвенники и другие учебные и богослужебные собрания или хранилища.
Первый православный катехизис среди восточных славян разработал учитель львовской братской школы Лаврентий Зизаний. Однако из-за плохого славянского перевода его катехизис оказался в значительной степени неточным. В результате тираж был конфискован и практически полностью уничтожен. Многие другие, к сожалению, не сохранившиеся катехизисы конца XVI – первой трети XVII века исследователи связывают с именем Лоуренса Зизании и его брата Стивена.
После Зизании в Русской Церкви до ХХ века существовало два официальных православных катехизиса. Первый – это «Православное исповедание Восточной Католической и Апостольской церкви» известного ректора Киевской академии митрополита Киевского Петра Могилы, а второй – «Расширенный христианский катехизис» Московского митрополита Филарета (Дроздова). Эти катехизисы в основном следуют традиционному образцу: объяснение молитвы Отче наш, Символ веры и Десяти Заповедей, а также христианских таинств.
На протяжении почти трехвековой истории русской богословской науки Русская Церковь использовала катехизис московского святителя Филарета (Дроздова). Еще в первой трети XIX века он был рекомендован к применению Священным Синодом. Именно этот катехизис, щедро переизданный издателями православных книг, часто становится первым «справочником» в области православного богословия для многих новичков.
В ХХ веке появилось большое количество авторских катехизисов: Met. Антонио (Храповицкий), епископ. Александра (Семенов-Тян-Шанский), С. Николай Сербский и другие.
В настоящее время определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 27 июня 2008 г. «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» «признается важность начала работы по созданию современного катехизиса Русской Православной Церкви »(с. 21). На заседании Священного Синода 27 июля 2009 года было решено «начать подготовку современного катехизиса Русской Православной Церкви» (журнал 62).