Богоявление – один из двенадцати великих праздников (то есть один из двенадцати самых важных после Пасхи) в православной церкви. Он завершает череду праздников, посвященных Рождеству Иисуса и Его прославлению как Спасителя. Слово “Презентация” очень древнее и переводится как “встреча”. Что это за встреча?
День праздника: 15 февраля
В чем заключается смысл Сретения
В символическом смысле это встреча Нового и Старого, Нового Завета и Старого. Символом нового завета является младенец Иисус, которого, согласно Моисееву закону, приносили в храм на сороковой день после его рождения. Согласно тому же закону, на восьмой день после рождения он был обрезан и получил имя.
Симеон Богоприимец и праведный Иосиф встретились в храме со святым старцем Симеоном, стариком, которому, по преданию, было около 300 лет. Он был одним из 72 переводчиков, которые переводили Ветхий Завет на греческий язык для Александрийской библиотеки, и когда он переводил книгу Исаии, с ним произошло нечто чудесное. В пророчестве сказано: “Дева зачнет во чреве своем и родит сына”. Симеон подумал, что произошла ошибка, и уже собирался превратить Деву в женщину, но ангел Господень остановил его и сказал, что он не умрет, пока не исполнится пророчество.
Сам Дух Божий привел праведного Симеона в Иерусалимский храм, когда младенец Иисус был принесен туда для обряда и положенной жертвы. Святой Дух открыл старцу, что ребенок на руках у матери – это Мессия, призванный спасти мир. Взяв на руки Божественного Младенца, Симеон произнес слова, которые впоследствии стали началом молитвы “Ныне отпущаеши”. Благословив Марию и Иосифа, Он открыл Пресвятой Матери предназначение Ее Сына: как Мессии, Который станет умилостивительной жертвой.
Присутствовала пророчица Анна, которая день и ночь служила Богу в храме. Услышав слова Симеона, она понесла эту весть народу и “пророчествовала о нем всем в Иерусалиме, ожидавшим избавления”. (Луки 2:2). (Лк 2:38).
Что означает икона «Сретение Господне»
Композиция иконы передает глубокий смысл этого великого события. Слева Богоматерь, за ней Иосиф, справа Симеон Епифаний и пророчица Анна. Таким образом, правая сторона иконы символизирует Ветхий Завет, а левая – Новый Завет. Центром и связующим звеном между этими двумя группами является младенец Иисус, которого Симеон взял на руки с величайшей нежностью и заботой.
Но не только заботой о Божественном Младенце объясняется сгорбленная поза Симеона, но и преклонением перед святостью Девы Марии и теми муками ради Сына, которые Ей придется пережить в будущем.
Сама Богородица на иконе предстает просветленной и смиренной. Как правило, на иконе “Встреча с Господом” она изображается с руками, прикрытыми мантией, так как уже отдала своего Младенца. Иосиф, стоящий позади Нее, держит в руках двух голубей. Это была жертва, которую разрешалось приносить бедным в Иерусалимском храме по случаю рождения ребенка. Позиция Иосифа двояка: с одной стороны, он – справедливый человек, соблюдающий все традиции и обычаи; с другой стороны, он – хранитель того нового, что принесет в мир Иисус. Эта двойственность подчеркивается его положением в иконе.
Пророчица Анна стоит за Симеоном и является своего рода свидетелем, подтверждая исполнение пророчества, о котором он сообщит народу и миру.
Уже на заре христианства Сретение считалось праздником, посвященным не только младенцу Иисусу, но и Деве Марии. Оба вступают на крестный путь: Иисус, который должен спасти мир ценой собственной земной жизни, и его мать, которая приносит в жертву своего Сына и смиряет себя. Но даже в этом унижении она не может не испытывать глубоких чувств к своему ребенку.
Эта двойственность праздника – сочетание радости от рождения Спасителя, выраженной Симеоном Богоприимцем, и скорби в ожидании страстей Христовых – глубоко отражена в иконе Сретения Господня.
В православии существует древний обычай, идущий от раннего христианства, освящать свечи, которые затем зажигаются для следующего Сретения во время молитвы, а также от душевных и физических недугов.
Считается, что освященные свечи обладают целительной силой для тела и души.
В древности такую зажженную свечу ставили вместе с иконой у постели больного и читали молитвы о его скорейшем исцелении.