Икона Преображения Господня на горе Фавор

На иконе изображено событие Преображения Господня на горе Фавор (Матфея 17: 1-8; Луки 9: 28-36). Преображение Господне – праздник божественной славы Христа. В православной традиции День Преображения Господня (19 августа) – один из 12 великих праздников, которые имеют такое значение, что полностью заменяют тексты даже для воскресной службы.

икона Преображения Господня

История

Восхождение на гору Фавор произошло в самый критический момент в служении Господу, когда он отправился в свой последний путь в Иерусалим, который, как он знал, закончится унижением и смертью.

Праздник Преображения Господня – это не просто напоминание о событии, произошедшем в жизни Христа. Он также содержит «эсхатологическое» измерение, ориентированное на будущее, во славу Царства Божьего, которое ожидают увидеть все христиане.

Все было озарено и затронуто небесной славой, исходящей от Иисуса: трава, горы и их вершины, животные, птицы и насекомые, а также ученики Христа – Петр, Иаков и Иоанн. То, что апостолы видели на горе, было, согласно объяснению отцов Церкви, предзнаменованием будущего мира после воскресения из мертвых, видением преображенного мира, достигшего своего окончательного совершенства.

Апостолы, видевшие Преображение Господне, постепенно совершали это преобразование на протяжении всей своей жизни. Они изменили общество. Они трансформировали тех, кого встречали, и старались изо всех сил объявить им:

Иисус воскрес из мертвых, Иисус превратил смерть в жизнь, Иисус превратил паломников в паломников, которые знают, откуда они пришли, откуда и почему.

Значение

Значок разделен на две равные части по воображаемой горизонтальной оси. Верхняя половина изображает совершенный новый мир, представленный прославленным Иисусом Христом и пророками Илией и Моисеем. В то время как нижняя часть изображает нашу временную земную реальность, представленную учениками Иисуса – Петром, Иаковом и Иоанном.

преображение-Господне икона

В центре наверху стоит Иисус Христос, благословляющий обеими руками, одетый в белое. Его туника белая (нежный голубой тон), а шерсть с оттенком красного (едва уловимый красноватый или скорее розовый оттенок). Эти цвета могут символизировать божественную природу, а также человеческую природу Христа, потому что даже в своей славе он сохранил человеческое тело.

На правом плече на тунике есть полоса: клавус, символ царского достоинства Иисуса, который подчеркивает силу его благословения. Серьезное и благородное лицо Христа, обрамленное длинными, темными, прямыми, зачесанными назад волосами и короткой бородой, обращено как бы ко всему человечеству.

Христос окружен круглым нимбом, внешнее кольцо которого окрашено в темно-коричневый цвет, затем, внизу, светло-коричневое кольцо, а внутренняя часть образована глубоким красно-оранжевым кругом с зубчатым краем, выходящим из фигуры. Христа.

Тонкие золотые лучи из ореола, представляющего Солнце, источник света, символ Христа (Христа, свет мира), равномерно и густо излучаются во всех направлениях. Рядом с круглым нимбом справа находятся буквы IC, а слева XC, которые являются начальными и конечными буквами имени Христа (IHCOC, XPECTOC) (Исход 3:14).

Фон значка имеет оранжевый оттенок. Оранжевый получается путем смешивания красного и коричневого. Красный цвет на заднем плане иконы означает торжество вечной жизни, а коричневый – цвет земли и всего временного. Таким образом, оранжевый цвет фона может символизировать победу вечного над временным.

Читайте также:  Страстная икона Божией Матери

Справа от Христа мы видим босого пророка Илию, одетого в темно-сине-зеленую тунику, с темно-пурпурным гиматом (плащом), украшенным позолотой.

пророк элия

он изображен в виде пожилого человека с длинными, седыми, слегка вьющимися, зачесанными назад волосами и длинной бородой. Его серьезное лицо с красивыми чертами обращено к Господу. В левой руке он держит свиток, а в правой указывает на Господа.

Слева от Христа – пророк Моисей (Holy Prophet Moses), обращенный лицом к Господу.

пророк Моисей

он изображен мужчиной средних лет с высоким лбом, короткими вьющимися темно-каштановыми волосами и короткой бородой. На нем длинная темно-синяя туника с ярко-красным гиматом, украшенная позолотой. В руках он держит книгу.

Золочение одежд обоих святых означает, что они уже прославлены. Все три персонажа стоят на холмах разных оттенков коричневого.

Огромный луч золотых лучей сияет от фигуры Христа, он окрашен в ярко-красный цвет, разветвляясь на три луча, каждый из которых указывает на одного из трех апостолов, изображенных в нижней части иконы, на Земле, на преимущественно травянистом область, темно-зеленая, иногда прерывается различными коричневыми оттенками. Это настоящие и символические цвета земного мира. Зеленый здесь означает Святой Дух, Который освещает все и везде.

Справа апостол Петр преклоняет колени перед Господом. Она протягивает ему левую руку, поражаясь неожиданному откровению, свидетелем которого он является. У него короткие вьющиеся седые волосы и короткая вьющаяся борода. Он носит темно-синюю тунику и орехово-коричневый гиматион.

трансформация нижней части иконы

Двое других учеников Иисуса только что проснулись и заснули от изнеможения. В центре изображен апостол Иоанн, стоящий на коленях с раскинутыми руками и склоненной головой, в виде молодого человека с кротким лицом, без бороды и с длинными вьющимися темно-каштановыми волосами. Ее одежда – темно-зеленый хитон и темно-красный гиматион, украшенный позолотой.

Слева лежит апостол Иаков, его лицо обращено вниз, а взгляд смотрит вперед. У него короткие вьющиеся каштановые волосы и короткая борода, красная туника, украшенная позолотой, и темно-сине-зеленый гиматион. Позолота апостолов символизирует то, что на них падает отражение славы Христовой.

Иконография

Формирование традиционной православной иконографии Преображения Господня завершилось в IX веке. На иконах Христос изображен на вершине скалы, но не на вершине, а на ней – как бы парящий в воздухе. По бокам, даже в воздухе, Моисей и Илия. А под скалой апостолы изображены в очень выразительных позах: они закрывают лица и лежат на земле, не смея смотреть в сторону Мастера, от которого исходит ослепляющий и светящийся неземной свет.

Монастырь Святой Екатерины на Синае

Первое сохранившееся изображение превращения происходит из монастыря Святой Екатерины на Синае, где благодаря своей обители сохранилось много первых икон. В апсиде храма находится мозаика Преображения Господня, датируемая серединой VI века.

преображение Синая

Монастырь Святой Екатерины, Синай

Христос – центр и точка опоры образа, его рука благословляет, его глаза обращены к нам. Его одежда изображена «белой как свет», как описывают авторы Евангелий. Слава Божья затмевает сцену, изображенную миндалем вокруг Иисуса, из его тела видны лучи света, падающие на каждого из пяти присутствующих: справа от Христа – пророк Илия; слева – Моисей; у его ног апостолы Иоанн, Петр и Иаков.

Читайте также:  Чудотворные иконы в Дивеево

Моисей запечатлел драму события: трое апостолов смущены на лицах, в то время как Христос спокойно стоит в центре над ними, по бокам Моисей и Илия, которые, кажется, благословляют его. Все последующие иконы Преображения Господня мало отличаются от этой основной композиции.

Монастырь Дафни

Мозаика в монастыре Дафни

Мозаика в монастыре Дафни, Хайдари

Гора, на которой произошло Преображение, называлась Сан Джироламо Монте Табор. Гора играет важную роль в Божественном Откровении, как описано в Священных Писаниях, и соединяет Моисея и Илию, которые чудесным образом присутствуют рядом с Христом.

Моисей взошел на гору Синай, чтобы принять Десять Заповедей и поговорить с Богом в Великом Облаке Божественной Славы. Илии было сказано подняться на гору Хорив (вероятно, альтернативное название Синая), где он услышал голос Бога в «легком ветру».

В библейском повествовании, как и на иконах, эти два собеседника Бога теперь показаны в диалоге с самим Христом, что является четким указанием на божественность Иисуса.

Позже на иконах Моисей держит книгу – Тору. Илия в шкуре животных, напоминающий Иоанна Крестителя, представляет пророков, а Моисей представляет закон. Иисус Христос является воплощением обоих.

Икона Феофана Грека

Феофан Грек (ок. 1340 – ок. 1410) был одним из величайших иконописцев Московской Руси и был известен как учитель и наставник великого Андрея Рублева. Он переехал из Константинополя в Новгород в 1370 году, а оттуда в Москву в 1395 году.

Современники Феофана в Москве характеризовали его как «ученого-философа». Он добился того, что перенес в свою икону учение святых отцов о Преображении.

Икона Феофана Грека

Икона Феофана Грека (конец 14 века)

Геометрия изображения подчеркивает безмятежность Христа по отношению к беспорядку апостолов: Петр протягивает руку, как в середине предложения: «Господи, хорошо нам здесь быть…» (Мф 17) : 4)

Жирная икона Феофана разделена на две части: Христос и Апостолы на горе Фавор, а Моисей и Илия вынесены на отдельные, но примыкающие друг к другу вершины.

Феофан был не первым иконописцем, сделавшим это: гора Фавор и Синай / Хорев – разные вещи, и поэтому было принято изображать Моисея и Илию стоящими на разных пиках, обращенными ко Христу.

Феофан подчеркивает разницу между двумя ветхозаветными святыми, с одной стороны, и апостолами Христа – с другой. Через три луча света приведите трех апостолов и нас к ослепительному свету, окружающему Иисуса.

Таким образом, Феофан представляет нам древнее учение о том, что преобразование было не только событием, свидетелями которого мы были, но и процессом, в котором мы сами должны были участвовать.

Молдавская икона

В Евангелиях трансформация происходит всего через шесть дней после длинного повествования Христа о Конце света, Страшном суде и Втором пришествии Христа. Христос завершает свои слова обещанием:

Есть такие, кто не вкусит смерти, пока не увидит Сына Человеческого, входящего в Свое Царство.

Преобразование, таким образом, является исполнением обещания Иисуса, и, таким образом, апостолы испытывают ожидание будущей жизни – «силы и пришествия Господа нашего Иисуса Христа», согласно апостолу Петру.

На иконе Феофана, пожалуй, впервые изображены восхождение и спуск с горы Фабор. Это важная часть события: Христос не изменился внезапно среди своих учеников во время проповеди в Галилее. Вместо этого Христос выбрал троих своих учеников, повел их на гору молиться, и там они увидели будущую славу Бога в настоящем.

Читайте также:  Икона Хлебная

икона молдавской реформы

Молдавская икона, 16 век (ныне в Бухаресте)

Однако после подъема начался спуск. Никто не может долго переживать такую ​​божественную славу в этой жизни – это обещание будущей жизни. Изображение на значке – это опыт для всех нас. Геометрия иконы Феофана, которая втягивает нас в эту сцену, не для того, чтобы наблюдать ее, а для того, чтобы испытать ее.

Нам также нужно подняться на духовную гору. А выше, в молитве, эти лучи божественного света могут проникать в нас.

Икона в Рыбинске

На более поздних иконах апостолы изображены в том же «упорядоченном беспорядке», что и первая мозаика Синая, но выражение их лиц изменилось с испуганного на сонное.

икона Преображения в Рыбинске

Рыбинский государственный историко-архитектурный музей (начало 19 века)

Это происходит из рассказа Луки, где он описывает апостолов, пробудившихся от тяжелого сна, чтобы засвидетельствовать Преображение. Именно эта усталость объясняет их неспособность понять значение события и разговора между Христом и ветхозаветными святыми о его будущем распятии.

Это тоже урок: нужны бдительность, духовная гармония и молитва. Когда Илия услышал Бога на горе Хорив, это было не во время ревущего ветра, землетрясения или огня, а в гнетущей тишине.

Что бы он почувствовал, если бы не был осторожен? Что мы можем получить от Бога, если невнимательны?

О чём молятся возле иконы

В праздник Преображения Господня в каждом храме совершается торжественная литургия, во время которой перед священным образом читается акатист и молитвы о дарах:

  • очищение от грехов;
  • выздоровление;
  • укрепить веру;
  • спасти семью и друзей.

Молитва

Господь Иисус Христос, Бог наш, неприступный для Света живого, великолепие этой славы Отца и образ Его ипостаси!

Когда приходит исполнение времени, невыразимая милость к падшему человечеству умаляет вас, вы приняли вид раба, вы смирились, покорившись до смерти.

Перед Крестом и своими свободными страстями на горе Таборстаео вы превращаетесь в свою божественную славу перед своими святыми, своими учениками и апостолами, немного скрывая плоть восприятия, но когда они увидят, что вы распяты и предали смерть, они поймут ваше свободное страдание и божественность.

Даруй также всем нам, чистым в преображении твоей плоти, тем, кто празднует с чистым сердцем и не нечистым разумом, взойти на твою святую гору, в селения твоей святой славы, где гласит голос празднующих чист, голос невыразимой радости, но там мы увидим вашу славу лицом к лицу с ними даже не в дни вашего царствования, и со всеми святыми, которые вам нравились с незапамятных времен, мы прославляем ваше самое святое имя вашим Первородный Отец и ваш наисвятейший, добрый и животворящий Дух, ныне и всегда, во веки веков и во веки веков.

Тот, кто с открытым сердцем стоит перед иконой Преображения Господня, получает импульс превратиться из «старого» человека в «нового» человека».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии