Спас на Крови – православный храм в Санкт-Петербурге, полное название которого – Храм Воскресения Христова на Крови (также Храм Спаса на Крови).
Свое название собор получил по месту постройки. Именно здесь 1 марта (по новому стилю – 13) 1881 года было совершено покушение на императора Александра II, в результате которого он был ранен и вскоре скончался. Выражение в названии храма «на крови» указывает на кровь императора.
Таким образом, Спас-на-Крови – памятник Царю-мученику. Сегодня это еще и памятник архитектуры, и музей, входящий в музейный комплекс «Музей-государственный памятник« Исаакиевский собор“».
Император Александр II
Собор расположен в центре города на набережной канала Грибоедова. Рядом находится один из самых известных парков северной столицы – Михайловский сад, а также одна из центральных площадей города – Конюшенная, названная в честь двора императорских конюшен Екатерины I.
Строительство собора было начато по приказу сына Александра II – императора Александра III. Первоначальный проект храма принадлежал двум архитекторам: Альфреду Парланду, для которого Спас на Крови стал самым известным произведением, и настоятелю Троице-Сергиевой пустыни архимандриту Игнатию (Малышеву), который в свое время отказался от строительства храма, поэтому он был полностью возведен по проекту Парланда.
Альфред Парланд
Расположенный в историческом центре Санкт-Петербурга собор Воскресения Христова неизменно привлекает внимание туристов. Немаловажную роль в этом играет внешний вид храма. Спас-на-Крови был построен в русском стиле и в какой-то мере являлся имитацией Покровского собора Пресвятой Богородицы на Рву, более известного как собор (храм) Василия Блаженного в Москве. Кроме того, архитектурными достопримечательностями собора стали храмы Москвы и Ярославля XVI-XVII веков.
Строительство храма велось 24 года. Итак, начатые в 1883 году строительные работы были завершены только в 1907 году. Именно в этом году 6 (по новому стилю – 19 августа) храм освятил митрополит Антоний (Вадковский).
С момента смерти Александра II и до начала строительства Спаса-на-Крови на месте покушения на императора находилась часовня, решение о строительстве было принято на следующий день после смерти царя на заседании МЧС городской Думы. Часовня была построена на средства купцов Громова и Милитина (последний стал главой, то есть заведовал хозяйством церковной общины), а архитектором был Леонтий Бенуа.
Часовня на месте смерти Александра II
Освящение часовни произошло довольно быстро, уже 17 (29) апреля того же 1881 года. После его появления здесь стали проходить поминальные панихиды. Часовня оставалась на месте первоначальной постройки до начала строительства собора, то есть до 1883 года. Затем ее перенесли на Конюшенную площадь. Объект находился на новом месте девять лет, после чего был полностью разобран.
После решения построить собор на месте нападения на императора был объявлен конкурс на лучший проект, в котором приняли участие авторы 26 работ. Из представленных проектов было отобрано 8 лучших, среди которых первое место занял проект А. Тимошко, предполагавший строительство собора в русско-византийском стиле. Произведение называлось «Отец Отечества». Второе место занял проект академиков И. Китнера и А. Хуна «1 марта 1881 года». На третьем месте оказался проект Л. Бенуа, автора часовни, расположенной на том же месте. Однако ни один из отобранных проектов не был одобрен Александром III, в результате чего было принято решение о проведении второго конкурса, на который был подан 31 проект. Однако все новые проекты также были отвергнуты главой государства.
Впоследствии было решено провести еще один конкурс, по итогам которого победил проект архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева). Однако этот проект был одобрен с условием его дальнейшей доработки. Первоначальный проект был утвержден летом 1883 года, а окончательный вариант – только в мае 1887 года.
Проект храма архимандрита Игнатия
Строительство Спаса-на-Крови началось в октябре 1883 года. Строительную комиссию возглавил великий князь Владимир Александрович, третий сын Александра II. Строительство, продолжавшееся 24 года, было завершено в августе 1907 года, когда в день Преображения Господня, известного также как Второго Спасителя, в присутствии императора Николая II и членов императорской семьи был освящен собор.
Строительство храма, деньги на которое собирали по всей стране, обошлось в 4,6 миллиона рублей.
В следующем, 1908 году, рядом с церковью была освящена часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери, которая представляет собой отдельно стоящее здание. Хотя по первоначальному проекту архимандрита Игнатия предполагалось построить две часовни, представляющие собой угловые башенки, расположенные на территории собора. Часовня, строительство которой было завершено в 1907 году, вместе с храмом Спаса-на-Крови освятил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний. Его основным назначением было хранение икон и других подарков, подаренных в память о смерти Александра II. Кроме того, в часовне-ризнице хранились архивные материалы, касающиеся строительства храма.
Иверская часовня-ризница
интересно, что Храм Воскресения Христова возведен с использованием новых строительных технологий. Здание было полностью электрифицировано: в нем размещалось около 1700 электрических ламп.
также интересно, что Спас-на-Крови не был приходским храмом, но поддерживался государством. Собор находился в ведении Министерства внутренних дел, массового посещения храма не было, хотя его вместимость была достаточно большой: собор вмещал до 1600 человек. При царской власти вход в храм осуществлялся только по пропуску.
Спаситель на крови внутри
В 1920 году после смены власти храм стал приходским, хотя настоятель собора протоиерей Петр Лепорский выступил против этого решения.
С июля 1922 года по июль следующего года собор принадлежал автокефалии Петрограда, после чего был отремонтирован. С августа 1923 года он стал собором Петроградской епархии «Старая церковь» («Тихонов»), а с конца 1927 года стал центром Иосифана в Ленинграде. 30 октября 1930 г храм закрыли, а через год было решено разобрать здание. Однако сроки этой процедуры не были указаны, в связи с чем Спас на крови оставался до начала Великой Отечественной войны, когда перед властями возникло больше вопросов.
Во время войны Спас-на-Крови служил моргом, здесь помещали тела погибших горожан, а после войны здесь располагался склад декораций Малого оперного театра.
Знаки ракушки
В 1968 году храм был передан под охрану Государственной инспекции по охране памятников, спустя два года было решено организовать здесь филиал Исаакиевского собора, которым он является сегодня.
В 1970-х и 1990-х годах в здании проводились инженерные, общестроительные и реставрационные работы. В августе 1997 года Спас-на-Крови открылся для первых посетителей, а 23 мая 2004 года здесь после нескольких десятилетий перерыва была совершена первая литургия. Спустя почти десять лет, в январе 2014 года, здесь был зарегистрирован храмовый приход.
Сегодня любой желающий может увидеть Спаса-на-Крови во всей красе. Кроме того, любоваться собором можно как снаружи, так и внутри. С архитектурной точки зрения композиционный центр здания – четырехэтажный, увенчанный пятью куполами. Кроме того, в соборе есть еще четыре главы. В целом храм представляет собой асимметричную группу, увенчанную пятью куполами, одни из которых позолочены, а другие – застеклены. Центральным изголовьем храма является шатер, высота которого достигает 81 метра.
Купола собора
За стенами храма есть надписи, рассказывающие о завоеваниях России в период правления императора Александра II. В оформлении здания использовались различные отделочные материалы: кирпич, мрамор и гранит, а также эмали, позолоченная медь и мозаика.
Внутри храма особенно много мозаик. Создан в мастерской русского мозаика Владимира Фролова. Работы созданы по эскизам более 30 художников, в том числе всемирно известных авторов. Сегодня мозаичная выставка Спаса-на-Крови – одно из крупнейших собраний во всей Европе.
Мозаика собора
При посещении Храма Воскресения Христова особого внимания заслуживает часовня-ризница, которая сегодня является памятником истории и культуры федерального значения и используется для организации и проведения выставок.
Строение прямоугольной формы, увенчанное большим куполом, на вершине которого находится хризма – монограмма имени Иисуса Христа (выполненная в виде греческих букв «чи», «ро», «альфа») и «омега», начертанная по кругу). В отделке здания использован кирпич, в качестве украшения – мозаичная плитка и иконы. Вокруг часовни ограждение, аналогичное той, что отделяет Спаса-на-Крови от Михайловского сада.